ПУНИ Иван (Жан) Альбертович

Pougny Jean

20 февраля 1892 (Куоккала, ныне пос. Репино, близ С.-Петербурга) – 28 декабря 1956 (Париж). Живописец.

Сын виолончелиста Мариинского театра Альберта (в православии Андрея) Пуни, внук итальянского композитора Цезаря Пуни (1802–1870). Начальное музыкальное и художественное образование получил в семье. В 1900–1908 учился в гимназии и военном училище в С.-Петербурге. Брал частные уроки рисования у И. Е. Репина и под его влиянием, вопреки желанию отца, мечтавшего о военной карьере сына, выбрал путь художника.

В 1910–1911 около года провел в Париже. Занимался в академии Р. Жюльена. В феврале–апреле 1912 посетил Италию. В Петербурге познакомился с Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским, К. С. Малевичем, В. В. Хлебниковым, М. Ф. Ларионовым. Вошел в «Союз молодежи» и участвовал в его выставках (СПб., 1912/1913 и 1913/1914).

В 1913 женился на художнице К. Л. Богуславской. Их квартира в С.-Петербурге (сначала на Гатчинской ул., 1, с 1915 – на Петрозаводской ул., 3) стала местом встреч художников и поэтов-футуристов. Вместе с женой организовал выпуск и исполнил обложку футуристического сборника «Рыкающий Парнас», в котором участвовали Хлебников, Маяковский, Бурлюк, П. Н. Филонов, Е. Г. Гуро и др. Тираж сборника был арестован (январь 1914) и почти полностью уничтожен, так как цензура усмотрела в нем «признаки кощунства и порнографии». В 1914 посетил с женой Париж, участвовал в салоне Независимых.

Организовал в Петербурге первую футуристическую выставку «Трамвай В» (март–апрель 1915) и последнюю футуристическую выставку «0, 10» (декабрь 1915– январь 1916), в которых участвовали К. С. Малевич, В. Е. Татлин, А. А. Экстер, Л. С. Попова, Н. А. Удальцова, И. В. Клюн, М. И. Меньков и др. На выставке «0,10» распространял написанный совместно с Богуславской манифест, декларирующий освобождение картины от смыслового содержания. 12 января 1916 вместе с Малевичем выступил в зале Тенишевского училища с лекцией на тему «Кубизм – футуризм – супрематизм». В конце 1916 показал на выставке «Бубнового валета» в Москве жанровые картины, портреты и супрематические картины. В те же годы иллюстрировал детские сказки, исполнял рисунки в традиционной манере для журнала «Нива». Осенью 1916 был призван в армию.

В апреле 1917 стал одним из учредителей союза «Свобода искусству» и общества «0, 10», был делегирован вместе с Богуславской во Временный комитет уполномоченных Союза деятелей искусств. В 1918 стал профессором петроградских ГСХМ. Участвовал в праздничном оформлении улиц города (Литейный пр. и Охта) к 1-й годовщине Октября, работал на Государственном фарфоровом заводе, сотрудничал в газете «Искусство Коммуны», исполнил проект печати Совнаркома (репродуцирован в журнале «Изобразительное искусство». 1919. № 1. С. 67). В начале 1919 по приглашению М. З. Шагала приехал в Витебск, до лета работал там в Коллегии по делам искусств и преподавал в Народной художественной школе.

В январе 1920 вместе с женой и четой Шухаевых по льду Финского залива перешел границу с Финляндией. До получения германской визы жил в Куоккала (ныне пос. Репино) в усадьбе отца. В сентябре 1920 супруги переехали в Берлин, вошли в круг немецкого литературно-художественного авангарда. В 1920–1922 создал много беспредметных картин, оформлял и иллюстрировал детские книги, рисовал эскизы декораций и костюмов для русских театров-кабаре «Синяя птица» и «Карусель». В феврале 1921 провел персональную выставку (215 картин и рисунков) в галерее Der Sturm. Участвовал в выставках русских художников в книжных магазинах издательства «Заря» и Twardy (1923), 1-й Международной художественной выставке в Дюссельдорфе , 1-й Русской художественной выставке в галерее Van Diemen и Большой берлинской художественной выставке (все – 1922). В 1922–1924 входил в «Ноябрьскую группу», участвовал в ее выставках в Берлине и Кёльне. 3 ноября 1922 в берлинском Доме искусств прочел лекцию (в качестве обзора русской выставки в галерее Van Diemen), которая легла в основу его полемической книги «Современная живопись», содержащей анализ и критику беспредметничества.

В 1923 поселился в Париже. Сблизился с Ф. Леже, А. Марке, Дж. Северини, А. Озанфаном. Последний посвятил ему статью в «L’Esprit nouveau» (1924). В дальнейшем отошел от беспредметного искусства: писал импрессионистские натюрморты, интерьеры, парижские пейзажи, пляжи Лазурного берега.

С 1924 почти ежегодно выставлялся в салоне Тюильри (вплоть до 1955), иногда – в салоне Независимых (с 1923) и Осеннем салоне (с 1924). Провел персональные выставки в галереях Barbazanges (апрель 1925, совм. с Богуславской; предисловие к каталогу Андре Сальмона), Bernheim (апрель 1928) и J. Castel (июнь 1933; организована маршаном Полем Гийомом, он же написал предисловие к каталогу). Участвовал в выставках русских художников в Париже (M. Henry, 1925; Zak, 1930, 1932, 1936; d’Alignan, 1931; L’Époque, 1931, 1932 – группа «Числа»; Castelucho-Diana, 1936), а также в Брюсселе (1928) и Праге (1935). В 1937 две картины, показанные на Международной выставке в Париже, были приобретены Музеем современного искусства в Гренобле.

В 1933 стал членом секции художников Союза деятелей русского искусства во Франции. В 1936 сотрудничал с Союзом возвращения на родину, оформлял вечера журнала «Наш Союз».

В 1940–1942 жил в Антибе, на юге Франции, поддерживал тесную связь с супругами Делоне. По возвращении в Париж, в 1943, провел персональную выставку в галерее L. Carré.

После войны участвовал в выставках, организованных Союзом советских патриотов (февраль и май 1945; «В честь Победы», 1946; июнь 1947) и Комитетом «Франция–СССР» (1945). В 1946 по приглашению ЮНЕСКО принял участие в международной выставке в Музее современного искусства и показал несколько работ на Выставке современного французского искусства в Люксембургском музее Парижа. Принял французское гражданство (1946). В 1947 стал кавалером ордена Почетного легиона, в 1952 – офицером ордена. Персональные выставки состоялись в парижских галереях de France (1947, 1950) и M. Coard (1953, 1956), в галерее Knoedler в Нью-Йорке (1949, 1952) и галерее Adams Brothers в Лондоне (1950). Участвовал в групповых выставках в Париже, Лондоне, Вене, Токио, Мехико, США, Тунисе, Египте.

Умер в своей мастерской в Париже на улице Notre-Dame-des-Champs, 86. Похоронен на кладбище Монпарнас. Наиболее крупные посмертные выставки состоялись в Национальном музее современного искусства в Париже (1958), Музее Тулуз-Лотрека в Альби (1958), Музее искусств в Цюрихе (1960), галерее des Ponchettes в Ницце (1961), музее Stedelijk в Амстердаме (1961), галерее Charpentier в Париже (1961/62), Галерее современного искусства в Турине (1962/63), галерее Krugier & Cie в Женеве (1964), в Haus am Waldsee в Берлине (1975), в Музее современного искусства города Парижа (1993). Его произведения экспонируются на выставках, посвященных русскому авангарду и Парижской школе. В 2003 работы экспонировались в ГРМ на выставке «Русский Париж».

Представлен во многих музеях Европы и США, в ГРМ и ГТГ. Вдова подарила его картины Музею современного искусства города Парижа, а гравюры и документы – Национальной библиотеке (1959 и 1966).

Библиография:

* Лобанов-Ростовский; ХРЗ; AI 2/1021, 6/905, 7/1027, 8/1016, 11/621, 12/740, 13/740, 15/817, 17/474, 18/560, 19/762, 20/747, 21/761, 22/624, 25/642, 27/720, 28/817; Naylor; Seuphor1.

Каллои Э. Иван Пуни // Сполохи (Берлин). 1922. № 9. С. 26.

Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Л., 1933. С. 271-273.

Антонов В. По студиям русских художников. И. А. Пуни // Русские новости. 1952. 7 ноября.

Шик А. Умер Иван Пуни // Русская мысль. 1957. 8 янв.

Струве Г. Дела давно минувших дней // Русская мысль (Париж). 1978. 4 мая (№ 3202). С. 7.

Бахрах А. Пуни // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1979. 11 ноября. С. 5.

Сапгир К. Пуни и его круг // Русская мысль (Париж). 1985. 21 марта (№ 3561). С. 11.

Пунин Н. Н. Квартира № 5: Глава из воспоминаний // Панорама искусств. Вып. 12. М., 1989. С. 161-198.

Багинова М. Выставка Ивана Пуни и Клода Бограчева // Русская мысль (Париж). 1989. 30 июня (№ 3782). С. 11.

Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания. Л., 1989.

Лобанов-Ростовский Н. О театральных художниках из России (Записки коллекционера) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / сост. М. Пархомовский. Иерусалим, 1992. Т. 1. С. 390–420.

Боулт Дж. Э. «Бегство форм»: Иван Пуни в Берлине. 1921–1923 // Вопросы искусствознания. 1997. Вып. 2. М., 1997. С. 179-184.

Боулт Дж. Бегство в Берлин. Иван Пуни в эмиграции // Русский Берлин. 1920–1945: Межд. научн. конф. 16-18 дек. 2002. М., 2006. С. 223-238.

Харджиев Н. Н. Статьи об авангарде: Архив русского авангарда / Сост. Р. Дуганов, Ю. Апришкин, А. Сарабьянов: В 2 т. М.: R. A., 1997. (Указ.).

С. 282-285.

Русский Париж 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 278-281 (илл.).

Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918–1941. Минск, 2007.

Сарабьянов А. Иван Пуни: Альбом. М., 2007.

Крусанов А. В. Русский авангард. Боевое десятилетие. В 3-х тт. Кн. 1, 2. М., 2010. (Указ.).

Pougny. Musée Nationale d’Art Moderne. Paris, 1958.

Pougny: [Catalogue]. Musées de Nice. Nice: Galerie des Ponchettes, 1961.

Pougny 1894–1956 / Texte par R. Nacenta, T. Tzara. Galerie Charpentier. Paris, 1961–1962.

Jean Pougny: [Catalogue]. Galleria civica d'arte moderna. Torino, [1962].

Lassaigne J. Jean Pougny. Baden-Baden: Woldemar Klein Verlag, 1964.

Donation Pougny / Préf. M. Hoog. Orangerie des Tuileries. Paris, 1966.

Iwan Puni (Jean Pougni) 1892–1956. Gemälde, Zeichnungen, Reliefs: Russland 1910–1919, Berlin 1920–1923, Paris 1924–1956: [Catalogue]. Haus am Waldsee, Berlin; Städtisches Museum, Leverkusen. Berlin: Haus am Waldsee, 1975.

Berninger, H., Cartier J.-A. Jean Pougny (Iwan Puni). 1892–1956. Catalogue de l'œuvre. Russie-Berlin 1910–1923. T. 1. Tübingen: E. Wasmuth, 1972; Catalogue de l'œuvre. Paris-Côte d’Azur 1924–1956. Peintures. T. 2. Tübingen: E. Wasmuth, 1992.

Iwan Puni: Synthetischer Musiker / Mit Beiträgen von E. Roters, H. Caßner und Schriften zur Kunst (1915–1923) von Iwan Puni. Berlinische Galerie, 1992.

Jean Pougny: [Catalogue]. Musée d’Art Moderne de la ville de Paris. Paris, 1993.

Jean Pougny. Galerie Zlotowski, Galerie Minotaure. Paris, 2003.

Сочинения:

Современная живопись. Берлин: Изд-во Л. Д. Френкеля, 1923.

Библиотека
сайта:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Julia&Keld за предоставленную фотографию.

Дата ввода:

19.01.2012