ШАГАЛ Марк (Мовша Хацкелев, Моисей) Захарович

Chagall M.

Ю. М. Пэн. Портрет М. З. Шагала. 1914.

24 июня / 6 июля* 1887 (Витебск) – 28 марта 1985 (Сен-Поль-де-Ванс, деп. Приморские Альпы, Франция). Живописец, график, художник книги, театральный художник.

Старший из девяти детей приказчика рыбного склада; мать держала бакалейную лавку. Детство провел в Витебске, в патриархальной еврейской среде. В 1900–1905 учился в городском четырехклассном ремесленном училище (одновременно с О. А. Цадкиным). В 1906 три месяца занимался в Школе живописи и рисунка Ю. М. Пена; работал ретушером в фотоателье.

В 1907 получил временное разрешение на въезд в С.-Петербург. Не выдержал экзамен в ЦУТР, поступил в 3-й класс Рисовальной школы ОПХ. Жил в семье присяжного поверенного Г. А. Гольдберга под видом слуги, чтобы иметь право на проживание в столице. Поступил учеником в мастерскую вывесок. В 1908 посещал рисовальные классы С. М. Зейденберга. В 1909 (три месяца) занимался в школе Е. Н. Званцевой у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского, участвовал в выставке учеников школы в редакции журнала «Аполлон» (1910). Вернувшись в Витебск, исполнил первые картины: «Рождение», «Смерть», «Свадьба», «Свечи на темной улице». В 1910 вновь приехал в С.-Петербург. Его творчеством заинтересовался адвокат М. М. Винавер – один из лидеров кадетской партии и член Государственной Думы, который помог ему выехать для обучения за границу и назначил денежное содержание.

В августе 1910 приехал в Париж и снял мастерскую в «La Ruche». Посещал академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. Познакомился с Г. Аполлинером, М. Жакобом, Ф. Леже, А. Сальмоном, Р. Делоне, Б. Сандраром, А. Модильяни. Писал лирико-фантастические картины на тему Парижа, Витебска и еврейских местечек старой России, цветы, сцены из жизни цирка, часто обращался к теме влюбленных и библейским сюжетам: «Я и местечко» (1911), «Небесный извозчик» (1912), «Голгофа» (1912), «Скрипач» (1913). В 1912 участвовал в Осеннем салоне и салоне Независимых. Присылал работы в С.-Петербург (выставка общества «Мир искусства», 1912) и Москву (выставки «Ослиный хвост», 1911/1912 и «Мишень», 1913). В июне 1914 провел персональную выставку в галерее Der Sturm в Берлине.

Летом 1914 вернулся в Витебск. Написал много картин на городские темы. 25 июля 1915 женился на Белле (Берте) Розенфельд из семьи богатых витебских ювелиров; в честь жены начал серию картин, посвященных влюбленным («Прогулка», 1917; ГРМ). В 1915 был призван в армию, но, благодаря связям Розенфельдов, направлен в Петроград в Военно-промышленный комитет, где занимался канцелярской работой, все свободное время отдавая живописи. В 1916 родилась дочь Ида. Участвовал в выставках: «Выставка живописи 1915 г.» (М., 1915; представил 25 работ из «Витебской серии»), «Бубновый валет» (М., 1916), «Современная русская живопись» (Пг., Художественное бюро Н. Добычиной, весна и осень 1916, 1918), Еврейского общества поощрения художеств (М., апрель 1917). Работы воспроизводились в журналах «Аполлон» и «Солнце России».

В начале 1918 вернулся с семьей в Витебск. В августе 1918 был назначен комиссаром искусств губернского отдела народного образования. Организовал Витебское народное художественное училище (открыто 28 января 1919), к преподаванию в которой привлек Ю. М. Пэна, М. В. Добужинского, И. А. Пуни, К. Л. Богуславскую, Л. М. Лисицкого и К. С. Малевича. В июне 1920 из-за конфликта с Малевичем ушел из школы и уехал из Витебска.

В 1920–1922 работал в Москве художником-декоратором Государственного Еврейского камерного театра под руководством режиссера А. М. Грановского. Исполнил фреску, фриз и четыре панно с аллегориями искусств для интерьера театра, оформил первые спектакли по рассказам А. Шолом-Алейхема: «Агенты», «Мазл-тов» и «Поздравления». Сотрудничал с Е. Б. Вахтанговым в еврейском театре «Габима»; исполнил для 2-го МХТ декорации к пьесе Дж. Синга «Удалой молодец» (были отвергнуты как противоречащие реалистической концепции театра). Преподавал рисование и литературу в колониях для беспризорников «Малаховака» и «III Интернационал».

Участвовал в Выставке современной живописи и рисунка (Пг., 1918), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919), 1-й Государственной выставке картин местных и московских художников (Витебск, 1919) и выставке «Мир искусства» (М., 1922). В 1921 прошла персональные выставка в Еврейском камерном театре, в 1922 показал около сорока работ на совместной выставке с Н. И. Альтманом и Д. П. Штеренбергом в Москве.

Летом 1922 с помощью А. В. Луначарского выехал за границу. Через Каунас попал в Берлин, чтобы выяснить судьбу картин, оставленных до войны в галерее Der Sturm; начал многолетний судебный процесс по их возвращению. В Берлине освоил технику гравюры (офорт, сухая игла, ксилография); по заказу издателя П. Кассирера исполнил эстампы и офорты к мемуарам «Моя жизнь» (альбом гравюр был издан в Берлине в 1923; мемуары, иллюстрированные ранними рисунками, вышли в Париже на французском языке в 1931). Дружил с поэтом Х.-Н. Бяликом, художниками М. Коганом, А. П. Архипенко, Д. Штеренбергом.

Осенью 1923 поселился в Париже. В 1923–1927 по заказу маршана А. Воллара исполнил офорты к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя (107 гравюр на металле; в 1927 передал 96 из них в дар Третьяковской галерее; книга с иллюстрациями была издана в 1948 Эженом Териадом, преемником Воллара, и получила Гран-при на ХХΙV бьеннале искусств в Венеции). В 1925 начал работу над циклом офортов к «Басням» Лафонтена (изданы в 1952), в 1927 создал цикл из 19 гуашей «Цирк Воллара». В 1931 начал работу над иллюстрациями к Библии (гуаши, затем офорты), которую завершил в 1952. Совершил путешествие по Ближнему Востоку, побывал в Палестине, исполнил документальные зарисовки, которые использовал при создании цикла «Библейские послания» (гравюры, картины, керамика, витражи).

Провел персональные выставки в парижских галереях: Barbazanges (1924, работы 1908–1924), Quatre Chemins (1925), K. Granoff (1926) и в галерее Reinhardt в Нью-Йорке (1926). В 1930-е персональные выставки состоялись в Париже, Берлине, Кёльне, Амстердаме, Базеле, Праге, Лондоне, Брюсселе и Нью-Йорке. Участвовал в групповых выставках русских художников в Ганновере (1921), Дюссельдорфе (в составе 1-й Международной художественной выставки, 1922), Берлине (1922), Париже (M. Henry, 1925; L’Époque – выставка журнала «Числа», 1931; Zak, 1936), Миннеаполисе (США, 1928), Уилмингтоне, США (1932), Праге (1935), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928). Был участником общественной жизни русско-еврейской эмиграции: жертвовал картины для благотворительных выставок, в том числе в пользу Комитета помощи русским писателям и ученым (выставка в галерее Quatre-Chemins, 1928), сотрудничал в Обществе друзей еврейской культуры (1923; читал там отрывки из своей книги «Моя жизнь»), с Еврейским научным институтом (1929), участвовал в собраниях памяти М. М. Винавера (1926), Х.-Н. Бялика (1934), И. Рыбака (1936), А. Б. Лаховского (1937), был членом Комитета по чествованию поэта З. Шнеура по случаю 30-летия его литературной деятельности (1933), сопредседателем собрания по случаю 75-летия С. М. Дубнова (1935), членом Комитета по созданию в Париже постоянно действующего авангардного еврейского театра (1938). Писал статьи на разные темы в газете «L’Intransigeant» («Непримиримость»).

В конце 1930-х, под впечатлением от публичного сожжения его работ в Мангейме (Германия), исполнил ряд картин на тему Распятия. В 1937 принял французское гражданство. В начале Второй мировой войны уехал на юг Франции. В мае 1941 по приглашению Музея современного искусства в Нью-Йорке выехал с семьей в США. Оформил балеты «Алеко» на муз. П. И. Чайковского (балетм. Л. Ф. Мясин, 1942) и «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (балетм. Дж. Баланчин, 1945) для труппы American Ballet Theatre. Иллюстрировал книгу сказок «Тысяча и одна ночь» (Нью-Йорк, 1948). В 1941–1946 провел персональные выставки в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и Лос-Анджелесе.

Был участником выставок в Париже, организованных Союзом русских патриотов (февраль 1945) и Комитетом «Франция–СССР» (май-июнь 1945). Жертвовал работы в пользу советских военнопленных и депортированных (галерея René Drouin, 1945), в пользу детей, находящихся на попечении организации «Национальное движение против расизма» (галерея J.-M. Vidal).

В 1944 пережил внезапную смерть жены. Посвятил ее памяти картины «Моей жене» (1944), «Свадебные свечи» (1945), «Душа города» (1945) и «Крыши» (1953); исполнил рисунки к ее автобиографии (1945–1952). В 1944–1952 его спутницей стала Вирджиния Мак-Нейл.

В 1948 вернулся во Францию и поселился в Оржевале, под Парижем. С 1950 жил на собственной вилле La Colline в Вансе, близ Ниццы. В 1952 расстался с В. Мак-Нейл и женился на Валентине Бродской, с которой прожил до конца дней. В 1966 они переехали в Сен-Поль-де-Ванс.

Исполнял гуаши, создал гравюры к книгам «Жаркая жажда жить» («Le dur desir de durer») П. Элюара (офорты, 1946), «Дафнис и Хлоя» («Daphnis et Chloé») Лонга (цветные литографии, 1960–1962), «Сибирь» («Siberia: A poem by Abraham Sutzkever») А. Суцкевера (1961), «Марк Шагал. Стихотворения» («Marc Chagall. Poèmes», 1969), «Антимемуары» («Antimémoires») А. Мальро (1970). «Феерия и королевство» («La Féerie et le Royaume») К. Бруникеля (1972), «Одиссея» («L’Odyssee») Гомера (1974), «Буря» («The Tempest») Шекспира (1975), «Тот, кто говорит нечто, ничего не говоря» («Celui qui dit les choses sans rein dire») Л. Арагона (офорты, 1975), «И на земле…» («Et sur la terre») А. Мальро (рисунки, 1977), «Псалмы Давида» («Psaumes de David», 1978), цикл офортов на тему «Цирк» («Cirque») (1967).

Создал монументальные росписи в фойе театра Уотергейт в Лондоне (1949), витражи для церкви в Асси (Савой, 1957), для Иерусалиского университета и для синагоги медицинского центра Хадассах в Иерусалиме (1962), для кафедрального собора Нотр-Дам в Реймсе (открыты в 1974), мозаичное панно для фасада Метрополитен-Опера в Нью-Йорке (1966), цветные мозаики и витражи для музея в Ницце, мозаики «Четыре времени года» для Национального банка в Чикаго. По заказу министра культуры Франции А. Мальро расписал плафон парижской Гранд-Опера (1964). Занимался декоративной керамикой, шпалерами и скульптурой.

В 1950-е завоевал всемирную известность. В 1950–1970-е персональные выставки прошли во многих городах Франции, Англии, Швейцарии, Германии, США, Японии и Израиля. Работы экспонировались на многих выставках, в том числе на выставках русских художников Парижской школы в Сен-Дени (1960) и в Доме французской мысли в Париже (1961), выставках русских и советских художников (Grand-Palais, 1974, 1977), выставках «Русские художники-эмигранты в Париже» (Лондон, галерея Redfern. 1953) и «Русский взгляд» в Гейдельберге (Heidelberger Kunstverein, 1974). В 1950 постоянная экспозиция его работ открылась в Музее современного искусства в Париже (Palais de Tokyo). Он стал лауреатом многих престижных наград, почетным доктором ряда университетов, почетным членом Американской академии искусств и словесности (1959), был награжден орденом Почетного легиона (1952, 1977 – Большой крест). В 1977/1978 в Лувре состоялась ретроспективная выставка в честь 90-летия со дня его рождения.

В 1973 по приглашению Министерства культуры СССР побывал в Москве и Ленинграде в связи с выставкой литографий. Подарил 75 литографий ГМИИ им. А. С. Пушкина. В 1981 в Ленинграде прошла выставка эстампов, подаренных им Эрмитажу. В 1987, в связи со 100-летием со дня его рождения, мемориальная выставка состоялась в Москве. В 2005 в ГРМ и ГТГ прошли большие ретроспективные выставки.

Похоронен в Сен-Поль-де-Вансе. Дети: Ида Шагал-Мейер (1916–1994) посвятила себя сохранению художественного наследия отца, Давид Мак-Нейл (р. в 1946) – певец, композитор, актер, продюсер и литератор; написал воспоминания об отце.

Представлен в крупнейших музеях мира, в том числе в Музее современного искусства и музее Метрополитен в Нью-Йорке, галерее Тейт в Лондоне, в Лувре и Национальном музее современного искусства в Париже, в Эрмитаже, Государственном Русском музее и Третьяковской галерее. Многие работы хранятся в Государственном музее Шагала в Ницце (открыт в 1973). Именем художника названа аллея в Париже (Allée Marc Chagall).

В 1992 в Витебске открыт Музей Марка Шагала (директор Людмила Хмельницкая), в коллекции которого насчитывается более 300 графических работ художника, действуют Арт-Центр и Дом-музей Марка Шагала. Музей проводит ежегодные международные Шагаловские чтения. В Витебске установлены два памятника художнику (1992, скульпт. А. Гвоздиков и 1997, скульпт. В. Могучий). В связи со 125-летием со дня рождения художника в 2012 в С.-Петербурге, на доме, где художник жил в 1915–1918, будет установлена мемориальная доска.

(*) Из-за ошибочного пересчета с Юлианского (старого стиля) на Григорианский (нового стиля) календарь дата рождения часто указывается – 7 июля.

Библиография:

* AI 1/306, 2/278, 3/305, 4/263–264, 5/189, 6/246, 7/274–275, 8/273–274, 9/191, 10/194, 11/173, 12/204–205, 13/202–203, 14/220, 15/219–220, 16/122–123, 17/127, 18/150–151, 19/208–209, 20/199, 21/202–203, 22/161–162, 25/175, 27/192–193, 28/215–216; 1975: January/59, April/48, July/78, October/45–46; ; Nieszawer & Princ.

Тугендхольд Я. Новый талант // Русские ведомости.1915. 29 марта.

Тугендхольд Я. М. Шагал // Аполлон. 1916. № 2. С. 11–20 (с ил.).

Эфрос А., Тугендхольд Я. Искусство Марка Шагала. М., 1918.

Выставка работ Натана Альтмана, Марка Шагала и Давида Штеренберга. Живопись, графика. Каталог. Культур-Лига. М., 1922.

Аронсон Б. Марк Шагал. Берлин, 1923.

Осборн М. Марк Шагал // Жар-птица. 1923. № 11. С. 13–20.

Аранович Д. Марк Шагал // Красная панорама. 1928. № 47. С. 13–14.

Попова Н. Н. Опыт исследования художественного творчества с точки зрения психофизической конституции: Марк Шагал // Журнал невропатологии и психиатрии. 1929. № 3/4. С. 499–510.

Вейдле В. Заметки о Шагале // Числа. 1933. Кн. 9. С. 176–178.

Бенуа А. Н. Выставка Шагала // Последние новости (Париж). 1940. 3 февр. (№ 6886).

Неизвестный Шагал: Новые поступления в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина / Сост. В. А. Мишин, авт. вступит. ст. М. А. Бессонова. М., 1972.

Марк Шагал. Четыре книги: Каталог выставки. Л., 1981.

Каменский А. А. Сказочно-гротесковые мотивы в творчестве Марка Шагала // Примитив и его место в художественной культуре нового и новейшего времени. М., 1983.

Марк Шагал: Живопись и графика из французских и советских музеев и личных коллекций: Каталог выставки. М., 1987.

Марк Шагал – книжный иллюстратор: Кат. выставки из собрания Эрмитажа / Авт.-сост. Ю. Русаков. Л., 1987.

Шагал. Возвращение мастера: По материалам выставки в Москве к 100-летию со дня рождения художника: Альбом-каталог. М., 1988.

Каменский А. А. Марк Шагал и Россия. М., 1988.

Шатских А. Когда и где родился Марк Шагал // Искусство. 1989. № 1. С. 67–68.

Фирин Х. «Меня может понять страдалец художник»: (Петербургские годы М. З. Шагала) // Искусство Ленинграда. 1990. № 8. С. 104–110.

Апчинская Н. В. Марк Шагал: Графика. М., 1990.

Сарабьянов Д. В. Марк Шагал. М., 1992.

Художники русского театра. 1880–1930: Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских: Каталог-резонне / Вступит. ст. Н. Д. Лобанова-Ростовского, сост. и текст. Дж. Боулта. М., 1994.

Апчинская Н. В. Марк Шагал: Портрет художника. М., 1995 (библиогр.).

Шатских А. Марк Шагал: Творящая ностальгия // Наше наследие. 1995. № 34. С. 118–128.

Герман М., Форестье С. Марк Шагал. СПб., 1996.

Шатских А. Гоголевский мир глазами Марка Шагала. Витебск, 1999.

Шатских А. Театральный феномен Марка Шагала. Витебск, 2001.

Шагал Б. Горящие огни. М., 2001; 2006.

Апчинская Н. Марк Шагал и Библия. Витебск, 2003.

Апчинская Н. Театр Марка Шагала. Конец 1910-х – 1960-е годы. Витебск, 2004.

Каменский А. Марк Шагал – художник из России. М., 2005.

Марк Шагал. Здравствуй, Родина! М.: ГТГ, 2005.

Мак-Нил Д. По следам ангела: Воспоминания сына Марка Шагала / Пер. с фр. Н. Мавлевич. М., 2005.

Марк Шагал. ГРМ. Альманах. Вып. 116. СПб. 2005.

Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. М., 2009. С. 410–425.

George W. Marc Chagall. Paris: Gallimard, 1928.

Salmon A. Chagall. Paris: Chronique du Jour, 1928.

Chagall Bella. Burning Lights. New York: Lumières allumées, 1945; Paris: Gallimard, 1973.

Sweeney J. J. Marc Chagall. New York: The Museum of Modern Art, 1946.

Marc Chagall: Peintures 1908–1947: Catalogue du Musée National d’Art Moderne. Paris, 1947.

Maritain, R. Chagall ou l’orage enchante. Paris, 1948.

Venturi L. Chagall: Étude biographique et critique. Genève: Skira, 1956.

Marc Chagall et la Bible / Texte par J. Leymarie. Genève-Musée Rath, 1962.

Meyer F. Marc Chagall: Life and Work. New York: Abrams Publ., 1963.

Cassou J. Chagall: L’homme et son œuvre. Paris: Aimery Somogy, 1966.

Chagall. L’œuvre gravé: Catalogue d’expert. Bibliothèque Nationale. Paris, 1970.

Marteau R. Les vitraux de Chagall. 1957–1970. Paris: A. C. Mazo, 1972.

Chagall: Message Biblique. Musée National d’Art Moderne. Donation Marc et Valentine Chagall. Paris, 1973.

Sorlier Ch. Chagall lithographe. 1969–1973 / Catalogue et notices Ch. Sorlier et F. Mourlot. Monte-Carlo, 1974.

Haftmann W. Marc Chagall: Gouachen, Zeichnungen, Aquarelle. Köln: DuMont, 1975.

Alexander S. Marc Chagall: A Biography. New York: G. P. Putnam’s Sons, 1978.

Sorlier Ch. Chagall lithographe. 1980–1985. Monaco: Sauret, 1986.

Sorlier Ch. Marc Chagall: Le livre des livres. Paris: A. Sauret–M. Trinckvel, 1990.

Greenfield H. Marc Chagall. New York: Abrams Publ., 1991.

Schneider P. Chagall à travers le siècle / Suivi d’une biographie de l’artiste par Meret Meyer. Paris: Flamma-rion, 1995.

Сочинения:

Ангел над крышами: Стихи. Проза. Статьи. М., 1989.

Моя жизнь / Пер. с франц. Н. С. Мавлевич. М., 1994; 2000.

Марк Шагал об искусстве и культуре / Под ред. Б. Харщава. М., 2009.

Mein Leben. Berlin: Paul Cassirer, 1923.

Ma Vie / Préface d’Anré Salmon. Paris: Stock, 1931.

Poèmes. Genève: Cramer, 1975.

Сайты:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012