БАКСТ Лев Самойлович (собств. Розенберг Лейб-Хаим Израилевич)

Bakst (né Rosenberg) Léon

Л. С. Бакст. Фрагмент фотографии.

27 апреля / 9 мая 1866 (Гродно) – 27 декабря 1924 (Париж). Живописец, график, художник театра, модный дизайнер, критик и литератор.

Третий сын почетного гражданина Израиля-Самуила-Баруха Хаймовича Рабиновича (? – 1890) и Баси Пинхусовны, урожд. Розенберг (? – 1896). Дед Пинхус Хаимович Розенберг (1809–1881), содержатель магазина военной одежды в С.-Петербурге, купец 2-й гильдии. В 1870 он с высочайшего разрешения усыновил зятя, и молодая семья получила возможность проживать в С.-Петербурге, приняв фамилию Розенберг. В семье было шестеро сыновей и три (по другим данным четыре) дочери, в том числе Исайя Розенберг, ставший популярным журналистом; Рашель (Роза), мать будущего советского историка Альберта Манфреда; Сара (София), в замужестве Клячко (теща художника Андрея Барсака). Второй дед по матери – Бакстер или Бакст, был известным портным, долго прожил в Париже, имел свой дом в С.-Петербурге, обставленный по парижской моде. По всей вероятности, профессиональные занятия дедов и их петербургские связи повлияли на становление будущего художника.

Детство и юность провел в С.-Петербурге. В 1883 окончил 6-ю классическую гимназию и по совету М.М. Антокольского поступил вольнослушателем в ИАХ. В 1887 покинул ИАХ. В 1887–1890 работал в мастерской учебных пособий, организованной писателем и педагогом А.Н. Канаевым. Иллюстрировал детские книги для издательств А.А. Холмушина и А.Ф. Девриена. С 1889 подписывал свои работы: Бакст. В 1890–1893 делал репортерские наброски для журналов «Художник» и «Петербургская жизнь». В эти годы писал картины в манере передвижников: «Супруги (Мезальянс)», «Философ» (Пьяный факельщик)», «Старуха еврейка», «Отчаяние», «Иуда, беседующий с Христом».

В 1890 начал изучать технику акварели под руководством академика Альберта Н. Бенуа, познакомился с его младшим братом Александром Н. Бенуа и его окружением. В 1891 побывал в Германии, Италии, Испании и Франции, надолго остановился в Париже. В 1893 вновь приехал в Париж, где проработал с перерывами до 1899, встречался с приезжавшими петербургскими друзьями. Занимался в студии Ж.-Л. Жерома, в академии Р. Жюльена и у А. Эдельфельда. По заказу вел. кн. Алексея Александровича писал картину «Приезд адмирала Авелана в Париж» (окончена в 1900), подготовительные этюды к которой выставлял в салоне газеты «Figaro».

В 1890-е участвовал в выставках Общества русских акварелистов (СПб., 1890–1895; М., 1897), Санкт-Петербургского общества художников (1895), МОЛХ (1896) и академических выставках (1890, 1896–1897).

В 1898 стал одним из основателей кружка «Мир искусства». Был главным оформителем журнала «Мир искусства», участвовал в оформлении «Ежегодника Императорских театров» (1899–1902), журналов «Художественные сокровища России» (1901–1902), «Весы» (1904–1909), «Золотое руно» (1906), «Аполлон» (1909), рисовал для журнала «Сатирикон» (1908) и для открыток Общины св. Евгении (1902–1905). Оформлял книги для петербургских и московских издательств, поэтические сборники «Снежная маска» А.А. Блока (СПб., 1907), «Anno mundi ardentis» М.А. Волошина (М., 1910) и др. Графический стиль, разработанный им совместно с А.Н. Бенуа и К.А. Сомовым, два десятилетия господствовал в области оформления книг и журналов. Занимался разработкой модной одежды, создавал рисунки для тканей.

В живописи и станковой графике использовал опыт различных европейских школ и направлений – от салонного академизма до импрессионизма. В начале 1900-х исполнял портреты, сюжетные картины, пейзажи и декоративные панно: портреты И.И. Левитана, Ф.А. Малявина, З.Н. Гиппиус (литографии; 1899–1901), В.В. Розанова (пастель, гуашь; 1901), Андрея Белого (цв. кар., мел; 1905), К.А. Сомова (цв. кар., мел; 1906), и «Портрет С.П. Дягилева с няней» (масло; 1906), картины «Сиамский священный танец» (1901) и «Ужин» (1902), панно «Элизиум» (1906). В 1907 под впечатлением от поездки вместе с В.А. Серовым по Греции создал цикл пейзажей и декоративное панно «Древний ужас (Terror Antiquus)», которое получило философское толкование в книге Вячеслава Иванова «По звездам» (СПб., 1909).

Участвовал в выставках: Русских и финляндских художников (СПб., 1898), журнала «Мир искусства» (СПб., 1899–1903; М., 1902), СРХ (М., СПб., 1903–1910), Общества им. Леонардо да Винчи (М., 1906), «Современное искусство» (СПб., 1902), «Современные течения в искусстве» (СПб., 1907), «Салон» С.К. Маковского (СПб., 1909), «Искусство в книге и в плакате» (СПб., 1911/1912), общества «Мир искусства» (СПб., М., Киев, 1913), в международных выставках в Мюнхене (1899), Венеции (1907) и Риме (1911), в мюнхенском (1899) и венском (1908) Сецессионах, парижском салоне Национального общества изящных искусств (1904), в других выставках в России и за границей. В 1906 осуществил общее оформление выставки «Два века русской живописи и скульптуры», организованной С.П. Дягилевым в парижском Осеннем салоне; был избран действительным членом салона и стал кавалером ордена Почетного легиона.

В 1906–1910 руководил художественной школой Е.Н. Званцевой в С.-Петербурге. В 1910 состоялась анонимная выставка работ учеников школы, сопровождавшаяся каталогом с его вступительной статьей. Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта. Написал роман «Жестокая первая любовь», сочинял либретто к балетам.

В 1910 поселился в Париже. Накануне отъезда развелся с женой – Любовью Павловной Гриценко (1870‒1928, Сан-Ремо; дочь коллекционера П.М. Третьякова, вдова в первом браке художника Н.Н. Гриценко), ради брака с которой в 1903 принял лютеранство. Вернувшись после развода в иудаизм, навлек на себя нападки черносотенной прессы. Во время пребывания в С.-Петербурге в конце 1912 получил предписание покинуть столицу, как иудей. Ходатайство о предоставлении вида на жительство (октябрь 1913), поддержанное вел. кнг. Марией Павловной, было отклонено императором (февраль 1914). Последний раз посетил Петербург в январе 1914. В мае 1914 был избран академиком, что давало право на свободное проживание в российских городах, но этим правом уже не воспользовался.

В начале 1900-х впервые обратился к сценографии, оформив пантомиму «Сердце маркизы» М. Петипа (1902) и балет «Фея кукол» И. Байера (1903) для Эрмитажного театра, трагедии «Ипполит» Еврипида (1902) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904) для Александринского театра и драматическое представление «Антигона» по Софоклу (1904) для Иды Рубинштейн на сцене Нового театра Л.Б. Яворской. Наибольший успех в этой области связан с дягилевскими Русскими сезонами, открывшимися в 1909. Наряду с А.Н. Бенуа и М.М. Фокиным был ближайшим сотрудником С.П. Дягилева и с 1911 – художественным директором антрепризы. Осуществил вмести с Фокиным постановки балетов: «Клеопатра» (1909, театр Шатле, муз. музыку А.С. Аренского), «Шехеразада» (1910, Гранд-опера, муз. Н.А. Римского-Корсакова), «Жар-птица» (1910, Гранд-опера, муз. И.Ф. Стравинского), «Видение розы» (1911, Монте Карло, Казино, муз. К.М. Вебера), «Нарцисс» (1911, Монте Карло, Казино, муз. Н.Н. Черепнина), «Дафнис и Хлоя» (1912, театр Шатле, муз. М. Равеля), «Синий Бог» (1912, театр Шатле, муз. Р. Гана), «Легенда об Иосифе» (1914, Гранд-опера, муз. Р. Штрауса). Оформил в хореографии В.Ф. Нижинского балет «Послеполуденный отдых фавна» (1912, театр Шатле, муз. К. Дебюсси), в хореографии Л.Ф. Мясина – балет «Шутницы» (1917, Рим, театр Констанци, муз. Д. Скарлатти) и др. Оформил также спектакли для труппы Иды Рубинштейн («Мученичество св. Себастьяна» на музыку К. Дебюсси – 1911, «Елена Спартанская» Д. де Северака – 1913) и для Анны Павловой («Восточная фантазия» на музыку М.М. Ипполитова-Иванова и М.П. Мусоргского, 1913).

В 1917 из-за эстетических разногласий прервал сотрудничество с Дягилевым и несколько лет работал для парижских театров. Оформил по собственным сценариям мимодраму «Подлость», водевиль «Старая Москва» (оба – театр «Fémina», 1922), балеты «Смущенная Артемида» П. Парэ и «Волшебная ночь» на музыку Ф. Шопена (Гранд-Опера, 1922–1923). В 1921, возобновив контакты с Дягилевым, оформил балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского (Лондон, театр Альгамбра, хореография Н. Сергеева) – свою последнюю крупную постановку.

Продолжал заниматься станковой живописью и графикой. Исполнил портреты многих знаменитостей театрального и литературно-художественного мира (Ж. Кокто, М. Казатти, Л.Ф. Мясин, В.Ф. Нижинский, К. Дебюсси, А. Павлова, И.А. Бунин, Б. Сандрар). В 1922 исполнил семь декоративных панно на сюжет сказки «Спящая красавица» для замка Ротшильдов Waddesdon Manor, в графстве Бекингемшир недалеко от Лондона, с изображениями членов их семьи, друзей, прислуги и домашних животных (заказаны еще в 1913 в год свадьбы Джеймса и Дороти Ротшильдов; с 1993 доступны для обзора).

Провел персональные выставки в Париже (1911), Лондоне (1912, 1913, 1914, 1917), Берлине (1913), Стокгольме (1913), Нью-Йорке (1913, 1914, 1916, 1920, 1922), Бостоне (1914), Филадельфии (1914), Чикаго (1914, 1923), Лос-Анджелесе (1924) и Балтиморе (1924). Участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (галереи La Boёtie и Devambez, 1921), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924). Выступал с лекционными программами по вопросам современного искусства и костюма в европейских городах и совершил лекционный тур по США (1923). Публиковал статьи в парижской газете «Comoedia Illustré». В 1922–1924 выполнил рисунки в русском стиле для производства текстиля в Америке.

Умер в больнице Рюаль-Мальмезона от последствий нервного припадка, случившегося во время работы над балетом «Истар» В. д’Энди для труппы Иды Рубинштейн. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже рядом с сестрой Софией и семейством Барсаков.

Мемориальные выставки состоялись в Париже (J. Charpentier, 1925 и 1928), Брюсселе (1926), Льеже (1926), Лондоне (1927) и Берлине (1927). В 1966 в связи со столетием со дня рождения художника мемориальная выставка прошла в Театральном музее в Ленинграде. В 1992 и 2016 выставки состоялись в ГРМ.

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 11. Д. 138; Балет; ЕЭ 3/698; Лобанов-Ростовский; ХН СССР 1/264–265; ХРЗ; AI 1/147, 2/145, 3/158, 4/147, 5/102, 8/147, 9/101, 10/101, 11/91, 12/109, 14/117, 15/117, 16/45, 17/66, 18/78, 19/110–111, 20/105, 22/82, 25/99, 27/104, 28/113.

Лукомский Г. Искусство Л. С. Бакста // Театр и жизнь (Берлин). 1921. № 4. С. 14.

Лиссим С. Леон Бакст и балет // Театр и жизнь (Берлин). 1922. № 9. С. 6.

Добужинский М. В. О Баксте: (Из моих воспоминаний) // Сегодня (Рига). 1925. 6 янв.

Жарновский И. Посмертная выставка Бакста // Последние новости. 1925. 19 ноября.

Пожарская М. Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX–начала XX в. М., 1970. (Указ.).

Давыдова М. В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства ХVIII–начала ХХ в. М., 1974.

Пружан И. Н. Лев Самойлович Бакст. Л., 1975 (библиогр. и список работ).

Лапшина Н. П. «Мир искусства»: Очерки истории и художественной критики. М., 1977.

Борисовская Н. Леон Бакст. М., 1979.

Голынец С. В. Л. С. Бакст. Л., 1981.

Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве / Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков: В 2 т. М., 1982. (Указ.).

Власова Р. И. Русское театрально-декорационное искусство начала ХХ века. Л., 1984.

Дедюлин С. 60 лет со дня смерти Льва Бакста // Русская мысль. 1984. 27 дек. (№ 3549). С. 15.

Добужинский М. В. Воспоминания / Подгот. Г. И. Чугунов. М., 1987. (Указ.).

Лев Бакст: Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство / Авт.-сост. С. В. Голынец. Л., 1992.

Н. Лобанов-Ростовский. О театральных художниках из России (Записки коллекционера) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Иерусалим, 1992. Т. 1. С. 390-420.

М. Генкина. Дар Берты М. Ципкевич (Париж). (О коллекции Л. Бакста в Музее Израиля, Иерусалим) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Т. 2. Иерусалим, 1993. С. 451-464.

Григорьев С. Л. Балет Дягилева. 1909–1929. М., 1993. (Указ.).

Беспалова Е. Бакст в Америке // Наше наследие. 1997. № 39-40. С. 132-139.

Александр Бенуа и Лев Бакст на вилле Фаворита / Публ. Е. Вязовой // Пинакотека. 1999. № 8-9. С. 140 – 141.

Таиров О. Мясин и Бакст // Антик Respect. 2003. Май – июнь. С. 44 – 45.

Беспалова Е. Настенная живопись Бакста для дома Ротшильдов в музее «Уодесдон» // Русское искусство. 2004. № 3. С. 34-47.

Беспалова Е. Бакст в Чикаго // Русское искусство. 2004. № 1. С. 38-45.

Байгузина Е.Н. Интерпретация античного наследия в театрально-декорационном творчестве Л.С. Бакста: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. СПб., 2006.

Байгузина Е. Н. Л. С. Бакст: В поисках античности. – СПб.: Нестор–История. 2009.

L'art decoratif de Léon Bakst / Essai critique par A. Alexandre; notes sur les ballets par Jean Cocteau. Paris: M. de Brunoff, 1913.

Levinson A. Léon Bakst. Berlin: Ernst Wasmuth, 1922.

The decorative art of Léon Bakst / Appreciation by A. Alexandre; Notes on the ballets by Jean Cocteau; Translated from the French by Harry Melvill. New York: B. Blom, 1971.

Levinson A. Bakst. The story of the artist's life. New York: B. Blom, 1971.

Spencer C. Léon Bakst. New York: St. Martin's Press, 1973; London: Academy Editions, 1973 (bibliogr.).

Bakst: centenary 1876–1976: [Catalogue]. London: The Society, 1976.

Léon Bakst: Set and Costume Designs. Book Illustrations. Painting and Graphic Works / Text by I. Pruzhan. Leningrad, 1986 (bibliogr.).

Schouvaloff A. Léon Bakst: the theatre art. London: Sotheby's Publications, 1991.

Сочинения:

Пути классицизма в искусстве // Аполлон. 1909. № 2/3.

[Вступ. ст. к каталогу] Выставка работ учениц и учеников Л. С. Бакста и М. В. Добужинского (школа Зван-цевой). СПб., 1910.

Нагота на сцене // С.-Петерб. газета. 1911. 20 янв.

Костюм женщины будущего // Биржевые ведомости. 1913. 20 марта.

О современном театре: Никто больше не хочет слушать, а хочет видеть // С.-Петерб. газета. 1914. 21 янв.

Мода // С.-Петерб. газета. 1914. 20 февр.

Об искусстве сегодняшнего дня // Столица и усадьба. 1914. № 8.

Футуризм или классицизм? // Театр и жизнь (Берлин). 1922. № 7. С. 10.

Серов и я в Греции: Дорожные записки. Берлин: Слово, 1923.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

28.01.2011