ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович

Dobuzhinsky (Dobužinskis, Dobuzinski, Doboujinsky) M.

К. А. Сомов. Портрет М. В. Добужинского. 1910.

2/14 августа 1875* (Новгород) – 20 ноября 1957 (Нью-Йорк). График, живописец, художник театра и кино, художник книги, художественный критик и мемуарист.

Сын генерал-лейтенанта артиллерии Валериана Петровича Добужинского (1842–1921) и оперной певицы Елизаветы Тимофеевны Борецкой. Отец художников Ростислава и Всеволода Добужинских.

После ухода матери из семьи воспитывался отцом. Детство провел в С.-Петербурге, в 1884–1885 учился в Рисовальной школе ОПХ и в 1-й гимназии. В 1887–1888 жил в Кишиневе, в 1889–1895 – в Вильно, где окончил вторую Вильнюсскую мужскую гимназию. В 1895 вернулся в С.-Петербург, поступил на юридический факультет университета и безуспешно пытался поступить в ИАХ. В том же году начал заниматься в Рисовальной школе кнг. М. К. Тенишевой, затем – в школах Н. Д. Дмитриева-Оренбургского (1897) и Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1897–1899).

По окончании университета (1899) женился на пианистке Елизавете Осиповне Добужинской, урожд. Волькенштейн (1874–1965). В том же году уехал с ней в Мюнхен. В 1899–1901 учился в школе А. Ашбе, где подружился с И. Э. Грабарем, В. А. Локкенбергом и А. Н. Клементьевым. В летние месяцы занимался в школе Ш. Холлоши в г. Надьбанья в Венгрии. В 1901 посетил Венецию и Париж. По возвращении в С.-Петербург вновь не смог поступить в ИАХ и стал неофициально посещать академическую мастерскую В. В. Матэ, под руководством которого изучал гравюру. В 1902 рисовал карикатуры для сатирического журнала «Шут». В 1902–1909 служил в Управлении водных путей и шоссе Железнодорожного министерства.

В 1902 через И. Э. Грабаря познакомился с А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, К. А. Сомовым, С. П. Дягилевым и Е. Е. Лансере, вошел в круг художников «Мир искусства». В творчестве и в педагогике, и в своих критических статьях был одним из наиболее последовательных выразителей художественных принципов эстетики модерна, утвердившихся в группе мирискусников в начале 1900-х. Блестящий рисовальщик и стилист, он оставался верен этим принципам до конца жизни.

В 1900–1910-е много ездил по городам России и Западной Европы, неоднократно посещал Италию (позже выпустил со своими иллюстрациями книгу «Воспоминания об Италии»). Писал пейзажи с архитектурными мотивами старых кварталов С.-Петербурга и его дворцовых пригородов, городские пейзажи Вильно, Лондона, Брюгге, Гааги, Амстердама, итальянских городов. Создавал картины на исторические темы: «Петр Великий в Голландии» (1910, ГТГ), «Провинция 1830-х» (1907–1909, ГРМ). Реже обращался к портрету («Человек в очках. Портрет К. А. Сюннерберга (Эрберга)», 1905, ГТГ). Много лет рисовал фантастические пейзажи на тему «Городские сны». Работал в смешанной технике – акварелью, пастелью, гуашью, тушью, карандашом. Публиковал работы в журналах «Мир искусства» (1902–1904), «Художественные сокровища России» (1903), «Золотое руно» (1906–1908), «Аполлон» (1909–1915), «Сатирикон» (1908–1910), в альманахах «Белые ночи» (1907) и «Шиповник» (1907–1908) и на открытках Общины св. Евгении (1902–1910).

Исполнил иллюстрации к книгам «Станционный смотритель» А. С. Пушкина (1906), «Морщинка» А. М. Ремизова (1907), «Портрет» Н. В. Гоголя (1909), «Тамбовская казначейша» М. Ю. Лермонтова (1912), обложки, фронтисписы, виньетки, заставки, марки и концовки ко многим поэтическим сборникам. В годы 1-й русской революции опубликовал ряд острых политических рисунков: «Октябрьская идиллия» и «Умиротворение» («Жупел». 1905. № 1 и 2), «Дьявол» («Золотое руно». 1907. № 1), «Осень» («Сатирикон». 1908. № 32).

Участвовал в выставках «Мир искусства» (1903, 1906, 1911–1913, 1915–1918), СРХ (1906–1910), Нового общества художников (1907–191909), «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909), выставках в провинции и за рубежом – в Париже (1906, 1910, 1911), Берлине (1906), Вене (1909), Милане (1909), Брюсселе (1910), Риме (1911, 1914), Венеции (1913), Лейпциге (1914) и Мальмё (1914; золотая медаль).

С 1907 оформлял драматические спектакли для петербургских и московских театров: «Лицедейство о Робине и Марион» А. де Аля для Старинного театра (1907), «Бесовское действо» А. М. Ремизова (1907) и «Франческа да Римини» Г. Д’Аннунцио (1908) для театра В. Ф. Комиссаржевской, «Петрушка» П. П. Потемкина (1908) для театра «Лукоморье», «Месяц в деревне» (1909), «Где тонко, там и рвется» (1911), «Нахлебник» и «Провинциалка» (1912) И. С. Тургенева, «Николай Ставрогин» (1913) и «Село Степанчиково» (1917) по Ф. М. Достоевскому – для МХТ. В 1914 оформил балеты «Бабочки» Р. Шумана и «Мидас» Л. П. Штейнберга (балетм. М. М. Фокин) для Русского балета С. П. Дягилева. В 1910-е сотрудничал в литературно-художественном кабаре «Привал комедиантов», любительском театре графини Шуваловой, кукольном театре Ю. Л. Сазоновой-Слонимской.

Преподавал в школах Е. Н. Званцевой (1906–1911; она же – «Школа Бакста и Добужинского», позднее – «Школа Добужинского и Петрова-Водкина») и кнг. Гагариной (1911–1917; она же – Новая художественная мастерская). Выступал в печати (часто под псевдонимом «Амадео») с критическими статьями и очерками о живописи и театре.

В годы Первой мировой войны был мобилизован и зачислен художником в Главное управление Российского общества Красного Креста; выезжал для зарисовок на фронт в Галицию и Польшу. В 1915 вместе с Е. Е. Лансере провел в Петрограде выставку фронтовых этюдов и рисунков.

В первые советские годы участвовал в оформлении уличных празднеств в Петрограде (украшение фасада Адмиралтейства к 1-й годовщине Октября; оформление массового спектакля Ю. П. Анненкова «Гимн освобожденному труду» 1 мая 1920 у здания Фондовой биржи и др.). Исполнил иллюстрации к книгам: «Барышня-крестьянка» (1919) и «Скупой рыцарь» (1922) А. С. Пушкина, «Чудесная жизнь графа Иосифа Бальзамо де Калиостро» М. А. Кузмина (1919), «Роза и Крест» А. А. Блока (1919), «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина (1921), «Тупейный художник» Н. С. Лескова (1922), «Петербург Достоевского» Н. П. Анциферова (1923), «Белые ночи» Ф. М. Достоевского (1923); оформил детские книжки: «Свинопас» (1917) и «Принцесса на горошине» (1918) Г. Х. Андерсена, «Три толстяка» Ю. К. Олеши (1925; 1928), «Бармалей» К. И. Чуковского (1925), «Примус» О. М. Мандельштама (Пг., 1925). Книги с его иллюстрациями в последующие годы многократно переиздавались.

В октябре 1918 был назначен ученым хранителем Эрмитажа. В ноябре 1918 по приглашению М. З. Шагала приехал в Витебск и был назначен и был назначен директором Витебского народного художественного училища. Весной 1919 вернулся в Петроград, где пережил смерть дочери Веры (1901–1919). Участвовал в организации Большого оперного театра и стал заведующим художественной частью. В 1919–1921 оформил спектакли: «Дантон» Ш. Левберга, «Разбойники» Шиллера, «Макбет» и «Король Лир» Шекспира – для БДТ в Петрограде, «Оливер Кромвель» А. В. Луначарского – для московского Малого театра и др. Преподавал в мастерских бывших ЦУТР (1917–1919) и ИАХ (1919–1923). В 1919–1920 участвовал в организации Дома искусств, был заместителем председателя учреждения.

Весной 1920 провел персональную выставку в Доме искусств, в 1923 – серию выставок в городах Прибалтики, Германии, Дании, Швеции, Голландии, Бельгии и Франции. Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919), Выставке картин художников Петрограда всех направлений (Пг., 1923), последних петроградских выставках «Мир искусства» (1918, 1922, 1924).

1 декабря 1924 выехал из Ленинграда за границу, получив разрешение на выезд в Литву, откуда родом были его предки. До 1926 жил в Риге, работал в Рижском театре, печатался в журнале «Перезвоны».

В связи с выставками и театральной работой выезжал в Берлин, Дрезден, Копенгаген, Таллин, Тарту, Клайпеду, Брюссель. В мае приехал в Париж, работал в театре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь», вел класс декоративного рисования в Художественно-промышленном институте кн. Ф. Ф. Юсупова и преподавал в русской художественной академии Т. Л. Сухотиной-Толстой. Участвовал в Осенних салонах (1923, 1926, 1927).

В 1926 принял литовское гражданство и с сентября 1929 жил в Ковно (ныне Каунас). Преподавал в Художественной школе (1929–1930). В начале 1931 был назначен главным художником Литовского государственного театра, для которого оформил спектакли классического, в том числе русского, репертуара: «Ревизор» Н. В. Гоголя в постановке М. А. Чехова (1933), оперы и балеты «Пиковая дама» (1925), «Спящая красавица» и «Евгений Онегин» (1935) П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1930), «Раймонда» А. К. Глазунова (1933), «Князь Игорь» А. П. Бородина (1934), «Тайна пирамид» Н. Н. Черепнина (1938) и др.

В 1938 по приглашению М. А. Чехова выехал в Лондон для работы в его школе-театре. В 1939, за несколько дней до начала войны, переехал с труппой театра в США. В дальнейшем занимался в основном сценографией, оформлял спектакли для Метрополитен-Опера, других театров Америки и Европы; в их числе балеты «Русский солдат» («Поручик Киже») на музыку С. С. Прокофьева (балетм. М. М. Фокин, 1942), «Ballet Imperial» на музыку П. И. Чайковского (балетм. Дж. Баланчин, 1941, 1945), «Кавказский пленник» А. И. Хачатуряна (1957), оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (1947) и «Хованщина» М. П. Мусоргского (1950), опера-балет «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (балетм. Ч. Вейдман, 1949). В 1947 написал либретто и исполнил эскизы декораций к балету на музыку 7-й симфонии Д. Д. Шостаковича. Работал для кинематографа, исполнил декорации к фильмам «Пиковая дама» Ф. Оцепа (совм. с Анненковым, Франция, 1937), «Опозоренная женщина» и «Странная женщина» Р. Стивенсона (оба – совм. с Н. В. Ремизовым, США, 1946) и др.

Исполнил цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943), серию фантастических рисунков «Terra Incognita» (1950-е), графические циклы к поэмам и стихам М. Ю. Лермонтова (1941), к поэме «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1942); оформил книги «Евгений Онегин» А. С. Пушкина (Нью-Йорк, 1938, 1939, 1943; М.; Л., 1947), «Левша» Н. С. Лескова (Нью-Йорк, 1943), «Речной трактир» И. А. Бунина (Нью-Йорк, 1945), «Слово о полку Игореве» (Нью-Йорк, 1951).

Провел около 50 выставок в США и Европе, в том числе в Париже (1926, 1929), Амстердаме (1928), Брюсселе (1928, 1931), Копенгагене (1929), Каунасе (1925, 1930, 1931, 1932, 1937, 1939), Риге (1925, 1930, 1937), Таллине (1925), Лондоне (1935, 1936, 1955, 1957), Монреале (1943, 1944) и Нью-Йорке (1941, 1945, 1946, 1950, 1951). Участвовал в парижских выставках группы «Мир искусства» (Bernheim-Jeune, 1927; S. Lesnick, 1928; Girchman, 1930), групповых выставках русских художников в Амстердаме (1924), Нью-Йорке (1924), Брюсселе (1928, 1936), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Берлине (1930), Белграде (1930), Париже (Quatre-Chemins, 1928; Girchman, июль 1929; La Renaissance, 1932), Лондоне (1935), Праге (1935), в парижских выставках «Танец в живописи» (1934) и «Русские балеты Дягилева» (1939).

Поддерживал дружеские связи со многими деятелями русской эмиграции в США и Западной Европе (Александр и Николай Бенуа, С. В. Рахманинов, М. А. Чехов, М. М. Фокин, Л. Ф. Мясин, Н. Н. Берберова, А. Я. Белобородов, С. К. Маковский, Вяч. И. Иванов, В. В. Набоков и др.). Был почетным членом Пушкинского клуба в Лондоне. Оставил значительное эпистолярное и литературное наследие, подготовил книгу мемуаров, сотрудничал в «Новом журнале» (Нью-Йорк). Писал стихи, готовил поэтический сборник «Тайны» (не осуществлено).

Последние пять лет провел в Европе; подолгу жил в Париже, Риме и Лондоне, путешествовал по Италии. Незадолго до смерти вернулся в США. Умер в нью-йоркском доме младшего сына. Похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа (на надгробии ошибочно указана дата рождения 7 августа 1875).

Посмертные выставки состоялись в Лондоне (Музей Виктории и Альберта, 1959), Ленинграде (ГРМ, 1965), Сполетто, Италия (1971), Вильнюсе (1963, 1975), Москве (ГЦТМ, 1975), Нью-Йорке (1979).

После смерти художника его наследие сохранялось старшим сыном Р. М. Добужинским, который намеревался передать его Государственному Русскому музею в С.-Петербурге, но не нашел отклика музейных чиновников. После смерти Р. М. Добужинского в Париже состоялась череда аукционов под названием «Мстислав Добужинский. Произведения из наследства сына» (Парижский аукционный дом Le Roux-Morel Mathias Baron Ribeyre et Associes, июнь, ноябрь 2005, март 2006). Большое количество работ художника было приобретено российскими коллекционерами. Часть из них была представлена на выставке «Мстислав Добужинский: от Литвы до Америки» в Москве (галерея «Наши художники», 2007–2008). В 2007–2009 выставка «Мстислав Добужинский. Старая Литва» прошла в Минске (Национальный художественный музей Республики Беларусь) и в С.-Петербурге (ГРМ, 2009).

Библиография:

* Балет; Лобанов-Ростовский; РЗФ; ХН СССР 3/418–420; ХРЗ; AI 2/400, 4/373, 5/277, 6/357, 7/400, 11/248.

Врангель Н. Н. М. В. Добужинский // Аполлон. 1911. № 2. С. 25–35.

Голлербах Э. Ф. Рисунки М. Добужинского. М.; Пг., 1923.

Маковский С., Нотгафт Ф. Графика Добужинского. Берлин, 1924.

Розенталь Л. М. В. Добужинский // Мастера современной гравюры и графики. М.; Л., 1928. С. 30–60.

А. Р. М. В. Добужинский в Лондоне // Театр и жизнь. 1935. № 64. С. 24–26.

Коварская В. Художники «Мира искусства» в Америке // Новый журнал (Нью-Йорк). 1945. № 10. С. 390–392.

Бертельсон С. Из писем М. В. Добужинского: Матер. к биогр. // Новый журнал (Нью-Йорк). 1958. № 53. С. 134–155.

Маковский С. К. На Парнасе «Серебряного века». Мюнхен, 1962.

Анненков Ю. Русские в мировой кинематографии: Художники (декорации и костюмы) // Возрождение (Париж). 1968. № 203.

Шик А. Русские эмигранты в мировом театре драмы и комедии // Возрождение (Париж). 1969. № 213.

Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ века: Очерки истории и теории. М., 1969. (Указ.).

Пожарская М. Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX–начала XX в. М., 1970. (Указ.).

Чугунов Г. Книжная графика М. В. Добужинского: Зарубежный период. 1925–1957 // Книга. Вып. 24. М., 1972. С. 59–65.

Игорь Грабарь: Письма. 1891–1917 / Ред.-сост. Л. В. Андреева, Т. П. Каждан. М., 1974. (Указ.).

Русская мысль (Париж). 1972. 16 ноября (№ 2921); 1982, 25 ноября (№ 3440).

Вейдле В. Добужинский: К столетию со дня рождения // Русская мысль (Париж). 1975. 20 ноября (№ 3078). С. 9.

М. В. Добужинский: Каталог выставки к 100-летию со дня рождения / Текст А. П. Гусаровой. М., 1975.

Петров Вс. Мир искусства: Альбом. М., 1975. С. 137–150.

Гусарова А. На рубеже веков: (М. В. Добужинский) // Художник. 1976. № 8. С. 50–57.

Лупандина А. Добужинский в театре // Советские художники театра и кино-75. М., 1977. С. 189–192.

Стригалев А. М. В. Добужинский в годы революции // Советское монументальное искусство–75/77. М., 1979. С. 244–270.

Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Ю. Н. Подкопаевой и А. Н. Свешниковой. М.: Искусство, 1979. (Указ.).

Корсакайте И. Литва, Латвия и Эстония в творческой биографии Мстислава Добужинского // Искусство Прибалтики. Таллин, 1981. С. 167–178.

Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве / Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков: В 2 т. М., 1982. (Указ.).

М. В. Добужинский: Альбом / Текст А. П. Гусаровой. М., 1982.

Чугунов Г. Книжная и журнальная графика М. В. Добужинского // Советская графика. Вып. 8. М., 1984. С. 219–272.

Чугунов Г. Мстислав Валерианович Добужинский. Л., 1984; 1986.

Чугунов Г. Графический цикл М. В. Добужинского к «Слову о полку Игореве» // Исследования Слова о полку Игореве. Л., 1986. С. 229–247.

Чехов М. А. Литературное наследие: В 2 т. / Под ред. М. О. Кнебель. Т. 2. М., 1986. С. 543 (указ.).

Чугунов Г. И. Каталог театрально-декорационной живописи М. В. Добужинского // Музей-8: Художественные собрания СССР. М., 1987. С. 188–203.

С. Д. [Дедюлин С.] К судьбе «Воспоминаний» Мстислава Добужинского: Беседа с Р. М. Добужинским // Русская мысль (Париж). 1987. 2 окт.

Тименчик Р. Добужинский в Риге // Даугава. 1988. № 8.

Бенуа А. Н. Мои воспоминания: В 5 кн. [в 2 т.]. 2-е изд. М., 1990. (Указ.).

Письма М. А. Чехова к М. В. Добужинскому / Публ. А. Смелянского // Театр. 1991. № 6. С. 91–120.

Григорьев С. Л. Балет Дягилева. 1909–1929. М., 1993. (Указ.).

Н. Лобанов-Ростовский. О театральных художниках из России (Записки коллекционера) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Иерусалим, 1992. Т. 1. С. 390-420.

Бюклинг Л. Письма Михаила Чехова Мстиславу Добужинскому: (Годы эмиграции. 1938–1951). СПб., 1994.

Рождественский Г. «Азбука “Мира искусства”» Мстислава Добужинского // Наше наследие. 1997. № 41. С. 112–119.

Воспоминания о Добужинском / Сост. Г. И. Чугунов. СПб., 1997.

Андреева Е. Пять рисунков М.В. Добужинского из бывшего собрания В. Н. Аргутинского-Долгорукова // Пинакотека. 1998. № 6–7. С. 84–87.

Мстислав Добужинский / Авт. текста А. Гусарова. М., 2001.

Лихачева О.О. «Милый, очаровательный человек и совсем замечательный художник». М. В. Добужинский // Знаменитые универсанты: Очерки о питомцах Санкт-Петербургского университета. Т. 1. СПб., 2002. С. 305–325.

А. Н. Бенуа и М. В. Добужинский. Переписка (1903–1957) / Сост., подг. текста и коммент. И. И. Выдрина. СПб, 2003.

Дунаева Н. Л. Из переписки М. В. Добужинского с Т. П. Карсавиной (1920–1930 гг.) // Зарубежная Россия. 1917–1945. Сборник статей. Кн. 3. СПб., 2004. С. 395–404.

Борисов Ф. «Кому же он нужен – художник Мстислав Добужинский?» // НОМИ. 2005. № 4. С. 26–28.

Перевышко А., Скурлов В. Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957): Аукцион в Париже // Петербургский художник. 2005. № 1. С. 52–55.

Мстислав Добужинский: от Литвы до Америки. Каталог выставки. М., 2007.

Козырева Н. М. Письма М. В. Добужинского Н. В. Зарецкому (по материалам Бахметевского архива) // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья. СПб., 2008. С. 176–189.

Бертеле М., Джулиано Дж. М. В. Добужинский // Русские в Италии.

M. Dobuzinski. Amsterdam: Stedelijk Museum, 1928.

Lituania, drawings and painting by M.V. Dobujinsky. Boston: National Institute, 1940.

Mstislav V. Dobujinsky. Documentary booklet. New York; Paris, 1971.

Mstislav V. Dobujinsky. New York: Friends of Dobujinsky's Art, 1973.

Mstislav V. Dobujinsky. Oxford: Ashmolean museum, 1975.

Mstislav V. Dobujinsky. Half a century of Theatrical Art 1907–1957. New York: Astor Gallery, 1979.

Сочинения:

Воспоминания об Италии. Пг., 1923.

Памяти Рахманинова: (Сб. под ред. М. В. Добужинского). Нью-Йорк, 1946.

Письма М. В. Добужинского / Публ. Е. Е. Климова // Новый журнал (Нью-Йорк). 1973. № 113. С. 175–189.

Добужинский М. В.: Из писем и дневников / Публ. А. Гусаровой // Творчество. 1976. № 11. С. 12–15.

Воспоминания / Сост. Е. Е. Климов. Нью-Йорк, 1976.

Письма М. В. Добужинского к Н. Н. Берберовой / Публ. Н. Н. Берберовой // Slavica Hierosolymitana. IV. Jerusalem, 1979. C. 344–356.

Воспоминания / Подгот. текста и коммент. Г. И. Чугунова. М., 1987.

Добужинский М. В. (1875–1957). Письма / Сост. Г. И. Чугунов. СПб., 2001.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Сайты:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Julia&Keld за предоставленные фотографии.

Дата ввода:

30.03.2012