ШУХАЕВ Василий Иванович

Choukhaev (Schuchaeff) Wassily (Vasili)

В. И. Шухаев. Фото начала 1970-х.

12/24 января 1887 (Москва) – 14 апреля 1973 (Тбилиси). Живописец, график, сценограф, педагог.

Сын бывшего крестьянина деревни Мишуковой Короваевской волости Дмитровского уезда Московской губернии, который вместе с женой обосновался в Москве и работал закройщиком в сапожной мастерской своего отца. Рано потерял родителей, но, благодаря небольшому наследству, смог закончить Строгановское училище по классу чеканки (1897–1906). В 1906, после подготовительных занятий в частной студии С. М. Дудина и Н. Н. Герардова, поступил в АХ, в 1908 – принят в мастерскую Д. Н. Кардовского. Под его влиянием увлекся искусством старых мастеров. В годы учебы познакомился с А. Е. Яковлевым, дружба с которым продолжалась всю жизнь.

В конце 1910 – начале 1912 участвовал в качестве актера в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин – ходатай свадеб» (Дворянское собрание). Лето 1911 провел на практике в селе Бармино Нижегородской губернии. В июле 1911 женился на студентке живописно-скульптурного отделения АХ Елене Николаевне Ежовой. В ноябре 1912 получил звание художника и двухлетнее заграничное пенсионерство от Кружка поощрения молодых художников в Риме за картину «Вакханалия», о которой положительно отозвался А. Н. Бенуа.

В 1913–1914 вместе с Яковлевым путешествовал по Италии. Исполнил зарисовки для задуманной большой картины «Поклонение волхвов», написал картины «Сусанна и старцы» и «Карусель», работал с Яковлевым над двойным автопортретом «Арлекин и Пьеро» (завершен Шухаевым в начале 1960-х).

В связи с началом Первой мировой войны в ноябре 1914 вернулся в Петроград. В октябре 1915 был отправлен на Рижский фронт, где исполнил сангиной серию портретов офицеров лейб-гвардии Уланского полка. В январе 1916 в качестве вольноопределяющегося вновь отправился на Рижский фронт, в 4-й гусарский Мариупольский полк, где создал большое число рисунков для большого группового портрета «Полк на позициях». В июне 1916 получил отпускной билет для работы над этой картиной, которая, однако, осталась незавершенной.

В 1914–1917 писал портреты, стилизованные в духе эпохи Возрождения (Е. Н. Шухаева, Лариса Рейснер, Саломея Андроникова). В июле-августе 1916 вместе с Яковлевым совершил поездку в Ферапонтов монастырь с целью копирования фресок Дионисия. По предложению архитектора А. В. Щусева оба работали над росписями православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и зала ожидания Казанского вокзала в Москве (не осуществлено), в ноябре 1916 – над росписью плафона на тему «Девять муз» для особняка В. И. Фирсановой на Пречистенке в Москве (арх. А. О. Таманян).

Участвовал в Выставке картин в пользу Лазарета деятелей искусств (Пг., 1914) и выставках Нового общества художников (Пг., 1915 и 1917). С осени 1915 до 1917 преподавал рисунок и живопись в Новой художественной мастерской (Школа княгини М. Д. Гагариной), в 1915–1916 – рисунок на Женских курсах высших архитектурных знаний Е.Ф. Багаевой.

В 1917 был избран членом общества «Мир искусства». В том же году с Кардовским и Яковлевым организовал художественное объединение «Цех живописцев св. Луки», призванное возродить профессиональные традиции старых мастеров.

В 1917–1918 – профессор живописи, рисунка и декоративного искусства в натурном классе ЦУТР. В феврале 1918 был избран профессором по живописному отделению АХ; с октябрь 1918 по январь 1920 руководил там мастерской живописи и преподавал рисунок в архитектурном классе.

В 1918–1920 оформил оперу «Золото Рейна» Р. Вагнера и комедию «Четыре сердцееда» К. Миклашевского для театра Народного дома. Принял участие в праздничном оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября. Участвовал в выставке «Мир искусства» (1918, 70 работ) и в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (1919).

В августе 1919 вторым браком женился на художнице Вере Федоровне Гвоздевой (1895–1979), с которой познакомился в 1914 в Италии. В январе 1920 вместе с женой и художниками И. А. Пуни и К. Л. Богуславской по льду Финского залива перешел границу с Финляндией, несколько месяцев провел в поселках Райвола и Мустамяки (ныне Рощино и Горьковскя, Ленинградской обл.); писал пейзажи, портреты, сюжетные картины.

В 1921 по приглашению Яковлева через Англию приехал в Париж. Вместе с ним 22 декабря 1921 открыл собственную художественную школу-мастерскую на улице Campagne Premiére, дом 17 в 14-м районе Парижа; где преподавал до 1930. В 1926–1930 преподавал также в Русском художественно-промышленном институте, созданном Н. В. Глобой, а в 1929–1930 вел занятия по живописи и рисунку в Русской художественной академии Т. Л. Сухотиной-Толстой. В 1926 и 1927 в Париже состоялись выставки работ его учеников.

В 1920–1930-е писал жанровые картины, натюрморты, пейзажи: «Купальщицы» (1920), «Моющаяся женщина» (1922), «Иосиф и жена Пантефрия» (1923), «Шляпа и зонтик» (1925), «Контрабас Амати» (1934); создавал портреты сангиной: Н. Л. Слонимского, Я. С. Шифрина, А. Е. Яковлева, Н. Ф. Балиева, двойной портрет пианиста А. К. Боровского и виолончелиста Е. Я. Белоусова, портреты маслом: издателя Л. Вожеля (1925), композиторов С. С. Прокофьева (1932) и И. Ф. Стравинского (1934), Ф. И. Шаляпина (1934). В 1925 вместе с Яковлевым исполнил фрески на тему «Сказки Пушкина в музыке» для концертного зала на улице Pergolese, оформил афишу выставки декоративного искусства русских эмигрантов «Китеж». В 1928 начал работать над серией французских пейзажей.

Иллюстрировал книги для парижского издательства Я. С. Шифрина «Плеяда» («La Pleiade»): «Пиковая дама» (1922) и «Борис Годунов» (1925) А. С. Пушкина, «Две любовницы» А. де Мюссе (1928); оформил книги: «Первая любовь» И. С. Тургенева (1924), «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (1925), «Очарованный странник» Н. С. Лескова (1925), «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова (1926), «Скучная история» А. П. Чехова (1926), «Флорентийские ночи» Г. Гейне (1925; обложка), «Иностранный легион в Марокко» З. А. Пешкова (1927; обложка, портрет автора). В 1932–1933 рисовал для журнала «Vanity Fair» карикатуры на политических деятелей и писателей: Кемаль-пашу, Гинденбурга, Гитлера, Папена, М. Горького, Б. Шоу, Г. Д’Аннунцио.

Работал для театра «Балаганчик» (1922), оформил спектакль «Пасторали», миниатюры «Степан Разин» и «Тай Пу» для театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева (1924), балет «Семирамида» для труппы Иды Рубинштейн (1934) и др. В 1922–1923 вместе с художником А. Лошаковым оформил кинофильм «Песнь торжествующей любви» по И. С. Тургеневу (режиссер Вяч. Туржанский; студия «Альбатрос»), в 1926 создал эскизы костюмов к фильму «Кармен» (режиссер Ж. Фейдер; студия «Альбатрос»).

Провел персональные выставки в галереях Barbazanges (1921; совм. с Яковлевым) и V. Girchman (март и ноябрь 1929). Участвовал в выставках группы «Мир искусства» в Париже (Осенний салон, 1921; галереи La Boёtie, 1921; Bernheim-Jeune, 1927; S. Lesniсk, 1928; Girchman, январь 1930) и Брюсселе (1923); выставках русских художников в Лондоне (1921), Гааге (1924), Нью-Йорке (1923, 1924), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Берлине (1930), Белграде (1930), Париже (Quatre-Chemins, 1928; V. Girchman, июль 1929, апрель 1930; La Renaissance, 1932) и Праге (1935); в русском отделе международных художественных выставках в Питтсбурге (1924–1928) и Нью-Йорке (1926), Выставке современного французского искусства в Москве (1928); в международных выставках в Риме (1924), Дрездене (1926), Мюнхене (1926).

В 1928–1929 путешествовал по югу Франции и Корсике, в 1930 – по Испании и Марокко. Путевые зарисовки легли в основу картин, написанных спустя тридцать лет: «Продавец риса», «Слепой», «Марокканские дети», «Сказатель» и др.

В феврале 1935 вернулся в СССР. Поселился в Ленинграде, получил персональную мастерскую в АХ. С апреля 1935 по апрель 1937 – профессор факультета живописи. В 1935–1937 – преподаватель рисунка и акварели Института повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва).

Написал эскизы монументальных росписей для строящейся Библиотеки им. В. И. Ленина в Москве, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета (1935), плафона для санатория Наркомтяжпрома в Сочи и фресок для ЦПКиО имени А. М. Горького в Москве (1936). Побывал в Кабардино-Балкарии, где собирал материал для картины из жизни колхозников. В 1936 провел в Ленинграде и Москве ретроспективную выставку. Оформил оперу Дж. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. С. М. Кирова, исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя.

В апреле 1937 вместе с женой, художницей В. Ф. Шухаевой, был арестован по вымышленному обвинению в шпионаже и осужден на 8 лет лагерей. До февраля 1939 работал на лесоповале близ поселка Кинжал на Колыме, затем – в ремонтном цехе 4-й Автобазы близ лагпункта Стрелка в бухте Нагаева и там же – художником-оформителем. В 1940 был переведен в Магадан, где оформил Дом культуры имени А. М. Горького. С 1941 – главный художник Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945 – в качестве вольнонаемного). 29 апреля 1945 освобожден «по отбытии срока наказания».

В 1947 поселился в Тбилиси. В 1947–1948 – художник Грузинского государственного драматического театра имени К. Марджанишвили. Оформлял спектакли также для Государственного театра оперы и балета имени З. Палиашвили и Русского драматического театра имени А. С. Грибоедова. С 1947 преподавал рисунок в Тбилисской АХ, в октябре 1948 был избран профессором кафедры рисунка. В 1948 был вновь арестован и заключен под стражу на два месяца.

В 1949 работал над картиной «И. В. Сталин в Крцанисском ущелье». В дальнейшем писал пейзажи Грузии, натюрморты, жанровые картины («Сдача чайного листа», 1954; «Утренний туалет», 1956; «Портрет дамы в парчовом платье», 1957), исполнил портреты ряда деятелей культуры (С. Д. Лебедевой, С. Т. Рихтера, Н. Д. Сосновской, тройной портрет грузинских художниц Э. Андроникашвили, Н. Чиковани и Н. Палавандишвили и др.). В конце 1950-х создавал портреты в технике энкаустики. В 1960-е писал картины по эскизам, выполненным во время марокканского путешествия, переписывал в новой гамме некоторые свои французские пейзажи 1930-х годов. В 1966 создал цикл картин по мотивам абхазского народного эпоса. В числе последних работ – наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973).

В 1958 был награжден орденом «Знак почета», в 1962 получил звание заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР. Участвовал в республиканских и всесоюзных выставках. Персональные выставки состоялись в Тбилиси (1954, 1962, 1971), Москве (1958) и Ленинграде (1962/1963, 1968). С 1960 писал автобиографические заметки.

Мемориальные выставки прошли в Ленинграде (1977; 1988, совместно с Яковлевым, в связи со 100-летием со дня рождения художников) и Москве (1994), во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге («Пушкиниана Василия Шухаева», 2006) и в Тбилиси (к 120-летию со дня рождения, 2008). Представлен в музеях Парижа, Нью-Йорка, Брюсселя, Оксфорда, Сиднея, Гренобля, Праги и Белграда, в ГТГ, ГРМ и других музеях бывшего СССР. Местонахождение многих ранних работ, похищенных у художника в 1949, неизвестно.

Библиография:

† Архив М.Г. Овандер, Москва; Архив С.Т. Рихтера, Москва; ОР ГТГ. Ф. П/839 и др.; ОР ГРМ. Ф. 133, 154 и др.; РГАЛИ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 10298; Ф. 2082. Оп. 4. Ед. хр. 380; РГИА. Ф. 789. Оп. 13. 1906. Д. 106.

* Лобанов-Ростовский; Неизвестная Россия, 341–344; AI 1/1294.

Ростиславов А. Выставки // Речь. 1912. 6 ноября.

Бенуа А. Н. Экзамен в Академии // Речь. 1912. 9 ноября.

Иванов А. О подражании великим мастерам: (По поводу картины Шухаева) // Русская молва. 1912. 11 дек.

Аполлон. 1913. № 7. С. 13–66; 1915. № 1. С. 22–23; 1916. № 8. С. 11; 1917. № 2/3. С. 22–23; № 8/9/10. С. 61–94.

Маковский С. Силуэты русских художников. Прага, 1922. С. 157–158.

Лобанов В. М. В. И. Шухаев // Искусство. 1936. № 3. С. 109–113.

В. И. Шухаев: Выставки в Москве и Ленинграде: Каталог / Вступ. ст. Н. Радлова. Л., 1936.

Маяковский В. В. Собр. соч.: В 13 т. Т. 4. М., 1958. С. 241.

Каталог выставки произведений В. И. Шухаева. М., 1958.

Д. Н. Кардовский: Об искусстве: Воспоминания. Статьи. Письма / Сост. Е. Д. Кардовская. М., 1960. С. 95, 100–101, 294.

Выставка произведений В. И. Шухаева: Каталог. Тбилиси, 1962.

Василий Иванович Шухаев: К 80-летию со дня рождения: Каталог выставки. Л., 1968.

А. И. Савинов: Письма. Документы. Воспоминания / Сост. Г. А. Савинов. Л., 1983. С. 326 (указ.).

Мямлин И. Г. В. И. Шухаев. Л., 1972 (174 с. с ил., список основных работ).

Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Ю. Н. Подкопаевой и А. Н. Свешниковой. М.: Искусство, 1979. (Указ.).

Письма В. И. Шухаева А. Е. Яковлеву из Италии и Петербурга / Публ. Н. Э. Элизбарашвили // Панорама искусств. Вып. 8. М., 1985. С. 173-190.

Гоголицын Ю. М. Мир художника: К 100-летию со дня рождения В. Шухаева // Творчество. 1987. № 4. С. 16–18.

Яковлева Е. «Это было счастливейшее время…»: К истории создания двойного автопортрета А. Яковлева и В. Шухаева «Арлекин и Пьеро» // Нева. 1987. № 8. С. 271–276.

Гоголицын Ю. М. Загадка одного портрета // Ленингр. панорама. 1987. № 12. С. 32–34.

А. Е. Яковлев. В. И. Шухаев: К 100-летию со дня рождения. ГРМ: Каталог выставки / Сост. Н. И. Уварова и др. Л., 1988.

Яковлева Е. Живопись Шухаева в Русском музее // Художник. 1989. № 9. С. 17–24.

Письма В. И. и В. Ф. Шухаевых к Е. Ф., М. Ф. и С. А. Гвоздевым из колымских лагерей. 1939–1941 / Публ. М. Г. Овандер // Память Колымы. Магадан, 1990.

Яковлева Е. Шухаев и Яковлев: Новая встреча // Советский музей. Вып. 3. М., 1990.

«Мы – Ваши ученики»: Письма А. Е. Яковлева и В. И. Шухаева Д. Н. Кардовскому (1923–1934) / Публ. и примеч. Е. Яковлевой // Искусство Ленинграда. 1991. № 1. С. 76–89; № 2. С. 67–79.

Доронченков И. А. Петроград – Куоккала. Через границу. 1920-е годы // Минувшее: Исторический альманах. 19. М.; СПб., 1996. С. 210-233.

Гвоздева М. Гвоздевы и Шухаевы / Публ. и предисл. М. Г. Овандер // Наше наследие. 1998. № 45. С. 86-98.

Элизбарашвили Н. А. Василий Шухаев в Финляндии // Журнал любителей искусства. 1998. № 1. С. 97-103.

Бокариус М. В. «Пиковая дама» и «Борис Годунов» в издательстве «Плеяда». История поступления в музей А. С. Пушкина // Невский библиофил. Альманах. Вып. 4. СПб., 1999. С. 19–29.

Вихорева Л. В. Три жизни художника Шухаева // Антикварное обозрение.2003. № 3. С. 12-19.

Элизбарашвили Н. А. Красавица тринадцатого года // Антик-Respect. 2003. Март – апрель. С. 42-45.

Элизбарашвили Н. А. Монументальные росписи В. И. Шухаева французского периода творчества (1921–1935) // Зарубежная Россия. 1917–1945. Сб. статей. Кн. 3. СПб., 2004. С.361-366.

Овандер М. Г. Василий Шухаев. Из Петербурга через Париж в Магадан // Антикварное обозрение. 2004. № 1-2. С. 44-48.

Элизбарашвили Н. А., Яковлева Е. П. Финляндский период творчества В. И. Шухаева // Русское Зарубежье в Финляндии между двумя войнами: Сб. ст. СПб, 2004. C. 51-61.

Яковлева Е. П. Пропавшие полотна Василия Шухаева // Антик-Respekt. 2005. Май. С. 32-36.

Авдюшева-Лекомт Н. А. О выставке русского искусства в Брюсселе 1928 года // Известия Уральского государственного университета. Вып. 22. 2007. № 52. Екатеринбург, 2007. С. 241-250.

Елена Ахвледиани и Василий Шухаев. Друзья и коллеги: К 120-летию со дня рождения В. Шухаева. Выставка: Каталог-буклет / Вступ. ст. Н. Элизбарашвили. Тбилиси, 2007.

Менегальдо Е. Русские в Париже. 1919–1939. Изд. 2-е. М., 2007.

Элизбарашвили Н. А. Неизвестный портрет работы В. И. Шухаева. (Портрет художника Е. Е. Лансере) // Антикварное обозрение. 2007. № 1. С. 39–40.

Элизбарашвили Н. А. Большая жизнь – большое искусство. К 120-летию со дня рождения В. И. Шухаева // Русский клуб [Тбилиси]. 2007. № 1. С. 46-48.

Василий Иванович Шухаев. К 120-летию со дня рождения: Каталог выставки в галерее «Копала». Тбилиси, 2008.

Элизбарашвили Н. А. Об атрибуции театрального эскиза, приписываемого В. И. Шухаеву // Антикварное обозрение. 2008. № 1. С. 24-25.

Василий Шухаев. Жизнь и творчество / науч. ред. Е.П. Яковлева; сост. и автор вступ. ст. Н.А. Элизбарашвили; коммент. Е.П. Яковлевой. М., 2009.

Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. М., 2010.

Северюхин Д.Я. «Человек с несгибаемым счастливым характером…». [Рец. на кн.: В.И. Шухаев. жизнь и творчество] // Культура и искусство. 2011. № 5. С. 108–114.

Яковлева Е.П. В.И. Шухаев – художник и педагог // Уральское искусствознание и музейное дело: опыт, проблемы, перспективы. Сборник материалов Всероссийских искусствоведческих чтений памяти Б.В. Павловского 19-20 апреля 2011 г. Екатеринбург, 2013. С. 292–299

Яковлева Е.П. Художник и его окружение. Парижский круг В.И. Шухаева // Вестник Орловского государственного университета: Федеральный научно-практический журнал. Серия «Новые гуманитарные исследования». 2015. № 6 (47). С. 216–219.

Василий Шухаев (1887–1973). Ретроспектива: каталог выставки / под науч. ред. Е.П. Яковлевой. М.: Московский музей современного искусства, 2015.

Яковлева Е.П. Неизвестные портреты офицеров работы В.И. Шухаева // Университетский научный журнал = Humanities & Science University Journal. Филологические и исторические науки, археология, искусствоведение: Рецензируемый научный журнал / Санкт-Петербургский университетский концорциум. СПб, 2016. № 18. С. 51–59.

Barchan P. Wassily Schuchaeff // Die Kunst. 1925. N 26. S. 87–96.

Barchan P. Russische Kunst // Deutsch Kunst und Dekoration. 1923. Bd 52. S. 4–6, 9, 15.

Images de Pouchkine Portraits d’exil. Dans l’œuvre des peintres russes émigrés en France 1920–1970. Colleсtion René Guerra: Catalogue édité a l’occasion du Bicentenaire de la naissance de Pouchkine / Préface de Henri Troyat de l’Académie française [1999].

Архивы:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

12.02.2011