ЯКОВЛЕВ Александр Евгеньевич

Jacovleff Alexandre

А. Е. Яковлев

13/25 июня 1887 (С.-Петербург) – 12 мая 1938 (Париж). Живописец, рисовальщик, художник театра, педагог.

Сын лейтенанта флота Евгения Александровича Яковлева (1857–1898), создателя первого в России двигателя внутреннего сгорания на жидком топливе (1889), основателя и владельца Первого русского завода газовых и керосиновых двигателей (ныне завод «Вулкан»), на котором в 1896 совместно с фирмой «Фрезе и Неллис» был создан первый отечественный автомобиль. Мать, София Петровна, урожд. Кузьмина (1859–1940), дочь надворного советника, после смерти мужа – владелица Машиностроительного, чугунного и меднолитейного завода в Санкт-Петербурге; с 1923 – в эмиграции в Париже.

В 1904 окончил реальное училище К. И. Мая в Cанкт-Петербурге. В 1904–1905 занимался в подготовительных Рисовальных классах Я. С. Гольдблата. В 1905–1913 учился в ИАХ (с 1908 — в мастерской Д. Н. Кардовского). В годы учебы подружился с Б. Д. Григорьевым, И. И. Бродским и В. А. Локкенбергом и В. И. Шухаевым (последний стал его близким другом и единомышленником). Во время летних каникул совершил поездки в Ревель (ныне Таллин, 1908), Германию (1909), Италию (1910), вместе с Шухаевым – по Волге и Каме (1911) и на «академическую дачу» в Вышневолоцком уезде Тверской губ. (1912), где испытал влияние увлеченного импрессионизмом Локкенберга.

В годы учебы в качестве иллюстратора сотрудничал с художественно-юмористическими журналами «Стрекоза» (1907–1908), «Сатирикон» (1908–1913) и «Новый Сатирикон» (1913); иллюстрировал книги издательства М. Г. Корнфельда.

Участвовал в отчетных академических выставках, выставках СРХ (1909, 1910; член СРХ с 1911) и в «Салоне» В. А. Издебского (1909/1910). В 1912 его работы, показанные на выставке «Мир искусства», вызвали много откликов в прессе, в том числе восторженную статью А. Н. Бенуа. Был принят в общество «Мир искусства».

В ноябре 1913 получил звание художника и заграничное пенсионерство за картину «В бане», выполненную в манере позднего Ренессанса. В 1914–1915 провел полтора года в Италии вместе с Шухаевым, посетил Испанию, в том числе о. Майорка. Вернувшись в Петроград (конец 1915), показал на выставке «Мир искусства» (начало 1916) картины «Рыбак», «Портрет аргентинского художника Рауля Етчеварна», «Портрет мексиканского художника Роберто Монтенегро» и «Скрипач», которые были воспроизведены в журнале «Аполлон».

В 1916 участвовал в оформлении кабаре «Привал комедиантов» (вместе с С. Ю. Судейкиным и Григорьевым), исполнил плафон на тему «Девять муз» для московского особняка Фирсановых (совм. с Шухаевым), создал эскизы росписей для православной церкви Свт. Николая в Бари (Италия) и для зала ожидания Казанского вокзала в Москве (не осуществлены). С осени 1916 преподавал рисунок в Новой художественной мастерской на Васильевском острове в Петрограде. В 1917 вместе с Кардовским и Шухаевым создал «Цех живописцев Св. Луки», в задачу которого входило возрождение профессиональных традиций старых мастеров.

В сентябре 1917 отправился во вторую академическую пенсионерскую поездку — в страны Дальнего Востока. Посетил Пекин, путешествовал по Китаю, Монголии и Японии. Изучал китайский и японский театр, исполнил много зарисовок этнографического характера и заказных портретов. Провел выставки в Шанхае (декабрь 1918 и январь 1919). Переехал в Японию, где пробыл первую половину 1919 года, и, решив не возвращаться в Россию, отправился во Францию.

Со второй пловины 1919 жил в Париже. Показал работы дальневосточного цикла на персональных выставках в Париже (галерея Barbazanges, 1920 и 1921; совм. с Шухаевым), Лондоне (галерея Grafton, 1920) и Чикаго (Художественный институт, 1922). В 1922 в издательстве Люсьена Вожеля (Éditions Lucien Vogel) тиражом 150 экз. вышел альбом, включивший 50 репродукций его картин китайского цикла «Рисунки и живопись Дальнего Востока» с предисловием известного востоковеда В. В. Голубева и сангинным портретом Яковлева работы Шухаева. Одновременно в издательстве М. де Брунов (Éditions M. de Brunoff) вышел альбом «Китайский театр в картинах, сангинах и зарисовках Александра Яковлева» с текстом историка театра Чу-Кие-Кена (Chu-Chia-chien).

Исполнил росписи на тему «Триумф кулинарного искусства» в ресторане «La Biche» («Лань») на Монмартре и вместе с Шухаевым расписал концертный зал на rue Pergolese на тему «Сказки Пушкина и музыка». Расписывал частные особняки и писал заказные портреты. Участвовал в парижских салонах, в групповых выставках во Франции и за рубежом. В конце 1921 основал вместе с Шухаевым школу в мастерской на rue Campagne Premièr, 17, на Монпарнасе.

В октябре 1924 — августе 1925 участвовал в трансафриканской автомобильной экспедиции экспедиции фирмы «Citroen» по Африке под руководством Г.-М. Гаарда и Л. Одуэн-Дюбрея (Сахара — Судан — Нигер — Чад — Убанги-Шари — Бельгийское Конго — Мозамбик — Мадагаскар). Исполнил около 300 картин и рисунков о природе Африки и быте туземцев, а также большой групповой портрет участников экспедиции. В 1926 провел в галерее J. Charpentier большую персональную выставку по итогам африканского путешествия, которая принесла доход в 100 тыс. франков. Л. Вожель выпустил тиражом 1020 экз. его африканский альбом. В 1928 исполнил иллюстрации к «негритянскому роману» Рене Марана «Batouala» («Батуала»), а спустя десять лет — к роману Пьера Милля «Féli et M’bala l’éléphant» («Фели и слоненок М’бала».

В 1928 путешествовал по Эфиопии с Генри Ротшильдом. В 1928–1930 изучал древнеримскую живопись в Помпеях и копировал фрески в Неаполитанском музее. Исполнил серию крупноформатных картин на мифологические темы в духе помпейской живописи.

Провел совместно с Шухаевым и Григорьевым выставку в Институте Карнеги в Питтсбурге (1927), персональные выставки в Париже (галерея La Renaissance, 1928 и 1930), Брюсселе (1927, 1929). В этот период популярность художника достигла апогея, в 1927 он стал кавалером ордена Почетного легиона.

Участвовал в выставках группы «Мир искусства» (галереи La Boёtie, 1921; Bernheim-Jeune, 1927, S. Lesniсk, 1928; V. Girchman, январь 1930; Осеннем салоне, 1921 — все в Париже; Брюсселе, 1923), выставках русских художников в Лондоне (галерея Whitechapel, 1921), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924), Амстердаме и Гааге (1924), Париже (галереи V. Girchman, июль 1929, апрель 1930; Quatre Chemins, 1928; La Renaissance, 1932), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Уилмингтоне, США (1932), Праге (1935), был представлен в русском отделе международных выставок в Питтсбурге (1924, 1925, 1926) и Нью-Йорке (1926), выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928). В 1928 персональная выставка прошла в Ленинграде, в залах АХ (работы из советских собраний и репродукции картин последних лет).

Дарил свои картины для благотворительных лотерей, в том числе в пользу Комитета помощи русским писателям и ученым (1928, 1929), нуждающихся членов общества «Мир искусства» (1930), Общества «Быстрая помощь» (1934), Союза русских писателей и журналистов (1937), Московского землячества (1938).

В 1931–1932 как официальный художник в автомобильной экспедиции фирмы «Citroen» по Азии (Сирия — Персия — Афганистан — Монголия — Китай, от Тянь-Цзиня морем до Ханоя и Сайгона; экспедиция была прервана смертью Г. М. Гаарда). Будучи в Шанхае, встречался с русскими художниками-эмигрантами М. Ф. Домрачевым, Б. А. Хреновым, Н. Е. Эльтековым и Г. А. Сапожниковым. В 1933 галерея J. Charpentier показала около 800 его работ по итогам азиатского путешествия. В 1934 создал декорации к балету «Семирамида» А. Онеггера для труппы Иды Рубинштейн.

Осенью 1934 переехал в США, чтобы возглавить живописное отделение школы Музея изящных искусств в Бостоне. Совершил путешествие по США и Мексике. Провел персональные выставки в бостонском Музее изящных искусств (1934, 1937), Национальном географическом обществе в Вашингтоне (1934), галерее Knoedler в Нью-Йорке (1936), Институте Карнеги в Питтсбурге (1938) и Художественном институте Миннеаполиса (1938).

В 1937 вернулся в Париж. Умер от рака желудка, во время операции. Похоронен на кладбище Пер-Лашез, в том же году перезахоронен на кладбище Данмуа под Парижем (место для захоронения было куплено П. Кастелем).

Несколько работ из мастерской приобрел Люксембургский музей Парижа. Мемориальные выставки прошли в Нью-Йорке (Grand Central Palace, 1939), Бостоне (галерея Vose, 1939 и 1948), Париже (галерея Vendome, 1965) и Версале (галерея M. Blanche — аукцион «„Черный круиз“ и негритянское искусство», 1967).

В 1988 в ГРМ состоялась выставка работ Яковлева и Шухаева, приуроченная к столетию со дня рождения художников. Весной 2004 выставка произведений Яковлева, охватывающая разные периоды и сферы его творчества, прошла в Музее 1930-х годов в Булонь-Бьянкур (близ Парижа). Выставка «Alexandre Iacovleff. Les croisières Citroën» состоялась в декабре 2012 – марте 2013 в Musée de l’Abbaye Sainte-Croix французского города Ле-Сабль-д’Олон, а выставка «Александр Яковлев. Черный рейд» осенью 2017 — в московской галерее «Наши художники». Представлен во многих музеях России, в том числе в ГРМ (свыше 20 картин).

Жена, Белла (Бэла) Георгиевна, урожд. Шеншева, во втором браке Волкова (сценический псевд. Казароза; 1893–1929) — эстрадная актриса, певица и танцовщица. Брак был недолгим. Их сын, родившийся в апреле 1917, умер в Москве в 1918. Покончила с собой в Берлине.

Старший брат Алексей (1881–1960?) — архитектор, специалист по строительству театральных зданий, автомобилист и авиатор; после революции эмигрировал в США, где жил под именем Алексиса Джексона. Старшая сестра Александра (1889–1979) — оперная певица (сценический псевдоним Сандра), с 1930 — солистка Русской оперы в Париже, позже — профессор Русской консерватории им. С. В. Рахманинова. Племянница художника Татьяна Алексеевна Яковлева дю Плесси-Либерман — дизайнер, модельер дамских шляп; во втором браке была замужем за художником Александром Либерманом.

Библиография:

† РГАЛИ. Ф. 2744 Оп. 1. Ед. хр. 1–25; РГИА. Ф. 789. Оп. 13. 1904. Д. 191.

* Бенуа-3; Грабарь-3; Крадин; Лобанов-Ростовский; Неизвестная Россия, 332–341; Остроумова-Лебедева; Русский Париж; Савинов; Сеславинский; Сидоров; Сомов; AI 1/725, 2/631, 3/693, 4/592, 6/555, 7/726, 9/434, 11/385, 12/451, 28/492.

Бенуа А. Н. Картина А. Е. Яковлева на выставке «Мир искусства» // Речь. 1913. 7 янв.

Радлов Н. Э. Современная русская графика и рисунок // Аполлон. 1913. № 7. С. 13–19 (илл.).

Бенуа А. Н. А. Яковлев // Речь. 1916. 18 марта.

Аполлон. 1916. № 8. С. 10–11; 1917. № 2/3. С. 16–17, 22–23 (илл.); № 8/10. С. 61, 93–94.

Левинсон А. Яковлев – Шухаев // Последние новости (Париж). 1921. 24 ноября.

Маковский С. Силуэты русских художников. Прага, 1922. С. 157–158.

А. С. А. Е. Яковлев в Африке // Жар-птица (Париж). 1926. № 14. С. 25–31.

И. Ж. Выставка гуашей А. Яковлева // Последние новости (Париж). 1927. № 2288, 28 июня. С. 3.

Александр Яковлев: Каталог выставки / текст Э. Ф. Голлербаха. Л., 1928.

Гаард Г.-М., Одуен-Дюбрей Л. По черному континенту. На автомобилях через Центральную Африку / Пер. с франц. Т. и В. Равенских. Л., 1928.

Гаард Г.-М., Одуен-Дюбрей Л. На автомобиле через Африку / пер. Д. Таубе, предисл. Э. Голлербаха. Л., 1929.

Миллиоти Н. Д. Несколько мыслей по поводу выставки А. Е. Яковлева // Числа (Париж). 1930/1931. Кн. 4. С. 192–196.

Художник А. Е. Яковлев в Шанхае // Слово (Шанхай). 1932 [вырезка из газеты].

Бенуа А. Н. Выставка Александра Яковлева // Последние новости (Париж). 1933. № 4441, 20 мая.

Щербатов С. Рисунки и живопись С. [А.] Яковлева // Театр и жизнь (Париж). 1934. № 56. С. 9–10.

Львов Л. Кончина А. Е. Яковлева // Иллюстрированная Россия (Париж). 1938. № 22.

Бенуа А. Н. Александр Яковлев // Последние новости (Париж). 1938. № 6272, 4 июня.

Бенуа А. Н. А. Яковлев // Русские записки (Париж). 1938. Июнь. С. 163–173.

Судейкин С. Александр Яковлев — мастер формы // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1938. 21 мая.

Кардовский Д. Н. Об искусстве: Воспоминания. Статьи. Письма / сост. Е. Д. Кардовская. М., 1960. С. 95, 97, 101–102, 122–124.

А. Ш. [Шик А.] По выставкам // Русская мысль (Париж). 1965. № 2397, 9 дек. С. 5.

Мямлин И. В. И. Шухаев. Л., 1972. С. 15–20, 45–48.

Рерих Н. К. Александр Яковлев // Рерих Н. К. Из литературного наследия / Под ред. М. Т. Кузьминой. М., 1974. С. 127.

Романычева И. Академическая дача. Л., 1975. С. 28–31 (илл.).

Элизбарашвили Н. О малоизвестных работах А. Е. Яковлева // Искусство. 1977. № 4. С. 62–68.

А. Е. Яковлев: Рисунки: Комплект из 20 открыток / текст М. Ю. Овчинниковой. Л., 1978.

Русская художественная культура конца XIX — начала XX века. М., 1980. Кн. 4.

Бенуа А. Н. Александр Яковлев // Русская мысль (Париж). 1984. № 3545, 29 нояб. С. 8–9; 1984. № 3546, 6 дек. С. 8–9; 1984. № 3547, 13 дек. С. 8–9.

Письма В. И. Шухаева А. Е. Яковлеву из Италии и Петербурга / публ. и вступ. ст. Н. А. Элизбарашвили // Панорама искусств. М., 1985. Вып. 8. С. 173–190.

Яковлева Е. «Это было счастливейшее время…»: К истории создания двойного автопортрета А. Яковлева и В. Шухаева «Арлекин и Пьеро» // Нева. 1987. № 8. С. 271–276.

А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев: К 100-летию со дня рождения: Каталог выставки. ГРМ / сост. Н. И. Уварова и др. Л., 1988.

Бабияк В. А. Е. Яковлев // Искусство. 1988. № 8.

Милашевский В. А. Вчера, позавчера...: Воспоминания художника. М., 1989.

Когда краска еще свежа: Из неопубликованных писем В. И. Шухаева и А. Е. Яковлева Д. Н. Кардовскому и О. Л. Делла-Вос-Кардовской. (1909–1915) / Предисл., комментарии и подг. текста Е. П. Яковлевой // Советский музей. 1989. № 2. С. 42–53.

Щербакова Г. Художник-атташе // Художник. 1990. № 8. С. 36–53.

«Мы — Ваши ученики»: Письма А. Е. Яковлева и В. И. Шухаева Д. Н. Кардовскому (1923–1934) / публ. и примеч. Е. Яковлевой // Искусство Ленинграда. 1991. № 1. С. 76–89; № 2. С. 67–79.

Подземская Н. Живопись Александра Яковлева в Милане // Русская мысль (Париж). 1995. № 4080, 1–7 июня. С. 15.

Авдюшева-Лекомт Н. А. Александр Яковлев в Бельгии // Зарубежная Россия. 1917–1945: Сб. статей. СПб., 2004. Кн. 3. С. 354–360.

Толстой А. Времена и странствия Александра Яковлева // Новая Юность. 2004. № 2(65).

Вихорева Л. В. Александр Яковлев // Антикварное обозрение. 2004. № 1–2. С. 40–43; № 3. С. 12–17.

Махров К. Александр Яковлев: «Любовь к портретам и пейзажам» // Антикварное обозрение. 2004. № 3. С. 18–19.

Василий Шухаев: Жизнь и творчество / сост. Н. Элизбарашвили, научн. ред. Е. П. Яковлева. М., 2010 (С. 75–82 — Письма В. И. Шухаева к А. Е. Яковлеву; С. 138–143 — Воспоминания В. И. Шухаева о А. Е. Яковлеве).

Каменская Е. Н. Александр Яковлев – художник-путешественник. Рождение образа // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. ст. Вып. 4. СПб., 2014. С. 548–556.

Каменская Е. Н. О портрете И. Р. Радловой работы А. Е. Яковлева // Primus inter pares: Сб. 175-летию со дня рождения В. В. Радлова. СПб., 2015. С. 91–99.

Александр Яковлев. Путевой дневник путешествия по Африке в экспедиции автомобильного общества «Ситроен» 1924–1925 / вступ. ст. Т. Горяевой; предисл., коммент., краткая биография и библиография Е. Яковлевой. М., 2017.

Каменская Е. Н. Художник Александр Яковлев в Китае: 1918–1919 годы // Вестник Санкт-Петербургского гос. университета технологии и дизайна: Научный журнал. Серия 2. Искусствоведение, филологические науки. 2017. № 2. С. 20–27.

Каменская Е. Н. Италия в жизни и творчестве Александра Яковлева // Вестник Санкт-Петербургского гос. университета технологии и дизайна: Научный журнал. Серия 2. Искусствоведение, филологические науки. 2018. № 3. С. 41–49.

Яковлева Е. П., Каменская Е. Н. Ранние годы Александра Яковлева (к вопросу о профессиональном становлении художника) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна: Научный журнал. Серия 2. Искусствоведение, филологические науки. 2018. № 4. С. 56–66.

Forthuny Р. Un peintre de la Chine — Alexandre Iacovleff // L’art et les artistes. 1920. № 6. Р. 238.

The Studio. 1920. Vol. 80. P. 23–24, 27–28.

Ciolkowska M. A. Iacovleff // The Studio. 1922. Vol. 84. P. 162–166.

Valotaire M. Alexander Iacovleff // The Studio. 1926. Vol. 92. P. 307–315.

Mille P. L’œuvre africain d’Alexandre Iacovleff // Art et Décoration. 1926. Vol. 49. P. 183–192.

Forthuny P. Alexandre Iacovleff en Afrique // L’Art et les Artistes. Nouvelle série. T. XIII. № 65 (Mars 1926) a 69 (Juillet 1926). Paris, 1926. P. 181–193.

Alexandre Iacovleff. Peintre Attaché a l’Expédition Citroën Centre-Afrique 2e Mission Haardt Audouin Dubreuil. Exposition de peintures et dessins: Hotel Jean Charpentier. Paris du 7 au 23 Mai 1926: [Catalogue]. [Paris, 1926].

P. L’œuvre africain d’Alexandre Iacovleff // Art et Décoration. 1926. Vol. 49. P. 183–192.

Valotaire M. Alexander Iacovleff’s mural paintings // The Studio. 1927. Vol. 94. P. 3–10.

Kessel J. La Nouvelle Figure d'Alexandre Iacovleff // La Renaissance de l’Art. 1930. November. P. 250–255.

Memorial Exhibition of the work of Alexandre Iacovleff (1887–1938). Through the courtesy of the Grand Central Art Galleries, Inc. Nineteen Hundred and Thirty Nine [New York, 1939].

Birnbaum M. Alexander Jacovleff // Art in America. 1945. Vol. 33. Apr. P. 64–83.

Birnbaum M. Jacovleff and Other Artists. New York, 1946.

Alexandre Iacovleff. Paris, Galerie Vendôme (23.11–18.12.1965): [Catalog] Paris, 1965.

Alexander Iacovleff. An Exhibition of Fifti Dravings & Paintings. May & Yune 1972: [Сatalogue]. Groppert Art Gallery. Massachuttes Avenuue. Cambridge, Mass, 1972.

[Dienst J., Schaffer M.] Alexandre Jacovleff. Paintings and Drawings [: Catalogue] / A La Vieille Russie. New York, 1993.

Haardt de La Baume C. Alexandre Iacovleff: L’Artiste voyageur. Paris, 2000.

Alexandre Iacovleff: Itinérances: Catalogue / Musée des années 30 de Boulogne-Billancourt. Paris: Somogy, 2004.

Franсine du Plessix Gray. Them: A Memoir of Parents. New York: Penguin books. 2006.

L'Afrique rêvée. Images d’un continent à «L’ Âge d’Or» de la Colonisation 1920 – 1940: Exhibition catalogue / sour la direction de Jean-Pierrt de Rycke. Brussels: Ed. Racine, 2010.

Musée de l’Abbaye Sainte-Croix, les Sables d’Olonne. Alexandre Iacovleff. Les croisières Citroën (1er décembre 2012 – 10 mars 2013) / auteur Caroline Haardt de la Baume, Jean-François Ruchaud. [Lion: FAGE Éditions, 2012].

Альбомы:

Les dessins et peintures d’Extrême Orient d’Alexandre Iacovleff / introd. par Victor Goloubew. Paris, 1922.

Le théâtre chinois: Peintures, sanguines et croquis d’Alexandre Iacovleff / textes de Tchou-kia-kien. Paris, 1922.

Iacovleff A. Dessins et peintures d’Afrique. Paris, 1927.

Alexandre Iacovleff et Serge Eliseeff. Le Théâtre Japonais (Kabuki). Paris, 1933.

Iacovleff A. Dessins et peintures d’Asie. Paris, 1934.

Сочинения:

Путевые заметки // Вестник знания. 1928. № 11. С. 570–576.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

07.02.2012