РЕПИН Илья Ефимович

Repin I.

И. Е. Репин. Фото 1903.

24 июля / 5 августа 1844 (Чугуев Харьковской губ.) –

29 сентября 1930 (Куоккала, Финляндия, ныне пос. Репино, Курортный р-н С.- Петербурга). Живописец, график и педагог.

Сын солдата-поселенца, занимавшегося поставкой военных лошадей. Начальное образование получил у матери Татьяны Сергеевны, обучавшей грамоте своих детей и их чугуевских сверстников. Рано проявив способности к рисованию, в 12 лет был отдан в школу военных типографов, где получил первые профессиональные художественные навыки. В 14 лет поступил в обучение к иконописцу И. М. Бунакову, с 15 лет самостоятельно занимался иконописанием, а к 19 годам заработал средства для поездки в столицу.

1 ноября 1863 приехал в С.-Петербург и поступил в Рисовальную школу ОПХ, где тогда преподавал И. Н. Крамской, ставший его другом и наставником. С января 1864 – вольнослушатель в ИАХ (деньги за обучения внес крупный государственный чиновник и меценат Ф. И. Прянишников), с осени 1865 – ученик ИАХ. Учился у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. фон Неффа. В 1865 получил малую серебряную медаль, был произведен в свободные художники и освобожден от платы за обучения. В 1867 получил две большие серебряные медали, в 1869 – малую золотую, в марте 1871 – первую премию ОПХ за картину «Бурлаки на Волге», написанную по итогам длительной поездки по Волге (писалась по заказу вел. кн. Владимира Александровича; завершена в 1873), в ноябре 1871 – большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство за картину «Воскрешение дочери Иаира». В годы учебы усиленно занимался самообразованием под руководством земляков – братьев А. В. и М. В. Праховых, помогавших ему готовиться к общеобразовательным экзаменам; постоянно посещал «четверги» организованной И. Н. Крамским Санкт-Петербургской артели художников.

В 1872 женился на В. А. Шевцовой – племяннице архитектора А. Д. Петрова, от брака с которой родились дети – Вера (1872–1948), Надежда (1874–1931), Георгий (Юрий; 1877–1954) и Татьяна (1880–1957). Супруги совершили свадебное путешествие в Москву и по Волге. В 1873 в качестве пенсионера выехал с семьей за границу, посетил Рим и Неаполь, затем обосновался в Париже, где до 1876 снимал мастерскую. Лето проводил в деревне Вёль в Нормандии. Во Франции исполнил несколько жанровых картин, много портретов, а также большую картину «Садко в Подводном царстве», которую заказал наследник – будущий император Александр III, посетивший его парижскую мастерскую.

В 1876 вернулся в С.-Петербург и получил за представленные работы звание академика. В 1877–1882 жил в Москве, изредка наведываясь в С.-Петербург. В мае-сентябре 1880 вместе с В. А. Серовым путешествовал по Запорожской Сечи, исполнив множество этюдов для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880; в 1890 приобретена Александром III за беспрецедентную сумму 35 тыс. руб.). В сентябре 1882 вновь обосновался с семьей в С.-Петербурге и поселился в Коломне, на втором этаже дома на Калинкинской пл. (ныне пл. Репина, д. 3-5; мемориальная доска).

В 1878 стал членом Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), на выставках которого в С.-Петербурге, Москве и провинции, как правило, впервые показывались его лучшие произведения. В 1891 вышел из ТПХВ, выразив несогласие с новым уставом, ущемлявшим права молодых художников, но продолжал участвовать в выставках как экспонент. В 1897 был вновь принят в ТПХВ. Многие картины с выставок были приобретены П. М. Третьяковым и позже заняли почетное место в Третьяковской галерее. Ряд картин с выставок купил император Александр III, и в конце 1890-х они поступили в Русский музей его имени.

В 1870–1890-е получил признание как глава русской реалистической школы живописи, автор эпических картин на исторические, религиозные и общественные темы, непревзойденный художник-жанрист и портретист, создатель масштабной портретной галереи выдающихся современников. Отдельную страницу его творческой судьбы составляют карандашные зарисовки С.-Петербурга, уличные сцены и типы горожан. Написал ряд картин заостренного общественно-политического звучания: «Арест пропагандиста в деревне», «Сходка, или При свете лампы» (обе – 1883), «Не ждали» (1884), «Отказ от исповеди» (1886), «Манифестация» (1909; посвящена опубликованию царского манифеста от 17 октября 1905), которые, несмотря на возможность многозначного толкования, не встретили цензурных препятствий к публичному показу. Иная судьба постигла его картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885), которая сразу после написания была приобретена П. М. Третьяковым, но Высочайшим повелением запрещена к публичному показу как «тенденциозно или с явным намерением представляющая в неблагоприятном свете правительственный строй». Этот эпизод послужил основанием для дискуссии в правительственных сферах о необходимости цензуры в отношении художественных выставок. В разные годы работал по Высочайшим заказам: создал парадные портреты императоров Александра III и Николая II, исполнил большое полотно «Прием волостных старшин Александром III» (1885; ГТГ) и монументальный коллективный портрет членов Государственного Совета по случаю празднования 100-летия основание этого органа Александром III (1901–1903; писалась для Таврического дворца, ныне в ГРМ; за работу художник получил рекордный гонорар в 40 тыс. руб. и звание действительного статского советника). Был кавалером ряда российских орденов.

В 1890 провел в Музее ИАХ персональную выставку (вместе с И. И. Шишкиным), на которой показал около 300 произведений; в 1890 она была перевезена в Москву и экспонировалась в залах Исторического музея. В 1900 входил в жюри художественного отдела Международной выставки в Париже, в 1901 стал кавалером ордена Почетного легиона.

В 1890 был включен в правительственную комиссию для составления проекта нового устава ИАХ. В 1892 стал профессором ИАХ, с 1894 – профессором-руководителем мастерской. Одновременно стал руководителем частной художественной школы-студии кнг. М. К. Тенишевой. В числе его учеников были И. И. Бродский, М. В. Веревкина, К. А. Вещилов, И. Э. Грабарь, Д. Н. Кардовский, Б. М. Кустодиев, Ф. И. Малявин, Н. И. Фешин, П. Д. Шмаров, А. Г. Явленский и др. В 1898 был назначен ректором Высшего художественного училища сроком на год. В 1906 оставил преподавание, передав свою мастерскую Д. Н. Кардовскому.

На протяжении многих лет выступал в периодической печати с полемическими статьями и письмами по вопросам современного искусства. Пафос многих его выступлений был направлен против коммерциализации искусства и против засилья в нем дилетантства, выдаваемого за «творческий индивидуализм» и «новаторство». Некоторые публикации были собраны в книге «Воспоминания, статьи и письма из-за границы И. Е. Репина», выпущенной в 1901 под редакцией писательницы Н. Б. Нордман (псевд. Северова; 1863–1914), которая в 1900 стала постоянной спутницей его жизни. В 1913 при помощи К. И. Чуковского начал работать над книгой статей и воспоминаний «Далекое и близкое» (завершена в 1916, впервые опубликована в 1937, неоднократно переиздавалась).

В 1899 вместе с Н. Б. Нордман приобрел участок земли в курортном поселке Куоккала на берегу Финского залива, построил там дом с мастерской и службами (по названию хозяев, усадьба Пенаты – родной дом). С 1903 до конца жизни постоянно жил в Пенатах, навещаемый друзьями и почитателями (в 1900-е здесь бывали В. В. Стасов, Л. Н. Андреев, М. Горький В. В. Маяковский, многие другие деятели культуры). Позже в усадьбе поселились его дочери, а неподалеку обосновался сын Юрий с семьей.

В Пенатах встретил весть о Февральской революции, на которую откликнулся такими произведениями, как «Быдло империализма» (новый вариант «Бурлаков на Волге»), «В зале заседаний Совета рабочих депутатов 18 марта 1917 г.» (ГТГ) и «Портрет А. Ф. Керенского». 24 ноября (7 декабря) 1917 в фойе Михайловского театра состоялось его чествование в связи с 45-летием творческой деятельности. Последний раз побывал в Петрограде в марте 1918, чтобы уладить свои денежные дела.

В апреле 1918 оказался отрезанным от России финляндской границей. Не принял ни иностранного, ни советского гражданства. Саму возможность вернуться на родину отвергал, так как не принимал установившегося в СССР режима, его социальной и культурной политики. В 1924 отказался приехать в Ленинград на празднование своего 80-летия. В 1926, после личного обращения к К. Е. Ворошилову о материальной помощи, получил предложение навсегда вернуться в СССР, переданное через делегацию во главе с И. И. Бродским (в делегацию входили также художники Е. А. Кацман, П. А. Радимов и А. К. Григорьев). В том же году официальное предложение вернуться на родину было передано ему от имени Ворошилова через специально командированного в Финляндию московского профессора А. П. Пинкевича. На предложение ответил отказом, а, кроме того, отказался от присужденного ему тогда же звания «народный художник СССР».

Живя в эмиграции, пользовался уважением финской общественности и властей как самый значительный представитель русской культуры в Финляндии. В 1920 был избран почетным членом Общества финляндских художников. Неоднократно бывал в Выборге и Хельсинки. Оказывал поддержку беженцам из России, часто помогал им в получении вида на жительство (в числе художников, получивших от него помощь, были Б. Д. Григорьев, В. И. Шухаев и В. Ф. Шухаева, И. А. Пуни и К. Л. Богуславская, С. В. Животовский).

В 1920-е написал портреты: «Священник из Куоккалы» (1923), «Академик И. П. Павлов» (1924), цикл «Четыре времени года» (портреты Н. Ю. Бутлеровой, О. А. Пуни,

В. П. Стениной и Е. Э. Деггельгорн; 1922), «Автопортрет» (1920) и др.; создал большие картины: «Финские знаменитости» (1922), «Крестный ход в дубовом лесу» (1917–1924), «Пушкин на набережной Невы в 1835» (1924), «Гопак» (1927); произведения на евангельские темы: «Неверие Фомы» (1921), «Голгофа» (1922), «Утро Воскресения» (1922), «Отрок Христос во храме» (1920-е) и др. Картины экспонировались на выставках, устраивавшихся его доверенным лицом художником В. Ф. Леви в Финляндии, Швеции, Чехословакии, Дании, Германии, Франции и США (часто вместе с картинами самого Леви и Ю. И. Репина), приобретались коллекционерами и музеями. В 1927–1929 работы показывались в Москве на выставках Объединения художников имени И. Е. Репина, основанного учениками в ознаменование 80-летия со дня рождения учителя.

Художник был похоронен в парке усадьбы Пенаты. Собственником усадьбы он стал еще в 1914, после смерти Нордман, и тогда же завещал ее Академии художеств для устройства там музея после его смерти. Музей был создан в 1940, сразу после присоединения территории Карельского перешейка, включая Куоккала, к СССР. Основную часть собрания составили работы, ранее бывшие в собственности сына художника Юрия (по завещанию И. Е. Репина его наследие было распределено между детьми; наиболее ценная часть досталась старшей дочери Вере; перед приходом советских войск она была вывезена ею за границу и распродана). С началом Великой Отечественной войны экспонаты музея были вывезены и сохранены, тогда как все постройки усадьбы погибли от пожара в июле 1944 во время боевых действий. В 1962, по завершении восстановительных работ, музей был открыт для посетителей. К этому времени пос. Куоккала и железнодорожная станция были переименованы в Репино, а ранее, в 1957, на Приморском шоссе рядом со станцией был установлен памятник художнику (скульптор М. Г. Манизер; в 1999 такой же памятник установлен в Румянцевском саду близ Академии художеств). В 1944 имя И. Е. Репина было присвоено Институт живописи, скульптуры и архитектуры. В 1952 именем Репина была названа улица (бывший Соловьевский пер.) и площадь (бывшая Калинкинская). В 1958 памятник Репину был открыт в Москве на площади его имени (ныне Болотная пл.; скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рогожин). Мемориальные музеи Репина действуют в его родном Чугуеве, в селе Ширяево близ Самары, где он работал над картиной «Бурлаки на Волге», и в его усадьбе Здравнёво под Витебском.

В 1994, в связи со 150-летием со дня рождения художника, в ГРМ прошла его большая выставка, на которой впервые в России экспонировались его работы позднего периода из зарубежных собраний (в частности, из музея Атенеум в Хельсинки).

Библиография:

* Незабытые могилы.

И. Е. Репин и большевики // Последние новости (Париж). 1926. 22 окт. (№ 2039). С. 2.

Зеелер В. Илья Ефимович Репин: К 83-летию со дня рождения // Последние новости (Париж). 1927. 7 авг. (№ 2328). С. 3.

К 85-летию И. Е. Репина // Театр и жизнь (Париж). 1929. № 15. С. 9–11).

Репина В. На могиле моего отца // Театр и жизнь (Париж). 1935. № 62. С. 16–17.

Ненаписанная картина И. Е. Репина // Вечерняя Москва. 1937. 29 сент.

Бродский И. А. Репин в «Пенатах». М.; Л., 1940.

И. Е. Репин: Художественное наследство / Под ред. И. Э. Грабаря и И. С. Зильберштейна. В 2-х тт. М.-Л., 1948, 1949.

И. Е. Репин: Письма к художникам и художественным деятелям / Сост. Н. Г. Галкина и М. Н. Григорьева. М., 1952.

И. И. Бродский: Статьи. Письма. Документы / Сост. И. А. Бродский. М., 1956.

Кацман Е. А. Записки художника. М., 1962. С. 67–72.

Грабарь И. Э. Репин: В 2-х тт. М., 1963–1964.

Скульптор Илья Гинцбург: Воспоминания. Статьи. Письма / Сост. Е. Н. Маслова. Л., 1964.

Бродский И. И. Мой творческий путь. Л., 1965. С. 104–106.

Новое о Репине: Статьи и письма художника. Воспоминания учеников и друзей. Публикации / Сост. И. А. Бродский и В. Н. Москвинов. Л., 1969.

Прибульская Г. И. Репин в Петербурге. Л., 1970.

Немировская М. Портреты И. Е. Репина. М., 1974. С. 115–117.

И. Е. Репин и К. И. Чуковский: Из переписки и дневников / Публ. Е. Г. Левенфиш // Панорама искусств. Вып. 4. М., 1981. С. 94–130; Звезда. 1994. № 8. С. 163–169.

Шваненберг А. Последние годы Репина // Русский альманах. Париж, 1981. С. 369–378.

Лясковская О. А. Илья Ефимович Репин: Жизнь и творчество. М., 1982.

Чуковский К. И. Илья Ефимович Репин: Жизнь и творчество. М., 1983.

Стернин Г. Ю. И. Е. Репин. Альбом. Л., 1985.

Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» / Текст Е. В. Кириллиной. Л., 1987.

Федоров-Давыдов А. А. И. Е. Репин [2-е изд.]. М., 1989.

Доронченков И. А. Петроград–Куоккала: Через границу. 1920-е годы // Минувшее. Вып. 19. М.; СПб., 1996. С. 210–233.

Кириллина Е. В., Северюхин Д. Я. Илья Ефимович Репин // Три века Санкт-Петербурга. Девятнадцатый век: Энциклопедия. Кн. 5. СПб., 2006. С. 912–916.

Северюхин Д. Я. Старый художественный Петербург: Художественный рынок и самоорганизация художников. СПб., 2008 (указ.).

Сочинения:

Воспоминания, статьи и письма из-за границы И. Е. Репина. СПб., 1901.

Далекое и близкое / Ред. и вступит. ст. К. И. Чуковского. [1-е изд.]. М.-Л., 1937.

Письма И. Е. Репина. Переписка с П. М. Третьяковым 1873–1898 / Подг. к печати М. Н. Григорьевой и А. Н. Щекотовой. М.; Л., 1946.

И. Е. Репин. Письма к художникам и художественным деятелям (1869–1930) / Подг. и примеч. Н. Г. Галкиной и М. Н. Григорьевой. М., 1952.

И. Е. Репин: Избранные письма. 1867–1930: В 2 т. / Сост. И. А. Бродский. М., 1969.

Библиотека
сайта:
Сайты:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Julia&Keld за предоставленную фотографию.

Дата ввода:

19.03.2012