ВЕЩИЛОВ Константин Александрович

Westchiloff Constantin

К. А. Вещилов

15/27 мая 1878 (С.-Петербург) – 4 апреля 1945 (Нью-Йорк?). Живописец.

В 1893–1896 учился в Рисовальной школе ОПХ, в 1896–1898 — в школе кнг. М. К. Тенишевой, в 1898–1904 — в ИАХ в мастерской И. Е. Репина. В ноябре 1904 за картину «Иоанн Грозный после казанских побед» получил звание художника и право на годичное заграничное совершенствование (пенсионерство), которое затем было продлено еще на год. Окончил Археологический институт (1908).

Писал картины на темы русской и античной истории: «Последний выход Юлия Цезаря в Сенат» (1905), «Марий на развалинах Карфагена» (1907), «Суд над Аввакумом» (1910), «Татарская потеха» (1911), «Пасха на Руси в 1812 году» (1912), «Спутники (Наполеон и Смерть)» (1912). После гибели В. В. Верещагина (1904) заменил его при исполнении заказов Адмиралтейства. В 1912 поступил на службу художником Морского министерства в чине титулярного советника. Создал несколько картин, посвященных Русско-японской войне: «Прорыв крейсера „Аскольд“ в 1904 г. в Желтое море», «Эскадра адмирала Рожественского», «Стоянка военных судов в Порт-Артуре» и др. Был награжден орденами Cв. Анны 2-й степени (1913) и Cв. Владимира 4-й степени (1916).

Путешествовал по Египту и Палестине, где написал этюды к картине «Цезарь и Клеопатра» (1912). Работал в Италии и Франции; встречался на Капри с М. Горьким. Исполнил цикл этюдов с изображением Череменецкого монастыря (1914).

Получил премию на конкурсе им. А. И. Куинджи за картину «Прощеное воскресенье на Руси в XVII столетии» (1905) и премию ОПХ за картину «Стенька Разин на Волге» (1908). Картины «Прилив» и «Тюильри» (обе — 1914) приобрела вдовствующая императрица Мария Федоровна. Работы репродуцировались в журналах «Нива», «Огонек», «Родина» и «Солнце России».

В 1910-е эпизодически обращался к сценографии: создал декорации к пьесе А. С. Суворина «Царь Дмитрий Самозванец и царевна Ксения» (1910, театр Литературно-художественного общества), операм «Богема» Дж. Пуччини и «Кармен» Ж. Бизе (1913, Театр музыкальной драмы). В 1914 стал заведующим декоративной частью театра Литературно-художественного общества.

Участвовал в петербургских выставках: Весенних в залах ИАХ (ежегодно в 1902–1918), Общества русских акварелистов (1904–1917; член общества с 1911), Товарищества художников (1912, 1916), ТПХВ (1914–1918), 1-й и 2-й выставках Общества им. А. И. Куинджи (1917 и 1918), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (1919), 3-й выставке Общины художников (1921). В 1920 сделал зарисовки участников II конгресса Коминтерна.

В ноябре 1922 эмигрировал. Около четырех лет работал на Капри, затем обосновался в Париже. Писал акварельные пейзажи. В 1928–1930 работал декоратором, артистом и режиссером в Русском интимном театре Д. Н. Кировой. Провел персональные выставки в парижских галереях: J. Charpentier (1927 и 1928), на улице du Faubourg St. Honoré (1929), Ecalle (1930, 1931). Участвовал в выставках русского искусства в Белграде (1930) и Париже (галереи d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932), Градец-Кралове и Брно (1931–1932), Праге (1935). Люксембургский музей Парижа приобрел картины «Утро в Бретани» (1928) и «Динан» (1931). Состоял членом правления секции художников при Союзе деятелей русского искусства во Франции (1933). Жертвовал свои картины для благотворительных лотерей, проводившихся в пользу Союза бывших русских судебных деятелей, Московского землячества, Морского собрания и др.

В 1935 переселился в США. В 1937 его картины демонстрировались в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Был почетным членом Общества бывших русских морских офицеров в Америке.

Представлен в ГРМ, Центральном военно-морском музее в Москве, ряде областных музеев России.

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 12. 1898. Д. И-32; Александров; РЗФ; ХН СССР 2/256; ХРЗ; Bénézit-1 8/718.

Панов Н. К. А. Вещилов // Живописное обозрение. 1904. № 49. С. 837–840.

Базанкур О. У К. А. Вещилова // С.-Петерб. ведомости. 1909. 7 ноября.

Брешко-Брешковский Н. Картины и художники // Голос Москвы. 1910. 21 марта.

Кравченко Н. Весенняя выставка // Новое время. 1911. 14 марта.

Бор Г. В страну пирамид! Беседа с художником К. А. Вещиловым // С.-Петерб. листок. 1912. 11 мая.

Мирский Б. Три месяца у Горького. Беседа с художником К. А. Вещиловым // Воскресная вечерняя газета. 1912. 21 окт.

Лазаревский И. Выставка картин Товарищества художников // Вечернее время. 1914. 19 февр.

Кравченко И. Весенняя выставка в АХ // Вечернее время. 1914. 8 марта.

Эттингер П. Русское искусство за границей // Печать и революция. 1928. Кн. 4. С. 123.

Константин Александрович Вещилов. Биографический очерк // Морские записки (Нью-Йорк). 1945. Т. III. С. 119–381.

Горький и художники: Воспоминания. Переписка. Статьи / Сост. И. А. Бродский. М., 1964. (Указ.).

Александровский Б. Н. Из пережитого в чужих краях. М., 1969. С. 315.

Мир музея. 1994. № 3. С. 36–37 (репр.).

Beaux-Arts. 1927. N 3. P. 48.

Art News. 1937. Vol. 35, Jan. 2. P. 26.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

06.09.2011