БУРЛЮК Давид Давидович

Burliuk D.

Д. Д. Бурлюк. 1923.

9/21 июля1882 (хутор Семиротовщина Лебединского уезда Харьковской губ., ныне Сумская обл., Украина) – 15 января 1967 (Саутхэмптон, Лонг-Айленд, США). Живописец, график, художник книги, литератор, организатор выставок художественного авангарда.

Отец, Давид Федорович Бурлюк (1857–1915), из крестьян, служил управляющим помещичьими имениями, автор популярных брошюр по агрономии. Мать – Людмила Федоровна, урожд. Михневич (1860–1923) – дворянка, художница-любитель, сестра журналиста и писателя Владимира Михневича. Старшая сестра Людмила (в замужестве Кузнецова, 1886–1968) и брат Владимир (1886–1917) – живописцы, брат Николай (1890–1920) – поэт. В 1894–1898 учился в гимназиях в Сумах, Тамбове и Твери, в 1898–1899 – в Казанской художественной школе у К. Г. Л. Мюфке и Г. А. Медведева, в 1899–1901 – в Одесском художественном училище у К. К. Костанди, Г. А. Ладыженского и А. А. Попова. В Одессе познакомился с И. И. Бродским, Б. И. Анисфельдом, С. Ф Колесниковым, М. Б. Грековым (Мартыщенко). В 1902 после неудачной попытки поступить в ИАХ уехал в Мюнхен. Занимался в Мюнхенской АХ у В. фон Дица и в школе А. Ашбе. В 1904 приехал в Париж, посещал студию Ф. Кормона. В 1905–1906 жил в Харькове; лето проводил в имении Козырщина Екатеринославской губернии, затем – в имении Черняка Херсонской губернии, где отец работал управляющим.

Писал портреты и пейзажи; от академической манеры пришел к импрессионизму. С 1906 участвовал в выставках: харьковского Кружка местных художников (1906), СРХ (СПб., М., 1906/1907), ТЮРХ (Одесса, 1906, 1907), ТПХВ (М., СПб., 1907), Товарищества харьковских художников (с 1908). В дальнейшем постоянно экспериментировал и перевоплощался, перенимая разные стили и художественные приемы.

На рубеже 1900–1910-х стал одним из лидеров литературно-художественного авангарда наряду с М. Ф. Ларионовым, А. В. Лентуловым, А. А. Экстер, Н. И. Кульбиным и В. В. Маяковским. Участвовал в устройстве первых авангардистских выставок: «Стефанос» (М., 1907/1908), «Звено» (Киев, 1908; на ней распространял листовку со своей декларацией «Голос импрессиониста в защиту живописи»), «Венок-Стефанос» (СПб., 1909), «Выставка современных течений в искусстве» (СПб., 1908), «Треугольник – Венок-Стефанос» (СПб., 1910). Экспонировал работы в «Салоне» С. К. Маковского (1909), 1-м и 2-м передвижных «Салонах» В. А. Издебского (1909/1910 и 1911), на выставках «Союза молодежи» в С.-Петербурге (1910, 1911, 1913) и Риге (1910), выставках «Бубновый валет» (1910, 1912, 1913) и «Выставке живописи 1915 г.» (1915) в Москве, Выставке левых течений (1915) и выставках: «Мир искусства» в Петрограде (1915), Нового [мюнхенского] художественного общества (1910) и объединения «Der Blaue Reiter» в Мюнхене (1911, 1912), в салоне П. Касирера (1911) и Первом немецком весеннем салоне в галерее Der Sturm в Берлине (1913), в салоне Независимых в Париже (1914).

В 1910 вместе с братьями и при участии Каменского, Крученых и Хлебникова создал футуристическую литературно-художественную группу «будетлян» (позже – группа «Гилея»), выступавшую против эстетических канонов символизма. Организовал выпуск первого сборника «будетлян» – «Садок Судей». В 1912 издал программный сборник «будетлян» «Пощечина общественному вкусу», включавший одноименный манифест (за подписью Бурлюка, Маяковского, Хлебникова и Каменского), в котором в эпатирующей форме провозгласил отказ от классических традиций в искусстве и литературе. В том же году при содействии В. В. Кандинского опубликовал в мюнхенском альманахе «Der Blaue Reiter» статью «Дикие русские» («Die Wilden Russlands»). В 1913 выпустил брошюру «Галдящие “бенуа” и новое русское национальное искусство», в которой декларировал право художника на свободу творческого поиска. В дальнейшем участвовал в выпуске футуристических сборников «Садок Судей II», «Требник Троих», «Дохлая Луна» (все – 1913), «Рыкающий Парнас», «Первый журнал русских футуристов» (оба – 1914), «Весеннее контрагентство муз» (1915) и др. Иллюстрировал книги стихов Хлебникова («Молоко кобылиц», «Изборник стихов»), Каменского («Танго с коровами») и Маяковского (трагедия «Владимир Маяковский»). 11 ноября 1913 вместе с Маяковским, Каменским и Хлебниковым организовал в Политехническом музее в Москве вечер «Утверждение российского футуризма». В декабре с Маяковским и Каменским начал турне по городам России с чтением лекций и стихов. Выступал с острыми полемическими докладами на диспутах о современном искусстве, организованных «Союзом молодежи» в Петербурге и обществом «Бубновый валет» в Москве.

В 1910 вернулся в Одесское художественное училище, чтобы получить свидетельство о художественном образовании. В 1911 поступил в МУЖВЗ, учился в натурном классе у Л. О. Пастернака и А. Е. Архипова. В 1914 вместе с Маяковским был исключен из МУЖВЗ за пропаганду футуризма (21 ноября).

В 1912 женился на Марии Никифоровне Еленевской (1894–1967), которая стала его постоянной помощницей в литературной работе. Их дети: Давид (1913–1991, скульптор и архитектор) и Никифор (Николай; 1915–1995, живописец и журналист).

Летом 1915 уехал в ее имение у станции Иглино, близ Уфы. В годы Первой мировой войны написал несколько больших аллегорических картин («Опоздавший Ангел Мира», «Казнь русской Марии-Антуанетты» и др.) В 1916/1917 участвовал в трех выставках Уфимского художественного кружка и последних выставках «Бубнового валета» в Москве (ноябрь–декабрь 1916, ноябрь–декабрь 1917), провел персональную выставку в Самаре (1917). По возвращении в Москву участвовал в оформлении «Кафе поэтов» в Настасьинском переулке. В 1918 вместе с Маяковским и Каменским издал единственный номер «Газеты футуристов» с «Манифестом Летучей Федерации Футуристов» и «Декретом № 1 о демократизации искусства». В том же году вновь уехал к семье в Башкирию, где вскоре оказался за линией Чехословацкого фронта. Осенью 1919 отправился в поездку по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку для пропаганды «левого» искусства. Читал лекции, организовывал поэтические концерты и выставки. Выпустил сборники стихов «Лысеющий хвост». Сотрудничал в дальневосточном литературно-художественном журнале «Творчество».

В сентябре 1920 выехал из Дальневосточной Республики в Японию. За два года создал около 500 живописных произведений. Провел персональные выставки в Токио, Осаке и Нагое. Опубликовал сборник стихов «Восхождение на Фудзи-сан», написал книги прозы «Ошима. Японский Декамерон» и «По Тихому океану: Из жизни современной Японии», позже опубликованные в США; печатался в местных газетах.

В сентябре 1922 переехал с семьей в США и поселился в Нью-Йорке. В 1930 принял американское гражданство. Выступал с лекциями в рабочих клубах, сотрудничал в коммунистических изданиях. Много лет публиковал в газете «Русский голос» обзоры отечественных газет, агитационные статьи и фельетоны в поддержку социалистических преобразований в России. Входил в литературную группу «Серп и молот» и в Клуб Джона Рида. Переписывался с друзьями в СССР, встречался с советскими деятелями культуры, приезжавшими в США, в том числе с Маяковским (1925). Тесно общался с Н. К. Рерихом, Н. С. Циковским, В. В. Бобрицким, Н. И. Васильевым, К. И. Аладжаловым, Р. и М. Сойерами, Дж. Грэмом (И. Г. Домбровским), Н. И. Фешиным, Б. Д. Григорьевым, писателем Иваном Народным и другими эмигрантами.

В 1920–1930-е часто обращался к революционно-пролетарской тематике. Исполнил портреты Н. К. Рериха, В. И. Ленина, В. В. Маяковского, С. М. Эйзенштейна, символические картины «Приход Механического Человека» (1927), «Время и поток Человечества», «Ленин и Толстой» (1930) и др.

Провел персональную выставку в нью-йоркском Центре искусств (1923). Участвовал в выставках русского искусства в Бруклинском музее в Нью-Йорке (1923), Уилмингтоне (1932), Праге (1935); в российских отделах международных выставок в Филадельфии (1926), Нью-Йорке (1926/1927 и 1930), в выставках группы «13» и Клуба Джона Рида в Москве (1931).

Участвовал в издании русских литературных сборников «В плену небоскребов», «Свирель сабвея» (оба – 1924), «Красная стрела» (1932), вместе с другими русскими литераторами и художниками сотрудничал в англоязычном «Альманахе пилигримов» (1925–1926).

Вместе с женой основал «Издательство М. Н. Бурлюк», под маркой которого выпускал прозу, стихи, публицистику и мемуары. Издал, в частности, программный теоретический труд «Энтелехизм» (1930), в котором провозгласил себя родоначальником пролетарской культуры и «первым большевиком в литературе», и книгу «1/2 века», посвященную собственному 50-летию (1932). В 1930–1967 издавал журнал «Color and Rhyme», в котором публиковал автобиографические материалы и дневниковые записи (часть материалов печаталась на русском языке, часть – на английском; в 1970 вышел последний номер, подготовленный его вдовой).

Писал пейзажи, портреты, натюрморты, городские и сельские сцены, используя интенсивную цветовую гамму и привнося в картины элемент гротеска. Почти ежегодно проводил персональные выставки в нью-йоркской галерее А.С.А., в других галереях Нью-Йорка, Вашингтона, Чикаго, Миннеаполиса, Кливленда и Сан-Франциско.

В 1950-е построил дом в Хэмптон-Бейс (Лонг-Айленд) и открыл там собственную галерею. В 1949 и 1957 побывал во Франции, в Париже встречался с Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионовым, Л. Арагоном и Э. Триоле. В 1956 и 1965 посетил СССР. В 1962 совершил кругосветный туристический круиз; провел персональные выставки в Брисбене (Австралия) и Мюнхене, участвовал в ретроспективе «Der Blaue Reiter» в парижской галерее Maeght.

Согласно завещанию прах художника был развеян над водами Атлантики с борта парома.

В 1974 работы художника экспонировались на выставке «Русский взгляд» в Гейдельберге. В 1995 ретроспективная выставка прошла в ГРМ. В 2008–2009 работы экспонировались в Русском музее и Третьяковской галерее на выставке «Американские художники из Российской империи». Представлен в музее Метрополитен, Бруклинском музее и Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке, во многих музеях бывшего СССР, в том числе в ГРМ, ГТГ и в Башкирском государственном художественного музее им. М. В. Нестерова (37 картин).

Библиография:

* РГАЛИ. Ф. 336. Оп. 7. Ед. хр. 75 (Тетрадь Д. Д. Бурлюка с дневниковыми записями, стихотворениями, рисунками и фотографиями. 1898–1899; 1902–1906; другие материалы)

* Лобанов-Ростовский; ХН СССР 2/118–119; ХРЗ; AI 1/269, 2/247, 3/269, 4/232, 5/116, 6/215, 7/242, 8/240, 9/168, 10/170, 11/152, 12/179, 13/176, 14/192, 15/192, 16/107, 17/111, 21/176, 22/139, 25/155; Cummings.

Грабарь И. Э. «Союз» и «Венок» // Весы. 1908. № 1. С. 142.

Бенуа А. Н. Выставка «Венок» // Речь. 1909. 22 марта.

Евреинов Н. Н. Оригинал о портретистах. М., 1922. С. 72–77.

Голлербах Э. Ф. Искусство Д. Д. Бурлюка. Нью-Йорк, 1930.

Голлербах Э. Ф. Поэзия Д. Д. Бурлюка. Нью-Йорк, 1931.

Поступальский И. Литературный труд Давида Д. Бурлюка. Нью-Йорк, 1931.

За пролетарское искусство. 1931. № 6. С. 28–29; № 7. С. 8.

Новое о Маяковском. Лит. наследство. Т. 65. Кн. 1. М., 1958. С. 619 (указ.).

Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания. Л., 1989.

Поспелов Г. Г. Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990. (Указ.).

Магомедова Д. М. Д. Д. Бурлюк // Русские писатели: Биобиблиогр. словарь. Т. 1. М., 1990. С. 132–134.

Давид Бурлюк. Фактура и цвет: Произведения Давида Бурлюка в музеях российской провинции: Каталог выставки / Вступ. ст. С. В. Евсеевой. Уфа, 1994.

Селезнева Т. В. Д. Д. Бурлюк – редактор-издатель (период эмиграции: 1920–1967) // Культурное наследие российской эмиграции 1917–1940: В 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 441–445.

Давид Бурлюк. 1882–1967. Выставка произведений из ГРМ, музеев и частных коллекций России, США, Германии / Предисл. Е. Петровой. Вступ. ст. Е. Баснер и Н. Васильевой. СПб., 1995.

Калаушин Б. Бурлюк: Цвет и рифма. Кн. 1 // Аполлон. Т. 2. СПб., 1995.

Синий всадник / Под ред. В. Кандинского и Ф. Марка (пер. и коммент. З. С. Пышниковой). М., 1996. С. 16–19.

Селезнева Т. В. Бурлюк Д. Д. // Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918–1940: Писатели Русского Зарубежья. М., 1997. С. 90–93.

Харджиев Н. Н. Статьи об авангарде: Архив русского авангарда / Сост. Р. Дуганов, Ю. Апришкин, А. Сарабьянов: В 2 т. М., 1997. (Указ.).

Давид Бурлюк=David Burliuk. NY.: A.B.A. Gallery Inc., 2001.

Степанян Н. С. Лидер русского футуризма. Давид Бурлюк // Художественная культура 20 века: Сб. ст. под ред. В. В. Ванслова, В. П. Толстого, Д. О. Швидковского. М., 2002.

Гармаш Т. Бурлюк Давид Давидович (1882–1967) // Антикварное обозрение. 2004. № 1–2. С. 36–39.

«Русские американцы» в частных собраниях Нью-Йорка: братья Бурлюки, Борис Анисфельд, Николай Рерих, Сергей Судейкин // Пинакотека. 2006. № 22-23. С. 17–25.

Американские художники из Российской империи: Альманах. Вып. 208. СПб., 2008. С. 267.

Крусанов А. В. Русский авангард. Боевое десятилетие. В 3-х тт. Кн. 1, 2. М., 2010. (Указ.).

Культура Башкортостана. 2010. № 10, 11. (Публикация в Интернете: Часть 1.Часть2. Часть 3).

David Burliuk: [Catalogue]. A. C. A. Gallery. New York, 1941.

Dreier K.-S. Burliuk. New York, 1944. 182 p., il.

Baron H. 31 American Contemporary Artists. New York, 1959.

David Burliuk: 1882–1967: Selection from Various Periods / Essay by A. Werner: [Catalogue]. A.C.A. Gallery. New York, 1967.

David Burliuk: Years of Transition, 1910–1931: [Catalogue]. The Parrish Art Museum. Southampton; New York, 1978.

Bowlt J. E. David Burliuk, the Father of Russian Futurism // Canadian-American Slavic Studies. 1986. Vol. 20. N 1/2.

Futurism and after : David Burliuk, 1882-1967 / curated by Myroslav Shkandrij; essays by Myroslav Shkandrij, Myroslava M. Mudrak, and Ihor Holubizky. Winnipeg: Winnipeg Art Gallery, 2008.

Сочинения:

Галдящие «бенуа» и новое русское национальное искусство. Разговор г. Бурлюка, г. Бенуа и г. Репина об искусстве. СПб., 1913.

Каталог выставки картин Давида Бурлюка. Несколько слов от художника. Самара, 1917.

Бурлюк пожимает руку Вульворт Бильдингу: Биография и стихи: К 25-летию художественно-литературной деятельности. Нью-Йорк, 1924.

Русские художники в Америке: Живопись, скульптура, театр, музыка и прикладные искусства: Материалы по истории русского искусства. 1917–1928. Нью-Йорк, 1928.

Энтелехизм: Теория, критика, стихи, картины. Нью-Йорк, 1929.

Заметки о художественной жизни Америки // Искусство в массы. 1930. № 8. С. 8.

Рерих: Черты его жизни и творчества. 1918–1930. Нью-Йорк, 1930.

1/2 века. Россия–Америка–СССР: К 50-летию Давида Бурлюка. Нью-Йорк, 1932.

Фрагменты воспоминаний // И. Е. Репин: Художественное наследство / Под ред. И. Э. Грабаря и И. С. Зильберштейна: В 2 т. М.; Л., 1948–1949. С. 279–282.

[Воспоминания о Горьком]  Горький и художники: Воспоминания. Переписка. Статьи / Сост. И. А. Бродский. М., 1964. С. 47–54.

Воспоминания отца русского футуризма / Публ. Д. Я. Северюхина и О. Л. Лейкинда // Минувшее. Вып. 5. Париж, 1988. С. 7–53.

Фрагменты из воспоминаний футуриста: Письма; Стихотворения. СПб., 1994.

Давид Бурлюк, Николай Бурлюк. Стихотворения. СПб., 2002.

«Я был для Маяковского счастливой встречей ...» / Публикация Д. В. Карпова // Диаспора: Новые материалы. Вып.V. СПб.: Феникс, 2003. C. 628-658.

Manifesto Radio-Style. Universal Camp of Radio-Modernists. New York, 1926.

D. Burliuk – Radio-Futurist, Artist and Poet. Second Manifest. New York, 1927.

55 Years of Painting. New York, 1962.

Архивы:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.03.2012