ЛАРИОНОВ Михаил Федорович
Larionov M.
22 мая / 3 июня 1881 (Тирасполь, Херсонская губ., ныне Молдова) – 10 мая 1964 (Фонтене-о-Роз, близ Парижа). Живописец, график, сценограф.
Сын военного фармацевта Федора Михайловича Ларионова и дочери землевладельца Александры Федосеевны, урожд. Петровской. В 1891 семья переехала в Москву.
Окончил московское реальное училище К. П. Воскресенского. В 1898–1910 учился в МУЖВЗ у В. А. Серова, К. А. Коровина, В. Н. Бакшеева. В 1898–1899 участвовал в конкурсных выставках МУЖВЗ, показывал пейзажи, натюрморты и зарисовки из жизни театра. В 1901 выставил сразу 150 работ, возбудив недовольство преподавателей их большим количеством и содержанием: три работы были признаны порнографическими; был исключен из училища сроком на один год.
В 1900 познакомился с Н. С. Гончаровой. В 1901–1904 лето проводил в Тирасполе. В 1903 совершил с Гончаровой поездку в Крым. Писал импрессионистские картины: «Рыбы под заходящим солнцем», «Море», «Розовый куст после дождя», «Угол сарая» и др. Часто изображал один и тот же объект в разное время суток.
С 1905 выставлялся в Москве и Петербурге (выставки Общества русских акварелистов, ТПХВ, МТХ, СРХ, «Мир искусства» и др.). В 1906 по приглашению С. П. Дягилева приехал в Париж, участвовал в Выставке русского искусства в Осеннем салоне. В Москву возвратился через Лондон, где открыл для себя живопись У. Тернера. Его первыми покупателями стали И. А. Морозов, Н. П. Рябушинский, И. И. Трояновский; несколько работ приобрела Третьяковская галерея. В 1907/1908 вместе с Д. Д. Бурлюком организовал в Москве выставку «Стефанос». Стал сотрудником журналов «Золотое руно» и «Искусство», впервые в России опубликовал репродукции картин П. Сезанна, В. Ван Гога и П. Гогена, был в числе организаторов двух выставок современной французской живописи в салоне «Золотого руна» (1908/1909). В 1910 окончил МУЖВЗ со званием художника 2-й степени. В 1910–1911 проходил военные сборы сначала в Кремле, затем в Петербурге.
В 1907–1912 писал в духе неопримитивизма, опирался на традиции народного лубка и провинциальной вывески: серия «Парикмахеры» (1907–1910), картины на тему солдатской службы («Стрельба», «Отдыхающие солдаты», «Солдат верхом» и др.; 1910–1911), четыре панно «Времена года» (1912), цикл «Венеры» (1912). В 1913–1914 создавал беспредметные картины в соответствии с разработанным им принципом «лучизма» и его последующей фазы «пневмолучизма». Участвовал в оформлении футуристических сборников «Садок Судей II» (СПб., 1913) и «Мирсконца» (А. Крученых, В. Хлебников; М., 1913); иллюстрировал и оформил поэтические сборники: «Старинная любовь» (М., 1912), «Помада» (М., 1913) и «Полуживой» (М., 1913) А. Крученых, «Рекорд» Л. Лотова (М., 1913), «Le Futur» К. Большакова (совм. с Гончаровой; М., 1912).
В конце 1910 организовал в Москве выставку «Бубновый валет», которая дала начало одноименному авангардистскому объединению. В декабре 1911 провел однодневную персональную выставку в Обществе свободной эстетики. В 1912 с Гончаровой, В. С. Бартом и др. организовал выставку «Ослиный хвост», в 1913 – выставку «Мишень» (одновременно устроил Выставку иконописных подлинников и лубков из своего и других частных собраний; вместе с Гончаровой написал предисловие к каталогу), в 1914 – «Выставку картин № 4. Футуристы, лучисты, примитив». Выпустил брошюру-манифест «Лучизм» (М., 1913) и программный полемический сборник «“Ослиный хвост” и “Мишень”» со своей статьей «Лучистая живопись» (М., 1913); вместе с И. М. Зданевичем опубликовал манифест «Почему мы раскрашиваемся?» (1913) и «Да-манифест» (1914), предвосхитивший декларации дадаистов. Участвовал в авангардистских выставках: «Современные течения в искусстве» (СПб., 1908), «Союз молодежи» (СПб., 1910, 1911), «Салоны» В. А. Издебского (1909/10 и 1911; во втором «Салоне» ему был отведен персональный отдел), «Выставка живописи 1915 г.» (М., 1915), «Der Blaue Reiter» (Мюнхен, 1912) и «Der Sturm» (Берлин, 1912). В июне 1914 провел совместно с Гончаровой выставку в парижской галерее P. Guillaume, предисловие к каталогу написал Г. Аполлинер.
В сентябре 1914 был мобилизован, воевал в чине прапорщика, получил тяжелую контузию в Восточной Пруссии и несколько месяцев провел в госпитале.
В июне 1915 вместе с Гончаровой выехал в Швейцарию по вызову С. П. Дягилева. Побывал с Русским балетом в Италии и Испании. В 1918 окончательно поселился с Гончаровой в Париже, в Латинском квартале (6-й район), на улице Seine, 43 на углу с улицей Jacques Callot (в том же доме размещается популярное в литературно-художественных кругах кафе «La Palette»).
В 1915–1930 работал в основном как сценограф, иногда выступал одновременно как сценарист и сопостановщик-хореограф. Оформил для Русского балета С. П. Дягилева спектакли: «Полуночное светило» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (совм. с Гончаровой; балетм. Л. Ф. Мясин, Женева, 1915), «Кикимора» на музыку А. К. Лядова (балетм. Мясин, Сан-Себастьян, 1916), «Русские сказки» на музыку Лядова (совм. с Гончаровой; балетм. Мясин, театр «Шатле», Париж, 1917), «Шут» на музыку С. С. Прокофьева (балетм. М. Ф. Ларионов и Т. Славинский, Париж, театр «Гете лирик», 1921), «Байка про лису, петуха, кота да барана» И. Ф. Стравинского (совм. с Гончаровой; балетм. Б. Ф. Нижинская, Гранд-Опера, 1922); для других театров – «Классическая симфония» на музыку Прокофьева (балетм. Т. Славинский, театр «Пигаль», 1931), «На Днепре» Прокофьева (балетм. С. Лифарь, Гранд-Опера, 1932) и др.
В живописи вернулся к предметности. Писал натюрморты, интерьеры, картины по мотивам театральных спектаклей. Провел самостоятельно и совместно с Гончаровой выставки: в парижских галереях Sauvage (1918), Barbazanges (1919), des Feuillets d’Art (1920), W. Hirshman (1929), L’Époque (1931) и Le Cadran (1939), в галерее Bragaglia в Риме (1917), Kingor в Нью-Йорке (1922), Claridge в Лондоне (1926) и др.
Участвовал в выставках «47 художников» и «Сотня с Парнаса» в кафе «Parnass» (1921), в групповых выставках русских художников в Париже (La Boёtie, 1921; Осенний салон, 1921; кафе «La Rotonde», 1925; Quatre-Chemins, 1928; Zak, 1930; L’Époque, 1931, 1932; d’Alignan, 1931;La Renaissance, 1932; L’Époque, 1932; Zak, 1936), Лондоне (Whitechapel, 1921), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924), Гааге (1924), Брюсселе (1923, 1928), Бирмингеме (1928), Белграде (1930), Уилмингтоне, США (1932), Лондоне (1935), Праге (1935); в выставках «Танец в живописи» (Париж, 1934), «Русский балет С. Дягилева» (Париж, Billiet, 1930; Музей декоративных искусств, 1939), во многих международных групповых выставках.
Иллюстрировал поэму «Двенадцать» А. А. Блока для изданий на русском, французском и английском языках (1920), сборники стихов В. Я. Парнаха «Самум», «Словодвиг», «Набережная» (Париж, 1919–1921), нотное издание «Три композиции для фортепиано» Лорда Барнерса (1922), повесть «Приключения дьяка Индикоплова» Е. И. Замятина (1932) и др.
Участвовал в организации праздников-балов для художников. Жертвовал свои картины в пользу Комитета помощи русским писателем и ученым (1928), Союза русских писателей и журналистов (1938), Московского землячества (1939), позже – в пользу советских военнопленных (1945) и Комитета Коровина (1958). Был вице-президентом Союза русских художников во Франции. Состоял в переписке с друзьями в СССР (А. В. Шевченко, Л. Ф. Жегин и др.). Помогал в устройстве советского отдела на Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925), был одним из организаторов Выставки современного французского искусства в Москве (1928). Сотрудничал в русских журналах «Числа», «Параллели», «Русское искусство». Собирал материалы по истории русского искусства начала ХХ века; писал воспоминания и художественные заметки, дополняя их графическими зарисовками (частично опубликованы в газете «Русские новости» в 1967–1968); подготовил книгу воспоминаний о русском балете.
В 1920-е брак с Гончаровой распался. Спутником жизни стала его натурщица и секретарь Александра Клавдиевна Томилина (? – 1987). Между тем дружеские отношения и творческий союз с Гончаровой не прекратились. В 1939, с началом войны, оба приняли французское гражданство.
Во второй половине 1930-х интерес к его творчеству стал падать, несмотря на творческую активность. После войны принял участие в выставках, организованных Союзом русских патриотов (февраль и май 1945; «В честь Победы», июль 1946) и Комитетом «Франция–СССР» (1945). Его искусство вновь привлекло внимание после крупной «Дягилевской выставки» в Эдинбурге (1954) и серии ретроспективных выставок, посвященных «первопроходцам» авангарда: «Первые мастера абстрактного искусства» (Париж, 1949), «Воскрешение героической эпохи» (Париж, 1955), «Первое поколение абстрактного искусства» (Брюссель, 1958), «Вклад русских в современное искусство» (Франкфурт-на-Майне, 1959), «Истоки искусства ХХ века» (Париж, 1960), «Русские художники Парижской школы» (Париж, 1961) и др. В 1948 персональная выставка прошла в парижской галерее Deux Îles, в 1956 – в галерее de l’Institut, в 1961 в Милане, Лондоне, Базеле, Бристоле и Лидсе. В 1962–1964 состоялись его ретроспективные выставки совместно с Гончаровой в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее современного искусства города Парижа и галерее Hybler в Копенгагене.
В 1950 пережил инсульт, который привел к параличу правой руки, однако через несколько лет восстановил работоспособность. В 1955 официально оформил брак с Гончаровой, руководствуясь идеей соединить и сберечь общее творческое наследие. После смерти Гончаровой заключил брак с А. К. Томилиной, сделав ее наследницей.
Похоронен на кладбище в Иври под Парижем. В 1966 по инициативе художницы Т. Д. Логиновой-Муравьевой в Париже было основано Общество друзей Н. Гончаровой и М. Ларионова (Siège Social des Amis de Gontcharova et Larionov). В 1988, в соответствии с волей Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионова и по завещанию А. К. Томилиной, около 400 их работ, часть архива и библиотека поступили в ГТГ, другая часть находится в Центре Ж. Помпиду в Париже и Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Мемориальные выставки состоялись в Париже (1969, 1971, 1995), Лионе (1967), Нью-Йорке (1969), Брюсселе (1976), Москве (Мемориальный музей В. В. Маяковского, 1965) и Ленинграде (ГРМ, 1980).
Истории отношений М. Ларионова и Н. Гончаровой посвящен телефильм в цикле «Больше чем любовь» (2011, телеканал «Культура»).
Библиография: |
* РГАЛИ Ф. 740. * Балет; Лобанов-Ростовский; ХРЗ; AI 3/787, 5/491, 9/497, 10/508, 11/440, 12/518, 13/525, 14/566, 15/580, 16/320, 17/331–332, 18/393–394, 19/536, 20/526, 21/530, 22/434, 25/453/27/506, 28/571; Naylor; Seuphor-1. Эганбюри Э. [Зданевич И. М.]. Наталия Гончарова. Михаил Ларионов. М., 1913. Светлов В. Гончарова и Ларионов // Театр и жизнь (Берлин). 1922. № 9. С. 4. Амфитеатров-Кадашев В. «Шут» // Театр и жизнь. 1922. № 12/13. С. 3-4. Пунин Н. Н. Импрессионистический период в творчестве М. Ф. Ларионова // Материалы по русскому ис-кусству. Т. 1. Л., 1928. С. 287-291. Оцуп Н. О Ларионове // Числа. 1931. Кн. 5. С. 183–186. Алконост. Полчаса с М. Ларионовым // Русские новости (Париж). 1947. 13 июня. Антонов В. Русские художники в Париже. У М. Ф. Ларионова // Русские новости (Париж). 1952. 8 февр. Антонов В. Русские художники в Париже. У М. Ф. Ларионова // Русские новости (Париж). 1952. 8 февр. Русские новости (Париж). 1964. 22 мая (№ 990). Русская мысль (Париж). 1964. 14 мая (№ 2151); 1965. 6 мая (№ 2304). Анненков Ю. Михаил Ларионов // Возрождение (Париж). 1964. № 150. С. 100-103. Харджиев Н. Памяти Н. Гончаровой и М. Ларионова // Искусство книги. Вып. 5. (1963/1964). М., 1968. С. 306-318. Сарабьянов Д. Примитивистский метод в творчестве М. Ларионова // Русская живопись конца 1900-х–начала 1910-х гг.: Очерки. М., 1971. Каннак Е. Гончарова и Ларионов // Русская мысль (Париж). 1972. 20 апр. (№ 2891). С. 9. Лифарь С. Наталия Гончарова и Михаил Ларионов, чародеи русской театральной живописи // Русская мысль (Париж). 1973. 10 мая (№ 2946). С. 8. С. Л. [Лифарь С.]. Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов как художники-декораторы в балете С. П. Дягилева // Русская мысль (Париж). 1974. 28 марта (№ 2992). С. 8; 1974. 11 апр. (№ 2994). С. 8; 1974. 18 апр. (№ 2995). С. 9. Поспелов Г. Г. О «валетах» бубновых и валетах червонных // Панорама искусств-77. М., 1978. С. 127-142. Он же. М. Ларионов // Советское искусствознание-79. Вып. 2. М., 1980. С. 238-266. Сарабьянов Д. В. Выставка Ларионова // Советская живопись. Вып. 5. М., 1980. С. 189-200. Логинова Т. К столетию Михаила Федоровича Ларионова // Русская мысль (Париж). 1981. 2 июля (№ 3367). С. 12 (с портр.). Логинова Т. Наталья Гончарова и Михаил Ларионов // Русский альманах. Париж, 1981. С. 178-183. К. С. [Сапгир К.]. В честь Ларионова и Гончаровой // Русская мысль (Париж). 1981. 24 дек. (№ 3392). С. 13. Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве / Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков: В 2 т. М., 1982. (Указ.). Сарабьянов Д. М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова // Огонек. 1988. № 17. С. 8, 25, цв. репр. Завалишин В. Лучистские дерзания Михаила Ларионова // Новый журнал (Нью-Йорк). 1989. № 175. С. 332-335. Поспелов Г. Г. Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990. (Указ.). Поспелов Г. Г. Наследство Гончаровой и Ларионова // Наше наследие. 1990. № 1. С. 152-158. Н. Лобанов-Ростовский. О театральных художниках из России (Записки коллекционера) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Иерусалим, 1992. Т. 1. С. 390-420. Григорьев С. Л. Балет Дягилева. 1909–1929. М., 1993. (УКаз.). Наталья Гончарова, Михаил Ларионов. Воспоминания современников / Сост. Г. Ф. Коваленко. М., 1995. Иньшаков А. Лучизм Михаила Ларионова: Живопись и теория // Вопросы искусствознания. 1995. Вып. 1/2. М., 1995. С. 457-475. Стригалев А. Михаил Ларионов – автор и практик плюралистической концепции русского авангарда // Вопросы искусствознания. 1996. Вып. 1. М., 1996. С. 466-489. Сарабьянов Д. Михаил Ларионов и художники объединения «Маковец» // Там же. С. 490-500. Поспелов Г. От художнических версий к проверенным фактам. М. Ларионов и Н. Гончарова в Центре Жоржа Помпиду // Вопросы искусствознания. 1997. № 10. С. 421-429. Харджиев Н. Н. Статьи об авангарде: Архив русского авангарда / Сост. Р. Дуганов, Ю. Апришкин, А. Сарабьянов: В 2 т. М.: R. A., 1997. (Указ.). Михаил Ларионов, Наталья Гончарова. Парижское наследие в Третьяковской галерее. Графика. Театр. Книга. Воспоминания. Каталог / Авт.-сост. Е.А. Илюхина, И.В. Шумакова. М., 1999. Михаил Ларионов, Наталья Гончарова. Шедевры из парижского наследия. Живопись. Каталог выставки в ГТГ / Авт.-сост. А.Г. Луканова; авторы статей Г. Поспелов, Д. Сарабьянов. М., 1999. Наталья Сергеевна Гончарова и Михаил Федорович Ларионов: Исследования и публикации. М., 2001. Баснер Е. В. Метаморфозы «чужого сюжета» в живописи М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой // Страницы истории отечественного искусства: Сб. ст. Вып. 9. СПб., 2003. С. 52-61. Луканова А. Г. Символистские тенденции в творчестве М. Ларионова и Н. Гончаровой // Символизм в авангарде. М., 2003. С. 156–166. Поспелов Г. Г., Илюхина Е. А. Михаил Ларионов. М., 2005. Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 234–239 (илл.). Северюхин Д. Целомудрие русского авангарда: Эротика в творчестве Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой // Антикварное обозрение. 2009. № 1. С. 28-31. Крусанов А. В. Русский авангард. Боевое десятилетие. В 3-х тт. Кн. 1, 2. М., 2010 (Указ.). Иньшаков А. Н. Михаил Ларионов: русские годы. М., 2010. Вакар И. А. О датировке некоторых ранних картин М.Ф. Ларионова // Третьяковские чтения. 2012: Материалы отчетной научной конференции. М., 2013. С. 177–186. M. Larionov / Texte de W. George: [Catalogue]. Galerie de l’Institut. Paris, 1956. Larionov – Gontcharova. Gal. Schwarz. Milano, 1961. George W. M. Larionov et N. Gontcharova. Paris: La Bibliothèque des Arts, 1966. A Retrospective Exhibition of Painting and Designes for the Theatre by Larionov and Gontcharova. London, 1961. Gontcharova–Larionov / Texte de M.-C. Dane: [Catalogue]. Musée d’Art Moderne de la ville de Paris. Paris, 1963. Loguine T. Gontcharova et Larionov: Cinquante aux à Saint Germain-des-Près: Témoignages et documents recueillis et pré-sentés par Tatiana Loguine. Paris, 1971. Michail Larionov: Pastels, Gouaches, Drawings: [Catalogue]. Galerie Aronowitsch. Stockholm, 1988. Parton A. Mikhail Larionov and the Russian Avant-Garde. London: Thames and Hudson Ltd., 1993. Éganebury É. [Iliazd]. N. Gontcharova, M. Larionov / Péf. De R. Gayraud. Paris, 1995. N. Gontcharova, M. Larionov. Paris: Centre G. Pompidou; M. N. A. M., 1995. Сочинения: Михаил Ларионов. Наталья Гончарова. Александр Шевченко: Об искусстве: Из архива русского авангарда. Л., 1989. Письма Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионова к Ольге Ресневич-Синьорелли / Публ. Э. Гарэтто // Минувшее: Исторический альманах. Вып. 5. М., 1991. С. 165-182. Gontcharova N., Larionov M., Vorms P. Les Ballets Russes. Serge de Diaghilev et la décoration théâtrale. Belvès, (1930) 1955. Diaghilev and Ballets Russes. London, 1971; Paris, 1973. |
Библиотека сайта: |
|
Архивы: | |
Произведения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
01.05.2011 |