БАРТ Виктор Сергеевич

Barth (Barthe) V.

8/20 апреля 1887 (с. Величаевка, Новогригорьевский уезд, Ставропольская губ.) – 27 мая 1954 (Москва). Живописец, график.

Сын ветеринарного врача. Окончил Сумское реальное училище. С 1906 учился в МУЖВЗ на живописном отделении. Дружил с М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, Д. Д. Бурлюком и В. В. Маяковским. В апреле 1911 окончил училище со званием учителя рисования, поступил в ИАХ и несколько месяцев занимался у Я. Ф. Ционглинского.

Был одним из организаторов и участником московских авангардистских выставок «Бубновый валет» (1910/11), «Ослиный хвост» (1912) и «Мишень» (1913), участвовал в выставке «Союз молодежи» (СПб., 1911). Писал картины, используя приемы новейших художественных течений: «Мальчик и дискобол», «Изображение лошади, дерева и человека», «Женщина с башнями» и др. Создал иллюстрации к «Повестям Белкина» А. С. Пушкина и «Опытам» М. Монтеня, исполнял настенные росписи. Занимался вопросами теории композиции в живописи. Репродукции работ публиковались в журнале «Млечный Путь».

В первые дни войны был мобилизован и в чине прапорщика пошел на фронт. В 1916 был направлен во Францию; в составе Русского экспедиционного корпуса воевал в Салониках. В 1918 вместе с корпусом переведен в Алжир. После демобилизации поселился в Париже.

В 1922–1924 выступал с докладами на собраниях русских художников в кафе «Caméléon», сотрудничал в литературно-художественной хронике «Удар», участвовал в благотворительных акциях, проводимых ее редакцией. Опубликовал теоретическую статью «Относительность живописных выражений» («Удар». 1922. № 3). Вместе с И. М. Зданевичем и С. М. Ромовым входил в комитет группы «Через» (1923–1924). Участвовал (с С. Грановским и С. Делоне) в оформлении организованных группой благотворительных постановок «Воздушное сердце» Т. Тцара и «Остров Пасхи» Зданевича, а также «Олимпийского бала», устроенного Союзом русских художников. Исполнил иллюстрации к французскому переводу поэмы А.Б. Кусикова «Песочные часы» (A. Koussikoff. Le sablier. Paris: «Aus sans pareil», 1924).

Участвовал в выставках «47 художников» и «Сотня с Парнаса» в кафе «Le Parnasse» (1921), групповых выставках русских художников в галерее Whitechapel в Лондоне (1921), парижских галереях La Licorne (февраль и апрель 1923), T. Carmine (1924, совм. с А. М. Ланским и К. Ф. Терешковичем), M. Henry (1925, совм. с Ланским, Терешковичем, И. А. Пуни, П. Ф. Челищевым и М. З. Шагалом), А. Manteau (1928, совм. с М. Блюмом и А. Минчиным), Zak (1929, совм. с М. Стерлингом), d’Alignan (1931), в Ретроспективной выставке русской живописи в Праге (1935). Провел персональные выставки в галерее на улице Bonaparte (1921) и Dilevsky (1931). Участник парижских салонов: Независимых (1922, 1925, 1926), Осеннего (1928), Тюильри (1930).

Заочно вошел в московский Союз художников и поэтов «Искусство – жизнь», публиковал рисунки в издававшемся союзом журнале «Маковец» и участвовал в его первой выставке в Москве (1922). Помогал в оформлении павильона СССР на Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925). Прислал три работы в русский отдел Выставки современного французского искусства в Москве (1928). Публиковал графические работы в левых французских журналах «Clarté» (1922–1925) и «Le Monde» (1928–1935). В 1936 участвовал в вечерах и выставках журнала «Наш Союз», издававшегося Союзом возвращения на Родину.

В 1936 вернулся в СССР и поселился в Москве. Занимался преимущественно графикой. Исполнил иллюстрации к книгам: «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, «Мишкины соседи» З. Н. Александровой (обе – 1937), «Стихи» Н. А. Некрасова (1939), «Олеся» Я. Купалы (1940), детский календарь «Круглый год» (1948) и др. Создал серию литографий «Москва в ее прошлом и настоящем» (1943–1948). Графическое творчество художника было охарактеризовано советской критикой как «формалистическое» и «модернистское». С 1951 работал изготовителем учебных пособий.

В 1974 работы были показаны на выставке «Русский взгляд» в Гейдельберге. Представлен в ГТГ, ГМИИ им. А. С. Пушкина, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Библиография:

* РГАЛИ Ф. 680. Оп. 2. Ед. хр. 1967; Ф. 1334. Оп. 1. Ед. хр. 418; Оп. 2. Ед. хр. 109-110; РГИА Ф. 789. Оп. 13. 1911. Д. 111.

* РЗФ; ХН СССР 1/294; ХРЗ; Lévêque–Plantureux.

Чернышев Н. К репродукциям // Млечный Путь. 1916. № 1. С. 18.

Маковец. 1922. № 1 (фронт.); № 2. С. 1, 27 (ил.), 32.

Удар. 1922. № 3. Б/с; 1923. № 4. Б/с.

Сидоров А. А. Русская графика за годы революции 1917–1922. М., 1923. С. 60, 63.

Маяковский В. В. Собр. соч.: В 13 т. Т. 4. М., 1957. С. 250.

Лапшин В. П. Из истории художественной жизни Москвы 1920-х годов: «Маковец» // Советское искусствознание-79. Вып. 2. М., 1980. С. 355–391.

Шевченко А. В. Сборник материалов / Сост. Ж. Э. Каганская. М., 1980. (Указ.).

Полевой В. М. Двадцать лет французской графики: Рисунок в революционных газетах и журналах, политический плакат 1920-х–1930-х годов. М., 1981. (Указ.).

Сто памятных дат: Художественный календарь. 1987. М., 1986. С. 116–118.

Неизвестный русский авангард / Текст А. Д. Сарабьянова. М., 1992.

Харджиев Н. Н. Статьи об авангарде: Архив русского авангарда / Сост. Р. Дуганов, Ю. Апришкин, А. Сарабьянов: В 2 т. М.: R. A., 1997. (Указ.).

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

16.02.2011