ТЕРЕШКОВИЧ Константин Андреевич

Terechkovitch Kostia (Constantin)

К. А. Терешкович. Конец 1930-х - начало 1940-х.

1/14 мая 1902 (с. Мещерское Подольского уезда Московской губ.) – 13 июня 1978 (Рокбрюн-Кап-Мартен, деп. Приморские Альпы, Франция). Живописец, график.

С 1907 жил с семьей в Москве. Отец, Абрам Миронович Терешкович, был директором «Канатчиковой дачи» – больницы для душевнобольных; мать – Глафира Николаевна, урожденная Якунина, из дворянской семьи. Свое имя получил в честь дяди – народовольца-каторжанина Константина (Кусиеля) Терешковича. Старший брат Всеволод был комиссаром Волжской флотилии, под командованием Федора Раскольникова и погиб во время Гражданской войны; средний брат Максим (1897–1937), актер и режиссер московских театров, педагог; сестры Наталья и Елизавета работали в Москве в сфере образования.

С 1911 занимался в детских студиях К. Ф. Юона, И. И. Машкова и Ф. И. Рерберга. В 1913 посетил галерею С. И. Щукина, впервые увидел работы импрессионистов, Ван Гога и Матисса, которые произвели на него сильное впечатление. В 1917 окончил реальное училище, поступил в МУЖВЗ и три месяца учился у П. П. Кузнецова. Занятия оборвала революция.

В начале 1918 записался добровольцем в Красную Армию. Намереваясь уехать за границу, устроился на военно-санитарный поезд, вывозивший пленных немцев в Германию. Из-за военной неразберихи вместо Европы попал в Сибирь, откуда перебрался на Украину, где оказался в зоне боевых действий Добровольческой армии. Затем перебрался в Батум, работал на чайной плантации. Из Батума нелегально перешел в Турцию, добрался до Константинополя, где служил конюхом в британской кавалерии и писал портреты офицеров.

В 1920, без денег и паспорта, через Грецию попал в Марсель, затем – в Париж, где нашел приют у критика и художника С. М. Ромова. Начал заниматься в академии Гранд Шомьер, перебивался случайными заработками. Через Ромова познакомился с М. Ф. Ларионовым, который проводил его на спектакли Русского балета, и В. С. Бартом. Дружил с М. З. Шагалом, М. Кислингом и П. Кременем, иногда работал в мастерской Х. Сутина. В 1921 сотрудничал в русском литературно-художественном журнале «Удар», написал для первого номера статью, направленную против эстетики «Мира искусства». В 1922–1923 жил в Берлине, участвовал в выставке русских художников в магазине книгоиздательства «Заря» (январь 1923) и провел персональную выставку в галерее Neumann (весна 1923). Опубликовал в газете «Дни» очерк о творчестве А. Дерена (1922. 3 дек.). В конце 1923 вернулся в Париж. В 1926 работал по контракту в г. Аваллон, где написал картину «Страж города Аваллона» (1927), принесшую ему первый успех и позже приобретенную Третьяковской галереей. В 1929 обзавелся собственной студией на улице Ernest-Cresson. В 1930 путешествовал по Испании.

Провел персональные выставки в галереях Ch.-A. Girard (1927; 1928; 1930; 1932, акварели; 1934), Quatre Chemins (1927, акварели и рисунки), de l’Elysée (1938) и на улице du Faubourg St.-Honoré, 66 (1937). Выставлял работы в салонах: Осеннем (1923–1938; с 1934 – член салона), Тюильри (1927–1960, с перерывами), Независимых (1923–1936, с перерывами); на парижских выставках (гал. Martin, 1934; «Танец в живописи», 1934; «Балерины, корифеи, акробаты», 1937), выставках в Женеве (1934), Чикаго (1937) и Нью-Йорке (1938).

Участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (гал. La Licorne, 1923; гал. T. Carmine, 1924 – совм. с Бартом и А. М. Ланским; кафе «La Rotonde», 1925; галереи Percier, 1925; M. Henry, 1925; Chez Fast, 1927/1928; Quatre-Chemins, 1928; V. Girchman, май 1929; Zak, 1930, 1936; d’Alignan, 1931; L’Époque, 1931 – группа журнала «Числа»; La Renaissance, 1932; Martin, 1934, Castelucho-Diana, 1936), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), выставках в Белграде (1930) и Праге (1935), выставлял в русской галерее P. Loujetzky в Гааге (1938). Состоял членом секции художников Союза деятелей русского искусства во Франции (с 1933).

В 1933 женился на француженке Иветт (на его полотнах – «Мадам Т...»). Жена и две дочери (Франс и Натали) стали в дальнейшем главными моделями для его картин. После недолгого увлечения экспрессионизмом пришел к лирическому импрессионизму, писал садовые окраины Парижа, берега Сены и Марны, натюрморты, жанровые сцены. В 1930 начал серию живописных портретов друзей – русских и французских художников: Ильязд (1930), Х. Сутин (1933), П. Боннар, Д. де Сегонзак, Ж. Руо, Ж. Брак (1941), К. Ван Донген, М. Утрилло (1942), А. Дерен (1943), Р. Дюфи (1948) и др. Работы приобрели Музей Же де Пом (1934, «Портрет балерины Рябушинской») и Гренобльский музей (1935). В 1933 совместно с Е. Лурье оформил балет «Хореартиум» на музыку И. Брамса для труппы Ballets Russes de Monte-Carlo (хор. Л. Мясин).

В 1939 вступил во французскую армию (как иностранец, имеющий детей от француженки), участвовал в Сопротивлении. В 1940 демобилизовался и перебрался с семьей на юго-запад Франции, в Сан-Тропе. В 1942 получил французское гражданство (запрошено им еще в 1935).

В 1945 купил дом-мастерскую с садом на улице Boulard (29), на окраине Парижа. Содержал собственную конюшню. Провел персональную выставку в галерее Dubourg, участвовал в выставках, организованных Союзом русских патриотов (февраль и май 1945). В 1945 печатался в разделе художественной и театральной хроники парижской еженедельной литературно-сатирической газеты «Честный слон» (вышло 30 номеров).

С 1946 исполнял картоны для настенных ковров по заказам мануфактуры Aubusson и рисунки для фабрики гобеленов Beauvais; занимался росписью мебели и керамикой. В 1948 вместе с художниками М. Брияншоном, Р. Лёге и Жизель д’Асайи создал группу «Поэтическая реальность».

В 1949, в связи с устройством своей выставки, побывал в Цюрихе и познакомился в мастерской Вольфенсберга с техникой литографии. Создал серию литографий, посвященных дочерям (1949; его друг поэт Р. Ляпорт написал к каждому листу стихотворение), цветные литографические листы «Русские офицеры 1860 года» (1950), «Жокеи» (1959), «Портрет А. П. Чехова» (1964). Обращался к книжной графике: исполнил акварелью иллюстрации к библиофильским изданиям «Сказание о Минотавре» Н. Хавторна (1954), «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого (1955), «Тайная любовь» и «Дело корнета Елагина» И. А. Бунина (1963), «Три истории» А. П. Чехова (1965), «Милый друг» Г. де Мопассана (1969).

В 1950–1960-е подолгу работал в Финляндии (1952), Тунисе (1958) и Риме (1960), посетил Алжир (1955), Дальний Восток (1964, Япония, Таиланд, Гонконг), Мексику и Калифорнию (1968).

Провел персональные выставки в парижских галереях: Bernier (1948, 1951, 1953, 1954, 1955, 1964) и Petridés (1953, 1958, 1963, 1965, 1966, 1969, 1971 и 1975), в Цюрихе (галерея-мастерская Вольфенсберга, 1949), Хельсинки (1951), Ницце (1953, 1969), Кань-сюр-Мер (ретроспектива, 1959), Лондоне (галерея O’Hana, 1959), Нью-Йорке (1961), Токио (1965, 1969), в г. Сов, департамент Гар (ретроспектива графики, 1972), и др. Участвовал в выставках группы «Поэтическая реальность» в Швейцарии (Веве, 1957, и Женева, 1972), в выставках «Русские художники Парижской школы» в Сен-Дени (1960) и Париже (Дом французской мысли, 1961), «Художники – свидетели своего времени» в Париже (1967), «Живой Монпарнас» в Токио (1970), «Значительные картины русских художников во французских собраниях» в рамках Осеннего салона (1972), «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974) и др. В 1955–1965 жертвовал свои картины для благотворительных лотерей и распродаж, проводимых Особым комитетом по сбору средств на ремонт собора св. Александра Невского в Париже.

Получил Большой приз 1-го бьеннале в Ментоне (1951). Был награжден орденом Почетного легиона (1951) и орденом Искусств и Словесности.

В 1980 в галерее E. Sassi в Париже состоялась мемориальная выставка «В честь Терешковича». Представлен в крупнейших музейных собраниях Европы и США.

В 2011 работы художника были показаны в Третьяковской галерее на выставке «Парижская школа 1905–1932».

Библиография:

* Незабытые могилы, 372–378; РЗФ; AI 1/1416, 2/1239, 3/1353, 4/1174, 6/1098, 7/1241, 8/1226, 9/853, 11/751, 12/903, 19/924, 22/756.

Григорьев С. Выставка Константина Терешковича // Дни (Берлин). 1922. 5 ноября (№ 7). С. 17.

Удар. 1922. № 1; 1923. № 4.

Печать и революция. 1928. Кн. 7. С. 134, 135.

Красная панорама. 1928. № 46. С. 11 (репрод.), 12.

Искусство в массы. 1929. № 5/6. С. 48; № 7/8. С. 16.

Львов Л. Среди художников // Мир и искусство (Париж). 1930. № 4. С. 9.

Жорж В. К. Терешкович // Числа. 1930. Кн. 2/3. С. 214–216.

А.Ш. По выставкам. В мастерской Константина Терешковича // Русская мысль (Париж). 1952. 10 дек.

Лидарцева Н. Константин Терешкович: Художник и владелец конюшни // Русская мысль (Париж). 1962. № 1860.

Шик А. Выставка Константина Терешковича // Русская мысль (Париж). 1966. 28 июня. С. 5.

Вейдле В. Константин Терешкович // Русская мысль (Париж). 1972. 14 сент. (№ 2912). С. 8.

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 330–331 (илл.).

Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. М., 2009. С. 374–391.

Романова Е. Свет Константина Терешковича // Academia. 2010. С. 104–108.

Романова Е. «Как просто и легко это написано», или Книжные иллюстрации Костантина Терешковича // Золотая палитра. 2012. № 1 (7). С. 58–67.

Exposition Terechkovitch / Texte de F. Fels. Galerie Charles-Auguste Girard. Paris, 1927.

Fels F. Terechkovitch. Paris: Le Triangie, 1928.

Cheronnet L. Kostia Terechkovitch. Paris: Séquana, Julliard, 1942.

Gauthier M. Constantin Terechkovitch. Genève: P. Cailler, 1948.

Howe R. W. Constantin Terechkovitch // Apollo. 1954. Vol. 59. P. 117–119.

Crespelle J.-P. Terechkovitch. Genève: P. Cailler, 1958.

Vigne G. Terechkovitch. Les Maîtres de la Peinture moderne. Paris: Flammarion, 1972 (bibliogr.).

Terechhkovitch. Rétrospective. Palais Carnoles. Menton, 1986.

Daulte, F. Les peintres de la Réalité poétique: Maurice Brianchon, Christian Caillard, Jules Cavaillès, Raymond Legueult, Roger Limouse, Roland Oudot, André Planson, Kostia Terechkovitch. Lausanne: Bibliothèque des arts, 1994.

Terechkovtich F. Terechkovitch, lithographe. Éd. La Bibliothèque des Arts, 2010.

Библиотека
сайта:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012