ЗАК Лев (Леон) Васильевич (лит. псевд. Хрисанф, М. Россиянский)

Zack L.

Л. В. Зак.

12 июля 1892 (с. Растяпино, ныне Дзержинск, Нижегородская обл.) – 30 марта 1980 (Ванв, близ Парижа). Живописец, график, сценограф и поэт.

Сын аптекаря Василия Ивановича Зака и Розалии Моисеевны Россиянской. За участие в народовольческом движении отец отбыл 10 лет в сибирской ссылке. Дед по матери М. М. Россиянский был одним из руководителей еврейской общины в Москве. Сводный брат (по первому браку матери ) – философ С. Л. Франк.

В 1902–1911 учился в московской гимназии при Лазаревском институте восточных языков, которую окончил с отличием. Его товарищем по гимназии был будущий знаменитый лингвист Р. О. Якобсон. В 1911–1916 учился на романо-германском отделении историко-филологического факультета Московского университета.

Первые уроки живописи получил у московского художника А. Г. Якимченко (1905–1906), позже посещал художественные студии Ф. И. Рерберга и И. И. Машкова. Участвовал в выставках МТХ (ежегодно в 1908–1912, 1916, 1917) и «Мир искусства» (Пг., 1916 и 1917). Исполнял виньетки для журнала «Золотое руно» (1909, № 11/12).

В 1910-е вошел в круг московских футуристов и стал членом литературной группы «Мезонин поэзии». Оформил обложки поэтических сборников членов группы Р. Ивнева и В. Шершеневича, а также коллективных футуристических альманахов «Засахаре кры», «Вернисаж», «Пир во время чумы» (все – М., 1913); в двух последних, а также в альманахе «Крематорий здравомыслия» (М., 1913) опубликовал свои стихотворения под псевдонимом «Хрисанф». Подготовил свой поэтический сборник «Пиротехнические импровизации» (не издан). Писал прозу под псевдонимом «М. Россиянский» (девичья фамилия матери). В 1917 приехал в Петроград, женился на Надежде Александровне Браудо (1894–1976), сестре Исайи Браудо, ставшего позднее известным органистом и музыкальным педагогом. В начале революции перебрался в Николаев. Участвовал в выставке «Искусство в Крыму» (октябрь 1918).

В апреле 1920 с женой и дочерью эвакуировался из Ялты в Константинополь. Получив отказ во французской визе, устроился в Риме, затем во Флоренции. В Италии познакомился с художниками Ф. Гозиасоном и В. Боберманом, дружба и сотрудничество с которыми продолжились в последующие годы. В 1921 посетил Париж, чтобы участвовать в салоне Независимых.

В 1922 переехал в Берлин. Работал сценографом «Русского романтического театра» Б. Г. Романова; оформил балеты «Королева мая» на музыку К. В. Глюка (1922), «Жизель» А. Адана (1922), «Сильфида» (1924) и «Трапеза» на музыку С. С. Прокофьева (1925). Участвовал в выставках в галерее немецкого дилера Alfred Flechtheim (1922 и 1923) и в магазине русского книгоиздательства «Заря» (январь 1923). Исполнил литографии для русских изданий «Пир во время чумы» А. С. Пушкина (1923) и «Мандрагора» Макиавелли (1924).

В конце 1923 с театром Б. Г. Романова приехал в Париж и остался во Франции. Первое время работал в одной мастерской с Гозиасоном и Боберманом. Провел выставки в галерях Percier (1925, совм. с Гозиасоном, Боберманом и К. Терешковичем), T. Carmine (1925, совм. с Гозиасоном и Боберманом), d’Art Contemporain (1925, акварели и рисунки; совм. с Е. Котель) и самостоятельную выставку в галерее Percier (1927; живопись). Выставлялся в Осеннем салоне и салоне Независимых (с 1924). В 1928 провел персональную выставку в галерее А. Manteau в Брюсселе и заключил с ней долговременный контракт. Участвовал в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), групповых выставках русских художников в Брюсселе (1928), Париже (Quatre-Chemins, 1928; L’Époque, 1932; La Renaissance, 1932), Лондоне (Belgrave Square, 1935), Праге (1935). Входил в инициативную группу по созданию культурно-профессионального объединения русских художников во Франции «Русский художественный цех». Жертвовал свои работы для благотворительных лотерей. В 1929 стал учредителем салона Сверхнезависимых.

Создавал рисунки для тканей и шарфов по заказу модельера Монатти (1926), исполнял статуэтки музыкантов и балерин из дутого стекла для магазина прикладного искусства «Примавера» в Париже (в 1929 показал их в 19-м Салоне художников-декораторов).

В 1930 примкнул к группе «неогуманистов», поддерживаемых критиком Вальдемаром Жоржем. Провел персональные выставки в парижских галереях J. Bonjean (1930), Quatre Chemins (1932), Simonson (1933), Wildenstein (1935), участвовал в групповых выставках в галереях A. Manteau («Защита Запада», 1931; совм. с К. Бераром, П. Ф. Челищевым, Е. Берманом, Леонидом и др.), J. Bonjean («Новое поколение», 1932), Martin (1934), в ежегодном Салоне современного искусства в Антверпене (групповая выставка «неогуманистов», 1933) и др. В 1935 Музей Же де Пом приобрел его картину «Мать и дитя». В 1936–1937 исполнил иллюстрации к трехтомнику Ш. Бодлера и книге «Мудрость» П. Верлена для владельца магазина библиофильской книги коллекционера Анри Матарасо; создал серию листов к Талмуду. В 1938 получил французское гражданство.

В 1939, с началом войны, покинул Париж и до 1944 переезжал из города в город (Биарриц, Аркашон, Виллафранка, близ Ниццы, Гренобль). Участвовал в выставке группы «Скоморохи» в Биаррице (1941, совм. с Н. Д. Миллиоти и другими русскими художниками). В 1941 принял католичество.

В 1940-е перешел от «неогуманизма» к «суровому экспрессионизму» и в дальнейшем постепенно уходил от фигуративности. В 1946 провел последние выставки фигуративных работ в галереях К. Granoff и А. Manteau, показал картины «Голова апостола», «Голгофа», «Богородица», «Материнство» и др. Участвовал в выставке русских художников «В честь Победы», организованной в Париже Союзом советских патриотов (1946). В 1946–1948 исполнил иллюстрации к книгам: «Сонеты» П. Ронсара, «Трагедии» А. д’Обиньи, «Федра» Ж. Расина, «Озарения» и «Сквозь Ад» А. Рембо и др. Создал графический альбом «171 медитация» и написал поэму «Говорит Бог» (1948).

В 1930–1940-е неоднократно возвращался к работе в театре, оформил балеты «Жизель» А. Адана для труппы Веры Немчиновой в Театре Елисейских полей (1930), «Шут» С. С. Прокофьева для Ballet Russe de Monte-Carlo (1932), «Поцелуй феи» И. Ф. Стравинского (балетм. Б. Ф. Нижинская) для театра Шатле (1934), «Стенька Разин» А. К. Глазунова и «Князь Игорь» А. П. Бородина для Нового Русского балета Монте-Карло (1943) и «Концерт» на музыку С. С. Прокофьева для Opéra Comique (1947).

В 1948 на персональной выставке в парижской галерее des Garets впервые показал геометрическую абстракцию. В дальнейшем исполнял абстрактно-геометрические композиции, позже пришел к «лирической абстракции», основанной на комбинациях цветовых пятен. Провел персональные выставки в галерее Cavalino в Венеции (1949), парижских галереях Billiet–Caputo (1950), Kléber (1955), Drian (1958) и J. Massol (1960–1979; ежегодно), галерее Waddington в Лондоне (1959, 1961) и др. Участвовал в Международных выставках в Венеции (1949) и Лондоне (1958), выставках «Русские художники Парижской школы» в Сен-Дени (1960) и в Доме французской мысли в Париже (1961).

В 1950 вместе с дочерью – скульптором Ириной Зак (род. в 1918) – создал композицию из обожженной глины «Крестный путь» для церкви в Карсаке (Дордонь) и скульптуру «Св. Тереза с младенцем Иисусом». С этого времени начал работать для церкви: исполнял резьбу по камню, витражи, горельефы, кованые кресты и кресты из бронзы и пр. Произвел художественные и реставрационные работы в парижских часовнях Нотр-Дам-де-Повр (1955; витраж, барельеф) и Пти-Фрер-де-Повр (1959; витраж), соборах Сакре-Кер (1959; витраж и жертвенник из мрамора) и св. Жанны д’Арк (1965; витраж, кованый крест), в католических храмах Бреста, Валони и Страсбурга. Создавал картоны гобеленов для мануфактур Gobelins и Aubusson.

В 1959 приобрел мастерскую в Ванве. В 1960 посетил с женой СССР. В 1970 под псевдонимом «М. Россиянский» выпустил в Мюнхене книгу стихов на русском языке «Утро внутри. 1913–1970», в 1972 – книгу-альбом «Комментарии к молчанию» (10 авторских офортов; 50 экз.). В 1970 получил приз Президента Франции на биеннале в Ментоне. Ретроспективные выставки прошли в галерее Numaga в Овернье, Швейцария (1972), и в Музее искусства и истории в Люксембурге (1973); выставки состоялись также в галерее Mony Calatchi в Париже («В честь моего друга Л. Зака», 1976) и в Музее современного искусства города Парижа (1976/77). Был представлен на выставке «Снова русские» в парижской галерее Françoise Tournié (1975).

В 1981 в рамках Осеннего салона прошла мемориальная выставка. Представлен в Музее современного искусства города Парижа, галерее Тейт в Лондоне, Королевском музее в Брюсселе, Институте Карнеги в Питтсбурге, в музеях Нанта, Антверпена, Венеции. Рукописи стихов хранятся в Библиотеке филологического факультета Иерусалимского университета.

Библиография:

* Лобанов-Ростовский; Неизвестная Россия 406–409, 466; ХН СССР 4/1/196; AI 1/1558, 3/1482, 6/1212, 11/825, 12/990, 13/988–999, 14/1069, 17/630, 19/1014, 20/988; Nieszawer & Princ.

Пир во время чумы. М., 1913. С. 24–27.

Волошин М. Выставка ученических работ в школе Рерберга // Утро России. 1910. 23 окт.

Левинсон А. Из выставочных впечатлений // Последние новости (Париж). 1926. 7 ноября (№ 2055). С. 3.

Маркадэ И. Поэтическая философичность живописи Л. В. Зака // Русская мысль (Париж). 1979. 17 мая. С. 11.

Раннит А. Письменная беседа с поэтом Россиянским (Леоном Заком) // Русский альманах. Париж, 1981. С. 250–252.

Лосский Б. Еще раз о С. Л. Франке // Евреи в культуре Русского Зарубежья. Сборник статей, публикаций, мемуаров и эссе / Сост. и изд. М. Пархомовский. Т. 3. Иерусалим, 1994. С. 120–131.

Зак И. Леон Зак (1892–1980) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. Сборник статей, публикаций, мемуаров и эссе / Сост. и изд. М. Пархомовский. Т. 4. Иерусалим, 1995. С. 247–261.

Воспоминания Льва Васильевича Зака о Семене Людвиговиче Франке, его брате / Публ. Н. Франк-Норман // Евреи в культуре Русского Зарубежья. Сборник статей, публикаций, мемуаров и эссе / Сост. и изд. М. Пархомовский. Т. 5. Иерусалим, 1996. С. 431–442.

Харджиев Н. Н. Статьи об авангарде: Архив русского авангарда / Сост. Р. Дуганов, Ю. Апришкин, А. Сарабьянов: В 2 т. М.: R. A., 1997. (Указ.).

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 344–345 (илл.).

George W. Humanity Lost and Found: Léon Zack // Formes. 1931. N 12. P. 26–28.

Courthion P. Léon Zack. Paris, 1961.

Grenier J. Entretien avec dix-sept peintres non-figuratifs. Paris: Ed. Calman-Levy, 1963.

Léon Zack: Exposition rétrospective pour les 80 ans de l'artiste. Galerie Numaga. Auvernier, 1972.

Léon Zack: Des Paroles aux Aigles / Préface de Roman Jakobson. Paris: Seint-Germain-des-Pres, 1976.

Léon Zack: [Catalogue]. Musée d'Art Moderne de la ville de Paris. Paris, [1976].

Perrin C. Penser L’Art de Léon Zack. Lausanne: L’Age d’Homme, 1984.

Dunoyer J.-M. Léon Zack. Paris: Editions de la Différence, 1989.

Maulpoix, J.-M. Léon Zack ou l'instinct de ciel. Paris: Editions de la Différence, 1990.

Cabanne P. Léon Zack: Catalogue de l’œuvre peint établi par Florent Zack, Irene Zack et Alain Pizerra. Paris: L’Amateur, 1993.

Rétrospective Léon Zack 1892–1980. Musée de Beaux Arts d’Oréans, 1988.

Pizerra A. Léon Zack: Peintures. Paris, 1991.

Léon Zack: Peintures / Préf. de P. Cabanne. Gal. Patrice Trigano. Paris, 2000.

Библиотека
сайта:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012