ГОЗИАСОН Филипп Германович (лит. псевд. J. Sabile)

Hosiasson Ph. (alias J. Sabile)

Ф. Г. Гозиасон.

15/27 февраля 1898 (Одесса) – 13 июля 1978 (Париж). Живописец и график, художественный критик.

Сын купца 2-й гильдии Гозиаса-Германа Гозиасона и купеческой дочери Августины Леонтьевны Якубсон, племянницы художника Л. О. Пастернака.

В 1905–1906 семья временно выехала в Берлин, опасаясь погромов. По возвращении в Одессу окончил с серебряной медалью гимназию (1916) и поступил в Новороссийский университет, где проучился два семестра на естественном отделении физико-математического факультета. Одновременно как вольнослушатель посещал Одесское художественное училище. Летом 1917 был призван в армию и определен в артиллерийское училище на ускоренный шестимесячный курс. В январе 1918 демобилизовался и перевелся на юридический факультет (учился до весны 1919). Летом 1918 женился на дочери присяжного поверенного Ольге Александровне Билинской-Билинкис (1899–1974).

В 1916–1918 исполнил обложки для сборников одесских поэтов (В. Бабаджан, Б. Бобович, А. Кранцфедьд). В 1917/1918 участвовал в выставке Общества независимых, с осени 1918 входил в организованную обществом «Свободную мастерскую». Летом 1918 показал работы на выставке Одесского общества искусств и на совместной выставке Товарищества южнорусских художников и Общества независимых. В том же году выпустил в одесском издательстве «Омфалос» брошюры «Жизнь и творчество Эль Греко» и «О. Роден. Молодым художникам: Посмертная статья / пер. Ф. Гозиасона». Публиковал в одесской периодике статьи по искусству. В 1919 читал лекции по истории французского искусства в мастерской-студии А. А. Экстер.

В ноябре 1919 эмигрировал с женой в Италию. В 1920–1921 работал во Флоренции и Риме. Познакомился с Антонио Джулио Брагалья, который выставил несколько его работ на групповой выставке в Доме искусств Брагалья (Bragaglia) в Риме (1921).

В 1922 переехал в Берлин. Вместе с Л. В. Заком, Г. И. Шилтяном и Романом Крамштичем открыл студию на Motzstraße, давал уроки рисования. Вместе с В. А. Боберманом, Л. В. Заком и П. Ф. Челищевым оформлял спектакли балетной труппы «Русский романтический театр» Б. Г. Романова. Участвовал в двух групповых выставках в галерее знаменитого немецкого дилера A. Flechtheim (1922); в выставке группы русских художников в магазине книгоиздательства «Заря» (1923) и в Международной выставке в Дюссельдорфе (1924). Исполнил 5 литографий к повести «Рим» Н. В. Гоголя (изд-во Вальтер и Ракинт, Берлин, 1924).

В 1924 с труппой Б. Г. Романова выехал на гастроли во Францию и устроился в Париже. Первое время работал в одной мастерской с Заком и Боберманом. Вместе с ними примкнул к «нео-гуманистическому» направлению, возникшему под влиянием идей Кристиана Берара и критика Вальдемара Жоржа. Его картины этого периода лиричны, повествовательны, наполнены меланхолической грустью. В 1927 выступил в качестве художника по костюмам на Международном фестивале театрального искусства в Париже. В эти же годы выполнял картоны для гобеленов, создал альбом литографий «Rome, campagne romaine» с предисловием В. Жоржа (Париж; Рим, 1933), расписал павильон «Остров Мартиника» на Всемирной выставке в Париже (1937).

Провел выставки в парижских галереях T. Carmine (июнь 1925; совм. с Заком и Боберманом), Percier (1925, совм. с Заком, Боберманом и К. А. Терешковичем; 1928, 1931), P. Kohl (1931, 1934), а также в Милане (Galeria Milano, 1932, 1934) и Флоренции (La Nazione, 1934). Участвовал в русском отделе Выставки современного французского искусства в Москве (1928), выставке «Новое поколение» в парижской галерее Jean Bonjean (1932) и Выставке русской живописи в Праге (1935). Выставлял на международных выставках в Венеции (1930), Риме (1938), Нью-Йорке и Чикаго (1939). В 1929 стал одним из организаторов и вице-президентом салона Сверхнезависимых, где выставлялся до 1939.

В 1928 принял французское гражданство. В 1939 был мобилизован в армию, воевал и получил близ Дюнкерка тяжелое ранение. В 1941–1942 жил в Марселе, потом в Ницце, в 1943 скрывался с женой от немцев в маленькой деревушке в Южных Альпах. В этот период исполнил иллюстрации к нескольким библиофильским изданиям, в том числе к «Идиоту» Ф. М. Достоевского.

В 1945–1947 жил в Марселе. Читал лекции по истории искусства, расписал часовню Notre Dame de la Fleursà Thorame-Haute и исполнил по заказу картину «Освобождение Марселя» – последнее фигуративное произведение. В 1946 работы были показаны на выставке «В честь Победы», организованной в Париже Союзом советских патриотов.

В 1947 вернулся в Париж. В послевоенные годы отошел от фигуративного искусства. С 1948 выставлял абстрактные работы в Майском салоне. В 1955 по предложению доминиканца отца Валлэ провел персональную выставку в его галерее Haut Pavé. С 1956 почти ежегодно проводил персональные выставки в галереях Парижа (Stadler, 1956; Flinker, 1961, 1963, 1966; Gervis, 1968, 1970; Regards, 1975, 1976, 1978), Нью-Йорка (Kootz, 1956–1959; Martha Jackson, 1962; Primus Stuart, 1963), Милана (Toninelle Arte Moderna, 1962; San Fidele, 1970), Дюссельдорфа (Niepel, 1963), Брюсселя (Farber, 1974) и других городов. Выставлялся в салоне «Новых реальностей» (с 1956), «Сравнений» (с 1959), «Знаменитости и молодые художники наших дней» (с 1968). Участвовал в выставках «Русские художники Парижской школы» в Сен-Дени (1960) и Париже (Дом французской мысли, 1961). В 1961 провел два месяца в Нью-Йорке, познакомился с художниками нового поколения американского абстрактного искусства, в частности с Р. Мозервеллом, Еленой Френкенталер и Марком Ротко. В 1973 персональная выставка по случаю его 75-летия состоялась в Национальном музее современного искусства в Париже.

В последние годы занимался графикой, исполнил иллюстрации к книге «Печаль» Л. Арагона. Публиковал (иногда под псевдонимом J. Sabile) статьи по вопросам классического и современного искусства, в том числе статью об одесских вывесках и их роли в искусстве русского авангарда (1964).

Представлен в крупнейших музейных собраниях Европы и США, в том числе в Национальном музее и Музее современного искусства в Париже, музее Метрополитен и Музее современного искусства в Нью-Йорке, Галерее современного искусства в Риме, Музее изящных искусств в Люксембурге, Музее современного искусства в Стокгольме.

Библиография:

* Барковская; Неизвестная Россия, 408–410; РЗФ; AI 1/709, 2/613, 3/673, 7/706, 10/429, 11/374, 12/438, 13/440, 20/ 444, 21/450, 22/366, 25/383, 28/479; Nieszawer & Princ; Seuphor1.

Анненков Ю. Художественные выставки // Русская мысль (Париж). 1970. 11 июня (№ 2794). С. 9; 1973. 14 июня (№ 2951). С. 9.

Rome, campagne romaine: Suite de lithographies / Préface de W. George. Paris; Rome: Biblioteca d’Arte Editrice, 1923.

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 200–201 (илл.).

George W. Une peinture d’homme: P. Hosiasson // Formes. 1931. N 18, Oct. P. 140–141.

Cassou J. Hosiasson // Art News. 1947. Vol. 45. Febr. P. 36.

Courthion P. Hosiasson: «les jeunes d’aujourd’hui nient la validité de l’effort individuel» // XXe Siècle. 1969. Juin (№ 32). P. 132–135.

Courthion P. Hosiasson ou le combat avec l’élémentaire // XXe Siècle. 1971. Déc. (N 37). P. 81–88.

Boissier P. Hosiasson: Genèse d'un expressionnisme abstrait. Paris: Lettres modernes, 1982.

Hosiasson, 1898–1978 / Préface de Pierre Schneider: [Catalogue]. Galerie Regards. Paris, 1989–1991.

Philippe Hosiasson / A cura di Stefano De Rosa: [Catalogue]. Firenze: Maschietto & Musolino, 1995.

Quattro artisti russi a Parigi. Charchoune, Hosiasson, Mansurov, Poliakoff. Milano: Lorenzelli Arte, 2006.

Сочинения:

Le Pillage par les Allemands des œuvres d’art et des bibliothèques appartenant à des Juifs en France / Recueil de documents publiés sous la direction de Jean Cassou. I. Introduction sur «La Doctrine esthétique du National-Socialisme et l’organisation des Beaux-Arts sous le Troisième Reich», par Jaques Sabile. Paris, Éditions du Centre, 1945.

[Sabile J.] Van Gogh. Paris: Éditions Le Courrier Graphique, 1946.

Les Enseignes d’Odessa // Mercure de France. 1964. Jan. P. 149–153.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.03.2012