КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич

Kandinsky W.

В. В. Кандинский. Фото. 1913.

22 ноября / 4 декабря 1866 (Москва) – 13 декабря 1944 (Нейи-сюр-Сен, близ Парижа). Живописец и теоретик искусства.

Сын нерченского купца I гильдии Василия Сильвестровича Кандинского (1832–1926), торговца чаем. Мать, Лидия Ивановна, урожд. Тихеева (1847–?), из прибалтийских немцев. В 1871 по состоянию здоровья отца семья переехала в Одессу, где родители развелись. Мать больше воспитанием сына не занималась.

В 1885 окончил гимназию в Одессе и поступил на юридический факультет Московского университета. В 1889 участвовал в экспедиции по Вологодской губернии, познакомился с народным искусством и иконописью. В 1893 окончил курс университета с дипломом 1-й степени и был по рекомендации проф. А. И. Чупрова оставлен на кафедре политической экономии и статистики. Написал диссертацию (1895), но оставил занятия наукой и посвятил себя искусству. В 1892 женился на своей кузине Анне Филипповне, урожд. Чемякиной (1860–19??; брак распался в начале 1900-х и был расторгнут в 1911).

В декабре 1896 уехал в Мюнхен и поступил в школу А. Ашбе. Познакомился с художниками А. Г. Явленским, М. В. Веревкиной, Д. Н. Кардовским и И. Э. Грабарем. В 1900 учился в Мюнхенской АХ у Ф. Штука.

В 1901 участвовал в создании объединения мюнхенских символистов «Phalanx», в 1902–1904 был его председателем, участвовал в выставках и преподавал в школе, основанной объединением. В 1901–1914 спутницей жизни была его ученица художница Габриэль Мюнтер (1877–1962; в 1957 она передала много его живописных и графических работ, а также собрание фотографий, в дар г. Мюнхену). Дружил с художником П. Клее и композитором Ф. А. Гартманом. Регулярно приезжал в Россию, посещал Италию, Францию, Голландию и Швейцарию, работал в Амстердаме и Париже, побывал в Северной Африке.

В 1900-е создавал яркие пейзажи, сочетая технику пуантилизма с элементами югендстиля и народного лубка, обращался к мотивам русских сказок и старины. Любил писать на стекле. Исполнил альбомы гравюр «Стихи без слов» (М., 1904) и «Ксилографии» (Париж, 1909). Выставлялся в берлинском Сецессионе (с 1902), парижских Осеннем салоне (1904–1912) и салоне Независимых (с 1908), участвовал в групповых выставках в Мюнхене, Дрездене, Гамбурге, Берлине, Варшаве, Риме и Париже, а также в Москве (МТХ, с 1902; Общество им. Леонардо да Винчи, 1906) и С.-Петербурге (Новое общество художников, 1904 и 1906). Писал корреспонденции о художественной жизни Мюнхена для журналов «Мир искусства» (1902) и «Аполлон» (1909–1910). В 1909 возглавил мюнхенское Новое художественное общество (Neue Künctler-Vereinigung München), созданное вследствие отказа организаторов Сецессиона принять новаторские произведения. В 1911 из-за эстетических разногласий вышел из общества и вместе с Ф. Марком создал объединение «Синий всадник» («Der Blaue Reiter»). Выпустил альманах с тем же названием (1912), который стал программным документом художественного авангарда.

В 1911 исполнил первую абстрактную акварель, в 1911–1913 написал серии беспредметных картин: «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции». В 1912 выпустил книгу «О духовном в искусстве», в которой дал первое теоретическое обоснование абстрактного искусства; прислал одноименный доклад на Всероссийский съезд художников в Петербурге (декабрь 1911 – январь 1912; был зачитан Н. И. Кульбиным и опубликован в сборнике трудов съезда). Издал поэтическую книгу «Klänge» («Звуки») в сопровождении ксилографий (Мюнхен, 1913; четыре стихотворения в русском переводе вошли в сборник «Пощечина общественному вкусу». М., 1912). В октябре 1912 провел первую персональную выставку в галерее берлинского объединения «Der Sturm»; опубликовал в его издательстве альбом картин «Rückbliсke» («Взгляд в прошлое») и ряд теоретических трудов.

Встречался и переписывался с Н. И. Кульбиным, Д. Д. Бурлюком, В. Д. Бурлюком, Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионовым. Участвовал в «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909) и передвижных «Салонах» В. А. Издебского (1909/1910 и 1911; во 2-м «Салоне» ему был отведен персональный отдел), в выставках «Бубновый валет» (М., 1910 и 1912), «Современная живопись» (Екатеринодар, 1912), «Выставка живописи 1915 г.» (М., 1915), в Художественном бюро Н. Е. Добычиной (СПб., 1913, 1915, 1916/1917).

В начале Первой мировой войны вернулся в Россию. В феврале 1917 женился на Нине Николаевне Андреевской (1893 или 1899 – 1980), дочери офицера. В том же году у них родился сын Всеволод, который вскоре умер.

После революции был занят в основном реорганизацией художественной жизни. В 1918 вошел в Коллегию ИЗО Наркомпроса, в 1919 стал членом Международного бюро ИЗО Наркомпроса, одним из организаторов и ученым секретарем Музея живописной культуры в Петрограде, в 1920 – директором Института художественной культуры (ИНХУК) в Москве и профессором Московского университета, в 1921 – вице-президентом Российской Академии художественных наук. Сотрудничал с К. С. Малевичем и А. М. Родченко, которые также защищали принципы беспредметного искусства. Участвовал в 5-й Государственной выставке картин (М., 1919), 19-й выставке ВЦВБ Наркомпроса (М., 1920), выставке «Мир искусства» (М., 1921) и др.

В конце 1921 был командирован в Берлин для создания международного отдела Академии художественных наук и решил не возвращаться. По предложению архитектора В. Гропиуса в 1922 стал преподавать (настенную живопись и теорию формы) вместе с П. Клее, Л. Махой-Надем и Л. Фейнингером в учебном центре Баухауз в Веймаре (Объединение художественной академии Веймара и училища прикладного искусства; с 1925 – в Дессау).

В 1920–1930-е создал альбом гравюр «Малые миры» (1923), абстрактные декорации к «Картинкам с выставки» М. П. Мусоргского для театра в Дессау (1928), проект оформления Музыкальной комнаты для Международной архитектурной выставки в Берлине (1931). Продолжал разрабатывать теорию абстрактного искусства, написал книгу «Точка и линия на плоскости» (1926), которая была переведена на несколько языков. Ежегодно проводил персональные выставки в Европе и США, участвовал совместно с Явленским, Фейнингером и Клее в выставках группы «Синяя четверка» («Die Blauen Vier»), в международных выставках, в выставках русского искусства.

В конце 1933, после прихода к власти нацистов и закрытия Баухауза, переехал во Францию и поселился в Нейи-сюр-Сен, близ Парижа. В Германии его работы были продемонстрированы в пропагандистских целях на выставке «Дегенеративное искусство» (1937), а затем изъяты из музеев. В 1939, получив отказ в продлении немецкого паспорта, принял французское гражданство. В 1936–1944 проводил персональные выставки в парижской галерее J. Bucher, выставлялся в Нью-Йорке (галерея Neumann, 1936; Музей современного искусства, 1936, 1939, 1943; Музей Гуггенхейма, 1939) и Лондоне (галерея Guggenheim, 1938). Поддерживал связи с деятелями международного художественного авангарда (А. Явленский, А. Певзнер, Р. и С. Делоне, М. З. Шагал, П. Мондриан, Х. Миро, Ф. Леже и др.) и русскими эмигрантами (А. Н. Бенуа, Л. Ф. Мясин, А. М. Ремизов и др.). Его работы были представлены на послевоенных выставках, организованных Союзом русских патриотов (февраль 1945) и Комитетом «Франция–СССР» (май-июнь 1945).

Похоронен на кладбище в Нейи. Вдова после войны оставалась жить в их парижском доме, продавала и дарила картины мужа разным музеям, организовывала мемориальные выставки, а в 1973 опубликовала книгу воспоминаний «Кандинский и я». В начале 1970-х она купила дом в Швейцарии, где 2 сентября 1980 была убита грабителем (преступление осталось не раскрытым). По ее завещанию 150 картин мужа поступили в Музей современного искусства в Париже (Центр Помпиду).

Представлен в музеях современного искусства многих стран, в том числе в Петербурге (ГРМ, ГЭ) и Москве (ГТГ). Мемориальные выставки неоднократно проводились в галереях и музеях на Западе, в т.ч. в галереяx: Drouin (1946, 1947), Maeght (1951, 1960, 1965), Musee d’ Art Moderne (1961, 1963, 1972) и др. В 1966 выставка, приуроченная 100-летию художника, состоялась в Сен-Поль-де-Ванс. В 1979 выставка его работ из советских музеев состоялась в Центре Ж. Помпиду в Париже; в 1989 ретроспектива прошла в Москве и Ленинграде. В 2002 выставки произведений Кандинского из собраний ГЭ, ГРМ и ГТГ прошли в городах Японии, в 2005 – в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Библиография:

* РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 10. Ед. хр. 267 (Личное дело в ГАХН, 1922–1929).

* ХН СССР 4/2/163-165; ХРЗ; AI 1/775, 2/676, 3/744, 4/637, 5/466, 6/595, 7/677, 8/674, 9/470, 10/480, 11/416-417, 12/487, 13/492-493, 14/532, 15/544-545, 16/301, 17/312, 18/371, 19/504-505, 20/494-495, 21/498-499, 22/405-406, 25/426, 27/473-474, 28/531-532.

Бенуа А. Н. Выставка В. В. Кандинского // Последние новости (Париж). 1936. 13 дек. (№ 5742); то же в кн.: Бенуа А. Н. Художественные письма. 1930–1936. М., 1997. С. 373.

Сапгир К. Символы-миры: Василий Кандинский в Центре Помпиду // Русская мысль (Париж). 1984. 22 ноября (№ 3544). С. 14–15.

Дедюлин С. Вокруг Кандинского: Заметки после выставки // Там же.

Кандинский. 1866–1944: Живопись. Графика. Прикладное искусство: Каталог выставки в ГРМ. Л., 1989.

Мигунов А., Перцева Т. На рубеже искусства и науки: К творческой биографии В. В. Кандинского // Искусство. 1989. № 1. С. 30–36.

Турчин В. Василий Кандинский: Дух, стиль, романтика // Искусство. 1989. № 2. С. 44-50.

Монахова Л. Кандинский: Модель искусства // Творчество. 1990. № 2. С. 1-5.

Зернов Б. Принцип внутренней необходимости // Искусство Ленинграда. 1990. № 2. С. 55-63.

Дмитриева М. Художник мироздания // Наше наследие. 1990. № 3. С. 120-133.

Турчин В. В. В. Кандинский в Московском университете // Вопросы искусствознания. 1993. № 2/3. С. 194-212.

Сарабьянов Д. В., Автономова Н. Б. В. Кандинский: Путь художника. Художник и время. М., 1994.

Соколов Б. «Забывшее весь мир аллилуйя...»: Образ Москвы и тема города в творчестве В. Кандинского 1900–1910-х гг. // Вопросы искусствознания. 1995. Вып. 1/2. М., 1995. С. 431-447.

«Синий всадник» / Под ред. В. Кандинского и Ф. Марка (Пер. и коммент. З. С. Пышниковой). М., 1996.

В. В. Кандинский и А. Н. Бенуа в Париже. 1936 год / Публ. Б. И. Асварища // Вопросы искусствознания. 1996. Вып. 1. М., 1996. С. 611-614.

Сарабьянов Д. Василий Кандинский в русском контексте: Фрагменты // Вопросы искусствознания. 1997. Вып. 1. М., 1997. С. 353-396.

Харджиев Н. Н. Статьи об авангарде: Архив русского авангарда / Сост. Р. Дуганов, Ю. Апришкин, А. Сарабьянов: В 2 т. М.: R. A., 1997. (Указ.).

Соколов Б. «Контрапункт Великого завтра» и поэтический альбом В. В. Кандинского «Звуки» // Там же. С. 397-411.

Подземская Н. Доклад В. Кандинского «Основные элементы живописи» в контексте развития его теории живописи // Вопросы искусствознания. 1997. Вып. 2. М., 1997. С. 75-86.

Герман М. Ю. Василий Кандинский (1866–1944): Альбом. Бурнемут: Паркстоун, [1999].

Автономова Н. Б. Сценические композиции В. В. Кандинского // Русский авангард 1910 – 1920-х годов и театр / Отв. Ред. Г. Ф. Коваленко. СПб., 2000. С. 106-115.

Дружкова Н. И. В. Кандинский в Баухаузе (теоретические основы художественно-педагогической деятельности): Автореф. дисс…. канд. искусствоведения. М., 2000.

Арнольд Шенберг – Василий Кандинский. Диалог живописи и музыки. Каталог выставки / ГТГ. М., 2001.

Соколов Б. Поэзия Мурнау. Живопись В. Кандинского // Наше наследие. 2001. № 56. С. 128-136.

Соколов Б. Кандинский в Париже: одиночество авангарда // НОМИ. 2003. № 3.

Тарасенко О. А. «Окно в глубину» // Русский авангард 1910 – 1920-х годов и проблема экспрессионизма / ГИИ РАН. М., 2003.

Фомин Д. В. В. В. Кандинский и художники «Русской колонии Мюнхена» в письмах и мемуарах немецких экспрессионистов // Русский авангард 1910 – 1920-х годов и проблема экспрессионизма / ГИИ РАН. М., 2003. С. 64-98.

Автономова Н. [В. В. Кандинский]. Обзоры и рецензии // Искусствознание: Журнал по истории и теории искусств. 2004. № 1. С. 520-527.

Голомшток И. Н. Василий Кандинский (1866–1944) // Искусство авангарда в портретах его представителей в Европе и Америке: Очерки. М., 2004. С. 141-150.

Кандинский В. Чудеса фотографии (Письмо из Мюнхена) // Искусствознание: журнал по истории и теории искусств. 2004. № 1. С. 533-534.

Кандинский В. Secession (от нашего мюнхенского корреспондента) // Искусствознание: Журнал по истории и теории искусств. 2004. № 1. С. 534-538.

Неизвестный Кандинский: Выставка / ГМИИ им. А. С. Пушкина, музей личных коллекций, Кировский художественный музей им. Васнецовых; авт. ст. А. Шакина. М., 2005.

Каргаполова Н. А. Музыка в сценических экспериментах Кандинского 1907–1914 годов // Пространство и время воображаемой архитектуры. Синтез искусств и рождение стиля: Царицынский научный вестник. Вып. 7-8. – М.: Пробел-2000, 2005. С. 353-363.

Шенкер Н. Василий Кандинский. Элий Белютин. Milano: Spirali / Vel, 2005.

В. В. Кандинский (1866 – 1944) // Антикварное обозрение. 2006. № 3. С. 44–45.

[Кандинский В. В.] Великие имена из собрания Государственной Третьяковской галереи: Журнал. Вып. 5: Василий Кандинский / ГТГ, авт. текста М. В. Беляева. М., 2007.

Дюхтинг Х. Василий Кандинский. 1866–1944. Революция в живописи. М., 2007.

Фомин Д. Василий Кандинский глазами немецких художников // Русское искусство. 2007. № 3. С. 102–107.

Каргаполова Н. А. К вопросу о музыкальной эстетике В. В. Кандинского // Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика: сб.научн. статей / Московский гос. ин-т музыки имени А. Г. Шнитке. Вып. III. М., 2010. С.104-124.

Grohmann W. Wassily Kandinsky: Leben und Werk. Köln, 1958. (English: Wassily Kandinsky: Life and Work. New York: H. N. Abrams, 1958).

Roethel H. K. Kandinsky: Das graphische Werk. Köln, 1970.

Kandinsky, Nina. Kandinsky und Ich. München: Kindler, 1976.

Weiss, Peg. Kandinsky in Munich: The Formative Jugendstil Years. Princeton (New York): Princeton University Press, 1979.

Roethel H. K., Benjamin J. K. Kandinsky. Paris, 1977; New York: Hudson Hills Press, 1979.

Washton Long R. C. Kandinsky: The Development of an Abstract Style. New York: Oxford University Press, 1980.

Roethel H. K., Benjamin J. K. Kandinsky: Catalogue Raisonné of the Oil-Paintings. Vol. 1–2. London: Sotheby Publications, 1982–1984.

Fineberg, J. D. Kandinsky in Paris, 1906-1907. Ann Arbor, Mich., UMI Research Press, 1984.

Derouet Chr., Boissel J. Kandinsky: Œuvres de Vassily Kandinsky (1866–1944): Collections du Musée National d’Art Moderne, Centre Georges Pompidou. Paris, 1984.

Volboudt P. Kandinsky. N.Y., Universe Books, 1986.

Poling C. V. Kandinsky's teaching at the Bauhaus: color theory and analytical drawing. N.Y., Rizzoli, 1986.

Henry M. Voir l'invisible: Sur Kandinsky. Paris: F. Bourin, 1988.

Larminat M.-H. de. Sky blue, Vassily Kandinsky. N.Y., H.N. Abrams, 1990.

Barnett V. E. Kandinsky and Sweden. [Stockholm] : Moderna museet, [1990].

Barnett V. E. Kandinsky Watercolours: Catalogue Raisonné. Vol. 1–2. London: Sotheby Publications, 1992–1994.

Kleine G. Gabriele Münter und Wassily Kandinsky: Biographie eines Paares. Frankfurt am Main: Insel Verlag, 1990.

Hahl-Koch J. Kandinsky. New York: Rizzoli; Bruxelles: Marc Vokar, 1993.

Weiss. P. Kandinsky and Old Russia: the Artist as Ethnographer and Shaman. New Haven: Yale University Press, 1995.

Verdi. L. Kandinskij e Skrjabin: realtà e utopia nella Russia pre-rivoluzionaria. Lucca [Italy], Akademos, 1996.

Kandinsky et la Russie: 28 janvier au 12 juin 2000 / Foundation Puerre Granada. Martigny Suisse; Lidia I. Romachkova. Paris, 2000.

Kandinsky: Catalog of Exhibition 26 March – 1 September 2002 / Tokyo, Kyoto, Fukuoka / St. Hermitage, St. Russian Museum, St. Tretyakov Gallery. Tokyo, 2002.

Analogias Musicales. Kandinsky y Sus Contemporaneos: Catalogo / Museo Thyssen-Boknemisza; Comisario J. Arnaldo. Madrid, 2003.

Il cavaliere azzurro. Kandinsky, Marc e i loro amici: catalogo / Consiglio Regionale della Lombardia. Milano, 2003.

Сочинения:

О духовном в искусстве // Труды Всероссийского съезда художников. Пг., 1914. С. 47-75. (О духовном в искусстве. Л., 1989.)

Ступени: (25 репродукций картин 1902–1917) / Текст художника. М., 1918.

О реализме художественной школы // Искусство. 1923. Кн. 1. С. 399-406.

Письма В. В. Кандинского к Н. И. Кульбину / Публ. Е. Ф. Ковтуна // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1980. Л., 1981. С. 399-410.

Письма В. В. Кандинского к А. И. Чупрову / Публ. С. В. Шумихина // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1981. Л., 1983. С. 336-344.

Тезисы преподавателя Свободных государственных художественных мастерских // Искусство. 1989. № 3. С. 31-33.

Основные элементы живописи: Тезисы к докладу / Публ. Т. Перцевой // Вопросы искусствознания. 1994. № 1. С. 300–305.

Избранные труды по истории искусства. Т. 1. 1901–1914; Т. 2. 1918 – 1938. М., 2001.

Точка и линия на плоскости / Пер. с нем. Е. Козиной. СПб., 2004.

Klänge. München, R. Piper, [1912].

Punkt und Linie zu Fläche: Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente / Ed. Walter Gropius, Lásló Moholy-Nagy. Münсhen, 1926 (Bauhausbücher 9; Bern, 1959).

The Blaue Reiter almanac. Edited by Wassily Kandinsky and Franz Marc. N.Y., Viking Press [1974].

Regards sur le passé et autres textes. 1912–1922 / Ed. J.-P. Bouillon. Paris, 1974.

Rückblicke: 1901–1913. Berlin, 1913 (Baden-Baden, 1955; Bern, 1977).

Concerning the spiritual in art / translated and with an introd. by M. T. H. Sadler. N.Y., Dover Publications, 1977.

Point and line to plane (Punkt und Linie zu Flиache) / Translated by Howard Dearstyne and Hilla Rebay ; edited by Hilla Rebay. N.Y., Dover Publications, 1979.

Klänge. English Sounds / Translated and with an introduction by Elizabeth R. Napier. New Haven, Yale University Press, 1981.

Kandinsky. Complete writings on art / Edited by Kenneth C. Lindsay and Peter Vergo. Boston, Mass., G.K. Hall, 1982.

Arnold Schoenberg, Wassily Kandinsky: letters, pictures, and documents / Edited by Jelena Hahl-Koch. London–Boston, Faber & Faber, 1984.

Wassily Kandinsky and Gabriele Münter: letters and reminiscences, 1902–1914 / Edited by Hoberg A. Munich–New York, Prestel, 1994.

Wassily Kandinsky. Über das Theater. Du théatre. О театре / Herausgegeben von J. Boissel unter Mitarbeit von J.-C. Marcadé. Paris; Köln, Dumont, 1998.

Библиотека
сайта:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

24.10.2011