ПЕВЗНЕР Антон (Нота, Натан) Абрамович (Беркович)

Pevsner A.

А. Певзнер. 1950-е.

18/30 января 1884 (Климовичи, Могилевская губ., ныне Беларусь) – 12 апреля 1962 (Париж). Скульптор, живописец.

Из состоятельной еврейской семьи, сын инженера. Старший брат скульптора Наума Габо. В 1902–1909 учился на живописном отделении Киевского художественного училища, окончил курс со званием учителя рисования. Самостоятельно изучал иконопись и византийскую старину, был увлечен искусством Врубеля. В сентябре 1909 поступил в ИАХ, но был отчислен по истечении трехмесячного испытательного срока, установленного для лиц иудейского вероисповедания. В 1909–1911 жил у родителей в Брянске. В 1911–1913 и с лета 1914 жил в Париже, где подружился с А. П. Архипенко и А. Модильяни. С началом Первой мировой войны переехал в Копенгаген, а в 1915 – в Христианию (ныне Осло), где встретился с братьями Наумом и Алексеем. В этот период исполнил первые беспредметные картины («Абстрактные формы») и начал заниматься скульптурой.

В марте 1917 вернулся с Наумом в Москву. Работал в отделе ИЗО Наркомпроса, участвовал в создании Всероссийского центрального выставочного бюро, преподавал во 2-х ГСХМ (бывшее МУЖВЗ) и ВХУТЕМАСе. Участвовал в 1-й выставке картин Профессионального союза художников-живописцев Москвы (1918) и 5-й Государственной выставке картин (1919). 15 августа 1920 вместе с Габо и Г. Клуцисом провел однодневную выставку в открытом музыкальном павильоне на Тверском бульваре и опубликовал в виде афиши (совм. с Габо) «Реалистический манифест» – один из первых манифестов конструктивизма. В 1922 участвовал с братом в 1-й Русской художественной выставке в Берлине (галерея Van Diemen).

В январе 1923 выехал в Берлин, в октябре поселился в Париже. В первые годы жил в бедности, зарабатывал окраской автомобилей на заводе Рено. Намеревался вернуться в Россию, но по настоянию жены Виргинии в 1926 получил нансеновский паспорт, что предполагало отказ от советского гражданства (в 1930 супруги приняли французское гражданство).

В 1924 вместе с братом провел в парижской галерее Percier выставку «Русские конструктивисты Габо и Певзнер» (предисловие к каталогу В. Жоржа), в 1926 вместе с Габо и Т. Ван Дусбургом – выставку в галерее Little Revue в Нью-Йорке. Участвовал в выставке 33-х русских художников в кафе «La Rotonde» (1925). Выставлялся в салоне Независимых (1925, 1926) и Осеннем салоне (1926). На выставках показывал в основном скульптуру и абстрактные конструкции. В числе немногих работ, сохранивших фигуративное начало, – «Портрет М. Дюшана» (1926), сконструированный из цинковых и целлулоидных дисков. Исполнил фигуру «Богиня» к балету «Кошечка» А. Соге (балетм. Дж. Баланчин; декорации Н. Габо) для Русского балета С. П. Дягилева (1927).

В 1931 был одним из создателей международного авангардистского объединения «Abstraction-Creation», в 1934–1936 участвовал в выставках современного искусства в Амстердаме (Stedelijk Museum), Бале (Kunstmuseum), Лондоне (P. Guggenheim Gallery), Чикаго (Chicago Club), Нью-Йорке (Музей современного искусства), в 1939 – в выставке «Renaissance plastique», организованной И. Рамбоссон и Ф. Сиде в галерее Charpentier в Париже.

С 1930-х главным элементом скульптур стала изогнутая ажурная поверхность, образованная натянутыми металлическими нитями, стержнями или полосами: «Конструкция для аэропорта» (1934), улиткообразная композиция «Свет» (1947), «Динамическая проекция под углом в 30 градусов» (1950–1951; установлена в университетском комплексе в Каракасе), проект монумента «Неизвестному политическому заключенному», получивший премию на Международном конкурсе в Лондоне (1952; ныне в галерее Тейт), «Взлетающая птица» (1955; установлена перед зданием Научно-технического центра Дженерал Моторс в Детройте), конструкции под названиями «Развивающаяся поверхность», «Развивающаяся колонна», «Проекция в пространстве», «Динамическая конструкция» (1930–1950-е).

В 1945 пожертвовал картины для продажи с аукциона в пользу советских военнопленных и депортированных. В 1946 на собрании русских художников в гал. Bucher выступил с докладом о творчестве В. В. Кандинского.

В послевоенные годы получил признание как теоретик и практик конструктивизма. В 1946 вошел в комитет салона Новых реальностей, в 1953 стал вице-президентом салона, в 1956 – почетным президентом. Кавалер ордена Почетного легиона (1961).

Персональные выставки состоялись в Париже (1947, галерея R. Drouin; 1957, Национальный музей современного искусства), Нью-Йорке (1948, Музей современного искусства; совм. с Габо) и Цюрихе (1949; совм. с М. Биллом и Ж. Вантонгерлу). Участвовал в выставках «Art Concrete» (Париж, 1945), «Шедевры искусства ХХ века» (Париж и Лондон, 1952), «Пионеры современной скульптуры» (Милан, 1954), «Истоки современного искусства» (Амстердам, 1956), в международных выставках в Касселе (1956) и Венеции (1958).

Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа под православным крестом; у могилы установлена его скульптура «Последний полет».

Представлен во многих музеях мира; ранние живописные работы имеются в ГРМ («Абсент», 1922–1923) и ГТГ («Портрет. Карнавал», 1917). В 2003 работы были показаны на выставке «Русский Париж» в ГРМ.

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 13. 1909. Д. 144; Лобанов-Ростовский; Мнухин 2/413; ХРЗ; AI 3/1067, 5/670, 6/864, 7/981, 8/972, 9/677, 10/690, 11/595, 12/711, 13/712–713, 14/771, 16/434, 17/456, 18/537, 19/730, 20/717, 21/721, 25/613, 27/781; Seuphor2.

Сидоров А. А. О новом реализме // Творчество. 1920. № 5/6. С. 32-33.

Тасалов В. Прометей или Орфей: Искусство технического века. М., 1967. С. 160-161, 240–242.

Валериус С. Прогрессивная скульптура ХХ века. М., 1973. С. 294-297.

Стригалев А. А. Искусство конструктивистов: От выставки – к выставке (1914–1932) // Советское искусствознание. Вып. 27. М., 1991. С. 121–155.

Певзнер Алексей. Дорога по обочине… М., 1992.

Д. Коган. Наум Габо (1890–1977) и Антуан Певзнер (1886–1962) – скульпторы-конструктивисты // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Т. 2. Иерусалим, 1993. С. 481-492.

Коваленко Г. «Кошка» А. Певзнера и Н. Габо // Вопросы искусствознания. 1994. № 1. С. 277-284.

Харджиев Н. Н. Статьи об авангарде: Архив русского авангарда / Сост. Р. Дуганов, Ю. Апришкин, А. Сарабьянов: В 2 т. М., 1997. (Указ.).

Русский Париж 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 266-269 (илл.).

Кудрявцева С. В., Лоддер К. Русские конструктивисты в эмиграции: письма Антона Певзнера к Науму Габо. 1920-е годы // Художественная культура русского зарубежья 1917–1939. Сб. статей. М., 2008. С. 78-89.

Duchamp M., Dreier K., Giedion-Welcker C., Le Corbusier, Drouin R. Antoine Pevsner. Paris, 1947.

Olson R., Chanin A. Gabo–Pevsner / Preface by H. Read: [Catalogue]. Museum of Modern Art. New York, 1948.

Massat R. Antoine Pevsner et le Constructivisme / Préface de J. Cassou. Paris, 1956.

Peissi P., Giedion-Welcker C. Antoine Pevsner. Neuchâtel, 1961.

Pevsner A. A Biographical Sketch of My Brothers Naum Gabo and Antoine Pevsner. Amsterdam: Augustin & Schoonman, 1964.

Cassou J. Pevsner au Musée National d’Art Moderne. Les Ecrits de Pevsner. Paris, 1964.

Dorival B. Le dessin dans l’œuvre d’Antoine Pevsner. Paris, 1965.

Pevsner / Actes du colloque international Antoine Pevsner tenu en décembre 1992 sous la direction de Jean-Claude Marcadé. Villeurbanne, 1995.

Библиотека
сайта:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Julia&Keld за предоставленную фотографию.

Дата ввода:

04.02.2012