ГАБО Наум (собств. Певзнер Наум Абрамович, Неемия Беркович)
Gabo (né Pevser) N.
5 августа 1890 (Брянск) – 23 августа 1977 (Уотербери, Коннектикут, США). Скульптор и график, теоретик конструктивизма.
Из состоятельной еврейской семьи, сын инженера. Младший брат Антона Певзнера. В юности участвовал в деятельности политических кружков; в 1907 был арестован, но ввиду малолетства вскоре освобожден под поручительство отца. Окончив в 1910 гимназию в Курске, поехал в Берлин, затем в Мюнхен. Изучал медицину и естественные науки в университете; с 1912 учился в Инженерно-политехнической школе. Слушал лекции Г. Вёльфлина по истории искусства, начал заниматься живописью и скульптурой. В 1913 путешествовал по Италии, знакомился с искусством старых мастеров. В 1913 и 1914 навещал в Париже брата Антона, сблизился с кубистами и окончательно решил посвятить себя искусству.
Начало Первой мировой войны застало его за границей. Некоторое время жил со старшим братом Алексеем в Копенгагене, затем переехал в Христианию (ныне Осло). В 1916 к нему присоединился Антон. В этот период начал создавать первые конструктивистские скульптуры, подписывая их псевдонимом Габо.
В марте 1917 вместе с Антоном вернулся в Россию и снял студию в Москве. После революции выступал на семинарах и диспутах по проблемам современного искусства, неофициально проводил занятия со студентами в ВХУТЕМАСа, был соредактором газеты «ИЗО», выпускавшейся отделом ИЗО Наркомпроса. В 1919–1922 сделал эскизы образцов монументальной утилитарной пластики, в частности проект радиовышки в Серпухове. 15 августа 1920 вместе с А. Певзнером и Г. Клуцисом провел однодневную выставку в открытом музыкальном павильоне на Тверском бульваре и опубликовал в виде плаката (совместно с Певзнером) «Реалистический манифест» – один из первых манифестов конструктивизма, призывавших художников «не пассивно отображать, а, отрешившись от прошлого, активно перестраивать жизнь».
В конце 1922 обосновался в Берлине, куда выехал при содействии А. В. Луначарского для участия в 1-й Русской художественной выставке в галерее Van Diemen. Познакомился с В. В. Кандинским, П. Клее, В. Гропиусом; вошел в авангардистское объединение «Ноябрьская группа» (с 1925 – член правления); примкнул к движению «Стиль», возглавляемому Т. Ван Дусбургом и П. Мондрианом. Выступал с докладами, участвовал в авангардистских выставках в Германии и Голландии.
В дальнейшем создавал беспредметные скульптуры, применяя широкий спектр конструктивно-технологических приемов и разнородные материалы (алюминий, сталь, гранит, фосфоритная бронза, позолота, картон, зеркало, плексиглас, металлические пружины, проволока, акрил и нейлон). Конструировал прозрачные и полупрозрачные формы, объекты с отверстиями, нишами и разрывами, объемные композиции, образованные множеством натянутых нитей, кинетические конструкции.
Исполнил проекты монументов для аэропорта (1925), для Института физики и математики в Берлине (1925), проект праздничного оформления Бранденбургских ворот (1929). В 1924 провел с братом выставку «Русские конструктивисты: Габо, Певзнер» в парижской галерее Percier (до этого прочитал доклад о конструктивизме на собрании группы «Через»), в 1926 – вместе с Певзнером и Ван Дусбургом – выставку в галерее Little Revue в Нью-Йорке. В 1925 и 1926 выставлялся в салоне Независимых. В 1930 провел первую персональную выставку под названием «Конструктивная пластика» в Ганновере.
В 1926–1927 совместно с братом оформил для Русского балета С. П. Дягилева постановку «Кошечка» А. Соге с использованием жести, зеркал и упрощенной геометрической конструкции сцены. В 1931 участвовал в советском правительственном конкурсе проектов Дворца Советов.
В 1932–1935 жил в Париже, стал одним из организаторов авангардистского объединения «Abstraction–Crеation». В 1935 поселился в Лондоне. В 1936 женился на англичанке Мириам Израэльс; в 1941 у них родилась дочь Нина-Серафима.
В 1936 выставлялся в Arts Club в Чикаго (совм. с А. Певзнером), галерее Lefevre в Лондоне (выставка «Абстрактное и конкретное»), Wadsworth Atheneum в Хартфорде, шт. Коннектикут (совм. с Певзнером, Мондрианом и Домела). В 1938 провел персональную выставку в London Gallery и впервые побывал в США в связи с устройством персональных выставок в Хартфорде и в галерее J. Levy в Нью-Йорке. В 1937 вместе с Б. Никольсоном и Л. Мартином издавал журнал «Circle: International Survеy of Con-structive Art», в котором опубликовал ряд теоретических статей («Конструктивная идея искусства», «Скульптура: резьба и конструирование в пространстве» и др.). В 1944 стал членом Союза исследователей дизайна (Design Research Unit). Разрабатывал дизайн автомобилей «Jowett».
С 1946 жил в США; принял американское гражданство (1952). В 1948 его выставка состоялась в нью-йоркском Музее современного искусства (совм. с Певзнером), в 1951 – в Массачусетском технологическом институте, в 1952 – в Arts Club в Чикаго (совм. с Дж. Альберсом), в 1953 – в нью-йоркской галерее P. Matisse и в Wardsworth Atheneum в Хартфорде (совм. с А. Кальдером). В 1953–1954 состоял профессором Архитектурной школы Гарвардского университета.
В 1950–1960-е получил международное признание. Исполнил ряд престижных заказов: конструкцию для Музея искусств в Балтиморе (1950–1951), барельеф для Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке (1956), скульптуру для здания «Bijenkorf» в Роттердаме (1956–1957), фонтан перед зданием больницы св. Томаса в Лондоне (1970), скульптуру для Национальной галереи Берлина (1973). Получил 2-й приз международного конкурса за проект «Монумента неизвестному политзаключенному» (Лондон, 1953), премию Фонда Гуггенхейма (1954), медаль Художественного института Чикаго (1954), награды нескольких американских университетов (1960-е). Был избран членом Американской академии искусств и словесности (1965), почетным доктором Королевского колледжа искусств в Лондоне (1967), почетным рыцарем Ордена Британской империи (1971).
В 1960–1970-е обращался к живописи и ксилографии. Читал лекции на архитектурных факультетах. В 1962 приезжал в Москву и Ленинград, встречался с братьями Алексеем, Еремеем и Марком. В 1965–1966 передвижная ретроспективная выставка прошла по маршруту: Амстердам (Stedelijk Museum) – Мангейм (Kunsthalle) – Дуйсбург (W. Lehmbruck Museum) – Цюрих (Kunsthaus) – Стокгольм (Moderna Museet) – Лондон (Tate Gallery); в 1970–1972 – по маршруту: Копенгаген (Louisiana) – Осло (Nasjonal Galeriet) – Берлин (Nationalgalerie) – Ганновер (Kunstverein) – Гренобль (Musée de Peintu-re et de Sculpture) – Париж (Musée National d’Art Moderne) – Лиссабон (Foundation Gulbenkian). В 1972 его работы экспонировались в Париже на выставке «Дягилев и его русские балеты».
Представлен в крупнейших музеях современного искусства. По желании семьи архив художника был частями передан на хранение в Галерею Тейт (Лондон), Йельский университет (США) и Берлинскую галерею (Берлин).
Библиография: |
* Лобанов-Ростовский; РЗФ; ХРЗ; AI 3/549, 4/468, 5/343, 7/498, 8/496, 9/340, 10/351, 11/307, 12/368, 13/361–362, 14/390, 15/397, 16/220, 17/229, 18/271, 19/373, 20/364, 21/367, 22/297; Cummings; Naylor. Русское искусство. 1923. № 1. С. 64–65 (ил.). Тасалов В. Прометей, или Орфей. Искусство технического века. М., 1967. С. 160–161, 240–241. Валериус С. Прогрессивная скульптура ХХ века. М., 1973. С. 294, 296, 298, 307, 309. В гостях у Наума Габо: Интервью // Америка. 1976. № 241. С. 16–19. Русская мысль. 1984. 22 ноября (№ 3544). Дукач Д. «Чтоб не угасло в человеке пламя жизни...»: К открытию выставки Наума Габо // Русская мысль. 1986. 10 янв. (№ 3603). С. 11. Мейлах М. Лондонская выставка Наума Габо // Русская мысль. 1990. 5 окт. (№ 3848). С. 15. Стригалев А. А. Искусство конструктивизма: От выставки к выставке (1914–1932) // Советское искусствознание. Вып. 27. М., 1991. С. 138–139. Певзнер А. Дорога по обочине… М., 1992. Д. Коган. Наум Габо (1890–1977) и Антуан Певзнер (1886–1962) – скульпторы-конструктивисты // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Т. 2. Иерусалим, 1993. С. 481-492. Коваленко Г. «Кошка» А. Певзнера и Н. Габо // Вопросы искусствознания. 1994. № 1. С. 277–284. Харджиев Н. Н. Статьи об авангарде: Архив русского авангарда. В 2-х тт. М., 1997. Кудрявцева С. В., Лоддер К. Русские конструктивисты в эмиграции: письма Антона Певзнера к Науму Габо. 1920-е годы // Художественная культура русского зарубежья 1917–1939. Сб. статей. М., 2008. С. 78-89. Американские художники из Российской империи: Альманах. Вып. 208. СПб., 2008. С. 269. Сидлина Н. З. Наум Габо. М., 2011. Gabo-Pevsner / Text by H. Read: [Catalogue]. Museum of Modern Art. New York, 1948. Olson R., Chanin A. Gabo, Pevsner. New York, 1948. Read H., Martin L. Gabo. London, 1957. Pevsner A. A Biographical Sketch of my Brothers Naum Gabo and Antoine Pevsner. Amsterdam: Augustin & Schoonman, 1964. Naum Gabo: Constructions, Paintings, Drawings at the Tate Gallery: [Catalogue]. London: The Arts Council of Great Britain, 1966. Newman. Naum Gabo, the Constructive Process. London: Tate Gallery Publications, 1976. Naum Gabo: Sixty Years of Constructivism / Ed. by Steven A. Nash and Jörn Merkert; including Catalogue Raisonné of the Constructions and Sculptures. Münich: Prestel–Verlag; New York: Neues Pub. Co., 1985. Forge A. An Appreciation of Naum Gabo / With foreword by Sir Norman Reid. Biddenden, England: Florin Press, 1985. Naum Gabo, ein russischer Konstruktivist in Berlin, 1922–1932: Skulpturen, Zeichnungen und Architekturent-würfe, Dokumente und Archive aus der Sammlung der Berlinischen Galerie / Herausgegeben von Jörn Merkert. Berlin: Die Galerie, 1989. Constructing Modernity, the Art and Career of Naum Gabo, Hammer & Lodder, Yale University Press, New Haven & London, 2000. Naum Gabo and Colour. Annely Juda Fine Art, London, 2004. Naum Gabo Monoprints. Alan Cristea Gallery, London, 2006. Сочинения: Of divers arts. New York: Pantheon Books, [1962]; Princeton; New York: Princeton University Press, 1971. Circle: International Survey of Constructive Art / Ed. by J. L. Martin, Ben Nicholson and N. Gabo. New York: Praeger Publishers, [1971]. A Retrospective View of Constructive Art, by Naum Gabo // Three Lectures on Modern Art. Port Washington; New York: Kennikat Press, 1971. |
Библиотека сайта: |
|
Архивы: | |
Сайты: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
22.03.2012 |