КОЛЕСНИКОВ Степан Федорович

Kolesnikoff S.

С. Ф. Колесников

11/23 июля 1879 (с. Адрианополь Славяно-Сербского уезда Екатеринославской губ., ныне Луганская обл.) – 27 мая 1955 (Белград). Живописец.

Из крестьян, отец (художник-самоучка) – русский, мать – сербка, брат живописца Ивана Колесникова (1887–1929). Вырос в усадьбе близ Одессы. Первые уроки живописи получил у мастеров-иконописцев. В 1897–1903 учился в Одесском художественном училище у К. К. Костанди и Г. А. Ладыженского. В училище подружился в И. И. Бродским, М. Мартыщенко (Грековым) и Д. Д. Бурлюком. В 1899 женился на И. Ф. Попандопуло – дочери греческого помещика, в 1901 родилась дочь Люба. В 1903 поступил в ИАХ, учился у И. Е. Репина, А. А. Киселева, В. Е. Маковского, А. И. Куинджи. В годы учебы получал стипендию Славяно-Сербского земства. В 1909 получил звание художника-живописца первого класса и заграничное пенсионерство за конкурсную картину «В старой усадьбе». В 1909–1911 в качестве пенсионера ИАХ работал в Германии, Франции и Бельгии, побывал на Капри, где познакомился с М. Горьким. Участник международных выставок в Мюнхене (1909; Большая золотая медаль 1-го класса за картину «Весна»), Лондоне (1910), Риме (1911), Венеции (1910, 1914). В 1914 получил звание академика.

Писал пейзажи южнорусской степи с фигурами людей и лошадей, тающим снегом, половодьем, весенней распутицей, полями распаханного чернозема. Работал в Бессарабии, в Подольских Карпатах, выезжал в Болгарию и Сербию. В 1913 совершил путешествие на верблюдах по Туркестану и Китаю. Картины, написанные под впечатлением Востока, выставлялись в С.-Петербурге и Москве (1913, 1914) и репродуцировались в журналах «Нива» и «Огонек».

До 1918 участвовал в Весенних выставках в залах ИАХ, выставках ТПХВ (1916, 1917), ТЮРХ (1918), Общины художников (с 1910), Общества им. А. И. Куинджи (с 1917), в передвижном «Салоне» В. А. Издебского (1909/1910). Провел персональные выставки в С.-Петербурге (залы ОПХ, 1912), Ростове-на-Дону (1913), Москве (1919). Неоднократно получал премии ОПХ и конкурса им. А. И. Куинджи. В годы Первой мировой войны исполнил картины на военную тему, которые экспонировались на благотворительной выставке «Артист – солдату» (Пг., 1916) и репродуцировались в журнале «Летопись войны».

В 1919 по Военно-Грузинской дороге из Кисловодска, через Турцию, эмигрировал сначала в Грецию, а затем в Королевство СХС. Жил в Белграде (с 1920) в небольшом доме недалеко от центра города (ул. Князя Павла, 81). Работал учителем рисования в Русско-сербской гимназии (1920–1924) и сценографом в Народном театре (1921–1926). Выполнил роспись плафона «Богиня Талия на Квадриге» в главном зале Народного театра (1922, 80 кв. м), росписи интерьеров гостиницы «Палас» (1923, 17 панно), Адриатическо-Придунайского банка (1925, 8 панно), городской больницы (1927). Писал пейзажи (русские традиционные мотивы с церквами, сербские пейзажи, зарисовки балканской природы), натюрморты и портреты. Автор картины «Тайная вечеря» (нач. 1920-х) для церкви в Летнаваце (арх. В. М. Андросов). В 1930-е применял особую технику живописи, используя эффект тонированной бумаги, тонко передавал сгущавшиеся сумерки и лунный свет, смешивал гуашь и темперу с пастелью. По оценке исследователя Сони Маричевич создал около 6000 картин.

Провел персональные выставки в Белграде (январь 1922, ноябрь 1925), Праге (1926) и Париже (галерея G. Petit, 1927). Участник Большой выставки русского искусства (1930) и групповых русских выставок (август 1942 и декабрь 1943) в Белграде, ретроспективной выставки русской живописи в Праге (1935).

Последние двенадцать лет тяжело болел (болезнь Паркинсона). Похоронен на Новом кладбище в Белграде, недалеко от Иверской часовни. Представлен в частных собраниях, ГРМ, ГТГ, областных музеях России и Украины.

Библиография:

* РГАЛИ Ф. 1951 (С. Ф. Колесников); РГИА Ф. 789. Оп. 12. 1903. Д. И-49; Арсењев; СХУ; ТЮРХ 240-241; ХРЗ.

Брешко-Брешковский Н. Н. Первые из лучших // Биржевые ведомости. 1912. 16 авг.

Ясинский Иер. Выставка С. Ф. Колесникова // Биржевые ведомости. 1912. 6 ноября.

Р. Выставка картин Степана Колесникова // С.-Петерб. газета. 1912. 6 ноября.

Ростиславов А. Любимец Академии // Речь. 1912. 9 ноября.

В Китай на этюды // Биржевые ведомости. 1913. 11 апр.

„Одиссея” Степана Колесникова // Биржевые ведомости. 1913. 28 июня.

Брешко-Брешковский Н. Н. На весенней выставке // Биржевые ведомости. 1915. 2 февр.

[Некролог] // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1955. 5 июня (№ 15744).

Бучкин П. Д. О том, что в памяти: Записки художника. Л., 1963. (Указ.).

Новое о Репине: Статьи и письма художника. Воспоминания учеников и друзей. Публикации / Сост. И. А. Бродский и В. Н. Москвинов. Л., 1969. (Указ.).

Данилевич Н. «Немузейные» художники // Мир музея. 1995. № 2 (142). С. 20-21.

Маричевич С. Творчество С. Ф. Колесникова в контексте художественной культуры русской эмиграции в Югославии в период между двумя мировыми войнами: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2008.

Косик В. И. Русские краски на балканской палитре: Художественное творчество русских на Балканах (конец ХIХ – начало ХХI века). М., 2010. С. 46–52.

Маричевич С. Степан Колесников: «Мечтаю вернуться в Россию…» // Антикварное обозрение. 2011. № 2. С. 26-31.

Варварецький Ю. Спiвець Украïни // Образотворче мистецтво. 1971. № 1 (Укр. яз.).

Likovna enciklopedija Jugoslavije. Т. 2. Zagreb, 1987. S. 74-75.

Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

26.10.2011