РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ВЫСТАВКА РУССКОЙ ЖИВОПИСИ XVIII–XX ВВ. Прага, дворец Клам-Галласов, 9 марта – конец мая 1935 г.
Retrospektivnа výstavа Ruského malířství XVIII–XX Stol. Praha, 1935.
А. Н. Авксентьева, И. К. Айвазовский, В. Н. Андрусов, Н. И. Аргунов, А. П. Архипенко, А. Е. Архипов, В. С. Барт, А. К. Беггров, В. К. Беклемишев, А. А. Бенуа, А. Н., Бенуа, Н. А. Бенуа, Е. Г. Берман, О. М. Бернацкая-Савич, И. Я. Билибин, Н. П. Богданов-Бельский, В. Л. Боровиковский, О. Э. Браз, К. П. Брюллов, Ф. О. Будкин, Д. Д. Бурлюк, Д. Д. Бушен, В. М. Васнецов, А. Г. Венецианов, В. В. Верещагин, К. А. Вещилов, Е. Е. Волков, П. А. Волконский, С. Ворошилов, М. А. Врубель, Н. Н. Ге, Ф. О. Гозиасон, А. С. Головин, Н. С. Гончарова, Б. Д. Григорьев, П. Гримм, А. В. Грищенко, А. М. Гюрджан, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, М. В. Добужинский, Н. Н. Дубовской, А. Е. Егоров, И. И. Ендогуров, Л. В. Зак, Н. В. Зарецкий, А. А. Иванов, Н. А. Исаев, Н. И. Исцеленов, Е. Н. Калабин, М. Л. Кац (Мане-Кац), О. А. Кипренский, А. А. Киселев, Е. А. Киселева-Билимович, Ю. Ю. Клевер, М. К. Клодт, С. Ф. Колесников, Г. П. Кондратенко, Б. Констан, К. А. Коровин, И. Н. Крамской, П. Кремень, М. Р. Кривицкая, Г. И. Круг, К. Я. Крыжицкий, А. И. Куинджи, Л. Ф. Лагорио, М. А. Лагорио-Исцеленова, В. Н. Ландшевская, Е. Е. Лансере, А. М. Ланской, М. Ф. Ларионов, К. В. Лебедев, И. И. Левитан, Д. Г. Левицкий, С. М. Лиссим, Т. Д.Логинова, А. М. Лошаков, Н. В. Макеев, В. Е. Маковский, К. Е. Маковский, В. М. Максимов, Ф. А. Малявин, И. П. Мартос, А. И. Мещерский, Е. К. Миллер, Н. Д. Миллиоти, Г. А. Мусатов, М. В. Нестеров, С. Г. Никифоров, П. А. Нилус, А. К. Орлов, И. С. Остроухов, В. Г. Перов, Р. М. Пикельный, Н. К. Пимоненко, В. Д. Поленов, С. П. Постников, И. П. Похитонов, И. А. Пуни, Е. Р. Рейтерн, Ю. Н. Рейтлингер, И. Е. Репин, Н. К. Рерих, С. В. Ровинский, Ф. С. Рокотов, И. Н. Рыбак, А. К. Саврасов, Н. С. Самокиш, О. Сахарова, Н. Е. Сверчков, С. И. Седрак, А. Б. Серебряков, З. Е. Серебрякова, В. А. Серов, М. И. Смирская, Л. Р. Сологуб, К. А. Сомов, Д. С. Стеллецкий, А. С. Степанов, С. Ю. Судейкин, С. Н. Судьбинин, В. И. Суриков, Ф. В. Сычков, Л. Сюрваж, К. А. Терешкович, О. И. Тимашевский, В. А. Тропинин, Л. А. Успенский, А. А. Фазини, П. А. Федотов, С. Фера, Н. А. Фешин, О. А. Цадкин, Ю. Ю. Черкесов, Н. Г. Чернецов, М. З. Шагал, Б. Ф. Шаляпин, О. А. Шарлемань, С. И. Шаршун, В. М. Шатцман, Г. И. Шилтян Е. Н. Ширяев, И. И. Шишкин, П. Д. Шмаров, В. И. Шухаев, С. Ф. Щедрин, А. В. Щекатихина-Потоцкая, А. А. Экстер, Е. Эттинген (Анжибу), К. Ф. Юон, А. Е. Яковлев, Г. В. Якулов, Н. А. Ярошенко.
Одна из самых крупных художественных выставок, состоявшихся в Праге. Была организована Николаем Львовичем Окуневым (1885–1949) – историком древнерусского, русского, византийского, средневекового сербского искусства и архитектуры. Выставке предшествовала начатая им в 1932 систематическая работа по сбору материала о русских художниках, проживающих за рубежом. Эта инициатива развивалась в рамках деятельности Славянского института в Праге, где ученым был организован Архив и галерея славянского искусства. Им были подготовлены и разосланы анкеты, на основании которых сформировалась картотека, включающая как биографические сведения, так и каталоги выставок, фотографии картин, отзывы в печати, информации о собраниях.
К 1933 было зарегистрировано 468 русских художников, 51 скульпторов и 35 архитекторов, проживающих в Европе, а также в США, Китае, Аргентине, Бразилии, Персии, Египте, Сирии и других странах. Активное общение с ними положило начало созданию коллекции. Появились планы выставить на обозрение публики имеющиеся в Славянском институте, а также и в иных собраниях образцы русской живописи и скульптуры, и открыть выставку весной 1934, приурочив ее к Съезду славянских городов. Цифра «I» в подзаголовке – «Выставка славянского искусства I» – была связана с тем, что эта экспозиция должна была открыть собой большую культурную программу – серию выставок славянского искусства. Позднее сроки проведения съезда и выставки отодвинулись на весну 1935.
Для размещения выставки был выбран дворец Клам-Галласов, построенный в XIV в. и декорированный в стиле барокко, который городские власти планировали выкупить у владельца для организации в нем Музея столицы. Славянский институт заключил договор о бесплатной аренде залов дворца с 1 января по 30 марта 1935, а Городской совет Праги взял готовящуюся экспозицию под свою защиту.
Для выставки было собрано свыше 450 произведений, показывающих историю развития русского искусства достаточно полно. Экспозиция делилась на две части. На первом этаже в исторической последовательности размещались картины XVIII в. из коллекции Разумовских и реалистическая живопись XIX в. из пражских и парижских собраний. Современное искусство занимало второй этаж дворца. Произведения Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, И. К. Айвазовского, П. А. Федотова, И. Н. Крамского, В. В. Верещагина, И. Е. Репина, В. Д. Поленова, И. И. Левитана, В. И. Сурикова, В. А. Серова и др. позволили показать преемственность в развитии искусства. Во вступительной статье к каталогу Н. Л. Окунев рассказал о процессе формирования художественных стилей и направлений, описал группировки, дал характеристику отдельным их представителям. Количество картин некоторых мастеров позволяло даже, если не обрисовать в целом их творчество, то выделить главные его темы. Так, например, на выставке было свыше 20 произведений И. Е. Репина, 22 – И. П. Похитонова, 7 – В. Е. Маковского, 6 – К. А. Коровина, 6 – М. В. Нестерова и т.д. Искусство рубежа XIX–XX вв. было представлено еще более богато, оно подразделялось Окуневым на три группы: а) академическую, б) эстетическую («Мир искусства»), в) левое крыло: кубизм, абстракционизм, неоклассицизм. Плакат выставки безвозмездно исполнила Н. С. Гончарова.
На торжественном открытии в субботу 9 марта 1935 присутствовало свыше 300 человек. Первым выступил профессор М. Мурко, рассказавший об организации Архива славянского искусства, а также Архива славянской музыки при Славянском институте в Праге. Он в нескольких словах охарактеризовал и ту большую программу, в рамках которой планировалось подготавливать новые выставки, создать галерею славянского искусства, чтобы «путешественники с европейского Запада и из Америки, не говоря о славянах, имели возможность видеть в Праге искусство славянских народов». После этой речи выставку открыл мэр города, доктор юридических наук К. Бакса. Экскурсию по экспозиции провел Н. Л. Окунев. На открытии присутствовали специально приехавшие в Прагу из Парижа А. Н. Бенуа и О. А. Цадкин. Первый из них 24 апреля прочитал в Славянском институте лекцию на тему: «Художественное общество “Мир искусства”», второй выступил там 29 апреля с лекцией «О формах в современной скульптуре».
Первоначально выставку планировали закрыть в конце апреля, но, в связи с большим интересом к ней, показ коллекции продлился до конца мая. Экспозицию посетило более 6 000 человек.
Продолжить дело, начатое Н. Л. Окуневым не удалось по причинам политического характера, в силу чего выставка 1935 года в Праге осталась единственной в своем роде. Но благодаря деятельности Окунева Национальная галерея Праги, Галерея изобразительного искусства в г. Находе и другие музеи Чехии имеют ценные собрания русского искусства. Созданную Окуневым базу данных использовал в своей работе его продолжатель Владимир Фиала. В настоящее время в Праге имеется большая частная коллекция В. Ларионова, который целенаправленно приобретает произведения, бывшие на выставки 1935 года.
Библиография: |
* Архив Академии наук Чешской Республики. F. SLÚ. Katalog retrospektivní výstavy ruského malířství XVIII.–XX. stol. Slovanský ústav v Praze. Praha, 1935. [Составитель Н. Л. Окунев]. Янчаркова Ю. Коллекция профессора Окунева. Как в межвоенной Праге сохраняли русскую живопись // Родина. 2006. № 4. С. 93–95. Янчаркова Ю. Н. Л. Окунев, Архив и галерея славянского искусства // Российские ученые-гуманитарии в межвоенной Чехословакии: Сборник статей. М., 2008. С. 140–147. Янчаркова Ю. Н. Л. Окунев (1885–1949). Опыт создания коллекции и архива // Архивы и историческая наука. Материалы международной межвузовской студенческой конференции 23 апреля 2008 г. СПб., 2009. С. 144–149. Míšková А. Slovanský ústav v ČSAV v letech 1952–63 (od reorganizace k likvidaci) // Slavia. 62. 2. Praha, 1993. S. 157–174. Běloševská L. Slovanský ústav a ruská emigrace // Slovanský ústav v Praze. 70 let činnosti. Praha, 2000. S. 85–88. Jančárková J. Nikolaj Okunev und die «Erste historische Ausstellung russischer Malerei und Plastik (18.–20. Jh.)» // Die russische Diaspora in Europa im 20. Jahrhundert: Religiöses und kulturelles Leben, Russian Culture in Europe 4, Frankfurt am Main, 2008 (ed. A. Davids, F. Poljakov). S. 215–234. |
Библиотека сайта: |
|
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Благодарности: |
Олегу Покорны (Мюнхен) за разрешение публикации на сайте каталога выставки со статьей Н. Л. Окунева. |
Дата ввода: |
24.04.2012 |