МИЛЛИОТИ (Милиоти) Николай Дмитриевич

Milliotti N.

Н. Д. Милиоти.

16 января 1874 (Москва) – 26 декабря 1962 (Париж). Живописец.

Из семьи с греческими корнями. Был связан родством со знаменитыми московскими фамилиями – Морозовыми, Алексеевыми и Коршами. Старший брат живописца Василия Миллиоти (1875–1943). Вырос в Москве, лето проводил с братьями в подмосковном имении князя Голицына Кузьминки. Окончил 3-ю классическую гимназию. В 1894–1900 занимался в МУЖВЗ у А. Е. Архипова, Л. О. Пастернака и В. А. Серова, посещал частную студию К. А. Коровина. В 1898 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Закончил образование в Париже в университете Сорбонна. Недолго занимался в академии Р. Жюльена у Ж.-П. Лорана, Б. Констана и М. Уистлера.

В 1900-е писал символические картины, картины-«сновидения», стилизованные «галантные» сцены: «Ангел Печали», «Звон», «Волшебная роза», «Печальные птицы», «Пастораль», «Les Galants», «Шум моря». Сотрудничал в журнале «Золотое руно» и участвовал в выставках, устраивавшихся редакцией. В апреле 1907 был одним из организаторов выставки «Голубая роза» в Москве. Участвовал в выставках: СРХ (1905–1907; член союза в 1904–1910), Нового общества художников (СПб., 1905), «Мир искусства» (СПб., 1906), «Венок» (СПб., 1908), «Салон» С. К. Маковского (СПб., 1909), Выставке русского искусства в Осеннем салоне в Париже (1906; был избран членом Осеннего салона), 1-й выставке современных русских художников в Вене (1908) и др. В 1907 провел персональную выставку в Обществе свободного искусства в Брюсселе. В 1910 получил Почетную медаль на Международной выставке в Брюсселе. В том же году вышел из СРХ вместе с группой А. Н. Бенуа и стал одним из учредителей объединения «Мир искусства». Участвовал в выставках объединения (1911, 1912), входил в его комитет (1912–1916).

В 1914–1917 был мобилизован в чине прапорщика артиллерии, воевал в Карпатах в качестве адъютанта генерала Радко Дмитриева; был дважды контужен, награжден золотым оружием. В июне 1917 по ходатайству видных московских деятелей культуры был в числе 23 художников освобожден от воинской повинности и демобилизован. В 1918 выехал в Ялту. Работал председателем Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма, в которую входили С. К. Маковский, И. Я. Билибин, М. А. Волошин, Д. В. Айналов, С. Елпатьевский и др. Участвовал в выставке «Искусство в Крыму» (октябрь 1918) и провел персональную выставку (1920).

В 1920 находился в Крыму, откуда вместе с Ю. Л. Сазоновой-Слонимской эмигрировал в Константинополь. В Москве остались жена Е. Д. Благая и двое сыновей Юрий и Павел. После Константинополя недолго жил в Софии. В 1921–1922 работал в Берлине, в ноябре 1921 стал одним из учредителей Дома искусств. В 1923 поселился в Париже. Его мастерскую на площади Сорбонны, 3-бис, посещали Поль Валери, Райнер Мария Рильке, Андре Моруа. Совместно с Н. С. Гончаровой оформил в театре Vieux-Colombier спектакль марионеток «Театр деревянных комедиантов» (постановка Ю. Л. Сазоновой-Слонимской и М. Ф. Ларионова, музыка Н. Н. Черепнина, 1924). Создал декорации и костюмы к спектаклю «Принцесса Карем» Лессажа (1925). В 1925 побывал в Америке. Путешествовал по Италии, Испании, Голландии и Германии. В 1929–1930 преподавал в Русской академии Т. Л. Сухотиной-Толстой, затем давал частные уроки (его учениками были Л. Успенский, Г. Круг). В 1931 стал членом правления Союза деятелей русского искусства во Франции, с 1933 – член секции художников, созданной при союзе.

Участвовал в парижских выставках группы «Мир искусства» (Осенний сало, 1921; Bernheim-Jeune, 1927; V. Girchman, январь 1930), 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922), выставках русских художников в Бирмингеме (1928), Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Париже (Devambez, 1921; V. Girchman, июль 1929; Quatre-Chemins, 1928; d’Alignan, 1931, и La Renaissance, 1932), Лондоне (1935) и Праге (1935). Провел персональные выставки в парижских галереях W. Hirshman (июнь 1929, май 1930, июль 1931) и J. Charpentier (май 1938). В работах этого периода преобладали портреты (А. Н. Бенуа, Н. А. Тэффи, Т. Л. Сухотина-Толстая, Ф. И. Шаляпин). В 1938 французское правительство приобрело его автопортрет. Неоднократно жертвовал свои картины для благотворительных лотерей в пользу Комитета помощи русским писателям и ученым, Московского землячества, Союза бывших деятелей русского судебного ведомства и др.

В 1940–1942 нашел убежище в Биаррице; выполнил серию рисунков «Разрушения и бедствия войны» и участвовал в групповых выставках. В 1942 вернулся в Париж. Продолжал много работать, исполнил ряд автопортретов. Последняя персональная выставка состоялась в Биаррице в 1949. Был членом Комитета по организации мемориальной выставки М. Д. Рябушинской (1949) и Комитета по сбору средств на издание биографии К. А. Коровина (1958), членом Общества охранения русских культурных ценностей.

Умер в госпитале Кошен в Париже, похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа. После смерти художника почитательница его таланта Л. Панаева отправила его картины в Москву. С 1986 работы экспонируются на выставках в Москве и Петербурге. Представлен в ГРМ, ГТГ, музеях Парижа, Белграда, Софии, Праги и Мальмё. Архив художника хранится у его внучки Е. Миллиоти в Москве.

Библиография:

* РЗФ; ХРЗ; Bénézit-1 6/134; Vollmer 3/394.

Тароватый Н. На выставке «Мир искусства» // Золотое руно. 1906. № 3. С. 125. Сюннерберг К. Выставка «Мир искусства» // Весы. 1906. № 3/4. С. 69.

Памяти Н. Н. Сапунова: Беседа с Н. Д. Милиоти // Голос Москвы. 1912. 17 июня.

Наши художники // День. 1915. 14 июля.

Мастера «Голубой розы»: Каталог выставки / Вступ. ст. В. Мидлера. М., 1925.

Л. Е. Н. Д. Миллиоти // Россия (Париж). 1930. № 3.

Анкета о живописи // Числа. 1931. Кн. 5. С. 291–292.

Бенуа А. Н. Выставка Миллиоти // Последние новости (Париж). 1938. 12 мая (№ 6255).

В. Ф. Зеелер. Выставка Н. Д. Миллиоти // Иллюстрированная Россия. 1938. 4 июня.

Кожевникова О. Кончина художника Н. Д. Миллиоти // Русские новости (Париж). 1963. 4 янв.

Символизм в России. ГРМ: Каталог выставки / Вступ. ст. В. Круглова, Е. Петиновой и Е. Карповой. СПб., 1996.

Берберова Н. Курсив мой: Автобиография. М., 1996. С. 724 (указ.).

Поплавский Б. Неизданное: Дневники. Статьи. Стихи. Письма. М., 1996.

Миллиоти Е. Дедушкин Париж // Мир музея. 2002. № 3. С. 57–63.

Триббл К.О. Благотворительная деятельность Ирины Павловны Палей в эмиграции // Династия Романовых: традиции благотворительности и меценатства: Международная научная конференция: Тезисы докладов. Москва, 4–6 июня 2013 г. М., 2013. С. 166–169.

Неизвестная Россия. Русское искусство первой половины ХХ века. Шедевры коллекции Татьяны и Георгия Хаценковых / текст К. Муратовой. Милан, 2015. С. 215, 217.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

11.08.2012