КОРОВИН Константин Алексеевич

Korovine C.

К. А. Коровин. Фото 1921.

23 ноября / 5 декабря 1861 (Москва) – 11 сентября 1939 (Париж). Живописец, художник театра, литератор и педагог.

Из семьи московских купцов-староверов. Дед по отцовской линии был владельцем ямщицкого извоза, дед по материнской – крупным чаеторговцем. Родители увлекались живописью и музыкой. Брат Сергей (1858–1908) – известный живописец и педагог. Постоянными гостями дома были художники И. М. Прянишников и Л. Л. Каменев.

В 1875 поступил на архитектурное отделение МУЖВЗ; в 1876 перешел на живописное отделение, учился у Е. С. Сорокина, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, с 1882 – у В. Д. Поленова. Соучениками и друзьями были И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. Е. Архипов, Л. О. Пастернак. В 1882 поступил в ИАХ, но через несколько месяцев вернулся в МУЖВЗ. В 1883 получил малую серебряную медаль за живописные этюды и стипендию кн. Долгорукова за рисунки, в 1884 – звание неклассного художника.

В годы учебы писал пейзажи и портреты в традициях передвижников. С конца 1880-х последовательно шел к импрессионизму и выработал собственную манеру с характерным широким мазком и этюдной незавершенностью. В числе лучших картин: «Портрет певицы Т. С. Любатович» (1886, ГРМ), «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1888, ГТГ), «Бумажные фонари» (1895, ГТГ), «Хозяйка» (1896, ГТГ), «Портрет И. А. Морозова» (1903, ГТГ), «Париж. Бульвар Капуцинов» (1906, ГТГ), «Портрет Ф. И. Шаляпина» (1911, ГРМ), «Розы и фиалки» (1912, ГТГ). Участвовал в ученических выставках МУЖВЗ (1878–1886), выставках МОЛХ (1889–1896), МТХ (1898, 1899), ТПХВ (1889, 1891, 1893–1899), журнала «Мир искусства» (1899–1903), 36-ти художников (1901–1903), СРХ (1903–1923; член-учредитель СРХ), выставках русского искусства за границей.

В 1885 познакомился с С. И. Мамонтовым, вошел в его художественно-артистический кружок и увлекся сценографией. В 1885–1900 оформил для Частной оперы Мамонтова постановки «Снегурочка», «Псковитянка» и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (вместе с С. В. Малютиным и М. А. Врубелем), «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Аида» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Фауст» Ш. Гуно и др. С 1900 работал для Императорских театров. В 1903 был назначен художником и библиотекарем московской конторы Императорских театров, в 1910 – главным декоратором и художником-консультантом. Оформил свыше 100 постановок в Москве и С.-Петербурге: оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского (1900), «Демон» А. Г. Рубинштейна (1902), «Алеко» С. В. Рахманинова (1903), «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1904), «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже» и «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (1906–1909), «Гибель богов» Р. Вагнера (1911), балеты «Конек-Горбунок» Ц. Пуни (1903) и «Саламбо» А. Арендса (1910), пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова (1905), «Живой труп» Л. Н. Толстого (1912) и «Макбет» (1914) Шекспира.

В 1896 написал серию декоративных панно для павильона Крайнего Севера на Нижегородской выставке. В 1899–1900 оформил отдел России на Международной выставке в Париже; разработал архитектурный проект павильона кустарной промышленности, написал 30 панно в стилистике модерн на сюжеты из жизни Сибири, Крайнего Севера и Средней Азии (за эту работу получил орден Почетного легиона, две золотые и несколько серебряных медалей).

В 1898 вместе с К. С. Станиславским, А. П. Чеховым, И. И. Левитаном и др. основал Литературно-художественный кружок, призванный «способствовать развитию литературы и изящных искусств». В 1901 по предложению В. А. Серова возглавил жанрово-портретный класс МУЖВЗ и в последующие годы завоевал признание как талантливый педагог. В 1905 по представлению В. Д. Поленова и В. М. Васнецова получил звание академика.

В 1917 входил в Особое совещание по делам искусств, президиум Совета организаций художников Москвы и Коллегию художников театра. В 1918–1922 участвовал в реорганизации МУЖВЗ и Строгановского училища, преподавал в ГСХМ. Продолжал участвовать в московских и петроградских выставках. Провел в Москве две персональные выставки (1921, 1922), участвовал в 1-й Русской художественной выставке в галерее Van Diemen в Берлине (1922).

В начале 1923 при содействии А. В. Луначарского выехал с семьей за границу для лечения сына А. Коровина и поселился в Париже. Работал для театра: оформил балет «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса для гастролей Анны Павловой в Лондоне (театр Ковент-Гарден, 1925), оперы: «Севильский цирюльник» Дж. Россини для гастролей Ф. И. Шаляпина в Англии и США (1926), «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и «Князь Игорь» А. П. Бородина для гастролей Русской частной оперы М. Н. Кузнецовой в Париже (1929–1930), «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова для Литовского театра оперы и балета в Каунасе (1936) и др. В 1920–1930-е писал пейзажи вечернего Парижа и натюрморты, эпизодически обращался к фантазиям на русские темы («Пушкин и Муза», «В Рождественскую ночь», 1938), для заработка создавал лубочные русские пейзажи.

Провел персональные выставки в Берлине (галерея Ц. Николаи, 1923), в Париже (галереи Bernheim, 1925; Кolbert, 1929, «Впечатления Парижа»; K. Granoff, 1932), в Гааге (галерея P. Loujetzky, 1938). Участвовал в выставках русских художников в парижских галереях Bernheim-Juene (1927, группа «Мир искусства»), d’Alignan (1931), Salle Yteb (1932, 1935) и La Renaissance (1932), а также в Нью-Йорке (1924), Брюсселе (1924, 1928), Бирмингеме (1928), Амстердаме (1930), Берлине (1930), Белграде (1930), Праге (1930, 1935).

С 1929 писал рассказы о деревенской жизни, путевые и нравоучительные очерки, воспоминания о деятелях русской культуры. Печатался в журнале «Иллюстрированная Россия», газетах «Возрождение», «Россия и славянство», «Сегодня» (Рига) и др. В 1935 по заказу коллекционера С. Дорожинского написал мемуары «Моя жизнь», в 1939 выпустил книгу о Шаляпине, с которым его связывала многолетняя дружба. Выступал с чтением рассказов и воспоминаний на вечерах Русского студенческого христианского движения (РСХД), Союза русских писателей и журналистов, Объединения русских в Клиши, участвовал в литературно-музыкальных собраниях Союза деятелей русского искусства (1931–1934). Был членом Союза русских художников в Париже и Правления Петроградского землячества в Париже (1932), входил в Центральный Пушкинский комитет в Париже (1935–1937), участвовал в организации выставки «Пушкин и его эпоха» (1937). Многократно жертвовал свои картины в пользу русских писателей и журналистов, адвокатов, музыкантов, нуждающихся студентов, в 1931–1939 ежегодно передавал свои картины для благотворительных лотерей Московского землячества. В феврале 1932 в зале Gaveau в Париже состоялось его чествование в связи с 50-летием творческой деятельности.

Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа. В 1961, в связи со 100-летием со дня его рождения, мемориальные выставки прошли в Москве, Ленинграде и Киеве. В августе 2011 большая выставка состоялась в ГРМ.

Библиография:

* РГАЛИ. Ф. 2789. Оп. 1. 207 ед. хр. (1920–1957); РГИА Ф. 789. Оп. 11. 1882. Д. 157; Балет; Лобанов-Ростовский; Мнухин 1/736; ХРЗ.

Синезубов Н. Выставка картин К. А. Коровина // Дни (Берлин). 1923. 5 июня (№ 179). С. 5.

Мишеев Н. И. К. А. Коровин // Перезвоны (Рига). 1925. № 4. С. 73–76.

Бенуа А. Н. К. Коровин // Последние новости (Париж). 1939. 23 сент. (№ 6753).

Вышеславцев Б. П. Мои дни с Коровиным // Новый журнал (Нью-Йорк). 1955. № 40.

Янчевский Н. Молодые годы Коровина // Возрождение (Париж). 1960. № 97. С. 85–99; № 99. С. 99–108.

Головин А. Я. Встречи и впечатления: Письма. Воспоминания о Головине / Сост. А. Г. Мовшесон, вступ. ст. Ф. Я. Сыркиной. Л.; М., 1960. (Указ.).

Комаровская Н. И. О Константине Коровине. Л., 1961.

Константин Коровин: Жизнь и творчество, письма, документы, воспоминания / Сост. Молева Н. М. М., 1963 (библиогр.).

Коган Д. З. Константин Коровин. М., 1964 (библиогр.).

Гагарина Т. Н. Очерки по истории русского портрета конца XIX–начала XX века. М., 1964. С. 125–147.

Александр Бенуа размышляет...: Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М.: Советский художник, 1968. (Указ.).

Власова Р. И. Константин Коровин. Л., 1969.

М. В. Нестеров: Из писем / Сост. Русакова А. А. Л., 1968. С. 431 (Указ.).

Пожарская М. Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX–начала XX в. М., 1970. (Указ.).

К. А. Коровин. Станковое творчество: Альбом / Сост. М. Ф. Киселев. М., 1971.

Шаляпин Ф. И. / Ред.-сост. Е. А. Грошева: В 3 т.: Т. 1. Лит. наследство. М., 1976; Т. 2. Воспоминания о Ф. И. Шаляпине. М., 1977; Т. 3. Статьи и высказывания. М., 1979.

Молева Н. М. «Жизнь моя – живопись»: К. А. Коровин в Москве. М., 1977.

Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980. С. 257 (Указ.).

Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве / Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков: В 2 т. М., 1982. (Указ.).

Басыров А. Я. Константин Алексеевич Коровин. Л., 1985.

Валентин Серов в переписке, документах и интервью / Сост., авторы вступ. ст. и примеч. И. С. Зильберштейн и В. А. Самков: В 2 т. Л., 1985–1989. (Указ.).

Бенуа А. Н. Мои воспоминания: В 5 кн. [в 2 т.]. 2-е изд. М., 1990. (Указ.).

Григорьев С. Л. Балет Дягилева. 1909–1929. М., 1993. (Указ.).

Терехина В. Н. Коровин К. А. // Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918–1940: Писатели Русского Зарубежья. М., 1997. С. 218–219.

Круглов В. Ф. Коровин. Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1997.

Круглов В. Ф. К. А. Коровин: Альбом. СПб., 2000.

Трофимов А. С. Куприн и Коровин. Воспоминания // Москва. 1999. Вып.4. С. 174-180.

Владимиров Н. В. Север Константина Коровина // Московский журнал. История государства Российского. 2000. Вып.5. С. 60-63.

Киселёв М. Ф. Константин Коровин. Альбом. М.: Белый город, 2001.

Толстой А. Константин Коровин: краски и слова // Пинакотека (Москва). 2006. Вып. 22-23.

Домитеева В. М. Константин Коровин. М., 2007.

Константин Коровин. 1861–1939. К 150-летию со дня рождения / Авт. текста В. Круглов. Альманах. Вып. 308. Государственный русский музей. СПб., 2011.

Сочинения:

Шаляпин: Встречи и совместная жизнь. Париж, 1939; 1980; М., 1993; СПб., 2010.

Краски России: Очерки; Воспоминания; Рассказы. Л., 1986.

Константин Коровин вспоминает... / Сост. И. С. Зильберштейн и В. А. Самков. Л., 1971; М., 1990.

Мой Феб. М., 1990.

«То было давно... там... в России». Воспоминания, рассказы, письма. В 2 т. М., 2010.

Архивы:
Сайты:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Julia&Keld за предоставленную фотографию.

Дата ввода:

13.12.2012