БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ Николай Петрович

Bogdanoff-Belsky N.

Н. П. Богданов-Бельский

8/20 декабря 1868 (дер. Шитики Бельского уезда Смоленской губ.) – 19 февраля 1945 (Берлин). Живописец.

Внебрачный сын батрачки, при крещении был записан Богдановым. Впоследствии присоединил к фамилии название родного уезда. Начальное образование получил в двухклассном училище в селе Шепотово, затем – в селе Татево Тверской губернии, в народной школе, основанной известным педагогом С. А. Рачинским, который первым обратил внимание на его художественные способности и обеспечил средствами для учебы. В 1882–1883 занимался в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре; в 1884 поступил в МУЖВЗ, учился у В. Д. Поленова, В. Е. Маковского и И. М. Прянишникова. В 1889 получил большую серебряную медаль и звание классного художника за картину «Будущий инок». В 1890 совершил поездку в Константинополь и на Афон. В 1894–1895 учился в ИАХ у И. Е. Репина, затем – в Париже, в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси. Работал в Петербурге.

Получил известность как мастер бытового жанра. Лучшие работы посвятил деревенской детворе и школе: «Воскресное чтение» (1895, ГРМ), «Устный счет» (1896, ГТГ), «У дверей школы» (1897, ГРМ), «У больного учителя» (1897, ГТГ), «Сочинение» (1903), «Новички» (1904), «Именины учительницы» (1911). Обращался к публицистическим темам: «Вести с войны» (1905, ГТГ), «Новые хозяева» (1913), «Телеграмма Главнокомандующего» (1916). Исполнял портреты аристократов и знаменитых современников: историка Н. П. Барсукова (1905), педагога С. А. Рачинского (1903), проф. В. И. Сергеевича (1908), Ф. И. Шаляпина (1916), гр. Е. П. Шереметевой (1898), вел. кн. Дмитрия Павловича (1902), императора Николая II (1904–1908), кн. Ф. Ф. Юсупова (1911), вдовствующей императрицы Марии Федоровны, кн. И. И. Воронцовой-Дашковой.

Участвовал в выставках ТПХВ (1890–1918; член ТПХВ с 1895), периодических выставках картин МОЛХ (1893, 1894, 1897), С.-Петербургского общества художников (1894), современных течений в искусстве (СПб., 1907), картин русских художников (М., 1915), благотворительной выставке «Художники – товарищам-воинам» (М., 1914) и Выставке произведений искусств в пользу инвалидов-поляков (Пг., 1916), многих выставках в провинции, а также в международных выставках в Париже (1900) и Риме (1911). Работы воспроизводились в журналах «Нива», «Художественные сокровища России» и «Столица и усадьба».

В 1903 получил звание академика, в 1914 стал действительным членом ИАХ. В 1913–1918 возглавлял комитет Общества им. А. И. Куинджи. В 1919 участвовал в 1-й Го-сударственной свободной выставке произведений искусств. В 1921 провел в Петрограде персональную выставку.

С сентября 1921 жил в Риге. Продолжал создавать картины, посвященные детям (цикл «Дети Латгалии»), писал пейзажи Латвии, создал ряд произведений публицистического характера (картина «Защитник Родины» изображала русского офицера, который продает на улице газеты). Кавалер латвийского ордена Трех звезд и член Камеры литературы и искусства.

Провел персональные выставки в Городском художественном музее (декабрь 1921 – январь 1922, 1925, февраль 1932, 1940) и в залах «Дансинг Паласа» (1936, посвящена 50-летию творческой деятельности) в Риге. Участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (Magellan, 1921; d’Alignan, 1931), Нью-Йорке (Grand Central Palace, 1924; 1926), Питтсбурге (1925), Праге (1928, одна работа приобретена Пражской национальной галереей; 1930, 1935), Градце Кралове и Брно (1931–1932), Копенгагене (1929), Амстердаме (1930), Берлине (1930), Белграде (1930), в галерее P. Loujetzky в Гааге (1938). В 1935 подарил несколько работ Русскому культурно-историческому музею в Праге.

В 1941 принял участие в первой выставке изобразительного искусства в Советской Латвии, в том же году послал картину «Пастушок Прошка» (1939) на выставку в Москву. Исполнил портрет М. Горького для рижского Театра русской драмы (1940).

В годы Второй мировой войны оставался в Риге. В январе–феврале 1942 участвовал в 1-й Общей художественной выставке в Риге, где его работы (самые дорогие на выставке) были приобретены рейхскомиссаром и рейхскомиссариатом Остланда. В октябре 1943 персональная экспозиция была развернута в рамках Осенней выставки в галерее «Зинта» в Риге. В апреле-мае 1944 участвовал в Выставке картин русских художников, устроенной Русским комитетом в пользу эвакуированных в Рижском художественном музее. В сентябре 1944 был перевезен для лечения в Германию. Умер в больнице после тяжелой операции во время бомбежки Берлина. Похоронен на Русском православном кладбище Тегель в Берлине.

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 19. Д. Б-119; РГЛАЛИ Ф. 2950. Оп. 1. Eд. хр. 101; ХН СССР 1/428–429; ХРЗ.

Алтаев Ал. [Алтаева-Ямщикова М. В.] От земли (повесть). СПб., 1901.

К 25-летию художественной деятельности Н. Богданова-Бельского // Воскресенье. 1914. № 14. С. 1–3.

Неведомский М. Л. Певец сельского школьника: К 25-летию художественной деятельности академика Н. П. Богданова-Бельского // Нива. 1914. № 15. С. 297–298.

Игнатьев И. Друг крестьянских детей // Россия. 1914. 6 марта.

Искусство и художники. Богданов-Бельский // Биржевые ведомости. 1917. 26 янв. (веч. вып.).

Т-ков В. Богданов-Бельский. На вернисаже // Жизнь искусства. 1921. 20 дек.

Мишеев М. И. Академик Богданов-Бельский // Перезвоны (Рига). 1925. № 2. С. 25–32.

Карин А. У академика Н. П. Богданова-Бельского // Сегодня (Рига). 1927. 11 сент. (№ 204).

Еленев Н. Русское изобразительное искусство в Праге // Русские в Праге. 1918–1928 гг. / Сост. С. П. Постников. Прага, 1928.

Сегодня. 1940. 18 мая (№ 137). С. 7.

Гроссен Г. Богданов-Бельский (К пятилетию со дня кончины) // Русская мысль. 1950. № 234.

Нео-Сильвестр. Н. П. Богданов-Бельский: К десятилетию со дня смерти // Русская мысль. 1955. 9 февр. (№ 735). С. 5.

Алтаев А. Памятные встречи. М., 1957. С. 174–193.

Нео-Сильвестр. Царь и художник // Возрождение. 1957. № 67. С. 76–81.

Кох С. Художник Н. П. Богданов-Бельский: К 90-летию со дня рождения // Русская мысль. 1959. 12 февр. (№ 1329).

Н. П. Богданов-Бельский: (Альбом) / Сост. И. Баршева, К. Сазонова. М.; Л., 1962.

Николаева Т. Дети села Татева: К биографии художника-передвижника Н. П. Богданова-Бельского // Огонек. 1963. № 50. С.24.

Шумаков Ю. Певец русских детей: (О творчестве художника Н. П. Богданова-Бельского) // Нева. 1967. № 3. С. 204–207.

Кружков Н. «Я ведь от земли...»: К 100-летию со дня рождения русского художника Н. П. Богданова-Бельского // Огонек. 1968. № 50. С. 25.

Нео-Сильвестр Г. Три портрета: Памяти художника Н. П. Богданова-Бельского // Русская мысль. 1969. 2 янв. (№ 2719). С. 6–7.

Булацель А. Н. П. Богданов-Бельский. Письмо в редакцию // Русская мысль. 1969. 30 янв. (№ 2723). С. 6.

Фраермарк Д. Скрещение судеб // Знание – сила. 1971. № 12. С. 36–39.

Фраермарк Д. Задача пришла с картины. М., 1974.

Гроссен Г. И. Н. П. Богданов-Бельский // Новый журнал. 1974. № 114. С. 142–163.

Лапидус Н. В традициях передвижничества // Художник. 1987. № 7. С. 54–61.

Климов Е. Е. Встречи в Петербурге, Риге, Русском Зарубежье: Из воспоминаний художника. Рига, 1993. С. 15–18.

Перевышко А. Николай Петрович Богданов-Бельский (1868 – 1945). От классической живописи передвижников к импрессионизму // Антикварное обозрение. 2002. № 3. С. 8 – 13.

Равдин В. На подмостках истории: Русская жизнь в Латвии времен нацистской оккупации (1941–1944). Стэнфорд, 2005.

Выдающиеся русские латвийцы: Биографический справочник. Рига: “IK ZORIKS, 2008. С. 70-71.

Ligers Z. Bogdanoff-Belsky. Leben und Werk des Russischen Malers. Riga, 1943.

Библиотека
сайта:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Татьяне Сергеевне Зелюкиной (Москва) за ценные замечания и дополнения.

Дата ввода:

20.10.2011