ЛАГОРИО (в замуж. Исцеленнова) Мария Александровна

Lagorio (épouse Iszelenoff) M.

8 сентября 1893 (Варшава) – 16 марта 1979 (Сент-Женевьев-де-Буа, под Парижем). Живописец, график.

Представительница русской ветви аристократического генуэзского рода. Дочь известного петрографа Александра Евгеньевича Лагорио (1852–1917) – члена-корреспондента Санкт-Петербургской академии наук, профессора Варшавского университета, основателя и первого директора Варшавского императорского политехнического института. Отец приходился двоюродным братом художнику-пейзажисту проф. Л. Ф. Лагорио. Сестра художницы Аделаиды Лагорио.

Детство провела в Петербурге. Некоторое время жила в Германии, посещала художественные школы в Мюнхене и Веймаре, затем училась в Рисовальной школе ОПХ у Е. Е. Лансере, И. Я. Билибина и Н. К. Рериха. Участвовала в выставках «Мира искусства» в Петрограде (1915, 1917): экспонировала книжные виньетки, заставки и графику. Публиковала рисунки в журнале «Столица и усадьба» и других изданиях.

В 1918 эмигрировала в Финляндию. Выполняла рисунки для шоколадных наборов на фабрике К. Фазера, рисовала открытки для издательства М. Bähr, создала иллюстрации к книге «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда (Helsingfors, 1921). Участвовала в выставках в Хельсинки и Порво. В 1920 вышла замуж за архитектора и художника Н. И. Исцеленова.

В 1921–1924 жила с мужем в Берлине. Входила в Совет Дома искусств. В семейном издательстве «Трирема» иллюстрировала книгу стихов М. Ю. Лермонтова «Царица Тамара» (1923, гравюры на дереве) и выпустила 2 альбома литографий: «12 Zeichnungen» (1922) и «Kikimora Erotique» (1923); в издательстве Вальтеръ и Ракинт сделала иллюстрировала книгу Э. Т. А. Гофмана «Дон Жуан» (1923). Совместно с мужем показала оригинальную книжную графику (гравюры на дереве и линолеуме) на выставках в Берлине (кабинет Генриха Триттлера), Мюнхене (галерея Ганса Гольца) и Франкфурте-на-Майне (1923). После Берлина супруги недолго прожили в Праге, где они провели совместную выставку (1924) и выполнили проект декораций к опере «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха для Немецкой оперы (1924).

В 1925 супруги переехали в Париж. Недолго работала на фабрике кн. Ф. Ф. Юсупова «Фолья»: расписывала фарфор в духе русского модерна. Картины и фарфор были представлены на выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Париже (d’Alignan, 1931), Праге (1935). Писала фигуры и лики, навеянные образами античности и напоминающие старинные фрески. В 1930 начала цикл картин «Лики видений». В 1938 провела персональную выставку в галерее Quatre Chemins.

В 1939–1945 жила около Авиньона (деп. Воклюз), где муж работал инженером фирмы Пешинэ; писала пейзажи Прованса. После войны вернулась с мужем в Париж. Часто посещала Италию. В 1948–1952 выставлялась в салоне Независимых. В 1953 получила 1-й приз за портрет на выставке в Довиле (деп. Кальвадос).

Умерла в старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа. Автобиографические записи художницы использованы в книге Марины Грей (дочери генерала А. И. Деникина) «Мария Лагорио, или Материализация видений».

В Художественном музее г. Рованиеми (Финляндия) храится коллекция из 97 работ Н. И. Исцеленнова, М. А. Лагорио и А. А. Лагорио.

Библиография:

* ХРЗ.

Бюллетени Дома искусств (Берлин). 1922. № 1/2. С. 22–23.

Среди коллекционеров. 1922. № 11/12. С. 28; 1923. № 11/12. С. 31.

Вздорнов Г. И., Залесская З. Е., Лелекова О. В. Общество «Икона» в Париже: В 2-х т. М.; Париж, 2002: Т. 1. С. 11, 105, 224-225.

Неизвестная Россия. Русское искусство первой половины ХХ века. Шедевры коллекции Татьяны и Георгия Хаценковых / Текст К. Муратовой. Милан, 2015. С. 316, 317, 319.

Beaux-Arts. 1938. Juin 3. P. 6.

Grey. M. Marie Lagorio ou le rêve matérialisé / Jean Touzot, Libraire Éditeur. Paris, 1985.

Ylimartimo Sisko (toim/ed.). Risto Veste: Ei muuta taidetta kuin kauneus. Muistikuvia kolmen emigranttitaiteilijan elämästä = No Other Art than Beauty. Three Emigrant Artists. University of Lapland, Faculty of Art and Design. Lapin yliopisto, 2001. (на финском и англ. яз.).

Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

11.04.2011