ИСЦЕЛЕННОВ (ИСЦЕЛЕНОВ) Николай Иванович

Iszelenov N.

Н. И. Исцеленнов.

31 мая / 12 июня 1891 (Иркутск) – 24 февраля 1981 (Сент-Женевьев-де-Буа, под Парижем). Архитектор, график, художник книги.

Сын купца 2-й гильдии Ивана Федоровича Исцеленнова (Исцеленного) (1859–1916), городского головы Иркутска (с 1907). В 1909 окончил гимназию в Иркутске, приехал в С.-Петербург и поступил на архитектурное отделение ИАХ. В годы учебы участвовал в реставрации Ипатьевского монастыря в Костроме (1911), помогал архитекторам В. А. Покровскому и А. В. Щусеву при постройке храмов в неорусском стиле, сотрудничал с архитектором С. С. Кричинским в работе по возведению храма Николая Чудотворца при подворье Палестинского общества в С.-Петербурге (1913–1914; фактически являлся неофициальным автором проекта; храм был взорван в 1932), разработал проект церкви Общества трезвости для парохода, ходившего по северным рекам.

В декабре 1917 получил звание архитектора-художника за проект Военно-исторического музея. В 1919–1920 участвовал в работе Живскульптарха (Коллектив живописно-скульптурно-архитектурного синтеза) при ИЗО Наркомпроса, работы которого демонстрировались на XIX выставке Всероссийского центрального выставочного бюро (ВЦВБ).

В феврале 1920 бежал с больной матерью в Финляндию. В Хельсинки женился на художнице М. А. Лагорио. Недолго работал в фирме по отделке интерьеров Бумана вместе с архитекторами Л. Е. Курпатовым и И. Н. Кудрявцевым.

В 1921–1924 жил в Берлине. Входил в совет Дома искусств. В семейном издательстве «Трирема» иллюстрировал книгу «Пляс Иродиады» А. М. Ремизова (1922), выпустил альбомы рисунков «Московские типы» (1922), «Берлинские уличные типы» (1923), автолитографированную книгу «Екклезиаст» (1923). Для издательства «Нева» исполнил иллюстрации к «Пиковой даме» А. С. Пушкина (1922). Совместно с женой показал оригинальную книжную графику (гравюры на дереве и линолеуме) на выставках в Берлине (кабинет Генриха Триттлера), Мюнхене (галерея Ганса Гольца) и Франкфурте-на-Майне (1923). После Берлина супруги недолго прожили в Праге , где они провели совместную выставку (1924) и выполнили проект декораций к опере «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха для Немецкой оперы (1924).

В октябре 1925 переехал с женой в Париж. Работал инженером-архитектором в различных компаниях. Во второй половине 1920-х некоторое время расписывал фарфоровые изделия в стиле русского модерна для фабрики кн. Ф. Ф. Юсупова «Фолья».

Участник выставок русских художников в Брюсселе (1928), Париже (галерея d’Alignan, 1931; Salle Yteb, 1935) и Праге (1935). Входил в правление Союза деятелей русского искусства во Франции.

Один из активных членов общества «Икона», был старостой иконописной артели, читал лекции по церковному зодчеству и иконописи (около 30 лекций в 1938‒1975), участвовал в выставках общества (с 1928). В 1951 стал председателем, в 1971 – почетным председателем общества.

Проектировал и строил православные храмы: Храм-памятник погибшему государю Николаю II во имя прав. Иова Многострадального в Брюсселе (1934; им же исполнена для храма фреска «Богоматерь Оранта»), церковь св. кн. Александра Невского в Льеже (1950), звонница церкви св. прп. Сергия Радонежского при Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже (1950-е). Создал архитектуру иконостасов парижских церквей Знамения Божьей Матери (конец 1920-х, иконы Д. С. Стеллецкого при участии Е. С. Львовой и Р. В. Лукина; сейчас находится в церкви на бульваре Экзельманс, 87), святого Серафима Саровского (1932, иконы П. А. Федорова и др.), церкви св. Георгия при русском интернате для мальчиков в Медоне под Парижем (1950-е, иконы кнг. Е. С. Львовой, Г. В. Морозова и Т. В. Ельчаниновой), храма в замке Монбельяр под Бельфор (иконы кнг. Е. С. Львовой). Написал иконы в царских вратах церкви св. Пророка Илии на православном кладбище в Хельсинки (1955‒1957). Занимался отливкой церковных колоколов.

В 1939–1945 жил близ Авиньона и работал инженером на промышленной фирме «Пешинэ». После войны вернулся в Париж. Состоял членом Общества охранения русских культурных ценностей и Юбилейного комитета по празднованию 250-летия С.-Петербурга. Участник салона Независимых (1949–1959). Публиковал статьи по вопросам русского искусства и архитектуры в журнале «Возрождение», газете «Русская мысль» и других изданиях.

В последние годы жизни работал инженером строительного общества Кандаурова, исполнял расчеты при строительстве башни Монпарнас в Париже.

Умер в Русском старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа. В браке детей не имел. Архив хранится в обществе «Икона».

В Художественном музее г. Рованиеми (Финляндия) храится коллекция из 97 работ Н. И. Исцеленнова, М. А. Лагорио и А. А. Лагорио.

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 13. 1909. Д. 118.

* РЗФ; ХРЗ.

Бюллетени Дома искусств (Берлин). 1922. № 1/2. С. 22–23.

Среди коллекционеров. 1922. № 11/12. С. 28; 1923. № 1/2. С. 33; № 11/12. С. 31.

Последние новости (Париж). 1926. 11 мая; 1933. 9 июля.

Русская мысль (Париж). 1966. 15 дек.; 1968. 7 ноября; 1981. 26 февр.; 1981. 5 марта (№ 3350); 1982. 18 февр.

Фицхелаурова М. Беседа с архитектором Н. И. Исцеленовым – специалистом по церковной архитектуре // Русская мысль (Париж). 1971. 21 окт. (№ 2865). С. 7.

[Некролог] // Часовой (Брюссель). 1981. Май–июнь (№ 631). С. 20.

Залесская З. Е. Памяти Николая Ивановича Исцеленова // Русское возрождение. 1981. № 14. С. 253–254.

З. З. Памяти И. Н. Исцеленова // Русская мысль. 1983. 3 марта (№ 3454).

Хан-Магомедов С. О. Живскульптарх. 1919–1920. М., 1993.

Лыхин Ю. Исцеленов Николай Иванович: Возвращение из забытия // Земля иркутская. 1998. № 10. С. 60–65.

Носик Б. М. На погосте ХХ века. Меланхолическая прогулка по знаменитому некрополю Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. СПб., 2000. С. 200.

Вздорнов Г. И., Залеская З. Е., Лелекова О. В. Общество «Икона» в Париже. В 2-х тт. М., Париж, 2002 (указ.).

Антонов В. В., Кобак А. В. Русские храмы и обители в Европе. СПб., 2005 (указ.).

Николай Иванович Исцеленнов // Храм-памятник в Брюсселе (Документальная хроника). М.: 2005. С. 231–235.

Герра Р. Н. И. Исцеленнов – архитектор, художник и книжный график // Новый журнал (Нью-Йорк). 2012. № 266.

Герра Р. Н. И. Исцеленнов ‒ архитектор, художник и книжный график. К 120-летию со дня рождения // Академик Императорской Академии художеств Н. В. Глоба и Строгановское училище / Отв. ред. Т. Л. Астраханцева. М.: Индрик, 2012. С. 137‒150.

Неизвестная Россия. Русское искусство первой половины ХХ века. Шедевры коллекции Татьяны и Георгия Хаценковых / текст К. Муратовой. Милан, 2015.

Ylimartimo Sisko (toim/ed.). Risto Veste: Ei muuta taidetta kuin kauneus. Muistikuvia kolmen emigranttitaiteilijan elämästä = No Other Art than Beauty. Three Emigrant Artists. University of Lapland, Faculty of Art and Design. Lapin yliopisto, 2001. (на финском и англ. яз.).

Сочинения:

О театре // Светлые пути. 1925. № 3/4.

О русской иконописи: Храм Василия Блаженного // Возрождение (Париж). 1955. № 39. С. 5–13.

Памяти Владимира Павловича Рябушинского // Возрождение (Париж). 1955. Кн. 47.

Смертью смерть поправ: Православление иконы Воскресения Христова // Возрождение (Париж). 1956. Кн. 53.

Судьба Петербурга по его соборам // Возрождение (Париж). 1956. Кн. 54.

Вера, Надежда, Любовь и София-Премудрость, Матерь их // Возрождение (Париж). 1956. Кн. 57.

О храмах, куполах и многоглавии // Возрождение (Париж). 1957. Кн. 72.

Сказ о Федоровской Иконе Пресвятой Богородицы Умиления // Возрождение (Париж). 1958. Кн. 73, 74.

Архитектурный отдел Академии художеств // Возрождение (Париж). 1958. № 76. С. 34–44.

Кремль // Возрождение (Париж). 1958. Кн. 83.

Что такое лад? // Русская мысль (Париж). 1972. 24 и 31 авг. (№ 2909, 2910). С.7.

О колоколах // Русская мысль (Париж). 1972. 13 апр. (№ 2890). С. 7.

Общество «Икона» в Париже // Ковалевский П. Е. Зарубежная Россия: Дополнительный выпуск. Париж, 1973. С. 82–85.

Библиотека
сайта:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012