СОМОВ Константин Андреевич

Somov (Somoff) K.

К. А. Сомов. 1910.

18/30 ноября 1869 (С.-Петербург) – 6 мая 1939 (Париж). Живописец, график.

Сын историка искусства, возглавлявшего Картинную галерею Императорского Эрмитажа Андрея Ивановича Сомова (1830–1909). Жил в С.-Петербурге на Екатерингофском пр., д. 97 (ныне пр. Римского-Корсакова), в 1920–1923 – на Невском пр., д. 15. В 1879–1888 учился в гимназии К. И. Мая, подружился с А. Н. Бенуа, В. Ф. Нувелем, Д. В. Философовым, Л. С. Бакстом и С. П. Дягилевым. В 1888 поступил в ИАХ, учился у К. Б. Венига, В. П. Верещагина, П. П. Чистякова, П. Б. Виллевальде, с 1894 – у И. Е. Репина. В 1894 участвовал в выставке Общества русских акварелистов. Побывал с отцом в Германии и Италии. В 1897 под влиянием членов кружка Бенуа ушел из ИАХ. В 1897–1899 подолгу жил в Париже. Посещал академию Ф. Коларосси (1898); встречался с петербургскими друзьями.

По возвращении в С.-Петербург стал одним из основателей группы «Мир искусства», сплотившейся вокруг одноименного журнала, основанного С. П. Дягилевым. Писал маслом и акварелью небольшие сюжетные картины, навеянные французским XVIII веком и русским ампиром: «Конфиденции» (1897), «Радуга» (1897), «В боскете» (1899), «Остров любви» (1900), «Волшебство» (1902), «Дама в розовом платье» (1903), «Фейерверк» (1904), «Осмеянный поцелуй» (1908), «Язычок Коломбины» (1913–1915). Создал галерею живописных портретов: «Портрет А. И. Сомова, отца художника» (1897), «Дама в голубом (портрет художницы Е. М. Мартыновой)» (1897–1900), «Портрет А. А. Сомовой-Михайловой, сестры художника» (1900), «Портрет А. П. Остроумовой» (1901); по предложению Н. П. Рябушинского исполнил цикл графических портретов деятелей культуры: Вяч. Иванов (1906), Е. Е. Лансере (1907), А. А. Блок (1907), М. А. Кузмин (1909), Ф. К. Сологуб (1910), М. В. Добужинский (1910).

Рисовал для журналов «Мир искусства», «Золотое руно» и «Художественные сокровища России», исполнил иллюстрации к поэме «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1899), повестям «Невский проспект» и «Портрет» Н. В. Гоголя (1901), обложки и фронтисписы к книгам «Жар-птица» и «Свирель славянина» К. Д. Бальмонта (1907), «Лирические драмы» А. А. Блока (1908), «Cor Ardens» Вяч. Иванова (1911) и др. Одной из вершин книжного оформительского искусства стала проиллюстрированная им «Книга маркизы» – сборник эротической прозы французских авторов XVIII века, составленный Францем фон Блеем. Для первого издания книги, вышедшего в 1908 в Мюнхене на немецком языке, сделал 19 иллюстраций, виньетки, заставки, концовки и рамки. В дальнейшем книга неоднократно переиздавалась с изменениями в оформлении и в составе иллюстраций, а в 1918 была выпущена в наиболее полном варианте (187 иллюстраций) петроградским издательством Р. Голике и А. Вильборг на французском языке. Исполнил фарфоровые статуэтки: «Влюбленные» (1905), «Дама, снимающая маску» (1906). Создал эскиз занавеса для Старинного театра в Москве (1913–1914).

Участвовал в выставках: Русских и Финляндских художников (СПб., 1898), журнала «Мир искусства» (1899–1903), 36-ти художников (М., 1902), СРХ (1903–1910), общества «Мир искусства» (1911, 1915–1917), «Салон» С. К. Маковского (1909), «Современный русский женский портрет» (СПб., 1910), Русского искусства (Париж, Осенний салон, 1906), венском Сецессионе (1901, 1904, 1905), берлинском Сецессионе (1902, 1906, 1909), международных выставках в Венеции (1907) и Риме (1909).

В 1903 провел первую персональную выставку в салоне «Современное искусство» в С.-Петербурге, затем в галерее P. Cassirer в Берлине и Гамбурге. В январе 1914 стал академиком живописи. В 1915 отказался баллотироваться в действительные члены ИАХ, не желая связывать себя с консервативным учреждением. В 1915–1918 преподавал в художественной школе Е. Н. Званцевой. Работал для театра марионеток Ю. Л. Сазоновой-Слонимской (1915).

В 1919 в Третьяковской галерее состоялась персональная выставка, приуроченная к его 50-летию. В 1920–1922 участвовал в выставках, организованных Домом искусств в Петрограде. В 1921 работы были показаны на выставках русских художников в Париже (галереи La Boёtie, Devambez и Осенний салон).

В начале декабря 1923 был командирован в США для сопровождения Выставки русского искусства. Через Латвию, Германию, Нидерланды и Лондон прибыл 15 января 1924 в Нью-Йорк. Из командировки в Россию не вернулся. В июне-сентябре 1924 побывал во Франции. В США познакомился с С. В. Рахманиновым и написал его портрет (1925; приобретен фирмой «Steinway & Sons» для Карнеги-Холл в Нью-Йорке).

В начале июня 1925 окончательно переехал во Францию. В 1928 приобрел квартиру в Париже, на бульваре Эксельманс. Часто жил в Гранвилье, в Нормандии, где купил небольшую ферму; работал с натуры вместе с молодыми художниками Л. А. Успенским, Г. И. Кругом, В. И. Будановой. Входил в Союз русских художников во Франции.

В эмиграции продолжал писать сцены из жизни XVIII века, пейзажи и натюрморты, создал серию акварелей, посвященных русскому балету. Исполнял заказные портреты. Иллюстрировал коллекционные книги для издательства «Трианон» (Trianon): «Манон Леско»А. Прево (1927) и «Дафнис и Хлоя» Лонга (1931).

Провел персональные выставки в парижских галереях V. Girchman (июль 1924), S. Lesniсk (декабрь 1928) и в Лондоне (июнь-июль 1930, галерея Prince Vladimir Galitzine). Участвовал в групповых выставках русских художников в Амстердаме (1924, 1930), Гааге (1924), Брюсселе (1924, 1928), Париже (S. Lesniсk, 1928; V. Girchman, 1930 – группа «Мир искусства»; V. Girchman, июль 1929, апрель 1930; La Renaissance, 1932), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Берлине (1930) и Праге (1935), а также в выставке «Танец в пластическом искусстве» (1936). В 1929 представил работы на открытии Русской художественной академии в Париже.

Умер скоропостижно от болезни сердца. Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа. Ряд поздних работ приобрел его друг инженер М. В. Брайкевич, по завещанию которого они поступили в музей Ashmolean в Оксфорде. В 1950 там состоялась мемориальная выставка. Графическая серия «Манон Леско», последний автопортрет и другие работы хранятся в коллекции графа Зубова, которая принадлежит Музею декоративных искусств Буэнос-Айреса. В 1969 выставка в связи со 100-летием со дня его рождения прошла в Ленинграде (ГРМ) и Москве (ГТГ). Представлен во многих музеях бывшего СССР, в том числе в ГРМ и ГТГ. Портрет художника исполнили Л. С. Бакст (1906) и Б. М. Кустодиев (1914).

Библиография:

* РГАЛИ. Ф. 869; РГИА Ф. 789. Оп. 11. 1888. Д. 128; СР ГРМ Ф. 133.

ХРЗ; AI 1/1358, 2/1189, 19/884, 20/865, 22/723, 25/742.

К. А. Сомов: Альбом / Вступ. ст. М. А. Кузмина. Пг., 1916.

Эрнст С. К. А. Сомов. Пг., 1918.

Радлов Н. Э. От Репина до Григорьева. Пг., 1923.

Бенуа А. Н. Константин Сомов // Последние новости (Париж). 1939. 13 мая (№ 6620); 1939. 20 мая (№ 6627); 1939. 27 мая (№ 6634).

Журавлева Е. В. Очерки по истории русского портрета. М., 1964. С. 243–262.

Булгаков В. Ф. Встречи с художниками. Л., 1969.

Лапшина Н. Сомов-портретист // Искусство. 1969. № 4. С. 60–68.

Журавлева Е. «Дама в голубом» // Художник. 1971. № 5. С. 56–57.

Гомберг-Вержбинская Э., Пирютко Ю. Эхо прошедшего времени // Художник. 1971. № 5. С. 48.

К. А. Сомов: Каталог выставки к 100-летию со дня рождения / Сост. И. Н. Пружан. Л., 1971.

К. А. Сомов. 1869–1939: Альбом / Сост. И. Н. Пружан. М., 1972.

Гусарова А. К. К. А. Сомов. М., 1973.

Мир искусства: Альбом / Сост. Вс. Петров. М., 1975. С. 65–82.

Лапшина Н. Мир искусства. М., 1977 (указ.).

Скульптура и рисунки скульпторов конца XIX–начала XX века. ГТГ: Каталог / Под ред. М. М. Колпакчи. М., 1977.

Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников / Сост. Ю. Н. Подкопаева и А. Н. Свешникова. М., 1979.

Журавлева Е. Константин Андреевич Сомов. М., 1980 (библиогр.).

Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве / Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков: В 2 т. М., 1982. (Указ.).

Алленов М. М. Портретная концепция К. Сомова // Советское искусствознание-81. Вып. 1. М., 1982. С. 160–181.

Валентин Серов в переписке, документах и интервью / Сост., авторы вступ. ст. и примеч. И. С. Зильберштейн и В. А. Самков: В 2 т. Л., 1985–1989. (Указ.).

Добужинский М. В. Воспоминания / Подгот. Г. И. Чугунов. М., 1987. (Указ.).

Бенуа А. Н. Мои воспоминания: В 5 кн. [в 2 т.]. 2-е изд. М., 1990. (Указ.).

Лобанов-Ростовский Н. Д. Художники русского театра. 1880–1930. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских: Каталог-резонне / Вступит. ст Н. Д. Лобанова-Ростовского; сост. и текст Дж. Боулта. М., 1994.

Бессмертных Л. В. Библиографическая заметка по поводу изданий «Книги маркизы» К. Сомова // Эрос и порнография в русской культуре / Под ред. М. Левита и А. Топоркова. М., 1999. С. 396–402.

Письма К. А. Сомова к К. М. Животовской (1925–1938) / Подг. текстов, вступ. ст. Т. С. Царьковой, комм. и биогр. справка Е.П. Яковлевой, пер. с англ. Е. А. Тереховой // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2002 г. СПб., 2006. С. 455–528.

Короткина Л. Константин Андреевич Сомов: Альбом. СПб., 2004.

Яковлева Е. П. Paty Животовская – американская модель К. А. Сомова // Художественная культура русского зарубежья. 1917–1939: Сб. ст. / Отв. ред. Г. И. Вздорнов. М., 2008. С. 90–100.

Яковлева Е. П. Балетные впечатления К. А. Сомова // Страницы истории балета: Новые исследования и материалы / Сост. Н. Л. Дунаева. СПб.: Балтийские сезоны, 2009. С. 235-250.

Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. М., 2009. С. 368-373.

Яковлева Е. П. Александра Левченко – парижская модель К. А. Сомова // Антикварное обозрение. 2011, февраль. № 1. С. 6-15.

Exhibition of Constantin Somov Paintings: [Сatalogue] / Prince Vladimir Galitzine's Gallery. London, 1930. 5 p.

[Рец. на выст. К.Сомова] // The Spectator. 1930. June, 7. P. 936.

Bowlt J. E. Konstantin Somov // Art Journal. 1970. Vol. 30. P. 31–36.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012