ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич
Grigoriev (Grigoriew, Grigorieff) B.
11/23 июля 1886 (Москва) – 8 февраля 1939 (Кань-сюр-Мер, близ Ниццы, Франция). Живописец, график, художник книги, художник театра, педагог и литератор.
Сын Дмитрия Васильевича Григорьева и потомственной почетной гражданки Клары Ивановны, урожд. Линденберг. В семье было пятеро детей. Детство и юность провел в Рыбинске, где отец служил бухгалтером, затем управляющим местного отделения Волжско-Камского банка. В 1899 окончил гимназию и поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук. В 1903–1907 учился в Строгановском художественно-промышленном училище у Д. А. Щербиновского, которого всегда считал своим главным учителем. В 1907 женился на студентке училища Елизавете (Элле) де Броше, дочери балтийского помещика. Переехал с женой в С.-Петербург и в декабре 1907 поступил вольнослушателем в ИАХ, посещал классы А. А. Киселева, Д. Н. Кардовского и Н. Н. Дубовского. В числе его соучеников и друзей – А. Б. Лаховский, Н. Н. Сапунов, В. И. Шухаев, А. Е. Яковлев и др.
В 1909 познакомился с Д. Д. Бурлюком, Н. Н. Евреиновым и В. В. Хлебниковым, подружился с поэтом В. В. Каменским. Исполнил иллюстрации к книге Каменского «Жизнь авиатора» (1912; издание не осуществлено). Примкнул к группе художников «Треугольник», возглавляемой Н. И. Кульбиным, участвовал в ее выставке «Импрессионисты» (1909).
По заказу библиофила и этнографа А. Е. Бурцева иллюстрировал издания по русскому фольклору: «Святочные гадания» (1910), «Сказка о трех королевичах» (1910), «Народный календарь» (1911) и др.; рисовал для выпускаемых Бурцевым малотиражных журналов «Досуги», «Свободные часы», «Мой досуг», «Мой журнал для немногих» (в 1913 четыре отдельных выпуска этого журнала были целиком посвящены его творчеству). С 1910 публиковал рисунки в «Сатириконе» (под псевдонимами Б. Г-р и Б. Козерог), с 1914 – в «Новом Сатириконе». В 1912 создал эскизы иллюстраций к «Дубровскому» А. С. Пушкина и «Вешним водам И. С. Тургенева, оформлял обложки для журнала «Новая жизнь». Написал и опубликовал под псевдонимом Борис Гри роман «Юные лучи» (1912). Участвовал во 2-й и 3-й выставках Товарищества независимых (СПб., 1912, 1913).
В 1909 побывал в Норвегии и Швеции, в 1911 – в Австрии, в 1912 – во Франции. Весной–летом 1913 жил в Париже, занимался в академии Гранд Шомьер и работал над конкурсной картиной на звание художника. Создал множество рисунков, гуашей, акварелей и живописных этюдов повседневной жизни парижских улиц и кафе, послуживших позже основой для живописного и графического цикла «Intimité».
По возвращении в Петербург в сентябре 1913 провел выставку парижских работ в Художественном бюро Н. Е. Добычиной, получив положительный отзыв А. Н. Бенуа. В то же время Совет ИАХ постановил его «не числить в списках учеников» и не допустил к участию в конкурсной выставке. В 1913 впервые показал свои работы на выставке общества «Мир искусства» в С.-Петербурге. В дальнейшем постоянно (до 1918) участвовал в выставках этого общества в Петрограде и Москве, а также в благотворительных выставках и аукционах, устраиваемых мирискусниками в военные годы. В 1917 стал членом общества «Мир искусства».
С 1916 работал над циклом «Расея», в котором в жесткой гротескной форме представил образы русской провинции. В 1918 альбом «Расея» вышел со статьями П. Е. Щеголева и Н. Э. Радлова и лирическим эссе «Линия», написанным самим художником.
Исполнил живописные и графические портреты: И. Е. Репина (1915), В. В. Хлебникова (1915, 1916), В. В. Каменского (1916), С. Ю. Судейкина (1916), В. Э. Мейерхольда (1916), Н. К. Рериха (1917), Б. М. Кустодиева (1917), М. В. Добужинского (1917), Н. А. Клюева (1918), Ф. И. Шаляпина (1918) и др. Был завсегдатаем литературно-артистических кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов». В 1915–1916 вместе с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным расписал интерьеры «Привала комедиантов» (на темы произведений К. Гоцци), участвовал в оформлении проводимых там театрализованных вечеров.
В 1918 исполнил иллюстрации к «Графу Нулину» и «Домику в Коломне» А. С. Пушкина и серию карандашных рисунков по мотивам поэмы В. Л. Пушкина «Опасный сосед». Создал эскизы декораций и костюмов к опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова для Большого театра в Москве (1919, не осуществлено). Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919; представил более 60 работ). Работал над праздничным оформлением Петрограда к 1-й годовщине революции. В 1919 недолго преподавал в ГСХМ (бывшее Строгановское училище).
В сентябре 1919 с женой и пятилетним сыном Кириллом нелегально пересек на лодке Финский залив, попал в Финляндию и после недолгого карантина в Териоках (ныне Зеленогорск) уехал в Берлин. Сотрудничал как художник в журналах «Жизнь», «Русь» и «Русский эмигрант», в русских и немецких издательствах. Оформил книги: «Детский остров» Саши Черного (Данциг, 1921), «Анфиса Петровна» М.Е. Салтыкова-Щедрина (Мюнхен, 1923), «Первая любовь» И.С. Тургенева (Берлин, 1923). Участвовал в берлинском Сецессионе (1919/1920; член Сецессиона) и в русском отделе ХII международной биеннале в Венеции (1920), провел персональную выставку в галерее Neumann (Берлин, февраль 1920). Весной 1920 поселился в Париже на rue de Sablons (11 район).
В 1922–1923 исполнил серию портретов актеров Московского Художественного театра: К. С. Станиславского, В. И. Качалова, В. В. Лужского, И. М. Москвина, Н. Г. Александрова, О. Л. Книппер и др., которые вошли в альбом «Лики России». Написал портреты Ф. И. Шаляпина (1922–1923), С. А. Есенина (1923), А. М. Ремизова (1924), М. Горького (1926), С. В. Рахманинова (1930), С. Т. Конёнкова (1935). Писал натюрморты. В 1920-е вышло несколько альбомов и портфолио с репродукциями его картин. В 1922 посетил Нормандию, в 1923 – Бретань, где часто бывал в последующие годы. Создал большой цикл нормандских и бретонских картин (пейзажи, натюрморты, портреты крестьян и рыбаков, жанровые сцены) в неоклассической манере, восходящей к традициям «малых голландцев».
В 1923 по предложению американского критика К. Бринтона впервые приехал в Нью-Йорк; в дальнейшем неоднократно посещал США.
В 1927 приобрел участок земли в Кань-сюр-Мер, близ Ниццы, и поселился на своей вилле «Борисэлла» (от «Борис» и «Элла»); в дальнейшем проводил там лишь краткие периоды между путешествиями.
В 1928 по приглашению чилийского правительства преподавал в АХ в Сантьяго. В 1929, после правительственного переворота в Чили, досрочно разорвал контракт и отправился с женой и сыном в путешествие по Аргентине, Бразилии, Эквадору и Уругваю. Исполнил картины, изображающие природу, быт и типы Латинской Америки. Провел персональные выставки в Вальпараисо, Сантьяго, Буэнос-Айресе и Монтевидео (1928–1929).
По возвращении в Париж (октябрь 1929) написал монументальное полотно «Лики мира» (2,5 × 5,2 м), которое посвятил Лиге Наций (в 1932 приобретено правительством Чехословакии). В 1930 преподавал в Русской академии Т. Л. Сухотиной-Толстой, в 1931 открыл школу на своей вилле. Исполнил иллюстрации к «Детству» М. Горького (1931) и цикл из 60 рисунков к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского (1932–1933). Работы воспроизводились в русских периодических изданиях: «Иллюстрированная Россия», «Мир и искусство», «Жар-Птица» (все – Париж), «Color and Rhyme» (Нью-Йорк), «Перезвоны» (Рига). Был членом Союза деятелей русского искусства во Франции (с 1933), жертвовал картины в пользу русских учащихся за границей. Передал несколько работ в Русский культурно-исторический музей в Праге.
В 1920–1930-е вел активную выставочную деятельность. Провел персональные выставки в Париже (J. Povolotzky, 1921; J. Charpentier, 1925, 1937; V. Girchman, 1930; Collete Weil, 1930; La Renaissance, 1932), Милане (Pesaro, 1926), Праге (Русский дом, 1926; Славянский институт, 1932), Нью-Йорке (New Gallery, апрель и декабрь 1923, 1924/1925; M. Sterner, апрель и ноябрь 1933; G. Passedoit, 1934; Академия прикладного искусства, 1935; Lilienfeld, 1938), Вустере, шт. Массачусетс (1923 и 1924), Чикаго (Arts-club, 1927) и Филадельфии (1927).
Участвовал в выставках русских художников в Париже (гал. La Boёtie, 1921 – показал полотно «Образы России», завершившее цикл «Расея»; Осеннем салоне, 1921; кафе «La Rotonde», 1925; гал. Bernheim-Jeune, 1927; V. Girchman, январь и апрель 1930; La Renaissance, 1932), Лондоне (гал. Whitechapel, 1921), Амстердаме (1924), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924), Брюсселе (1923, 1928), Бирмингеме (1928), Миннеаполисе (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Уилмингтоне (1932), Праге (1935); в русских отделах на международных выставках в Венеции (1920), Чикаго (Arts-club, 1923), Питтсбурге (1924, 1925, 1926), Филадельфии (1926), Нью-Йорке (1926, 1930).
Выставлял работы в парижских Осенних салонах (1921–1923, 1930/1931), международных выставках в Риме (1923), Венеции (1926), Бордо (1927), Антверпене (1931), Чикаго (1932, 1934, 1938).
В 1935 стал деканом факультета в Академии прикладного искусства в Нью-Йорке. Рисовал для журнала «Harper’s Bazaar» и для рекламы. В 1936 отправился во второе путешествие по Латинской Америке, посетил Кубу, Чили, Бразилию, Колумбию, Эквадор и Перу.
В марте 1938 в связи с началом тяжелого заболевания вернулся во Францию. Умер после операции по удалению раковой опухоли. Незадолго до смерти исполнил автопортрет. Похоронен в Кань-сюр-Мер на католическом кладбище.
Мемориальные выставки состоялись в Музее современного искусства в Майами (1960), в замке-музее в Кань-сюр-Мер (1978), в Псковском историко-архитектурном музее-заповеднике (1989) и выставочном зале Советского Фонда культуры в Москве (1990). В 2006 камерная выставка «Борис Григорьев: возвращение в Петербург» прошла в KGallery (СПб.). В 2008–2009 работы экспонировались на выставке «Американские художники из Российской империи» в Русском музее и Третьяковской галерее. В 2011 большие выставки художника состоялись в Русском музее и Третьяковской галерее.
Представлен в ГРМ, ГТГ, ГМИИ, ГЦТМ, в музеях Пскова, Новосибирска и Киева, во многих зарубежных музеях и частных собраниях.
Библиография: |
† РГАЛИ Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 2298; Ф. 2275. Оп. 1. Ед. хр. 35 (Письма Б. Д. Григорьева Н. А. Еленеву); Ед. хр. 91 (Б. Д. Григорьев. Автобиография); РГИА Ф. 789. Оп. 13. 1907. Д. 118 * Лобанов-Ростовский; ХН СССР 3/174–175; ХРЗ; AI 1/642, 2/559, 3/613, 4/519, 5/376, 1975 July/143. Бенуа А. Н. Дневник художника // Речь. 1913. 7 окт.; 3 ноября. Художник Борис Григорьев и его творчество: Из коллекции А. Е. Бурцева. Вып. 1. СПб., 1913. Б. Д. Григорьев и его творчество // Бурцев А. Е. Мой журнал для немногих. Вып. 4. СПб., 1914. Пунин Н. Три художника // Аполлон. 1915. № 8/9. С. 1–5. Левинсон А. «Расея» Бориса Григорьева // Жизнь искусства. 1918. 29 окт. (№ 1). Маковский С. Силуэты русских художников. Прага, 1922. С. 155–156. Татаринов В. Борис Григорьев // Жар-птица. 1922. № 9. С. 9–13. Львов Л. Видения Бориса Григорьева // Жар-птица. 1923. № 11. С. 1–9. Радлов Н. Э. От Репина до Григорьева. Пг., 1923. С. 49–53. Львов Л. Русское искусство за границей: В мастерской Бориса Григорьева // Иллюстрированная Россия. 1927. 21 мая. Бурлюк Д. Д. Русские художники в Америке: Живопись, скульптура, театр, музыка и прикладные искусства: Материалы по истории русского искусства. 1917–1928. Нью-Йорк, 1928. Мишеев Н. Борис Григорьев // Перезвоны (Рига). 1929. № 42. С. 1318–1327. Любимов Л. У Бориса Григорьева // Возрождение (Париж). 1929. 22 дек. Седых А. В стране Гаупеликано: Путешествие художника Бориса Григорьева // Сегодня (Рига). 1929. 25 дек. (№ 357). С. 11 (с ил.). Бенуа А. Н. Выставка Бориса Григорьева // Последние новости (Париж). 1937. 16 июля (№ 5956). Камышников Л. Неугомонная душа: На выставке художника Бориса Григорьева // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1938. 13 янв. Бенуа А. Н. Творчество Бориса Григорьева // Последние новости (Париж). 1939. 18 февр. (№ 6536). Бенуа А. Н. Памяти Григорьева // Последние новости (Париж). 1940. 10 февр. (№ 6893). Маяковский В. В. Собр. соч.: В 13 т. Т. 4. М., 1957. С. 240–241. Зильберштейн И. С. Б. Григорьев и его работа над портретом Горького // Огонек. 1968. № 13. С. 8–10. Александр Бенуа размышляет...: Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М.: Советский художник, 1968. (Указ.). Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ века: Очерки истории и теории. М., 1969. (Указ.). Булгаков В. Ф. Встречи с художниками. Л., 1969. С. 215–223, 281. Сидоров А. А. Записки собирателя. Л., 1969. С. 233 (указ.). Шайкевич А. Мир Бориса Григорьева // Русская мысль (Париж). 1985. 18 апр. (№ 3565). С. 8–9; 1985. 25 апр. (№ 3566). С. 8–9. Галеева Т. Борис Григорьев // Искусство. 1986. № 10. С. 59–66. Она же. Рисунки Бориса Григорьева // Советская графика. 1986. Вып. 10. С. 251–262. Борис Григорьев. Живопись и графика из музеев и частных собраний: Каталог выставки к 50-летию памяти художника / Сост. Р. Н. Антипова. Псков, 1989. Дудаков В. О Борисе Григорьеве // Русская мысль (Париж). 1990. 25 мая (№ 3829). С. 11. Коробцова А. Лики России // Искусство Ленинграда. 1990. № 10. С. 31–37. Борис Григорьев и художественная культура начала ХХ века / Под ред. Р. Н. Антиповой. Псков, 1991. Галеева Т. Борис Григорьев. М., 1995. Доронченков И. А. Петроград–Куоккала: Через границу. 1920-е годы // Минувшее: Исторический альманах. Вып. 19. М.; СПб., 1996. С. 221–223. Макаров А. А. Григорьев Б. Д. // Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918–1940: Писатели Русского Зарубежья. М., 1997. С. 144–145. Соловьева Б. А. Эскизы Бориса Григорьева к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1995. М., 1997. С. 261–276. Поспелов Г. Г. «Лики России» Бориса Григорьева. М., 1999. Антипова Р. Н. Адресаты Б. Д. Григорьева (1919–1939). Письма В. В. Каменскому // Зарубежная Россия. 1917–1939. Сборник статей. Кн. 2. СПб., 2003. С. 463–467. Любимова М. Ю., Олонова Э. Пражские выставки Б. Григорьева 1926 и 1932 г. // Зарубежная Россия. 1917–1939. Сборник статей. Кн. 2. СПб., 2003. С. 467–471. Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 188–193 (илл.). Яковлева Е. П. Произведения Б. Д. Григорьева в дореволюционном собрании А. В. Руманова // Борис Григорьев и художественная культура ХХ века: Материалы III Григорьевских чтений. Псков, 2004. С. 49–58. Галеева Т. А. Борис Григорьев и третий «Мир искусства» // Борис Григорьев и художественная культура ХХ века: Материалы III Григорьевских чтений. Псков, 2004. С. 114–131. Галеева Т. А. «Я болею только русской судьбой…» // Антикварное обозрение. 2006. № 3. С. 40–43. Галеева Т. А. Борис Дмитриевич Григорьев. СПб.. 2007. Антипова Р. Н. Проблема духовности в творческой жизни художника Б. Д. Григорьева. По материалам переписки // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья. СПб., 2008. С. 149–158. Терехина В. «Я весь ваш, я русский и люблю Россию…» // Наше наследие. № 87 (2008). Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. М., 2009. С. 213–221. Борис Григорьев. Каталог выставки. Государственный Русский музей / Авторы статей: И. Вакар, В. Круглов. СПб., 2011. Вакар И. «Одинокий, но сильный». Борис Григорьев // Наше наследие. 2013. № 107. Сохранить для России. К 80-летию Русского культурно-исторического музея в Праге / Сост. А.В. Толстой, И.В. Щеблыгина, Е.М. Букреева. – М.: ГТГ, 2015. [Материалы к биографии художника; фрагменты неизданных воспоминаний / Публикации С. Петрова, А. Оксенюка, Н. Бартельс, А. Парниса, Р. Антиповой, Н. Балакиной, И. Ваке, Л. Гладковой, Т. Гармаш] // Антикварный мир. 2014. № 7. Окт. С. 58‒127. Антипова Р. Н. Борис Григорьев. Очерк жизни и творчества // Сайт Псковского государственного педагогического института. Бертеле М., Деотто П., Вассена Р. Б. Д. Григорьев // Русские в Италии. Boris Grigorieff: Notice biographique et bibliographique // L’Amour de l’Art. 1934. Vol. 15, Déc. P. 513. Hommage á Boris Grigorieff. 1887–1939. Chateau-Musée de Cagnes-sur-Mer. Cagnes-sur-Mer, 1978. Stommels S.-A. Boris Dmitrevich Grigoriev: A Biography. Nijmegen, 1993 (bibliogr.). Альбомы: Intimité / Текст Вс. Дмитриева и Вс. Воинова. Пг., 1918. Расея / Текст П. Е. Щеголева, Н. Э. Радлова, Б. Д. Григорьева. Пг., 1918. Расея / Текст А. Н. Толстого, А. Шайкевича, А. Н. Бенуа, Б. Д. Григорьева. Берлин; Потсдам, 1922. Boui, Boui au bord de la Мer / Текст С. Маковского и М. Осоргина. Берлин, 1924. Rasseja / Textes de P. Barchan, O. Bie, A. Benois, B. Grigoriew. Berlin; Potsdam, 1921. Russische Erotik: [Portfolio. 12 p.]. München, 1921. Visages de Russie / Texte de L. Réau, A. Levinson, A. Antoine et C. Sceridan. Paris, 1923. Faces of Russia / Text by L. Réau, C. Sceridan, A. Levinson, C. Farrère and A. Antoine. London, 1924. Boui Bouis / Textes de C. Farrère, S. Makovsky, B. Schloezer. Berlin, 1924 (на франц. и нем. яз.). Сочинения: Гри Б. Юные лучи. СПб., 1912. Наброски на песке: (Воспоминания) // Color and Rhyme. 1951. № 23. Из дневника // Горький и художники: Воспоминания. Переписка. Статьи / Сост. И. А. Бродский. М., 1964. С. 92–98. Письма / Публ. Р. Антиповой; Вступ. ст. В. Сапогова // Наше наследие. 1990. № 4. С. 44–60. Борис Григорьев. Линия. Литературное и художественное наследие / Сост., вступ.ст., примеч. В. Н. Терёхиной. М., 2006. Из воспоминаний Б. Д. Григорьева // Наше наследие. № 87 (2008). Быть художником в век торговли [Из писем Б. Д. Григорьева] / Публ. И. Вакар // Наше наследие. № 87 (2008). |
Библиотека сайта: |
|
Произведения: | |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
22.03.2012 |