ЭКСТЕР (урожд. Григорович) Александра Александровна
Exter (née Grigorovitch) A.
6/18 января 1882 (Белосток Гродненской губ., ныне Польша) – 17 марта 1949 (Фонтене-о-Роз, близ Парижа). Живописец, сценограф, художник прикладного искусства и педагог.
Дочь коллежского асессора Александра Авраамовича Григоровича. В 1885 семья переехала в г. Смела (ныне Черкесская обл. Украины), а затем в Киев. В 1892–1899 училась в женской гимназии св. Ольги, в 1901 поступила вольнослушательницей в Киевское художественное училище, где среди прочих познакомилась с А. В. Лентуловым и А. П. Архипенко. В 1903 оставила занятия и вышла замуж за своего кузена – адвоката Николая Евгеньевича Экстера. Их квартира в доме № 27 на Фундуклеевской улице стала местом встреч киевских литераторов и художников; здесь бывали И. Г. Эренбург, В. Б. Шкловский, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, Б. К. Лившиц, Д. Д. Бурлюк и др. В 1906 ненадолго возобновила занятия в училище. В 1907 впервые побывала в Париже, несколько месяцев посещала занятия в натурном классе академии Гранд Шомьер.
В 1908–1914 жила попеременно в Киеве, Москве и Петербурге. Путешествовала с мужем по Швейцарии и Италии. Подолгу бывала в Париже, где несколько лет снимала мастерскую. По рекомендации киевского знакомого С. Фера была принята в салоне баронессы Е. Эттинген, познакомилась там с Г. Аполлинером, П. Пикассо и Ж. Браком, брала уроки у Ф. Леже. В эти годы сблизилась с петербургскими и московскими художниками-новаторами: Д. Д. Бурлюком, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, А. В. Лентуловым, Н. И. Кульбиным. Последовательно испытала увлечение импрессионизмом, пуантилизмом, живописью Ван Гога, кубизмом. Писала натюрморты с цветами, панно с видами Швейцарии и Бретани, пейзажи Москвы, Парижа, юга Франции и Италии.
В 1908 вместе с Бурлюком и Кульбиным организовала в Киеве выставку «Звено»; в дальнейшем приняла участие в большинстве выставок русского авангарда: Современных течений в искусстве (в составе группы «Венок»; СПб., 1908), «Венок-Стефанос» (СПб., 1909), «Треугольник – Венок-Стефанос» (СПб., 1910), 1-й и 2-й «Салоны» В. А. Издебского (1909/1910; 1910/1911), «Союза молодежи» (СПб., 1910, 1913/1914; Рига, 1910), «Московского салона» (М., 1911), «Бубновый валет» (1910–1917; член общества), «№ 4. Футуристы. Лучисты. Примитив» (М., 1914), «Кольцо» (Киев, 1914), 1-я Футуристическая выставка картин «Трамвай В» (Пг., 1915), «Магазин» (М., 1916), Современной русской живописи в Художественном бюро Н. Е. Добычиной (Пг., 1916/1917) и др. Участвовала в салоне Независимых (1912, 1914) и выставках группы «Золотое сечение» в Париже (1912), Интернациональной свободной футуристической выставке картин и скульптуры в Риме (1914).
В 1914 оформила московские футуристические сборники «Молоко кобылиц» и «Первый журнал русских футуристов». Тогда же увлеклась декоративно-прикладным искусством: исполняла рисунки платьев, платков, скатертей, подушек, декоративных ширм, абажуров. В 1915 в московской галерее Лемерсье по ее инициативе состоялись Выставка современного декоративного искусства Юга России и Выставка художественной индустрии. С 1916 под влиянием К. С. Малевича создавала беспредметные картины. Готовила для издательства «Центрифуга» альбом гуашей «Разрыв. Движение. Вес» (1916; не издан).
В 1916 начала сотрудничество с московским Камерным театром А. Я. Таирова. Исполнила эскиз занавеса, расписала лестницу, вестибюль и портал сцены. Оформила в кубистском духе постановки «Фамира-Кифаред» И. Ф. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917). Ее театральное творчество предвосхитило многие идеи конструктивистов.
В 1918 после смерти мужа от холеры вернулась в Киев. Стала членом Товарищества деятелей украинского пластического искусства, участвовала в подготовке Всеукраинского съезда деятелей искусств (май–июнь 1918). Вместе с И. М. Рабиновичем открыла мастерскую декоративного искусства, исполнявшую оформительские и театральные работы. Давала уроки живописи, рисунка и театрально-декорационного искусства. Ее учениками были Б. С. Аронсон, Л. М. Козинцева, Л. Ф. Мандель, П. Ф. Челищев, И. И. Нивинский, Н. А. Шифрин, А. Г. Тышлер. Вместе с учениками участвовала в праздничном оформлении улиц Киева и Одессы (1919). Оформила балет «Этюды» на музыку И. С. Баха, выполняла костюмы для концертных программ труппы М. М. Мордкина. Сотрудничала с Б. Ф. Нижинской, которая организовала в Киеве танцевальную «Школу движений».
В августе 1920 переехала в Москву, вышла замуж за актера Георгия Георгиевича Некрасова. Оформляла спектакли для московских театров: «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина (студия МХТ, 1921; не осуществлено), «Ромео и Джульетта» Шекспира (Камерный театр, 1921), «Современный Хлестаков» Д.П. Смолина (Государственный Театр комедии и драмы, 1922) и др. Создала эскизы костюмов к фильму «Аэлита» Я.А. Протазанова по повести А.Н. Толстого (1923). Исполнила обложки к книгам Александра Таирова «Записки режиссера» (1921) и Якова Тугендхольда «Эдгар Дега и его искусство» (1922).
Разрабатывала модели для промышленного производства тканей и одежды; сотрудничала с мастерской современного костюма, затем – с ателье мод «Москвошвея». Участвовала в создании парадной формы Красной Армии. Выступала с публикациями по современному стилю одежды. Вместе с В. И. Мухиной оформила павильоны «Известий ЦИК и ВЦИК СССР» и «Красной нивы» для 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (1923). Создала цикл беспредметных «цветовых конструкций». Участвовала в выставках: «5×5=25» (с А. А. Весниным, Л. С. Поповой, В. Ф. Степановой и А. М. Родченко; 1921), «Театрально-декорационное искусство Москвы. 1918–1923» (М., 1923), 1-й Русской художественной выставке в галерее Ван-Димен (Берлин, 1922) и «Художники Камерного театра Москвы» (Москва–Париж–Берлин, 1923). В 1921–1922 преподавала во ВХУТЕМАСе.
В 1924 выехала в Италию для организации Советского павильона на XIV Международном биеннале в Венеции и осталась за границей. Устроилась в Париже. В 1925 помогала в оформлении Советского павильона на Международной выставке декоративных искусств в Париже; получила золотую медаль за театральные эскизы. В том же году участвовала в Международной выставке новой театральной техники в Вене. В 1924–1925 сотрудничала с балетной труппой «Русский романтический театр» Б. Г. Романова и исполняла костюмы для одноактных балетов Б. Ф. Нижинской в Лондоне.
В 1925–1930 по приглашению Ф. Леже и А. Озанфана вела курс сценографии в Академии современного искусства. Позже преподавала в Ателье М. Франкетти (курс композиции в живописи, театральное искусство). Оформляла балетные спектакли русской танцовщицы Э. Э. Крюгер, создавала «светящиеся скульптуры» для ее берлинской квартиры. Исполнила проекты декораций ко многим неосуществленным постановкам и фильмам, вместе с Н. Шмушкевич разрабатывала серию марионеток для театра и кинематографа.
В 1930–1940-е исполняла декоративные ширмы, расписывала керамическую посуду. Сконструировала и оформила раскладные детские книжки-панорамы Мари Кольмон для издательства «Flammarion»: «Мой сад» (1936), «Панорама реки» (1937), «Панорама берега» (1937), «Панорама горы», (1938). Создала несколько библиофильских рукописных изданий, в том числе книгу «Ода к Вакху» Горация (1937).
Участвовала в Международных театральных выставках в Нью-Йорке (1926, 1934), выставках: «Круг и квадрат» (Париж, 1930), «Кубизм и абстрактное искусство» (Нью-Йорк, Музей современного искусства, 1936), «Искусство театра» (Оттава, 1938), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), выставках русских художников в Праге (1935) и Париже (галерея Zak, 1936). Провела персональные выставки в Берлине (Der Sturm, 1927), Магдебурге (1927), Лондоне (Claridge, 1928), Париже (Quatrе Chemins, 1929; театральные работы) и Праге (Художественно-промышленный музей, 1938; театральные работы).
С 1930 жила в пригороде Парижа Фонтене-о-Роз. В годы Второй мировой войны остро нуждалась, но благодаря помощи друзей сохраняла за собой студию и продолжала работать; изредка получала заказы.
Похоронена в Фонтене-о-Роз под каменным надгробным памятником, спроектированным ею для могилы мужа. По завещанию большинство рисунков и личный архив были переданы ее другу С. М. Лиссиму, который передал часть работ американским музеям и содействовал устройству ряда выставок художницы в США. Исполняя пожелание Лиссима, в 2000 Андрей Наков создал в Париже Общество «Александра Экстер», задачей которого является пропаганда и защита искусства художницы.
Мемориальные выставки состоялись в Париже (галерея J. Chauvelin, 1972), Нью-Йорке (галерея Vincent Astor и Публичная библиотека Линкольновского центра, 1974), Западном Берлине (совм. с М. Ф. Андреенко; галерея Werner Kunze, 1974), Вашингтоне (Hirschhorn Museum, 1980). Ретроспективные выставки прошли в Москве (ГЦТМ, 1986; ГТГ, 1988; Музей современного искусства, 2010) и в Петербурге (2002, ГРМ). Работы экспонировались на многих ретроспективных выставках, посвященных русскому и мировому авангарду, конструктивизму, искусству первых советских лет: «Вклад русских в искусство авангарда» (Милан, 1964), «Авангард 1910–1930» (Берлин, 1967), «Русский авангард 1905–1925» (Париж, 1969), «Искусство в революции» (Лондон, 1971), «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» (Париж, Осенний салон, 1972), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974), «Революция: русский авангард 1912–1930» (Нью-Йорк, 1978), «Советская сценография. 1917–1982» (Эдинбург, 1983), «Русская и советская живопись. 1900–1930» (Вашингтон, 1985), «Искусство и революция» (Вена, 1988) и др. Представлена в музее Ashmolean в Оксфорде, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Центре современного искусства Ж. Помпиду в Париже, в ГТГ, ГРМ и ГЦТМ.
Библиография: |
* Лобанов-Ростовский; ХРЗ; AI 1/513, 3/495, 18/246, 19/339, 20/332, 21/333, 22/269, 25/286, 27/314, 28/349; Lévêque–Plantureux; Naylor. Тугендхольд Я. Александра Экстер как живописец и художник сцены. Берлин, 1922. Бурлюк Д. Д. Александра Экстер и ее собачка // Бурлюк Д. Д.: 1/2 века. Нью-Йорк, 1932. С. 12. Эфрос А. М. Камерный театр и его художники. М., 1934. С. XXII–XXVII. Стриженова Т. К. Автор костюма – А. Экстер // Декоративное искусство СССР. 1967. № 1. С. 31-34. Таиров А. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970. Хидекель Р. О трех художниках Камерного театра // Искусство. 1971. № 5. С. 37-41. Стриженова Т. К. Из истории советского костюма. М., 1972. Боулт Дж. Александра Экстер // Русская мысль. 1974. 20 июня (№ 3004). С. 8. З-н [Завалишин] В. Выставка работ Александры Экстер // Новое русское слово. 1974. 24 апр. Ракитин В. Марсиане А. Экстер // Декоративное искусство СССР. 1977. № 4. С. 29-30. Лупандина А. Художники Камерного театра // Творчество. 1980. № 9. С. 14-18. Александра Экстер. Эскизы декораций и костюмов. Каталог выставки из собрания ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. М., 1986. Тугендхольд Я. А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. Избранные статьи и очерки. М., 1987. С. 316 (указ.). Лобанов-Ростовский Н. Д. По следам художницы // Огонек. 1988. № 4. С. 8-9. Колесников М. Возвращение // Там же. С. 8. Александра Экстер. От импрессионизма к конструктивизму: Каталог выставки / Сост. М. М. Колесников. М., 1988. Галайбо Н. Экстер и Лиссим // Наше наследие. 1989. № 1. С. 32. Колесников М. М. Александра Экстер и Вера Мухина // Панорама искусств. Вып. 12. М., 1989. С. 89-110. Коваленко Г. Ф. Александра Экстер в Париже // Театр. 1992. № 2. С. 103-122. Н. Лобанов-Ростовский. О театральных художниках из России (Записки коллекционера) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Т. 1. Иерусалим, 1992. С. 390-420. Коваленко Г. Ф. Александра Экстер: Путь художника. Художник и время. М., 1993 (библиогр.). Коваленко Г. Ф. «Цветная динамика» Александры Экстер (из бывш. собрания Курта Бенедикта) // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1994. М., 1996. С. 356-365. Харджиев Н. Н. Статьи об авангарде: Архив русского авангарда / Сост. Р. Дуганов, Ю. Апришкин, А. Сарабьянов: В 2 т. М.: R. A., 1997. Амазонки авангарда: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова / Под. ред. Джона Э. Боулта и Мэтью Драйта. Каталог выставки. М., 2000. Александра Экстер: Цветовые ритмы / Вступит. ст. Е. Н. Петровой. СПб.: ГРМ, 2001. Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 166–171 (илл.). Наков А. Она была единственной, кого Малевич допускал в свою мастерскую // Культура. 2005. 10–16 нояб. (№ 44/7503) Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. М., 2010. С. 140-145. Крусанов А. В. Русский авангард. Боевое десятилетие. В 3-х тт. Кн. 1, 2. М., 2010. (Указ.). Lissim S. Alexandra Exter et le décor lumineux // Beaux-Arts. 1935. Sept. 6. P.4. Alexandra Exter / Texte de A. B. Nakov: [Catalogue]. Galerie Jean Chauvelin. Paris, 1972. Artist of the Theatre Alexandra Exter / Text by S. Lissim, A. Nakov and others: [Catalogue]. New York, 1974. Bowlt J. E. Alexandra Exter and Veritable Amazon of the Russian Avant-Garde // Art News. 1974. Vol. 73, Sept. P. 41–43. Gorbachev D. Exter in Kiev – Kiev in Exter // Experiment: A Journal of Russian Culture. 1995. Vol. 1. P. 299–322. Susak V. Ukrainian Artists in Paris. 1900–1939. Kyiv, 2010. Сочинения: Новое во французской живописи // Искусство (Киев). 1912. № 1/2. С. 34–44. О конструктивной одежде // Ателье. 1923. № 1. С. 4–5. В поисках новой одежды // Всесоюзная художественно-промышленная выставка. № 2. М., 1923. Простота и практичность в одежде // Красная нива. 1923. № 21. С. 31. |
Сайты: | |
Произведения: | |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
10.02.2011 |