АНДРЕЕНКО-НЕЧИТАЙЛО Михаил Федорович

Andreenko M.

М. Ф. Андреенко-Нечитайло (Источник: http://kherson-gid.com/ru/skvoz-zavesu-vremen/istoricheskie-siluety.html)

17/29 декабря 1894 (Одесса) – 12 ноября 1982 (Париж). Живописец, сценограф, писатель.

Родился в семье губернского секретаря, дворянина Ф. С. Нечитайло-Андриенко. Вскоре семья переехала в Херсон. Рос в творческой атмосфере; состоял в родстве со скульптором Б. В. Эдуардсом и художником А. Максимовичем. В 1910–1912 показывал пейзажи на выставках Херсонского общества любителей изящных искусств. В 1912, по окончании гимназии, поступил на юридический факультет Петербургского университета и в Рисовальную школу ОПХ, учился у А. А. Рылова, Н. К. Рериха и И. Я. Билибина. В 1914 с группой учащихся школы участвовал в Международной выставке книги и графики в Лейпциге, в начале войны – в выставке в пользу Лазарета деятелей искусств в Петрограде. В 1916/1917 показал первые кубистические полотна на выставках в Художественном бюро Н. Е. Добычиной. Рисовал иллюстрации для газет и журнала «Голос жизни», издававшегося Д. В. Философовым; исполнял экслибрисы. В эти же годы работал декоратором в театре Литературно-художественного общества.

В 1917 окончил университет. В начале 1918 вернулся в Херсон, затем переехал в Одессу и около года (с осени 1918 по весну 1919) в сотрудничестве с режиссером К. М. Миклашевским оформлял спектакли Камерного театра: «Два менехма» Плавта, «Электра» Г. Гофмансталя, «Действо о Теофиле» Рютбефа, «Четыре сердцееда» К. Миклашевского.

В январе 1920 нелегально перешел границу с Румынией и несколько месяцев провел в Бухаресте. Исполнил эскизы декораций для балета «Миллионы Арлекина» Р. Дриго (балетм. Б. Г. Романов) в Королевской опере. В 1921–1923 жил в Праге. Работал главным декоратором Русского камерного театра, оформил около десяти спектаклей: «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, «Смерть Павла I» Д. С. Мережковского, «Любовь – книга золотая» А. Н. Толстого, «Гроза» и «Волки и овцы» А. Н. Островского, «Дворянское гнездо» по И. С. Тургеневу, «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому и др. Сотрудничал с другими театрами, в частности, исполнил декорации к первой постановке оперы П. Хиндемита «Нуш-Нуши» в пражской Немецкой опере (1922).

В декабре 1923 переехал в Париж. Оформлял спектакли труппы Ф. Ф. Комиссаржевского, театра «Одеон» («Преступление и наказание», 1924), театра «Пигаль и др. Исполнил декорации к балету «Жар-птица» И. Ф. Стравинского по эскизам Н. С. Гончаровой для Русского балета С. П. Дягилева. Работал в кино, участвовал в качестве декоратора и художника по костюмам в создании фильмов «Казанова» (1926) и «Шехеразада» (1927) А. Волкова, «Деньги» М. Л’Эрбье (1927). В 1930-е создавал сюрреалистические картины, изображавшие музыкальные инструменты, морские раковины, пни и ветви деревьев в сочетании с фрагментами архитектуры.

Участник выставки 33 русских художников в кафе «La Rotonde» (1925), Международной театральной выставки в Нью-Йорке (1926), групповой выставки в галерее V. Girchman (апрель 1931), салонов Осеннего, Независимых и Сверхнезависимых (1938). Был одним из активных деятелей Парижской группы украинских художников. Содействовал созданию Ассоциации украинских художников в Париже, участвовал в 1-й выставке Ассоциации независимых украинских художников – АНУМ (Львов, 1931), выставках украинских парижан в Париже (1932) и Львове (1933). АНУМ выпустила первую монографию о художнике с текстом В. Сичинского (Львов, 1934). В послевоенные годы был экспонентом выставок русских художников, организованных Союзом советских патриотов (май 1945; «В честь Победы», 1946; июнь 1947) и Комитетом «Франция–СССР» (1945).

В 1940–1950-е писал пейзажи квартала Вожирар (ныне перестроенного), его переулки, кафе, витрины, уличные сценки (цикл «Париж, который исчез»). В 1958 вернулся к конструктивистским построениям в живописи, применял в картинах «нехудожественные» материалы – песок, глину, проволоку; продолжал писать пейзажи (Испания, Венеция, Гент, Брюгге).

В 1960–1970-е прошли персональные выставки в парижских галереях F. Houston-Brown (1964), J. Shalom (1972) и «22» (1974), а также во Флоренции (1964), Риме (Il Bilico, 1965), Западном Берлине (Werner Kunze, совм. с А. А. Экстер, 1974), Женеве (1974) и Амстердаме (1976); участвовал в групповых выставках: «Первое поколение абстрактного искусства» в Сент-Этьенне (1958), «Русские художники Парижской школы» в Париже (Дом французской мысли, 1961), «Авангард 1910–1930» в Берлине (1967), «The Non-Objective World» в Лондоне, Париже и Милане (1971), «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974), «Снова русские» в Париже (Françoise Tournié, 1975), «Сценография и русский авангард» в Вашингтоне (1976–1978) и др.

Писал критические статьи по искусству, эстетические наблюдения и рассказы. Печатался в эмигрантских изданиях (журналы «Возрождение», «Новый журнал», мюнхенский украинский журнал «Сучаснiсть» и др.). В анкете для Музея современного искусства назвал себя «апатридом украинского происхождения». Долгие годы дружил с С. И. Шаршуном.

Творческая жизнь оборвалась в 1978 из-за полной потери зрения. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Представлен в Музее современного искусства города Парижа, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Национальной библиотеке в Вене.

Библиография:

* Анненков; Лобанов-Ростовский; Неизвестная Россия; AI 19/24, January 1975/6.

Сiчинський В. Андрiенко. Львiв: АНУМ, 1934.

Попович В. Андрiенко. Мюнхен, 1969.

Андреенко М. Заметки по вопросам современного искусства // Возрождение (Париж). 1970. № 217. С. 79–94.

Поповiч В. Михайло Андрiенко. Мюнхен, 1969; Париж, 1972.

Анненков Ю. Художественные выставки // Русская мысль (Париж). 1972. 23 ноября (№ 2922). С. 9.

Маркадэ В.-Д., Маркадэ И.-Р. Конструктивный кубизм Андреенко // Возрождение (Париж). 1973. № 240. С. 125–132.

Маркадэ И. (Ж.-К.) Памяти Михаила Федоровича Андреенко // Русская мысль (Париж). 1982. 2 дек. (№ 3441).

С. 13 (с портр.).

Н. Лобанов-Ростовский. О театральных художниках из России (Записки коллекционера) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Иерусалим, 1992. Т. 1. С. 390-420.

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 106–109 (илл.).

Герра Р. Михаил Федорович Андреенко-Нечитайло (1894–1982) // Наследие петербургской университетской культуры в Русском зарубежье. СПб., 2012. С. 156-162.

Art Russe Moderne / Préface par André Salmon. Paris, 1928.

Andreenko / Texte de Gruido Marinelli: [Catalogue]. Galerie F. Houston-Brown. Paris, 1964.

Andreenko / Préface de Pierre Courthion [Catalogue]. Galeria Il Bilico. Rome, 1965.

Lobanov N. Russian Painters and the Stage // Записки русской академической группы в США. 1968. Т. 2. С. 138–140.

Mikhail Andreenko. Pionnier et mainteneur du сonstructivisme / Par Guy Dornand: [Catalogue]. Galerie Chalom. Paris, 1972.

Andreenko / Album présénte par J.-C. et V. Marcadé. Paris; Lausanne: L’Age d’Homme, 1978 (bibliogr.).

Susak V. Ukrainian Artists in Paris. 1900–1939. Kyiv, 2010. P. 112–115.

Соч.:

Перекресток: Рассказы / Изд. и пред. Ренэ Герра. Париж, 1979.

Библиотека
сайта:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

21.10.2011