ДУНКЕЛЬ Евгений Борисович
Dunkel Eugene
30 апреля 1890 (Верный, ныне Алматы, Казахстан) – 10 апреля 1972 (Пелхам, шт. Нью-Йорк, США). Сценограф, живописец.
Сын надворного советника Евгения Борисовича Дункеля и польской аристократки из семьи, некогда сосланной в Сибирь. С трех лет жил в Вильно. В 1904 учился в МУЖВЗ в общем классе у К. Ф. Юона. В 1906 подавал прошение о зачислении в Строгановское художественно-промышленное училище, затем учился в Виленской рисовальной школе у И. П. Трутнева, которую окончил в 1908 со званием учителя рисования в низших учебных заведениях. Недолго занимался в ЦУТР у П. Б. Ламбина и в АХ у Д. Н. Кардовского (1913).
В 1915 побывал в Париже, учился в академии Р. Жюльена, выставлялся в салоне Независимых. В 1916 сотрудничал в журнале «Солнце России», работал для Мариинского театра и московского Оперного театра С. И. Зимина. В октябре 1917 окончил Павловское военное училище и был отправлен на Румынский фронт, но не доехал из-за революционных событий. Организовал театр в Новоселицах, близ г. Черновцы, затем работал в театре в Екатеринославе (ныне Днепр, Украина).
В 1919 через Крым эмигрировал в Болгарию, зарабатывал изготовлением вывесок и рисунков для ковров, работал художником в Болгарской опере в Софии. Перебрался в Грецию, писал заказные портреты, в том числе послов России, Испании и Италии.
В 1923 обосновался в Нью-Йорке. В первые годы выполнял случайные оформительские заказы, расписывал рестораны (в частности, ресторан «Little Russia», 100, West, 59 av.; 1929), работал для бродвейских театров и русских балетных трупп (А. Гаврилова, М. Мордкина) и для театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева. В 1927 был главным декоратором «Cinema Roxy». В 1929 его персональная выставка состоялась в Париже в галерее J. Allard. Участник русского отдела выставки Международной группы в Нью-Йорке (1930).
В 1935 основал в Нью-Йорке мастерскую, в которой исполнялись театральные декорации как по его собственным рисункам, так и по эскизам других художников (Е. Г. Бермана, П. Ф. Челищева, М. В. Добужинского, М. З. Шагала, С. Дали, Ж. Коро). Многие сценографы ценили в нем умение точно воплощать их замыслы. В числе самостоятельно оформленных постановок – балеты «Alma Mater» К. Свифта (1935, American Ballet Дж. Баланчина), «Вариации» на музыку Л. Бетховена и «Фауст» на музыку Ш. Гуно (1936, Ballet de Monte-Carlo), «Сильфиды» Ф. Шопена (1944, International Ballet Жоржа де Куэваса), оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова и «Макбет» Дж. Верди (1938, Метрополитен-Опера), «Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди (1938, Оперный фестиваль в Дейтоне), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Метрополитен-Опера, 1942), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1940-е, Оперный театр Сан-Франциско). Исполнил декорации для представлений на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке (1939). В 1957 участвовал в выставке «Художники театра в Нью-Йорке».
Всю жизнь писал импрессионистские пейзажи, портреты и натюрморты. В 1940–1960-е провел ряд персональных выставок в Чикаго, Нью-Йорке (Бруклинский музей), Сан-Франциско и Париже. Представлен в Бруклинском музее в Нью-Йорке.
Был женат на пианистке Йохане Лустиг (J. Lustig), уроженке Вены; их сын – Пол Лустиг Дункель – известный американский флейтист и дирижер.
Библиография: |
* РГИА Ф. 789. Оп. 13. 1913. Д. 79; РГАЛИ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 2816. * Бурлюк; Лобанов-Ростовский; РЗФ; ХРЗ; Bénézit-1 3/409; WWAA 1937/158. Иллюстрированная Россия. 1929. № 24. Скончался художник Е. Б. Дункель // Новое русское слово. 1972. 12 апр. (№ 583). С. 1. Lobanov N. D. Russian Painters and the Stage // Записки Русской академической группы в США. 1968. Т. 2. С. 173–175. Eugene B. Dunkel. Dunkel Scenic Studios. New York, 1959. |
Библиотека сайта: |
|
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
30.03.2012 |