ФЕШИН Николай Иванович
Fechin Nicolai
26 ноября / 8 декабря 1881 (Казань) – 5 октября 1955 (Санта-Моника, шт. Калифорния, США). Живописец, график, скульптор, педагог.
Сын владельца позолотно-столярной иконостасной мастерской. В 1895–1901 учился на живописном отделении Казанской художественной школы (КХШ), в 1901–1909 – в ИАХ в Санкт-Петербурге (с 1902 по 1907 ‒ в мастерской И.Е. Репина).
В 1904 совершил поездку в Сибирь (Южный Енисей) в составе экспедиции геолога Н.Л. Ижицкого. В 1904‒1907 сотрудничал с сатирическими журналами «Шут» (1904), «Леший» (1906), «Вольница» (1906), «Светает» (1907), «Скоморох» (1907). В 1905‒1906 вместе с художниками И.И. Бродским и А.Н. Депальдо участвовал в редактировании и издании сатирического журнала «Пламя».
В 1908 получил 1-ю премию на Конкурсе им. А.И. Куинджи за картину «Черемисская свадьба», экспонированную на Весенней Академической выставке. В 1909 «Портрет неизвестной (Дама в лиловом)» (1908), приобретенный музеем Академии художеств, был отмечен малой золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене.
30 октября 1909 получил звание художника за конкурсную картину «Капустница» с правом пенсионерской поездки за границу. С 1 ноября 1909 был утвержден штатным преподавателем по классу живописи и рисунка Казанской художественной школы. В течение 1910 побывал в Вене, Берлине, Мюнхене, Риме и других городах Италии, Париже. В 1913 женится на Александре Николаевне Белькович, в 1914 родилась дочь Ия.
В казанский период работал над крупноформатными полотнами «Бойня» (1911‒1917?), «Обливание» (1914‒1917?), портретами ‒ Н.М. Сапожниковой (1908, 1915, 1916), Александры Белькович (с 1913 – Фешиной; 1910, 1911, 1912, 1914, 1922), Ольги и Нины Белькович (1910), «Леди в розовом» (1912), «M-lle Подбельская» (1912), Вари Адаратской (1914), художника В.Г. Тихова (1916), профессора медицины Л.Л. Фофанова, отца (1909, 1910, 1912, 1916) и др., пейзажами, натюрмортами; раскрылся как мастер натурного рисунка (ню, портреты).
Участвовал в выставках: Весенних в залах ИАХ (с 1908), ТПХВ (с 1912; действительный член ТПХВ с 1916), Товарищества независимых (СПб., 1912 и 1914), в мюнхенском Сецессионе (1910), Институте Карнеги в Питтсбурге (ежегодно в 1910–1914), международных выставках в Мюнхене (1909, 1910, 1913), Риме (1911), Амстердаме (1912), Венеции (1914), ежегодных выставках Института Карнеги в Питсбурге (1910, 1911, 1912, 1913, 1914), выставке Национальной академии дизайна в Нью-Йорке (1911), Международной выставке Панама-Пасифик в Сан Франциско (1915). С 1910 его работы начал систематически приобретать американский коллекционер У.С. Стиммел, генеральный агент страховой компании Джона Хэнкока. В 1916 был избран академиком живописи.
В 1918 принял участие в работе комиссии по реорганизации Казанской художественной школы. В 1920 исполнял обязанности заведующего учебной частью Казанских Государственных свободных художественных мастерских, был избран председателем художественного совета мастерских. Среди его учеников были известные в будущем советские художники П.И. Котов, Ф.А. Модоров, К.К. Чеботарев, А.Г. Платунова, А.М. Родченко, В.Ф. Степанова. По заказу политотдела Красной Армии написал серию портретов идеологов и вождей революции: К. Маркса, один из первых живописных портретов В.И. Ленина (1918), Л.Д. Троцкого (не сохранился), А.В. Луначарского. В 1921, работая над замыслом композиции на тему голода, создал серию трагических рисунков и живописных этюдов.
Участвовал в 1-й и 2-й Государственных выставках в Казани (1920 и 1921), выставках ТПХВ (М., 1922), АХРР (М., 1922 и 1923; Казань, 1923), группы «Шестнадцать» (Пг., 1922).
В 1923 с помощью У.С. Стиммела через Ригу эмигрировал с семьей в США. 1 августа семья Фешиных прибыла в Нью-Йорк. В 1923‒1926 жил в Нью-Йорке, преподавал в художественных классах при галереях Grand Central (1923‒1924). Общался с семьей Бурлюков, написал портреты Д.Д. Бурлюка и М.Н. Бурлюк. Провел персональные выставки в нью-йоркской галерее Arden (1924) и Художественном институте Чикаго (декабрь 1923 ‒ январь 1924). В 1924 получил приз Томаса Р. Проктора в разряде портретной живописи на выставке в Национальной академии дизайна в Нью-Йорке за портрет «Гравер. (У.Д. Уоттс)», в 1926 ‒ большую серебряную медаль за парный портрет жены и дочери «Лето», представленный на Международной выставке в Филадельфии. В 1925–1926 создал портреты писательницы Уиллы Кэйсер, голливудской звезды Лилиан Гиш, одного из основателей галерей Grand Central У.Л. Кларка, Н. Евреинова, В. Фокиной, портреты жены и дочери, в 1925 – серию калифорнийских пейзажей. Был участником выставок русского искусства в Бруклинском музее в Нью-Йорке (1923), Уилмингтоне (1932), Праге (1935).
В 1927 по рекомендации врачей переехал в район с более подходящим климатом ‒ г. Таос, шт. Нью-Мехико. Первоначально остановился у Мэйбл Додж Лухан, покровительницы Таосской художественной колонии, а затем приобрел дом с участком земли в центре города. Построив отдельно стоящую студию, занялся перестройкой, а фактически созданием заново собственного дома (1927‒1933). В Таосе создал живописные и графические портреты М.Д. Лухан, художницы Д. Бретт, Ф. Лоуренс (жены писателя Д.Х. Лоуренса), живописные и угольные портреты индейцев, пейзажи и натюрморты. Был дружен с художником Л. Гаспаром, другим российским эмигрантом в Таосе.
В 1931 получил американское гражданство. В 1934 тяжело пережил развод с женой, потеряв права на дом в Таосе, и зиму провел с дочерью в Нью-Йорке, затем они переехали в Лос-Анжелес, где прожили до 1947.
В Лос-Анджелесе преподавал в художественных классах при галерее Stendahl. В 1935 получил первый приз Академии западных художников. В 1936 путешествовал по Мексике со своими учениками, в г. Оахаке встречался с Диего Ривера. В 1938 вместе с другом Миланом Рупертом путешествовал по Японии, Яве и Бали. В 1946 вышел первый альбом рисунков углем, изданный в Калифорнии в издательстве Норсридж.
В 1947 приобрел студию в Санта-Монике, шт. Калифорния ‒ последнее свое пристанище, где вел художесвтенные занятия, популярные у художников Голливуда. В 1948 получил приз Adele Hyde Morrison на выставке в Художественной галерее Окланда. Под руководством Глена Лукенса (Glenn Lukens), инструктора Университета Южной Калифорнии, изучал керамику. В 1955 персональная выставка состоялась в Художественном музее Сан-Диего.
Со второй половины 1950-х постоянная экспозиция произведений Н.И Фешина была открыта в художесвтенной галерее Государственного музея Татарской ССР в Казани (с 1958 галерея выделилась в самостоятельный Музей изобразительных искусств). В 1961 ретроспективная выставка художника состоялась в галерее А. Хаммера. В России мемориальные выставки состоялись в Казани, Кирове, Ленинграде и Москве (1963‒1964), первая совместная российско-американская выставка – в Казани Ленинграде, Санта Фе, шт. Нью-Мексико, Сиэтле, шт. Вашингтон (1975–1976). К 130-летию художника большая монографическая российско-американская выставка прошла в Казани (ноябрь 2011 ‒ январь 2012), ГРМ в Санкт-Петербурге, ГТГ в Москве (2012), в рамках проекта, но без произведений из российских музее (из-за политических сложностей) – в Музее Русского искусства в Миннеаполисе, шт. Миннесота, Музее Фрай в Сиэтле, шт. Вашингтон.
В 1976 дочь художника Ия Фешина-Бренэм перевезла прах художника на Арское кладбище в Казани. Ее стараниями таосский дом Фешина был в 1979 внесен в Регистр исторических мест США. В 2002 дом был приобретен частным фондом, и в настоящее время в нем располагается Музей искусств Таоса (Taos Art Museum & Fechin House).
Наиболее значительная коллекция произведений Н.И. Фешина принадлежит Государственному музею изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани (около 200 единиц хранения). В России его произведения также представлены в ГРМ, НИМ РАХ, ГТГ, в художественных музеях Козьмодемьянска, Чебоксар, Кирова; в США – в музеях Stark Museum of Art, Оранж, шт. Техас (более 60 произведений); Frye Art Museum, Сиэттл, шт. Вашингтон; San Diego Museum of Art, Сан Диего, шт. Калифорния; National Cowboy & Western Heritage Museum, город Оклахома, шт. Оклахома; Philbrook Museum of Art, Таоса, шт. Оклахома; Fred Jones Jr. Museum of Art, The University of Oklahoma, Норман, шт. Оклахома; Eiteljorg Museum of American Indians and Western Art, Индианаполис, шт. Индианаполис; New Mexico Museum of Fine Arts, Santa Fe, шт. Нью-Мехико; Taos Art Museum & Fechin House, Woolaroc Museum, Bartesville, шт. Оклахома и др.
Творчество Н.И. Фешина базировалось на традициях русской академической школы и реализма «передвижников», соединялось с импрессионистическими приемами, имело экспрессионистические тенденции и в целом входило в контекст стиля модерн. В США творчество художника рассматривается в контексте искусства Юго-запада, в частности, Таосской художественной колонии. Для произведений Н.И. Фешина характерно соединение разных живописных приемов (гладкая, «сплавленная» живопись соединяется с широкой, пастозной) что создает контрасты фактур; использование сложносоставных цветовых замесов и тонко выстроенной колористической системы – сдержанной жемчужно-серой или охристо-коричневой, преобладающих в русский период, или построенных на контрастах ярких дополнительных цветов (зеленый-красный, желтый-синий, оранжевый-голубой), типичных для американского периода; создание эффекта этюдной незаконченности; гротескное заострение образов (в жанровых композициях) или манерность (в портретах). Н.И. Фешин выдающийся мастер классического натурного угольного рисунка, достигающего уровня рисунков старых мастеров. Скульптуру (портретные головки, персонажи русской мифологии и т.д) преимущественно резал из дерева, позднее, в США, кроме деревянной скульптуры, лепил модели из воска и гипса для перевода в бронзу. В декоративно-прикладном искусстве вслед за мастерами Абрамцева и Талашкино развивал неорусский вариант модерна (резьба по дереву, работа по металлу); в калифорнийский период в США работал в керамике. Одним из шедевров художника стал его единственный реализованный архитектурный проект – собственный дом в Таосе, соединяющий традиции местной испано-индейской архитектуры адобе с неорусским модерном.
Библиография: |
† РГИА. Ф. 789. Оп. 12. 1901. Д. И-82. * Американские художники; Бурлюк; AI 1/470, 2/462, 3/503, 4/428, 6/407, 11/284, 12/331, 14/362, 15/367, 17/212, 18/250, 21/338, April 1975/75, July 1975/121, 25/291, 28/354; Fielding; WWAA 1937/175–176. Нива. 1910. № 8. С. 167 (с портр.). Дульский П. Николай Иванович Фешин. Казань, 1921. Иванов В. Памяти Николая Ивановича Фешина // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1956. 12 янв. Николай Иванович Фешин: Каталог выставки / текст Г.А. Могильниковой. М., 1964. Воронов В. Судьба Николая Фешина // Огонек. 1964. № 29. С. 16. Капланова С.Г. Н.И. Фешин // Очерки по истории русского портрета конца XIX–начала XX века. М., 1964. С. 277–294. Фешин Н.И.: Документы. Письма. Воспоминания о художнике / сост. Г.А. Могильникова; Вступ. ст. С.Г. Каплановой. М., 1975. Ключевская Е. Фешин – рисовальщик // Художник. 1984. № 8. С. 59–64. Якупов Х. Николай Фешин // Искусство. 1984. № 10. С. 61–68. Конёнков С.Т.: Воспоминания. Статьи. Письма / сост. Ю.А. Бычков: В 2 т. Т. 2. М., 1985. С. 129–130. Каталог произведений Н.И. Фешина до 1923 года / ГМИИ Республики Татарстан; сост. Е.П. Ключевская, В.А. Цой. Казань, 1992. Ключевская Е.П. Фешин известный и неизвестный // Художник. 1993. № 3. С. 28–29. Тулузакова Г.П. Николай Фешин: Первые годы эмиграции // Татарстан. 1996. № 3. С. 81–88. Аведисян Дж. Николай Фешин в Америке // Наше наследие. 1998. № 46. С. 92–103. Тулузакова Г.П. Н.И. Фешин в Америке (1923–1955). Эволюция творчества // Зарубежная Россия. 1917–1939. Сборник статей. Кн. 2. СПб., 2003. С. 475–481. Тулузакова Г.П. Н.И. Фешин и Таос. Новые материалы // Зарубежная Россия. 1917–1945. Сборник статей. Кн. 3. СПб., 2004. С. 348–353. Николай Фешин. 1881–1955: Живопись, рисунок из собрания ГМИИ Республики Татарстан и частных коллекций / Галерея «Арт-Диваж»; авт. ст. Г. Тулузакова, А. Кузнецов. М., 2004. Успенский А. Русский Фешин // НОМИ. 2004. № 4. С. 16–18. Николай Фешин. К 125-летию со дня рождения. Каталог выставки / cост., авт. вст. статьи Г.П. Тулузакова. Казань, 2006. Тулузакова Г.П. Николай Фешин. СПб., 2007 (переизд. 2010, 2012). Тулузакова Г.П. Роль У.С. Стиммела и казанского представительства A.R.A. в организации эмиграции Н.И. Фешина (по материалам архива наследников художника) // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья / отв. ред. О.Л. Лейкинд. СПб., 2008. С. 159–166. Тулузакова Г.П. Николай Фешин. Натурный рисунок. Казань, 2009. Фешин / вступ. ст. Г. Тулузакова, Д. Портер. Альманах Государственного Русского музея № 317. СПб., 2011. Тулузакова Г.П. Н.И. Фешин. Живописная миниатюра. Казань, 2011. Тулузакова Г.П. Н.И. Фешин и русские эмигранты в Нью-Йорке и Таосе // Польские и русские художники и архитекторы в художественных колониях за границей и в политической эмиграции. 1815–1990 / Мат. научн. конф. Торунь, 2014. Графика и миниатюра Николая Фешина. Каталог выставки графики, живописи, миниатюры, театральной декорации из российских музейных и частных собраний / авт. вступ. ст., сост. Г.П. Тулузакова. М., 2015. Special Exhibition of Paintings by Nicolai Fechin. Intoduction by Cristian Brinton. Chicago: The Art Institute of Chicago, 1924. Stendal Art Gallery Exhibitions. N. Fechin. Foreword A. Miller. 1930. Jellico J. Nicolai Fechin // American Artist. 1959. Vol. 22. March. P. 22. McCracken H. Nicolai Fechin. New York: Ram Press, 1961. Nicolai Fechin, a one man exhibition of drawings, oil paintings, and sculpturts. Maxwel Galleries. Ltd, San Francisco, 1968, february 12 - march 4. Coke V.D. Taos and Santa Fe // Art in America. 1963. Vol. 51. Oct. P. 46. Jellico J. Drawings of N. Fechin // American Artist. 1968. Vol. 32. Nov. P. 58–63. Balcomb M.N. N. Fechin. S. l. Northerland Press, 1975. Nicolai Fechin. The exhibition of paintings, on loan from the USSR. Cataloge. Foreword Eye Fechin - Branham and Forrest Fenn. Fenn Galleries LTD. Santa Fe, New Mexico, November, 23 through December, 27; Charls and Emma Frye Art Museum, Seattle, Washington, january 6 - february 10, 1976. [Fechin N. Autobiography: The Russian Years and Оther Мaterials Аbout Аrtist] // Persimmon Hill. 1978. Vol. 8. № 3. Summer. Nordman J.B. N. Fechin. Draw What You See: A Personal Memory // Western Art Digest. 1985. Vol. 11. Issue 3. Summer. Fechin-Branham E., Porter M. N. Fechin: The Builder. Santa Fe, 1982. Nicolai Fechin. Across Two Continents. Gerald Peters Gallery. Exhibition catalogue. Santa Fe, 1997. Fenn F. The Genius of Nicolai Fechin. One Horse Land and Cattle Company and Nedra Matteucci Galleries, Santa Fe, 2001. Fechin: A Taos Homecoming. Taos Art Museum & Fechin House and Stark Museum of Art. Exhibition catalogue. Taos, 2006–2007. Tuluzakova G.P. Drawings of Nicolai Fechin. Fechin Art Reproductions. Taos, 2008. |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
30.03.2012 |