ГАСПАР Леон (Лев) Максимович (собств. Шульман Лейба Шмуйлович)
Gaspard Leon (né Schulman Leib)
1/13 октября 1883* (мест. Улла, Лепельский уезд Витебской губ., ныне Бешенковичский р-н, Витебская обл. Беларусь, по другим данным Витебск) – 21 февраля 1964 (Таос, шт. Нью-Мексико, США). Живописец.
Из небогатой еврейской семьи, которая, скорее всего, проживала в местечке Улла (в документах был записан как улльский мещанин). Сын столяра-краснодеревщика Шмуэля (Шмуйла, Самуэля) Шульмана и Циры Абрам. Одним из первых учился в Витебске у Ю. М. Пэна, который считал его среди своих самых талантливых учеников. С 1899 или 1900 по 1904 учился в Одесском художественном училище.
В 1905 поехал в Париж, где проживал совместно со своим соучеником по Одесской художественной школе и другом А. Пфефферманом (А. Панном), уехавшим на полгода ранее. Недолго (весной и осенью 1905) посещал занятия в академии Р. Жюльена по классу Э. Тудуза и М. Баше (позже называл себя также учеником В.-А. Бугро, что не находит подтверждений).
В 1906 дебютировал в Осеннем салоне, в 1907 – в салоне Национального общества изящных искусств. В мае 1907 вместе с А. Пфеферманом провел выставку в галерее Maison des Arts на rue Pereire. В конце октября 1907 участвовал в выставке в Витебске вместе с Ю. М. Пэном, Я. А. Павловской и А. Пфефферманом. В конце февраля 1908 вместе Ю. М. Пэном, К. Н. Калем и Я. А. Павловской участвовал в благотворительной выставке в Могилеве. Согласно каталогу выставки, был представлен 89 полотнами и этюдами, некоторые из которых ранее выставлялись в вышеуказанных парижских салонах.
По возвращении в Париж вновь участвовал в Осеннем салоне (1908–1912) а также в салоне Общества французских художников (1909, 1910, 1913) и салоне Независимых (1910–1914), где в 1912 его картина «Кермаш» («Kermesse») была приобретена французским правительством для Люксембургского музея в Париже (ныне в музее д’Орсэ). В 1908 и 1911 показывал работы в галерее Georges Petit на ежегодной выставке «Человеческая комедия» (La Comédie Humaine). В 1912 участвовал в Выставке российских художников и скульпторов, проживающих в Париже, состоявшейся в галерее Devambez. В 1913 о нем вышла первая обширная статья в парижской газете «Le Radical», в которой критик Марсель Пейи (Marcel Pays) высоко оценил его творчество, сравнивая его массовые сцены с картинами старых голландских мастеров и японскими гравюрами.
Ранние произведения сюжетно напоминают работы Пэна – портреты бедных еврейских стариков и старух, картины с бродячими еврейскими музыкантами и сценами на рынке. Позже еврейские типы на его картинах уступили место образам русских / белорусских крестьян в заснеженных деревнях.
В декабре 1908 женился на американке Эвлин Гаспер (свидетельство о браке хранится в Мэрии 14-го округа г. Парижа). В 1912 приехал с ней в Витебск, где они обвенчались в Ильинской церкви (выписка из Ильинской церкви хранится в Архиве американского искусства Смитсоновского института) Предварительно перешел в православие, приняв имя Лев Максимович (документ о крещении пока не обнаружен). Жена приняла российское подданство. В дальнейшем принял офранцуженную фамилию жены, с 1911 подписывал картины: «Léon Gaspar Schulman(n)», «Léon S. Gaspar», а с 1914 – «Leon Gaspard». Позже на ранних полотнах закрашивал (подчас очень небрежно) родную еврейскую фамилию, заменяя ее новой подписью. В дальнейшем, живя в США, называл себя потомком гугенотов, переселившихся в Россию из Франции. В поздние годы жизни его вымышленная биография обросла множеством фантастических подробностей, включая выдуманную тесную дружбу с Горьким, Шаляпиным, Пуччини, Анатолем Франсом и другими знаменитостями.
Во время Первой мировой войны (1914 — весна 1915) служил во французской армии в качестве воздушного обозревателя на дирижабле. Сохранилась его фотография в военной форме (в Архиве Американского искусства Смитсоновского института). Впоследствии утверждал, что служил во французском авиационном полку и его самолет был сбит во время известной битвы при Шарлеруа, в результате чего он был сильно контужен и провел долгое время в госпитале (рассказы о службе в авиации не подтверждаются, но есть свидетельства, что ранение и последующая госпитализация имели место).
В 1915 уехал с женой в США и до 1917 жил в Нью-Йорке, где осенью 1915 показал живописную работу «Возвращение с кермаша» («Le Retour de Kermesse») на ежегодной выставке в Национальной академии дизайна. В 1916 экспонировал военные картины (сцены из жизни российской и французской армии: войска, растянувшиеся по заснеженному пространству, раненые у станции Красного Креста, пленные немцы под конвоем, казаки, сенегальские легионеры, еврейские беженцы из Польши и Литвы) в галерее Henry Reinhardt & Son в Нью Йорке, а в 1917 – в филиале той же галереи в Чикаго. Они имели успех, и критик Джеймс Кэррингтон посвятил им большую статью в «Scribner’s Magazine», сравнивая автора с другим известным русским художником войны – В. В. Верещагиным.
В 1917–1921 жил в Чикаго, шт. Иллинойс. В 1918 по рекомендации врачей провел лето и осень в Таосе, шт. Нью-Мексико. В Таос приезжал каждое лето и окончательно поселился там в 1921. Многие начинающие и некоторые зрелые художники, например, Вильям Г. Дантон (W. H. Dunton) брали у него уроки колористки.
В 1919/1920 провел персональную выставку в Художественном институте в Чикаго, показав написанные в Таосе работы последних лет, в том числе портреты местных индейцев, картины их поселений и праздничные сцены.
В 1921 вместе с женой совершил путешествие по Китаю и Монголии. Полотна с китайскими и монгольскими мотивами (наряду с мотивами русскими и таосскими) продемонстрировал в 1923 на персональных выставках в Нью-Йорке, Рочестере и Буффало, шт. Нью Йорк, и в Детройте, шт. Мичиган. Его картины получили высокую оценку в двух статьях-рецензиях, опубликованных во влиятельных художественных журналах «Shadowland» и «International Studio». В 1924 прошли персональные выставки в Художественном институте в Чикаго, шт. Иллинойс, Де-Мойне, шт. Айова, и в Сент-Луисе, шт. Миссури. В том же году представил картину «Манчжурский лес» («Manchurian Forest») в русском отделе XXIII Международной выставки живописи в Питтсбурге, шт. Пенсильвания.
В 1926 вместе с женой совершил путешествие по странам Среднего Востока и, возможно, Средней Азии, а также посетил Берлин и Париж. Вскоре после возвращения в Таос начал строительство собственного дома, который был завершен в 1931. В 1933 побывал с женой в Париже, Марокко, Тунисе и Алжире. По возвращении жил до конца своих дней в Таосе, имел небольшую ферму. Ежегодно (до 1938) показывал работы на выставках в Национальной академии дизайна в Нью-Йорке. В 1936 провел персональную выставку в галерее Стендаль в Лос-Анжелесе, шт. Калифорния, а в 1939 представил картину «Воспоминание о Манчжурии» («Souvenir of Manchuria») на Всемирной выставке в Сан-Франциско.
В 1956 пережил смерть жены. В 1958 женился на Доре Каминской, нью-йоркской художнице из семьи русских эмигрантов, которая стала его неутомимым пропагандистом и агентом. В 1959 совершил с ней свадебное путешествие в Европу, страны Ближнего Востока, а также в Москву, где после долгой разлуки повидался с родственниками.
Интерес к творчеству художника стал возрастать в конце 1950-х – начале 1960-х. Известные коллекционеры американского западного искусства стали активно покупать его работы при посредничестве коммерческих галерей Таоса и Санта-Фе, а также благодаря умелому ведению дел его женой. Одновременно о нем вновь стали писать журналисты и критики. Особенно значительная публикация вышла в 1961 в журнале «American Artist». В 1962 состоялась обширная выставка его скетчей, созданных за последние шестьдесят лет, в Юго-Западном Музее в Лос-Анжелесе (шт. Калифорния). Выставка сопровождалась каталогом с пространным эссе, написанным другом художника, известным автором Фрэнком Уотерсом. Незадолго до смерти Гаспара тот закончил монографию, в которой описал жизнь художника на основе его собственных рассказов. Уотерс отметил в предисловии, что, хотя в этих рассказах реальность и фантазия тесно переплетаются, он сохранил их такими, какими он их услышал из уважения к талантливому художнику и близкому другу. Несмотря на эту оговорку и несмотря множество явных исторических несоответствий, монография многие годы воспринималась как вполне достоверная. После смерти художника его имя стало еще более известным благодаря ряду обширных ретроспективных выставок, организованных музеями и коммерческими галереями, а также переизданию дополненной и богато иллюстрированной монографии Уотерса.
Представлен во многих американских музеях и частных коллекциях.
______________________
* В большинстве источников ошибочно: 2 марта 1882. На могиле художника в Таосе надпись: «Леон Максимович Гаспар».
Библиография: |
† AAA (Leon Gaspard papers, 1917–1964; et al.); Harwood Art Museum (Leon Gaspard Papers); University of New Mexico (Frank Waters Papers 1892–1992 / Leon Gaspard). * Американские художники; AI 12/363, 15/403, 16/223; Fielding; Vollmer 2/205. Одесские письма. (Молодые таланты) // Восход, 1904. № 13. С. 24–26. Каталог выставки картин художников Л. С. Шульмана, К. Н. Каля, Ю. М. Пэна и Я. А. Павловской. Витебск, [1907]. Витебские губернские ведомости. 1907. 17 октября. С. 3; 20 октября. С. 3; 24 октября. С. 3. Иванова Е. Художник Леон Шульман-Гаспар – Вымысел и реальность // Мишпоха. 2012. № 29. С. 48–50. Димент Г. Невероятные похождения витебского художника Лейбы Шульмана, ученика Юделя Пэна // Марк Шагал и Петербург. К 125-летию со дня рождения художника. СПб., 2013. С. 214–222. Телецын В. Российские евреи-художники в США // Русские евреи в Америке. Торонто-СПб., 2016. С. 149–154. Кастелянская Р. Мои родственники из Яновичей // Мое местечко = My stetl. Еврейский культурный центр «Мишпоха» (г. Витебск). URL: http://shtetle.co.il/Shtetls/janovichi/kastelanskaja.html (дата обращения: 01.01.2016). Иванова Е. В. Лейба Шульман-Гаспар и Абель Пфефферман-Панн: начало творческого пути // Віцебскія старажытнасці матэрыялы навуковай канферэнцыі. ВДУ імя П. М. Машэрава. Віцебск, 23–24 кастрычніка 2014. Віцебск, 2017. С. 235–272. Le peintre Léon S. Gaspar // Le Radical. 1913. 1 аvr. P. 4. Carrington J. A Russian Painter’s Impressions of the War scenes in Russia and France by Leon Gaspard // Scribner’s Magazine (59) 1916. P. 281–288. Exhibition of Paintings by the Russian Artist Leon Gaspard. Scenes from Russia and France. The Galleries of Henry Reinhardt & Son, Chicago, 1917. Catalogue of Paintings by Great Masters: Leon Gaspard, Symons-Hopkins-Frieseke. The Toledo Museum of Art, OH, 1917. Paintings by Leon Gaspard. Catalogue. The Art Institute of Chicago, 1920. Catalogue of Paintings by the Canadian Group of Seven, Leon Gaspard, and Lois Ritman, The Memorial Art Gallery, Rochester, NY, 1923. Catalogue of a Collection of Paintings by Leon Gaspard, The Buffalo Fine Arts Academy, Albright Art Gallery, NY, 1923. Paintings of the Far East by Leon Gaspard. Milch Galleries. New York, 1923. Cahill E. Gaspard and America's Growth // Shadowland, September 1923. P. 11, 76. Comstock H. Gaspard Paints the East // International Studio, Vol. 78, No 317, October 1923. P. 16–20. Exhibition of Paintings by Leon Gaspard. Catalogue. des Moines Association of Fine Arts. Catalogue. 1924. Jellico J. Leon Gaspard. Veteran Painter of Taos // American Artist (25).1961. Р. 46–50. Waters, F. The Sketches of Leon Gaspard. Southwest Museum, Los Angeles. 1962. Waters F. Leon Gaspard. Flagstaff (Arizona), 1964. The Drawings of Leon Gaspard. The Amparo Gallery. Denver, CO and Scottsdale, AR, 1964. Leon Gaspard. A Retrospective Еxhibition: [Catalogue]. Santa Fe, 1965. Leon Gaspard: 1882–1964. Retrospective Еxhibition: [Catalogue]. Maxwell Galleries. [San Francisco, 1967]. Leon Gaspard. Illustrated Catalogue. Kennedy-Shriver-Biltmore Galleries, New York, Taos, Los Angeles, 1974. Leon Gaspard: Paintings of Many Worlds, Kennedy Galleries, New York, 1974. Leon Gaspard. Illustrated Catalogue. Mongerson Galleries, Chicago, 1978. Waters F. Leon Gaspard / with a foreword by Forrest Fenn: [Catalogue]. Fenn Galleries, Santa Fe. Flagstaff (Arizona): Northland Press, 1981. Leon Gaspard. Exhibition of Paintings. Illustrated Catalogue. Gerald Peters Gallery, Santa Fe, 1984. Leon Gaspard. Illustrated Catalogue. Berry-Hill Galleries, New York, 1986. Waters F. Of Time and Change: A Memoir. MacMurray & Beck, Denver, 1998. Dorfman J. «From Russia with Love»: Two Expatriate Painters, Nicolai Fechin and Leon Gaspard // Art and Antiques (32) 2009, C. 98–105. Leon Gaspard: Impressions of Russia and Faraway. Nedra Matteucci Galleries, November 15 – December 31, Santa Fe, Nw Mexico, 2013. Fenn F., Milburn C. Leon Gaspard: The Call of Distant Places. Santa Fe, New Mexico:The Tia Collection / Fenn Archive. 2015. |
Архивы: | |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
03.11.2018 |