СОЛОГУБ (собств. Салогуб) Леонид Романович

Sologub, Sologoub (né Salogub) L.

Л. Р. Сологуб

16/28 апреля 1884 (Ейск, ныне Краснодарский край) – 17 июля 1956 (Гаага). Живописец, график и архитектор.

Сын купца 2-й гильдии Романа Степановича Салогуба. В 1896–1902 учился в Московской практической академии коммерческих наук, с 1898 – в МУЖВЗ. В 1902 поступил на архитектурное отделение ИАХ в Петербурге, где учился у Л. Н. Бенуа. В 1910 получил звание художника-архитектора и заграничное пенсионерство (1911) за проект здания Государственной Думы.

Исполнил ряд конкурсных архитектурных проектов, которые удостоились различных наград, но остались неосуществленными: «Здание Харьковского купеческого банка» (1909, 1-я премия), «Памятник императору Александру II в Петербурге» (1911, совм. с В. В. Лишевым; 4-я премия), «Памятник императрице Марии Федоровне» (1912, совм. с Лишевым; 4-я премия), «Обелиск в память 300-летия Дома Романовых в Костроме» (1912, совм. с А. Б. Регельсоном, В. С. Бартом и др.; 1-я премия АХ), «Дворец искусств в Петербурге» (1912, 1-я премия), «Церковь в память Александра II», «Здание музея Отечественной войны 1812 года в Москве» и др. В 1912–1913 спроектировал и оформил в Костроме 25 деревянных павильонов в старинном русском стиле для юбилейной выставки в честь 300-летия Дома Романовых. Создал обелиск в память артиллеристов 12-й батарейной роты, сражавшейся на Шевардинском редуте, установленный к 100-летию Бородинской битвы.

С 1910 входил в Общество архитекторов-художников, участвовал в его выставках. Показывал архитектурные проекты на выставках «Бубновый валет» (Москва, 1910/1911, вне каталога), «Мир искусства» в Москве и Петербурге (1912–1913; в 1918 стал членом общества). Выдвигал идею синтеза различных видов пластического искусства, намеревался воплотить ее в монументальных сооружениях. В 1912 основал при своей студии Объединение живописцев, архитекторов и скульпторов «Мастерская трех искусств» (официально зарегистрировано весной 1917; вошло в Союз деятелей искусств). Перед началом Первой мировой войны некоторое время провел в Екатеринодаре, где жили его родители (на Борзиковской ул., ныне ул. Коммунаров, 105; установлена мемориальная доска).

С началом войны пошел вольноопределяющимся на фронт, отказавшись от брони, которая полагалась ему как пенсионеру ИАХ. Служил в 1-й батарее лейб-гвардии стрелкового артиллерийского дивизиона был награжден Георгиевским крестом 4-й степени «за то, что 13 февраля 1915, находясь на наблюдательном пункте командира батальона, под сильным огнем тяжелой артиллерии противника, составляя артиллерийскую панораму для стрельбы батареи, которая дала возможность не прекращать огня батареи во время перемены наблюдательного пункта, чем способствовал успеху в остановке неприятельской атаки артиллерийским огнем». Был произведен в прапорщики, с июня 1916 – подпоручик лейб-гвардии.стрелковой артиллерийской бригады, в 1917 – поручик.

Публиковал фронтовые зарисовки в журнале «Нива». В декабре 1916 провел в залах ИАХ благотворительную выставку этюдов и рисунков «На войне», в пользу детей сражавшихся воинов. Она вызвала отклики многих представителей культурной общественности, в том числе А. Н. Бенуа, который сравнивал его с Верещагиным. В начале 1917 устроил небольшую выставку в редакции петроградской газеты «Русская воля». Предполагал использовать военные этюды для создания монументальных картин.

Многие события из его жизни в этот период нашли отражения в романе «Семья Звонаревых», написанного его другом, писателем Александром Николаевичем Степановым (выведен в книге под именем прапорщика Р. Р. Сологубенко).

В январе 1918 по прошению АХ уволен с воинской службы. Несколько месяцев работал в архитектурной мастерской А. В. Щусева и служил в Городском строительном комитете в Москве, после чего поехал в Екатеринодар. В январе 1919 женился на Анне Красильщиковой, дочери богатого купца. Служил в ОСВАГе (Осведомительное агенство; с февраля 1919 – Отдел пропаганды при правительстве Вооруженных сил Юга России), для которого делал зарисовки жертв «красного террора».

Осенью 1919 находился в Новороссийске, откуда в январе 1920 эмигрировал в Константинополь. Там встречался и помогал художнику А. В. Грищенко. В 1920–1921 посетил Грецию и Италию. Участвовал в выставке группы «Мир искусства» в парижском Осеннем салоне (1921).

В 1921 поселился в Нидерландах в Гааге. В 1922 развелся с женой, дочь Ирина осталась с ним. В том же году выставил в парижском Осеннем салоне виды Константинополя и провел персональную выставку в галерее R. Duncan в Париже; следующая выставка в этой галерее прошла в 1924. Тогда же начал цикл картин на евангельские темы. В 1925–1926 посещал Италию, жил на Капри, встречался там с художниками А. Е. Яковлевым, К. И. Горбатовым, К. А. Вещиловым.

В 1924 организовал в Гааге Выставку русских художников. В 1930 участвовал в Большой выставке русского искусства в Белграде, в 1932 – в Выставке русского искусства в галерее La Renaissance в Париже. С 1931 был членом объединений Kunstring и Pulchri Studio в Гааге. В 1932 провел персональную выставку в зале Pulchri Studio, показал произведения на тему войны. Ежегодно участвовал в выставках обоих объединений, в том числе в Большой юбилейной выставке Kunstring в Общественном музее Гааги (1941). Выставлялся в парижском салоне Независимых (1928–1930).

В 1935 помог своему родственнику (мужу сестры) Павлу Лужецкому организовать в Гааге галерею под названием «Искусство нашего времени» (галерея P. Loujetzky), где выставляли работы русские художники, и где он сам регулярно устраивал выставки в 1935–1956.

Отказался принять голландское подданство и всю жизнь считал себя русским художником. Похоронен на кладбище Westdiuin в Гааге. По завещанию художника дочь Ирина Сологуб (1919–2007) передала в дар СССР (в ГМИИ им. А. С. Пушкина) около 350 произведений отца, в том числе серии «Город Ейск» (151 работа), «Мировая война 1914–1917» (113 работ), «Алтай и Сибирь» (83 работ). В 1989 она передала в дар СССР виллу отца на Капри (содействие оказал академик Д. С. Лихачев). Прах художника был возвращен на Родину и захоронен на аллее Георгиевских кавалеров Всесвятского кладбища Краснодара.

Библиография:

* РГАЛИ Ф. 680. Оп. 2. Ед. хр. 1530; РГИА Ф. 789. Оп. 12. 1902. Д. И-75.

Золотое руно. 1909. № 7/8/9. С. 20–24 (ил.).

Конкурс проектов «Дворца искусств» // С.-Петербургская газета. 1912. 20 марта.

Д. В. Дворец Искусств // С.-Петербургский листок. 1912. 21 марта.

Дворец искусств в Петербурге (с ил.) // Одесский листок. 1912. 11 апр.

Художественно-педагогический журнал. 1913. № 19. С. 300.

Волжский. Юбилейная выставка // Новое время. 1913. 16 июня.

Аполлон. 1913. № 2. С. 57; 1917. № 1. С. 57.

Художник-воин (Л. Р. Соллогуб) // Нива. 25 июня 1916 (№ 26).

На войне: Выставка рисунков, этюдов и набросков с натуры учеников батального класса

Императорской АХ и архитектора-художника Л. Р. Сологуба. СПб., 1916. С. 20–32.

Бенуа А. Н. Выставка в Академии // Речь. 1916. 16 дек.

Поездка художников в Японию // Эхо (Владивосток). 1919. 4 апр. (№ 29). С. 4.

Среди коллекционеров. 1924. № 5/6. С. 47.

Крашенинников А. Забытые имена // Художник. 1989. № 8. С. 50–53.

Гребенюк В. Л. Р. Сологуб: Жизнь и судьба русского художника. Краснодар: Кубанский Государственный университет, 1991 (на правах рукописи).

Лариохин Т. Воля Сологуба // Культура. 1994. 10 сент. С. 11.

В дар переданы три картины // С.-Петербургские ведомости. 1994. 17 сент. С. 5.

Бардодым В. Кисть и резец. Художники на Кубани. Краснодар, 2003.

Погодин В. Подарок из прошлого // Антикварное обозрение. 2011. № 4. С 76-80.

Mak van Waay S. J. Lexicon van Nederlanden. Amsterdam, 1944.

Архивы:
Сайты:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Julia&Keld за предоставленную фотографию.

Дата ввода:

06.01.2011