СОРИН Савелий Абрамович (Савий, Завель Израилевич)

Sorine (Sorin) S.

С. А. Сорин. Автопортрет (около 1920).

14/26 февраля 1878 (Полоцк, Витебская губ.) – 22 ноября 1953 (Нью-Йорк). Живописец и график.

Отец – бедный еврейский портной Абрам-Израиль Сорин; мать – караимка. В неполные 16 лет ушел из дома. В 1895–1899 учился на живописном отделении Одесской рисовальной школы у К.К. Костанди; окончил школу с медалью, дававшей право на поступление в ИАХ без экзаменов. С 1899 учился в ИАХ у И.И. Творожникова и В.Е. Савинского, с 1901 – у И.Е. Репина. Побывал в 1906 в Италии. 31 октября 1907 за картину «Вдохновенная минута», изображающую актрису Элеонору Дузе в момент репетиции, получил Золотую медаль, звание художника и заграничное пенсионерство. В 1908–1909 как пенсионер ИАХ побывал во Франции, Голландиии, Бельгии, Швейцарии, Германии и вновь в Италии.

В 1900–1910-е создавал живописные и графические портреты деятелей литературно-художественного мира и представителей знати: М. Горького (1902; один из первых портретов писателя), балерины Т.П. Карсавиной в роли Сильфиды (1910), певца Л.В. Собинова (1914), поэтов А. А. Ахматовой (1914), М.А. Кузмина (1915), режиссера Н.Н. Евреинова (1914), композитора А.С. Лурье (1915, 1917), вел. кнж. Надежды Петровны, кн. С.П. Оболенского, кн. С.М. Волконского, кнг. О.К. Орловой, баронессы Ю.Т. Штейгель, министра С.Д. Сазонова и др. Участвовал в выставках общества «Мир искусства» (СПб., М., 1913; Пг., 1915, 1917) и Нового общества художников (Пг., 1917), Международной выставке в Риме (1911) и др. Работы воспроизводились во многих российских журналах, в том числе «Солнце России», «Столица и усадьба», «Нива», «Лукоморье», «Искусство», «Аполлон», «Огонек».

В 1917–1919 жил в Ялте. Принял там участие в 1-й выставке картин и скульптуры Ассоциации объединенных художников (декабрь 1917), выставке «Искусство в Крыму» (1918), во 2-й Крымской выставке картин и скульптыры Художественного общества ЮБК (Южного берега Крыма). Дружил с супругами Судейкиными. Летом 1919 вместе с ними перебрался в Тифлис. Участвовал в выставке «Малый круг» и вместе с С.Ю. Судейкиным расписал интерьеры кафе «Химериони» и «Ладья аргонавтов».

8 мая 1920 выехал вместе с Судейкиными из Батума в Марсель на пароходе «Souirah», 20 мая они прибыли в Париж. В 1921 участвовал в выставках группы «Мир искусства» в Париже (галерея La Boёtie и Осенний салон) и Выставке русского искусства в Лондоне (галерея Whitechapel). В 1923 провел персональную выставку в Лондоне. Выставлялся в Осеннем салоне (1922 и 1923) и салоне Тюильри (1926–1930; член салона).

В эмиграции продолжил галерею портретов деятелей культуры и высшей знати. Его моделяи были киноактриса Лилиан Гиш, балетмейстеры Дж. Баланчин и М.М. Фокин, балерины О.А. Спесивцева и И.М. Баронова, художники А.Н. Бенуа, С.Г. Поляков и А.М. Ланской, философ Л.И. Шестов, писательница Н.А. Тэффи, члены британской королевской семьи, в том числе принцесса Елизавета ‒ будущая королева. Портрет Анны Павловой (1922) был приобретен правительством Франции и помещен в Люксембургский музеей Парижа. В берлинском издательстве «Ганимед» вышел его альбом «Портреты» (1929).

С 1923 неоднократно бывал в США, работал в Нью-Йорке, Сан- Франциско, Лос- Анжелесе, Питтсбурге, Чикаго, Уилмингтоне и других городах. В первые годы ему покровительствовал миллионер Кон, который ввел его в высшие круги американского общества.

Персональные выставки прошли в Питтсбурге (1924/1925) и Нью-Йорке (Wildenstein, 1927, 1934, 1948; Knoedler, 1942, 1949). Участвовал в выставках русского искусства в Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924), Париже (Bernheim-Jeune, 1927), Уилмингтоне (1932), русском отделе международной выставки в Питтсбурге (1924).

Во время Второй мировой войны поселился в США. Сделал несколько крупных денежных взносов в Фонд помощи СССР. В послевоенные годы часто приезжал в Париж. В 1956 в Париже состоялась его посмертная выставка «Анна Павлова и танец ее времени».

Жена художника Анна Степановна Сорина – почетная гражданка Франции, ветеран медицинской службы армии США. В 1973 она посетила Москву и в соответствии с завещанием художника передала музеям СССР 30 его полотен, в числе которых портреты: киноактрисы Наталии Кованько (1923), М.М. Фокина (1926), композитора А.С. Лурье (1943), Ф.И. Шаляпина (1943), А.Н. Бенуа (1946). В 1973‒1974 эти картины были показаны на специальной выставке в Москве и Ленинграде). В 1974 А.С. Сорина передала Музею искусств Грузии в Тбилиси портреты знатных грузинок ‒ Эписо Дадиани и Мелиты Чолокашвили.

Библиография:

† РГИА Ф. 789. Оп. 12. 1899. Д. И-46.

* Бурлюк; Незабытые могилы; AI 1/358, 2/1190, 3/1298, 5/821, 7/1190, 9/819, 10/836.

Столица и усадьба. 1915. № 32. С. 27.

Аполлон. 1916. № 2. С. 32/33 (ил.).

Солнце России. 1917. № 3. С. 4-5 (ил.); № 27. С. 13.

Городецкий С. Сорин / Братство (Тифлис). 1920. № 1. С. 31.

Маковский С. Портреты Сорина / Жар-птица. 1922. № 8. С. 2-6. (Наше наследие. 1989. № 1. С. 152-155.)

Евреинов Н. Н. Оригинал о портретистах. М., 1922. С. 46–51.

Грабарь И. Э. Искусство русской эмиграции // Русский современник. 1924. № 3. С. 242-243.

Львов Л. Русское искусство за границей: Портреты С. Сорина // Иллюстрированная Россия. 1927. № 34. С. 16-17.

Дандре В. Анна Павлова. Берлин, 1933. С. 194-196.

Грабарь И. Э. Моя жизнь: Автомонография. М.; Л., 1937. (Указ.).

Опалов Л. В студии Савелия Сорина / Русская жизнь (Нью-Йорк). 1943. 6 ноября. С. 4.

Вл. З[авалишин]. С. А. Сорин // Русская мысль (Париж). 1953. 9 дек.

Лидарцева Н. Памяти С.А. Сорина. (К четвертой годовщине смерти) // Русская мысль (Париж). 1957. 21 нояб.

Горький и художники: Воспоминания. Переписка. Статьи / Сост. И. А. Бродский. М., 1964. (Указ.).

Александр Бенуа размышляет...: Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М.: Советский художник, 1968. (Указ.).

Произведения живописи и графики, переданные А. С. Сориной в дар музеям СССР: Каталог выставки. М., 1973.

Лидарцева Н. Памяти большого портретиста // Русская мысль. 1973. 22 ноября (№ 2974). С. 9.

Игорь Грабарь: Письма. 1917–1941 / Ред.-сост. Л. В. Андреева, Т. П. Каждан. М., 1977. (Указ.).

Дж. Боулт. Савелий Сорин в Крыму и Закавказье в 1917-19 годах // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Т. 2. Иерусалим, 1993. С. 493-506.

Рождественский Г. Парижские букинисты: Фрагменты из книги // Наше наследие. 1998. № 46. С. 164-165.

Шустер Д. Странная судьба портрета Ахматовой // Нева. 2000. № 8.

Шустер Д. Сорин в Нью-Йорке // Нева. 2000. № 12.

Обухова-Зелиньска И. Савелий Сорин – портретист; Три письма Сорина Судейкину // Русские евреи во Франции. Кн. 1 / Русское еврейство в зарубежье. Том 3 (8). Иерусалим, 2001. С.341-352.

Шустер Д. Жена художника и портрет княгини // Нева. 2002. № 2.

Судейкина В. Дневник. Петроград. Крым. Тифлис. М., 2006 (указ.)

Шило А. В. К атрибуции портрета А. П. Павловой работы Савелия Сорина // Н. К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры : материалы научно-практических конференций 2007–2008 гг. / Одесский Дом-Музей имени Н. К. Рериха. – Одесса: Астропринт, 2009. – С. 524-534.

Шестимиров А. А. Савелий Сорин – выдающийся портретист ХХ века // Антикварное обозрение. 2011. № 3. С. 6-15.

Шило А. В. Творчество С. А. Сорина в контексте искусства неоклассицизма // С. Рахманінов на зламі століть. – Вип. 8. Частина ІІ: Проблеми та перспективи розвитку культури в незалежній Україні. – Харків: ФОП Носань В. А., 2011. – С. 168-185.

Шило А. В. Творчество С. А. Сорина в отзывах современников: противоречия и проблемы // Н. К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры : материалы научно-практических конференций 2009 г. : Вып. 8. / Одесский Дом-Музей имени Н. К. Рериха. – Одесса: Астропринт, 2011. – С. 495-515.

Шило А. В. Портреты Савелия Сорина: типы и эволюция творчества // Золотая палитра. – 2011. – № 2. – С. 12-18.

Горнунг О. А. Произведения С. А. Сорина в Екатеринбургском музее изобразительных искусств // Золотая палитра. – 2011. – № 2. – С. 19-21.

Шило А. В. Портретное творчество С. А. Сорина глазами современников // Вестник Международного Славянского университета. Серия «Искусствоведение». – Т. ХIV. – 2011. – № 1. – С. 25-37.

Шило А. В. «Я здесь, на сером полотне…», или «Конфетная коробка»? // Вестник Международного Славянского университета. Серия "Искусствоведение". – Т. ХIV. – 2011. – № 2. – Харьков, 2011. – С. 28-44.

Шило А. С. А. Сорин в Америке // Русские евреи в Америке. Книга 6 / Русское еврейство в зарубежье. Том 22. Ред.-сост. Эрнст Зальцберг. Иерусалим-Торонто-СПб., 2012. С. 165-191.

Шило А. В. С. А. Сорин во Франции (1920-е гг.) // С. Рахманінов та культура України (С. Рахманінов на зламі століть). – Вип. 9. – Частина ІІ: Культура України в умовах глобалізації. – Харків: ФОП Носань В. А., 2012. – С. 172-203.

Шило А. В. С. А. Сорин во Франции (1930-е ‒ 1940-е гг.) // С. Рахманінов та культура України (С. Рахманінов на зламі століть). ‒ Вип. 10. Мультикультуралізм та культура України (до 140-річчя від дня народження С. В. Рахманінова) ‒ Частина ІІ ‒ Харків: ФОП Носань В. А., 2013. ‒ С. 178-210.

The Studio. 1923. Vol. 86. P. 28–34; 1926. Vol. 92. P. 286-287.

Barchan P. Sawely Ssorin // Deutsche Kunst und Dekoration. 1924. Bd 54, N 9. S. 116-128.

Barchan P. Sawely Soryn // Kunst. 1925. Bd 51. S. 168-171, 173, 174.

Salmon A. Savely Soryn: The Fleeting Moment in Portraiture // Creative Art. 1930. Vol. 7. P. 182-188.

Exhibition of Paintings by Sorine: [Catalogue]. Wildenstein Gallery. New York, 1934.

Art News. 1927. Vol. 26, Nov. 26. P. 8; 1934. Vol. 33, Nov. 24. P. 6, 9, 10; 1954. Vol. 52, Jan. P. 8.

Color and Rhyme. 1964/1965. N 55. P. 51; 1965/1966. N 60. P. 86.

Библиотека
сайта:
Сайты:
Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Александру Всеволодовичу Шило и Владимиру Григорьевичу Сорину за ценные уточнения и дополнительные материалы.

Дата ввода:

08.09.2011