ШИЛТЯН (Шильтян) Григорий Иванович

Sciltian G.

Г. И. Шильтян. Автопортрет. 1940

20 августа 1900 (Нахичевань-на-Дону, ныне район Ростова-на-Дону) – 1 апреля 1985 (Рим). Живописец.

Сын адвоката; мать происходила из семьи зажиточных армянских промышленников. По окончании лицея переехал в Москву, где продолжил обучение в Московской классической гимназии А. В. Адольфа. В 1915 вернулся в Ростов-на-Дону. В течение года посещал Рисовальные классы А. С. Чиненова (ныне – Художественное училище им. М. Б. Грекова). В юности испытал влияние кубистов и в особенности Пикассо. С 15 лет участвовал в выставках Ростовско-Нахичеванского общества изящных искусств и Союза художников-армян в Ростове-на-Дону. Сотрудничал в местном журнале «Искусство». В 1917 несколько месяцев провел в Петрограде, посещая занятия в Академии художеств.

После революции бежал в Грузию и обосновался в Тифлисе. Входил в круг братьев Ильи и Кирилла Зданевичей, общался с С. Ю. Судейкиным, С. А. Сориным, поэтами Тицианом Табидзе, Паоло Яшвили, В. В. Каменским, режиссером Н. Н. Евреиновым и др. Участвовал в поэтической группе «Ничевоки», близкой по духу к дадаистам. В Тифлиси встретился со своей будущей женой Елене Абромовне Боберман (1902, Ереван – 1991, Рим), дочерью банкира и сестрой художника В. А. Бобермана.

В 1919 выехал из Грузии и, после краткой остановки в Крыму, 5 августа 1920 окончательно оставил Россию. Некоторое время провел в Константинополе, затем переехал в Вену, где учился в Академии изящных искусств. В это время оставил авангардистские эксперименты и прочно встал на путь классической живописи. В конце 1922 переехал в Берлин. Вместе с Л. В. Заком, Ф. Г. Гозиасоном и Романом Крамштичем открыл студию на Motzstraße, давал уроки рисования.

В Берлине вновь встретился с Еленой Боберман и женился на ней (1923). После свадебного путешествия по Италии поселился с супругой в Риме, куда перебралась и вся ее семья. В 1925 принял участие в Римской бьеннале. Получил поддержку критика Роберто Лонги, который познакомил его с видным деятелем итальянского футуризма Антонио Джулио Брагалья. С помощью Брагалья снял студию на Campo de'Fiori, а в 1926 провел первую персональную выставку в галерее Дома искусств братьев Брагалья (Bragaglia). В том же году участвовал в Международной бьеннале в Венеции. В Италии познакомился с М. Горьким, П. П. Муратовым, Вяч. И. Ивановым, художницей В. М. Ходасевич. Около того времени по заказу князя Волконского исполнил копию плафона XVII века для дворца Строгановых в Риме.

В 1927–1932 жил в Париже. Выставлял портреты в Осеннем салоне. Провел персональные выставки в галереях La Renaissance (1927; 1929, совм. с С. В. Чехониным и А. Улиным), Сharpentier (1929), Bénézit (1930) и Van Leer (1931; совм. с Ю. П. Анненковым, Дж. де Кирико и М. Тоцци; 1933). Участвовал в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), групповых выставках русских художников в Брюсселе (1928), Белграде (1930), Париже (V. Girchman, апрель 1931; d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932), Праге (1935), армянских художников «Ани» (1930), групповых выставках в Льеже, Берлине, Лондоне, Брюсселе и Нью-Йорке. Картина «Цветочница» (1929) была приобретена Люксембургским музеем Парижа, «Маринетт» (1930) – Королевским музеем в Брюсселе. В июле 1933 вошел в правление художественной секции при Союзе деятелей русского искусства во Франции. Был дружен с Диего Риверой, Ф. Леже, П. Пикассо.

В 1933 вернулся в Италию, получив при содействии Ольги Синьорелли (Ресневич) визу для себя и жены (оба имели Нансеновский паспорт как лица без гражданства). Супруги поселились в Милане, лето проводили в Нессо на озере Комо.

В 1930-е выработал свой узнаваемый стиль, остававшийся неизменным на протяжении десятилетий. Писал жанровые и аллегорические картины, демонстрируя безупречную живописно-графическую технику и классисцическое мышление, а также особую интеллектуальную «манерность», родственную сюрреализму: «Вакх в таверне» (1935), «Эмигрант» (1936), «Бродяги» (1943), «Школа воров» (1955), «Школа модернистов» (1956), «Мадонна Армении» (1959; Эчмиадзинский собор, Армения), «Крещение Иисуса» (1969), «Вечная иллюзия» (1969), «Страницы истории» (1977), «Атомная смерть» (1978), «Сапожник» (1980). Исполнял иллюзорные натюрморты-«обманки», которые надолго стали его «визитной карточкой». Писал портреты по заказам представителей итальянской культуры и политики, иерархов католической церкви.

Работы экспонировались на выставках в Милане, Риме, Льеже, Берлине, Лондоне. В 1933 провел персональные выставки в миланской галерее Scopinich и в парижской Van Leer, в 1937 – в пресс-клубе в Болоньи, в 1939 – в галерее Этторе Джан Феррари в Милане. В 1936 в Британском павильоне на Венецианской бьеннале показал картину «Вакх в таверне», которую приобрела Национальная галерея современного искусства в Риме. В 1940 совместно с Фабрицио Клеричи участвовал в оформлении VII Миланской триеннале. В 1942 провел персональную выставку в миланской галерее Дель Мильоне. В том же году под его работы был отведен целый зал на Венецианской бьеннале.

В 1939 оставил Милан, где из-за войны стало небезопасно, и поселился в собственной небольшой вилле («Вилла Лили», по домашнему имени жены) в Гардоне Ривьера на озере Гарда (округ Морньяга, Ломбардия). Миланская квартира со всем имуществом и картинами погибла во время бомбардировок. В 1947 вернулся с женой в Милан, где создал студию во дворце Trivulzio (лето они по-прежнему проводили на «Вилле Лили»).

В 1947 участвовал в выставке «Живопись группы современных художников-реалистов» (совместно с братьями Ксавьером и Антонио Буэно, Карло Гуарьенти, Аччи, Серри и Пьетро Аннигони; галерея Дель Иллюстрационе). В 1948 с этой же группой организовал выставку в римской галерее Ла-Маргерита. В 1949 участвовал в выставке в портретной галерее Керубини (Ritratto alla Galleria Cherubini) во Флоренции. В 1950 показал ряд работ на XXV Венецианской бьеннале и на «Международной выставке художников-реалистов» в парижской галерее Martoren. В том же году в Милане о нем вышла монография Вольдемар Джорджа «Шилтьян: магия реальности».

В 1950-е создал иллюстрации к итальянскому изданию романа «Анна Каренина» Л. Н. Толстого и серию акварелей на библейские сюжеты. Оформил оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева для фестиваля «Музыкальный май» во Флорентийском оперном театре (1955), «Кампанелла» Г. Доницетти и оперу-буфф «Мавра» И. Ф. Стравинского (1957) для театра Ла Скала в Милане.

Дружил с семьей Николая Бенуа. В 1958 посетил СССР, в том числе Армению. В апреле 1959 принимал у себя в гостях Михаила Шолохова с семьей. В дальнейшем в его миланском доме бывали многие деятели советской культуры (Галина Уланова, Сергей Бондарчук, Мариэтта Шагинян и др.)

В 1950–1960-е регулярно проводил выставки в Италии, Париже (d’Elise, 1949; Marforren, 1956; Vendome, 1966) и Нью-Йорке (1966). Ретроспективные выставки состоялись в Венеции (1970, 1973), Риме (1970) и Милане (1973). В 1983 выставка прошла в ГМИИ в Москве. Последние годы жил в Риме. Похоронен в некатолической части кладбища Тестаччо.

Автор книг «Живопись реальности» (1956), «Трактат о живописи» (1977) и мемуаров «Мои приключения» (1963). Представлен в музеях современного искусства Парижа, Брюсселя, Рима, Милана, в Галерее современного искусства Ватикана, галерее Уффици во Флоренции, Академии Каррара в Бергамо, в музеях Армении. Вдова художника в 1988 подарила 16 его работ и коллекцию старых картин Фонду Витториале дельи Италиани (Гардоне Ривьера). В 1997 на основе этого дара в Гардоне Ривьера был создан и открыт Музей Шилтяна (Museo Sciltian), разместившийся на первом этаже «Виллы Мирабелла».

Библиография:

* Неизвестная Россия, 410‒412; AI 1/323, 2/294, 10/802, 11/690, 15/911.

Зеелер В. Г. Шильтян (к 50-летию рождения) // Русская мысль. 1950. 15 сент.

Лидарцева Н. Выставка Г. Шилтяна // Возрождение. 1958. № 76. С. 127–128.

Вл. З. Выставка Шилтьяна // Русская мысль (Париж). 1959. 6 мая.

Шик А. По выставкам // Русская мысль. 1966. 21 июня (№ 2480). С. 5.

Григорий Шилтян: Каталог выставки. М., 1983.

Великанова О. Как завещал художник // Правда. 1987. 15 мая.

Щеглова Н. Г. Сохранить для потомков. М., 1988. С. 55–79.

Dipinti di Gregorio Sciltian esposti al Eiricolo della stampa. Bologna, 1937.

Gregor Sciltian / A cura di Marziano Bernardi. Milano: U. Hoepli, 1941; 1946.

Cinque inganni di Sciltian / A cura di G. Ponti. Milano, 1942.

George W. Sciltian. Milano, 1949.

Hermann G. L’onorevole vagabondo. Milano, 1954.

Mostra delle opere di Gregorio Sciltian. Venezia: Milano, 1955.

Gregorio Sciltian: 30 trompe-l’œil / Introduzione di Paul Vialar. Milano: U. Hoepli, 1980.

Бертеле М., Вассена Р. Григорий Шилтян // Русские в Италии. URL: http://www.russinitalia.it/dettaglio.php?id=401 (дата обращения: 01.01.2016).

Сочинения:

Peinture de la Réalité: Esthétique et Technique. Paris, 1962.

Mia avventura. Milano, 1963.

La pittura della realtâ. Roma, 1963.

La realtà di Sciltian. Milano, 1968.

Trattato sulla pittura: Estetica, tecnica / Con la presentazione di Ugo Spirito. Milano: Hoepli, [1981].

Библиотека
сайта:
Сайты:
Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

13.02.2012