УКРАИНСКАЯ СТУДИЯ ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ (Украинская художественная академия). Прага. 1923–1952

Украïнська студiя пластичного мистецтва; Ukrajinska akademie výtvarných uměni

Группа студентов Украинской студии пластических искусств. Класс И. Кулеца (сидит на переднем плане). 1931 (Фото из кн.: Пеленська О.  Украïнський портрет на тлi Праги. Нью-Йорк-Прага, 2005. С. 25.).

Высшее учебно-образовательное заведение. Основано в декабре 1923 украинским историком искусства и общественным деятелем профессором Д. В. Антоновичем, который стал его первым директором. Располагалась на Народном пр., 25 (1923–1932), затем в Старом Городе на Конвиктской ул., 5 (с 1932).

В числе преподавателей были художники И. Кулец и С. Мако (живопись), И. Мозалевский, Э. Карел и Р. Лисовский (графика), К. Стаховский (перспектива), С. Тимошенко (архитектура), И. Мирчук (эстетика), С. Литов и Ю. Русов (пластическая анатомия), Ф. Слюсаренко (археология) и др. Студентами, наряду с украинцами (выходцами как из Российской, так и Австро-Венгерской империй), были чехи и словаки. Учащиеся получали стипендии. По окончании четырехлетнего курса им присваивалась степень магистра. Наибольшее число учащихся (67) числилось в 1925, наименьшее (16) – в 1933. В числе учащихся в разные годы были россияне: Е. Ваганова-Эйхенвальд, Ю. Вовк, П. Громницкий, С. Колядинский, Е. Коцюбинская, Н. Кричевский, Р. Лукин, Г. Мазепа де Коваль, Е. Норманд, П. Омельченко, А. Орлов, И. Паливода, Н. Родионов, Л. Хмельников-Линский, В. Хмелюк, П. Холодный (младший), В. Цимбал, П. Челищев и др.

Первоначально заведение получало государственную субсидию в рамках «Русской акции», начатой президентом Чехословакии Т. Г. Масариком для поддержки эмигрантов из России (в 1923–1926 – от Министерства иностранных дел, в 1928–1929 – от Министерства просвещения). До 1932 финансовую помощь оказывал также Украинский общественный фонд. В 1932 внешнее финансирование прекратилось, но, благодаря усилиям И. Кулеца, который сменил Антоновича на посту директора, заведение избежало закрытия и продолжало действовать как частная студия под названием «Украинская академия». Бюджет складывался теперь из небольших частных пожертвований и платы со студентов (100–140 крон в месяц).

В середине 1930-х при Академии было открыто объединение «Студия», ставившее целью пропаганду украинского искусства. Проводились выставки живописи и графики в Художественно-промышленном музее и других залах Праги (до 1939 было проведено 13 выставок).

Заведение продолжало действовать и во время немецкой оккупации, не изменив названия. В 1948, с приходом к власти коммунистов, оно стало именоваться «Народная академия» («Lidová acadimie»). В 1950 вышло предписание Министерства просвещения о завершении работы академии, но ее деятельность прекратилась только весной 1952, вскоре после смерти И. Кулеца.

В 2003 в Праге состоялась Международная научная конференция, посвященная 80-летию Украинской студии пластических искусств.

Библиография:

Документы к истории русской и украинской эмиграции в Чехословацкой Республике (1918–1939) / Сост: Э. Сладек, Л. Белошевская и др. Прага, 1998 (указ.)

Шмагало Р. Українська Студія Пластичних Мистецтв у Празі і мистецько-освітній рух української еміграції // Українське мистецьке середовище в міжвоєнній чехословаччинi: Збірник матеріалів міжнародної конференції (2003). Прага, 2005. С. 125-154.

Ивасюк О. Розголос про Студію образотворчого мистецтва у Празі // Там же. 235-244.

Пеленська О. Украïнський портрет на тлi Праги. Украïнське мистецьке середовище в мiжвоєннiй чехо-словаччинi. Нью-Йорк-Прага, 2005. С. 24-36.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.04.2011