НИЛУС Петр Александрович

Nilouss, Pièrre

Л. О. Пастернак. Портрет П. А. Нилуса. Рисунок. 1909. Из книги П. А. Нилуса «Рассказы» (М., 1910).

8/21 февраля (в некоторых источниках: 29 июня / 11 июля) 1869 (Бушены Балтского уезда Подольской губ., ныне Хмельницкая обл. Украины) – 23 мая 1943 (Париж). Живописец и литератор.

Внебрачный сын мещанки Мелании Леонтьевны Словецкой. С семи лет жил в Одессе. Воспитывался в семье отчима, дворянина Александра Богдановича Нилуса, по ходатайству которого Высочайшим повелением ему было разрешено принять фамилию Нилус. В 1879 поступил в Одесское реальное училище св. Петра и Павла. В 1883–1889 учился в Одесской рисовальной школе у К. К. Костанди. В 1890 по рекомендации школы поступил в ИАХ (учился у И. Е. Репина), но, спустя несколько месяцев, бросил учебу и возвратился в Одессу, чтобы работать самостоятельно.

В 1890 вступил в ТЮРХ, до 1919 участвовал почти во всех выставках товарищества. В 1893 вместе с Е. И. Буковецким разработал новый Устав ТЮРХ, стал секретарем Правления. С 1891 участвовал также в выставках ТПХВ (член ТПХВ с 1899). В 1890-е бывал в Германии, Австрии и Италии, посещал Париж; познакомился с импрессионизмом.

В 1890–1900-е писал элегические пейзажи и небольшие жанровые картины в передвижнической манере в сочетании с приемами импрессионизма: «Официант» (1892), «Босяк» (1893), «На бульваре» (1895), «Серый день» (1900), «На скачках» (1902). Исполнил много произведений, посвященных Одессе: «Александровский проспект» (1898), «Церковь в Ботаническом саду» (1903), «Соборная площадь в Одессе» (1905). Написал портреты А. П. Чехова (1902–1904) и И. А. Бунина (1917). С последним познакомился в 1898, и в дальнейшем их связывала многолетняя дружба, продолжавшаяся и в годы эмиграции (Бунин посвятил художнику стихотворение «Одиночество», навеянное его одноименной картиной).

Был членом Одесского общества любителей изящных искусств и одним из организаторов созданного в 1897 Литературно-художественного общества. Регулярно выступал в «Одесских новостях» (1900-е), затем в «Одесском листке» (1912–1917) с обзорами русских и зарубежных выставок, мыслями по вопросам современного искусства, художественного преподавания и музейного дела. Участвовал в литературных сборниках: «Наши вечера» (Одесса, 1903), «Литературно-художественный сборник в пользу еврейских детей, осиротевших и обездоленных во время еврейского погрома в Одессе» (1906), «Слово». Кн. 1 (М., 1908), «Друкарь» (М., 1910); был редактором-издателем сатирического журнала «Звон» (Одесса, 1905). Выпустил несколько книг рассказов. Летом 1915 провел в Одесском литературно-художественном обществе большую персональную выставку, сбор от которой поступил в пользу беженцев из западных губерний. В 1916 на выставке одесских «Независимых» ему был отведен целый зал.

В 1917 написал серию картин «Манифестация» по следам политических событий. В 1917–1919 участвовал в реорганизации Одесского художественного училища и в создании одесского Союза пластических искусств, был избран председателем последнего, а также депутатом горсовета от трудовой интеллигенции (март 1918). В июле 1919 участвовал в 1-й Народной выставке картин, плакатов, вывесок и детского творчества в Городском музее изящных искусств. Жил в особняке Е. И. Буковецкого на Княжеской ул., 27 (там же провели последние месяцы перед эмиграцией Бунины). Был женат на Берте Соломоновне Липовской (в первом браке Голубовская).

В декабре 1919 эвакуировался из Одессы в Варну (Болгария) на пароходе «Витязь». Весной 1920 переехал в Софию, затем в Вену. Три года жил в разъездах по Восточной Европе (Австрия, Королевство СХС). Провел персональные выставки в Софии (1920, залы Художественного училища), Вене (1921, салон «Холм и Голдман»), Загребе (1922, 1923, Офицерский клуб и салон Ульриха), Бухаресте (1923) и Белграде (1923, Галерея кружка друзей Франции). В конце 1923 обосновался в Париже, снимал мастерскую на улице Жака Оффенбаха, 1.

В 1920–1930-е создавал картины, навеянные образами XIX века, символико-романтические пейзажи: триптихи «На берегу моря» (1923), «У фонтана», «Ночной разговор» (оба – 1924) и др. Писал пейзажи Парижа и натюрморты. Провел персональные выставки в парижских галереях G. Petit (1924), J. Charpentier (1924), M. Bernheim (1926), Zak (1934) и в своей мастерской (1929), выставлялся в салонах: Национального общества изящных искусств (1925–1928), Независимых (1924, 1925, 1927, 1929–1935, 1941–1943), Тюильри (1930–1939) и Осеннем (1935, 1936, 1938). Участвовал в выставках русского искусства в Берлине (1930), Белграде (1930), Париже (Quatre-Chemins, 1928; d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932), Праге (1935). Акварель «Концерт» (1921–1922) и картина «Натюрморт на столе» (1932) были приобретены для Люксембургского музея Парижа.

Продолжал писать прозу, печатался в русских изданиях «Общее дело» (1920), «Сполохи» (1922), «Иллюстрированная Россия» (1931). Сотрудничал в журнале «Зеленая палочка». Участвовал в благотворительных акциях, жертвуя свои картины (в пользу Политического Красного Креста, Объединения русских адвокатов, Комитета помощи русским писателям и ученым, Общества русских врачей имени Мечникова и др.). Член масонской ложи «Северная Звезда» и хранитель печати, выступал на собраниях ложи с докладами. Был дружен с А. И. Куприным и В. В. Кандинским, продолжал тесно общаться с И. А. Буниным. В 1933 стал членом секции художников Союза деятелей русского искусства во Франции.

Похоронен на кладбище Банье в Париже.

Работы были показаны на выставках «Русские художники Парижской школы» (Дом французской мысли, 1961) и «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» в рамках Осеннего салона (1972). Мемориальные выставки состоялись в салонах: Независимых (1974), Национального общества изящных искусств (1975) и Осеннем (1976). В 1987 в рамках программы «Престиж и красота Парижа» в помещении мэрии 16 округа было выставлено 79 работ художника.

В 1976 24 работы позднего периода поступило в Одесский художественный музей от приемной дочери художника Валентины Голубовской. В этом музее в 1989 состоялась ретроспективная выставка его живописных и графических работ, а в 1995 – выставка «Парижский период П. Ганского и П. Нилуса». В 1995 В. Л. Голубовская передала коллекцию картин Нилуса и часть его архива в фонды Воронежского областного художественного музея им. Н. И. Крамского (в музее теперь находится 73 его произведения парижского периода, в 2011 выпущен альбом-каталог). В 1995–2010 в Воронежском музее прошло семь персональных выставок художника. Кроме российских музейных собраний (ГТГ, ГРМ и мн.др.) произведения хранятся в Лувре, Национальной галерее живописи (Болгария), Музее русской культуры и истории (Прага), в коллекции университета Джорджтаун (Вашингтон) и др.

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 11. 1890. Д. 151.

* Афанасьєв; Барковская; Булгаков; Незабытые могилы; РЗФ; СХУ; ТЮРХ 182-184; AI 2/899.

Брешко-Брешковский Н. У академика П. А. Нилуса // Биржевые ведомости. 1912. 10 авг.

Ретроспективная выставка картин П. А. Нилуса: Каталог. Одесса, 1915.

Райский Б. Ретроспективная выставка картин П. А. Нилуса // Одесский листок. 1915. 13 июня.

Лоренцо. Выставка картин П. А. Нилуса // Одесский листок. 1915. 13 июня.

де Рибас А. Старая Одесса. Нилус // Одесский листок. 1915. 14 июня.

К-ов Л. За четверть века // Южная мысль. 1915. 13, 14, 18 июня.

Седых А. В мастерской П. А. Нилуса // Сегодня (Рига). 1927. 6 февр.

Рин Н. Силуэты художников: П. А. Нилус // Дни. 1928. 29 янв.

Бунин И. А. Памяти П. А. Нилуса // Русские новости. 1946. 24 мая; Бунин И. А. Собр. соч. М., 1967. Т. 9. С. 475-476.

Афанасьев В. А. П. А. Нилус // Искусство. 1960. № 10.

Он же. Майстри пензля. Одеса, 1960. С. 53–69.

Афанасьэв В. А. П. О. Нiлус. Київ, 1963 (укр. яз.).

Булгаков В. Ф. Встречи с художниками. Л., 1969. С. 231-324.

Крылатова В. П. А. Нилус (1869–1943) // Русская мысль (Париж). 1974. 18 апр. (№ 2995). С. 9.

Она же. Картины П. А. Нилуса в Осеннем салоне // Русская мысль (Париж). 1975. 20 ноября (№ 3078). С. 13.

Произведения П. А. Нилуса в Одесском художественном музее. Одесса, 1978.

Гинцбург А. Русский художник Петр Нилус // Русская мысль (Париж). 1986. 30 мая (№ 3623). С. 11.

Вагинова М. Духовная обусловленность прекрасного // Русская мысль (Париж). 1987. 27 марта (№ 3666).

Выставка произведений П. А. Нилуса из собрания Одесского художественного музея. Живопись. Графика: Каталог. Одесса, 1989.

Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина; Беседы с памятью. М., 1989 (указ.).

Еремина Л. А. Петр Нилус. 1869–1943. Жизнь и творчество. Киев, 2007.

Петр Нилус: Письма из эмиграции 1920–1937 / Сост., авторы вступит. статей: В. А. Абрамов, Л. А. Еремина; предисл.: Н. С. Полищук. Одесса, 2008.

П. А. Нилус: в поисках неуловимого / Под общ. редакцией В. Д. Добромирова. Воронеж, 2011.

Chaemet R. Pièrre Nilouss, 1869–1943. Paris, 1973.

Pierre Nilouss: Wally Finlay Galleries / Préface de F. Haudidier et Valentine Nilouss. Paris, 1986.

Сочинения:

Рассказы. М., 1910.

На берегу моря: Рассказы. М., 1918.

Сашенька [Рассказы]. Одесса, 1918.

Дуня [И другие рассказы]. Одесса, 1919.

Луна. Одесса, 1919.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

08.01.2012