ИЗДЕБСКИЙ Владимир Алексеевич
Izdebsky V.
22 мая 1882 (Киев) – 20 августа 1965 (Нью-Йорк). Скульптор, живописец, организатор выставок, издатель, педагог.
Сын польского дворянина Алексея Севериновича Издебского, начальника железнодорожной станции. Воспитывался без отца. С детства жил в Одессе, где мать, Евгения Николаевна Издебская, в 1910-е содержала модное ателье.
До 1897 занимался на Рисовальных курсах М. М. Манылама, участвовал в выставке ученических работ (1897). В октябре 1897 поступил на скульптурное отделение Одесской рисовальной школы (с 1900 – Одесское художественное училище), где до 1904 (с перерывом в 1901–1903) учился у Л. Д. Иорини. Зимний семестр 1902/1903 занимался в Мюнхенской королевской академии художеств у В. фон Рюмана.
Осенью 1905 в Одессе участвовал в революционных событиях, пытался противостоять еврейским погромам. Был арестован, затем выслан из Одессы. Жил в Мюнхене и Париже, где совершенствовался в академиях, затем в Женеве, где вступил в партию эсеров.
В 1907 вернулся в Одессу. Занимался издательской деятельностью (в 1907 под его редакцией вышло 10 номеров вечерней газеты «Телеграф», в 1908 – три номера сатирического журнала «Сколопендра»). В 1908 преподавал скульптуру и «скорый рисунок» в Рисовальных классах М. М. Манылама.
В 1908 показал три скульптуры на ХIX выставке Товарищества южнорусских художников, в 1909 – две скульптуры в «Салоне» С. К. Маковского в С.-Петербурге и четыре – на 4-й выставке киевского журнала «В мире искусств» (Киев, Одесса, Харьков).
В 1909 вновь выехал за границу для подготовки будущей большой международной выставки современного искусства в России. В том же году стал членом «Нового художественного общества», основанного в Мюнхене В. В. Кандинским. Участвовал во 2-й выставке общества (1910).
По возвращении в Россию (осень 1909) организовал «Интернациональную выставку картин, скульптуры, гравюр и графики», вошедшую в историю как «Салон В. А. Издебского». На ней экспонировалось около 750 произведений 150 русских, французских и немецких художников, представителей разных художественных течений – от традиционного реализма до авангарда. Были, в частности, показаны работы А. Матисса, Ж. Брака, А. Руссо, А. Марке и К. Ван Донгена, а также русских авангардистов, собранные при содействии Д. Д. Бурлюка и В. В. Кандинского. Выставка открылась в Одессе 4 декабря 1909 (до 24 января 1910), затем последовала по пути: Киев (13 февраля – 14 марта 1910), С.-Петербург (19 апреля – 25 мая 1910), Рига (12 июня –7 июля 1910); состав выставки несколько менялся при продвижении по городам. Выставил в салоне собственные скульптуры из глины и гипса: «Старуха», «Бюст поэта», «Ибис», «Этюд деревенской девушки», символические фигуры «К бездне» и «Усталость» и др. На выставке экспонировался его скульптурный бюст работы В. О. Перельмана.
В 1911 организовал 2-й «Салон», который прошел по маршруту: Одесса (6 февраля – 3 апреля 1911), Николаев (11 апреля – 1 мая 1911) и Херсон (13 – 31 мая 1911). На этой выставке было показано свыше 400 произведений, преимущественно русских авангардистов. Выставка сопровождалась выходом Каталога-альманаха, в который вошло его эссе «Грядущий город», а также статьи В. В. Кандинского («Содержание и форма»), А. Шёнберга («Параллели в октавах и квинтах»), Н. И. Кульбина («Треугольник»)и др.
Оба салона, а также несколько неудачных попыток устройства театральных антреприз в Одессе (в 1910–1913), привели к большим убыткам, а затем и к банкротству, что вынудило его в конце 1913 бежать из Одессы.
После 1913 жил в Париже, где занялся политикой и стал деятельным членом партии эсеров. Был близок к А. Ф. Керенскому и И. И. Фондаминскому. В 1917 в Париже женился на Галине Станиславовне Гусарской (1893–1955), поэтессе, прозаике и переводчице еврейского происхождения, писавшей на русском и французском языках. В сентябре 1917, на пике революционных событий, приехал с женой в Петроград. Здесь 20 января 1918 у них родился сын Витольд, будущий юрист (1918–1949).
В январе 1919 бежал с семьей из Петрограда в Финляндию через лесную полосу. Около года они прожили в карантине в Териоках (ныне Зеленогорск), затем в Выборге. В декабре 1920 через Польшу вернулись в Париж. Здесь в 1926 родилась дочь Галина (Издебская-Причард), впоследствии автор ряда работ о жизни и творчестве отца.
В Париже активно участвовал в русской литературно-художественной и общественной жизни, общался с Ж. Липшицем, О. Мещаниновым, О. Цадкиным, А. Архипенко, Ж. Лебедевым, К. Терешковичем, А. Экстер, Б. Поплавским, И. Эренбургом и др. Входил в литературно-художественный кружок «Гатарапак», который собирался в кафе «Хамелеон», принадлежавшем его сподвижнику по организации одесских салонов А. Мерсеро. Участвовал в выставке «Сотня с Парнаса» (1921) и Выставке русского искусства в галерее Whitechapel в Лондоне (1921). Был секретарем Союза русских художников во Франции. Принимал участие в устройстве благотворительных балов в пользу кассы взаимопомощи Союза. В 1925 вышел из Союза русских художников по политическим причинам – считал невозможным участвовать в совместной с советскими художниками экспозиции на предстоявшей Выставке декоративных искусств в Париже.
В 1920-е за отсутствием заказов прекратил заниматься скульптурой, но создавал живописные и графические произведения. В конце 1920-х создал в Париже студию «Олби» – одну из лучших студий для изготовления рисунков для ткани.
С началом Второй мировой войны, спасаясь от оккупантов, выехал с семьей на юг Франции. Как бывший участник социалистического движения получил разрешение на выезд в США. Из Марселя выехал с семьей через Испанию в Лиссабон, откуда в июне 1941 добрался до Нью-Йорка.
В поздний период вернулся к скульптуре. Разрабатывал собственный полуабстрактный пластический язык. Писал картины и пытался комбинировать пластику барельефа и живопись. В 1955 на групповой выставке 11 художников в River-Side Museum (Музей Н. К. Рериха) экспонировалось 20 его скульптур из гипса (в числе участников был уроженец С.-Петербурга И. М. Левин). В 1956 показал две скульптуры на Выставке армянских, белорусских, русских и украинских художников (вместе с С. Голлербахом, А. Грищенко, В.В. Кричевским, Н.В. Кричевским и др.)
В 1955 овдовел. В 1959 женился на Брониславе Каплан (1906–1993). С этого времени жил в Лонг-Бич. Здесь в Публичной библиотеке в 1965 прошла его последняя выставка, через неделю после открытия которой, он умер от сердечного приступа.
В 1968 в Нью-Йорке прошла посмертная выставка художника. В конце 1990-х Г. В. Издебская-Причард передала основную часть работ отца (около 200 произведений) Русскому музею в С.-Петербурге. Здесь в 2005 состоялась его ретроспектива. В 2008–2009 его работы экспонировались в ГРМ и ГТГ на выставке «Американские художники из Российской империи».
Библиография: |
* РЗФ; ТЮРХ; ХН СССР 4/1/489; ХРЗ. В. А. Издебский [Некролог] // Русская мысль. 1965. 25 дек. (№ 2404). С. 5. Пасюк И. Вперед смотрящий // Общественно-политическая газета (Одесса). 1997. 11 июля (№ 28/243). Гудыма М. Идущие на два шага назад // Общественно-политическая газета. 1998. 19 июня (№ 25/292). Издебская-Причард Г. Владимир Издебский на родине и в изгнании // Гос. Русский музей. Страницы истории отечественного искусства. Вып. VII. СПб., 1999. Владимир Издебский и его «Салоны». Альманах. Вып. 50. СПб.: ГРМ, 2003. Владимир Издебский: Из цикла «Возвращение». Альманах. Вып. 105. СПб.: ГРМ, 2005. Лущик С. Одесские «Салоны Издебского» и их создатель. Одесса, 2005. Северюхин Д. Я. Старый художественный Петербург: Рынок и самоорганизация художников от начала XVIII века до 1932. СПб., 2008 (указ.). Американские художники из Российской империи: Альманах. Вып. 208. СПб.: ГРМ, 2008. С. 272. Крусанов В. А. Русский авангард. 1907–1932. Исторический обзор. Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 1. М., 2010 (указ.). Eleven Painters and One Sculptor at River-Side Museum // Art Digest. 1955. Vol. 29, Apr. 15. P. 29. P. H. Elleven Painters, One Sculptor // Art News. 1955. Vol. 54, May. P. 50. Severiukhin D. Vladimir Izdebsky and his Salons // Experiment: A Journal of Russian Culture. 1995. Vol. 1. P. 57–71. |
Библиотека сайта: |
|
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
30.03.2012 |