СЕГАЛ Лазарь
Segall L.
20 июля 1891 (Вильно) – 31 июля 1957 (Сан-Паулу, Бразилия). Живописец, график и скульптор.
Из религиозной еврейской семьи. Сын переписчика Торы. Юность провел в Вильно, где посещал рисовальные классы при местном Художественно-промышленном обществе под руководством Л. М. Антокольского. С 1907 учился в Берлинской АХ. В 1909 побывал в Амстердаме. В том же году впервые показал работы в берлинском Сецессионе и был отмечен призом М. Либермана по живописи. В 1909–1910 посещал занятия в Дрезденской АХ, получил звание мастера и право на персональную академическую мастерскую.
В 1911–1913 работал в Бразилии, провел персональные выставки в Сан-Паулу и Кампинасе. По возвращении в Германию познакомился с О. Диксом и Г. Гроссом, испытал их влияние. С началом Первой мировой войны в группе российских подданных был выслан в Мейсен, позже получил разрешение жить в Дрездене.
В 1916 примкнул к дадаистской группе «Кабаре Вольтера» («Cabaret Voltaire») и участвовал в ее выставке в Цюрихе. В 1917 вошел в авангардистскую «Группу 1917» («Gruppe 1917») в Дрездене, в 1919 стал соучредителем дрезденского Сецессиона Входил в «Рабочий совет искусств» («Arbeitsrat für Kunst») в Берлине (1918–1921) и международное авангардистское объединение «Ноябрьская группа» (1922–1925). Был дружен с П. Клее, В. Кандинским, Н. Габо, Л. Лисицким и А. Архипенко.
В 1918 опубликовал свой первый альбом из пяти литографий, навеянный рассказом Достоевского «Кроткая», в 1919 – альбом литографий «Воспоминания о Вильнюсе» с предисловием Поля Фернанда Шмидта, а в 1921 – альбом гравюр «Бубу» по книге Шарля-Луи Филиппа «Бубу с Монпарнаса». Провел персональные выставки в музее Folkwang в Хагене (1920), галерее Chames во Франкфурте-на-Майне (1921) и в кабинете эстампов Лейпцигского музея (1923). Участвовал в выставке русских художников в Ганновере (галерея Garvens, 1921) и в русском отделе 1-й Международной выставки в Дюссельдорфе (1922).
В конце 1923 эмигрировал в Бразилию и вскоре получил бразильское гражданство. В 1924 провел персональную выставку в Сан-Паулу и расписал павильон, предназначенный для размещения коллекции современного искусства Оливии Пентеадо. В 1925 женился на бразильской поэтессе Дженни Клабин, известной своими переводами французской и немецкой классики на португальский язык. В 1926 провел персональные выставки в Берлине (галерея Neumann–Nierendorf), Дрездене и Штутгарте.
Писал пейзажи и жанровые сцены из бразильской жизни, обращался к образам бразильского фольклора; часто изображал бедняков, бродяг и проституток: «Большое семейство», «Жилище бедняков», «Вечные странники», «Беременные», «Улица». Выпустил альбом «Манги» о беднейшем районе Рио-де-Жанейро (с текстами по вопросам проституции; 1944). Часто обращался к еврейской тематике. В 1930–1940-е создал многофигурные картины: «Погром», «Корабль эмигрантов», «Война», «Концлагерь», «Переселение», «Осужденные», «Исход».
В 1928–1932 и в 1935–1938 подолгу жил в Париже. Познакомился со многими художниками Монпарнаса и начал заниматься скульптурой. В 1932 участвовал в групповой выставке русских художников в галерее Vignon. В 1937 десять его работ экспонировались в Мюнхене на устроенной с пропагандистскими целями выставке «Дегенеративного искусства».
В 1932–1935 в Сан-Паулу стал одним из основателей Паулистского общества современного искусства (Sociedade Paulista de Arte Moderna) и инициатором создания Музея современного искусства (с 1967 – Музей Сегала). Провел персональные выставки в Сан-Паулу (1927), Рио-де-Жанейро (1928, 1933, 1942), Париже (галереи Vignon, 1931, и Renou et Kohl, 1938), Риме (1933, Caza d’Arte Bragaglia), Милане (1934, Galerie Il Milione), Нью-Йорке (1940, галерея Neumann–Willard; 1948, Ассоциация американских художников) и Вашингтоне (1948). Работы были показаны в отдельных залах на I и III бьеннале искусств в Сан-Паулу (1951 и 1955) и на многих групповых выставках в Бразилии. В 1951 в Музее искусств в Сан-Паулу состоялась ретроспективная выставка. В 1958 его ретроспектива состоялась в Музее современного искусства в Париже, в связи с чем он в последний раз посетил Францию.
В 1958 посмертные выставки прошли в Сан-Паулу, Венеции (в рамках XXIX бьеннале искусств), Барселоне и Мадриде, в 1959 – в Национальном музее современного искусства в Париже. В 1974 его работы были показаны на выставке «Русский взгляд» в Гейдельберге. В 2000 ретроспективная выставка прошла в Музее иудаизма в Париже.
В 1967 дом художника в Сан-Паулу был превращен в музей его имени; здесь же располагается некоммерческий культурный центр и художественная школа.
Библиография: |
* РЗФ; AI 1/1319, 3/1261, 4/1095, 6/1020, 7/1154–5, 8/1143, 9/794, 10/811, 11/698, 13/837, 14/905, 16/507; Nieszawer & Princ. Хайт В. Л. Искусство Бразилии: История и современность: Очерки. М., 1989. С. 269 (указ.). Шкляревская-Кручкова М. Вечный странник // Еврейское слово. №4 (277). 2006. Лазарь Сегал // Электронная еврейская энциклопедия. George W. Segall // Formes. 1931. N 19. Nov. P. 158. Exposition Lasar Segall. Galerie Vignon. Paris, 1931. Bardi P. M. Lasar Segall. Museu de Arte de São Paulo. São Paulo, 1959. Ferras G. Lasar Segall. Buenos Aires, 1966. Lasar Segall / Texto de Jorge de Lima, Mario de Andrade, Manuel Bandeira. Rio de Janeiro, 1977. Beccari V. Lasar Segall e o modernismo paulista. São Paulo: Brasiliense, 1984. A gravura de Lasar Segall. São Paulo: Museu Lasar Segall, 1988. Lasar Segall 1891–1957: Malerei, Zeichnungen, Druckgraphik, Skulptur, Berlin, [1990]. Lasar Segall: Textos, depoimentos e exposiçхes. São Paulo: Associação Cultural de Amigos do Museu Lasar Segall, 1993. Wilhelmi Ch. Künstlergruppen in Deutschland, Österreich und Schweiz seit 1900. Stuttgart, 1996. S. 422 (Указ.). D'Alessandro St. Still more distant journeys: The artistic emigrations of Lasar Segall. Chicago: David and Alfred Smart Museum of Art, 1997. D’Alessandro St. Lasar Segall. Nouveaux Mondes. Musée d’art et d’histoire du Judaïsma. 2000. Pinheiro Filho F.A. Lasar Segall: Аrte em sociedade. São Paulo: Museu Lasar Segall, 2008. |
Сайты: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
30.03.2012 |