СТАЛЬ (Сталь фон Гольштейн) Николай Владимирович де, барон
Staël von Holstein Nicolas de
5 января 1914 (С.- Петербург) – 16 марта 1955 (Антиб, деп. Приморские Альпы, Франция). Живописец, график.
Сын генерал-майора барона Владимира Ивановича Сталь фон Гольштейна (1853–1921), помощника коменданта Петропавловской крепости (в 1908–1917). Мать, Любовь Владимировна Бередникова (ум. в 1922), из богатой петербургской семьи, увлекалась живописью, играла на фортепиано.
В 1919 семья выехала в Польшу, где родители скончались в течение года (1921–1922). В 1922 вместе с двумя сестрами был взят под опеку дальним родственником – русским подданным Эммануэлем Фричеро. В доме приемных родителей царила русская атмосфера. В 1924–1930 учился в Иезуитском колледже св. Михаила в Брюсселе, известном своим высоким уровнем образования и строгим режимом, который не соответствовал творческому характеру юноши. За неуспеваемость был отчислен и в 1930–1933 продолжил учебу в колледже кардинала Мерсье в Брен-л’Аллë. В школьные годы выполнил карандашный портрет генерала П.Н. Врангеля, которого встречал у Фричеро.
По окончании колледжа, летом 1933 совершил поездку по Голландии и познакомился с искусством Рембрандта и Вермеера – это привело к окончательному решению стать художником, вопреки воле приемных родителей, лишивших его материальной поддержки.
В 1933–1936 занимался в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе у А. Бастьена, А. Ван Халена, Ф. Смерса, Ж. Ранси и в Академии искусств Сен-Жиль, где изучал архитектуру под руководством Ш. Малькоза и монументально-декоративное искусство под руководством Ж. де Вламинка. В 1934 посещал мастерскую Поля Крапса в Дрогенбосе в пригороде Брюсселя. В круг его друзей по Королевской академии входили русские художники А.Д. Гурин, А.Э. де Геринг, К.А. Студенцов, Р.В. Лукин. В 1935 под руководством Р.В. Лукина изучал иконопись.
В 1934 совершил первое путешествие по Франции с друзьями на велосипедах. В Париже испытал сильное впечатление от искусства П. Сезанна, А. Матисса, Ж. Брака и Х. Сутина. В 1935 с июня по октябрь совершил аналогичное путешествие на велосипеде по Испании, видел наскальные фрески эпохи палеолита в пещере Альтамира. В том же году совместно со своим преподавателем Ж. де Вламинком исполнил шесть фресок (5х1,25 м каждая), посвященные истории производства стекла, для фасада бельгийского павильона художественного стекла Международной универсальной выставки в Брюсселе.
В январе 1936 показал гравюры, иконы и акварели, выполненные в Испании, на совместной выставке с А. Остратом и Р.В. Лукиным в галерее Dietrich. Две иконы с выставки купила дочь барона Ж. де Броуэра, друга Э. Фричеро. В том же году выполнил росписи в будуаре мадам де Броуэр в загородном доме барона «Le Manoir du Relais» (не сохранились), где чуть позже работала над декоративными панно З.Е. Серебрякова.
В июле 1936 при поддержке де Броуэра вновь с друзьями на велосипедах посетил Марокко. Там встретил французскую художницу Жаннин Гийу (Jeannine Guilloux), которая стала спутницей его жизни; вместе они посетили в следующем году Алжир, путешествовали по Италии и Франции. В 1938–1940 жил в Париже, недолго посещал занятия в Свободной академии у Ф. Леже. В мае 1939 вместе с Л. Фонтанароза выполнил фреску (36 кв.м.) на фасаде французского павильона Международной выставки в Льеже.
В 1939 вступил во французский Иностранный легион, служил в Тунисе. В 1940–1943 жил в Ницце, общался с деятелями искусства, уехавшими на юг Франции от оккупационного режима, в том числе с Ле Корбюзье, А. Маньелли, Г. Арпом, Робером и Соней Делоне. В 1942 родилась дочь Анна.
В 1943 вернулся в Париж, где его стала поддерживать владелица галереи Жанна Буше (J. Bucher). Познакомился с Ж. Браком и с А.М. Ланским, который стал его другом. В 1946, после смерти Ж. Гийу, женился на Франсуазе Шапутон (F. Chapouton), от которой имел троих детей: Лоранс (род. 1947), Жером (род. 1948) и Гюстав (род. 1954). В 1948 получил французское гражданство. В его окружение тех лет входили поэты П. Лекуир и Р. Шар, коллекционер Ж. Боре, маршан Ж. Дюбур. Подолгу работал в Нидерландах и Бельгии (1949), Англии (1950), Нормандии (1952), Италии (1953). В течение всех 1940-х годов остро нуждался, временами испытывал депрессию.
В 1940-е экспериментировал с цветом и формой, соединял элементы абстрактной живописи с изображением реальных предметов (столярные инструменты, корни деревьев, разделанное мясо). В 1944 пришел к чистой абстракции. Первые абстрактные произведения демонстрировались на выставках в парижских галереях J. Bucher (февраль 1944; совм. с В. В. Кандинским и Ц. Домела) и l’Esguisse (апрель–май 1944; совм. с В.В. Кандинским, Ц. Домела и А. Маньелли). В 1952 написал картину «Ночь на стадионе», с которой начался возврат к предметности. Иллюстрировал книги стихов Р. Шара («Poèmes de René Char», 1951) и П. Лекуира («Ballets Minute», 1954; «Maximes», 1955).
Персональные выставки состоялись в Париже – в галереях L’Esquisse (1944), J. Bucher (1945), J. Dubourg (1950, 1951, 1954); Нью-Йорке – в галереях Т. Schemp (1951), Knoedler (1953), Rosenberg (1954); Вашингтоне – в галерее Phillips (1954), Лондоне –в галерее Matthieson (1952). В 1953 в связи с персональной выставкой в галерее Knoedler посетил Нью-Йорк и заключил контракт с известным маршаном Полем Розенбергом.
В 1946 его работы были представлены на выставке «В честь Победы», организованной Союзом советских патриотов в Париже.
Принимал участие в Осеннем салоне (1944, 1946, 1951, 1952), Майском салоне (1945–1955), в выставках современного французского искусства в Торонто (1949), Копенгагене (1950), Нью-Йорке (1950), Вашингтоне (1951) и Цюрихе (1952), в выставке «Европа: Новое поколение» в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1952). На XXVII Международном биеннале в Венеции (1954) для его картин был предоставлен отдельный зал в павильоне Франции.
Осенью 1954 устроился в уединенной мастерской на берегу моря в Антибе. Писал море, порт, натюрморты и ню, начал крупноформатную (3,5×6 м) картину «Оркестр» (ныне в Национальном музее современного искусства в Париже). Готовился к выставке. Вновь повторившаяся депрессия привела к самоубийству – художник выбросился из окна своей мастерской.
Первые мемориальные выставки состоялись в Музее Гримальди в Антибе (1955) и Национальном музее современного искусства в Париже (1956). В последующие годы его выставки устраивались во многих крупных галереях и музеях Европы и США, в том числе в Гран Пале в Париже (1981), галерее Тэйт в Лондоне (1981), Музее Помпиду в Париже (2003), Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге (2003).
Его творчество было представлено на европейских выставках русского искусства: «Русские художники Парижской школы» в Сен-Дени (1960) и Париже (Дом французской мысли, 1961), «Значительные картины русских художников во французских собраниях» в рамках Осеннего салона (1972), «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974).
В марте 1982 в Бельгии в колледже кардинала Мерсье в Брен-л’Аллë, где учился художник, открылся Центр искусств им. Николя де Сталя. К открытию Центра была приурочена выставка 23-х работ художника. В 2012 в год 300-летия Королевской Академии художеств в выставочном зале Свободного университета в Брюсселе состоялась выставка «Nicolas de Staël. Le terreau d’un apatride. Années de formation à Bruxelles (1922–1939)».
Библиография: |
† AGR. Dossier d’étranger № 1238392. * РЗФ; Русский Париж; AI 7/1199, 8/1183, 9/826, 10/842–843, 11/726, 12/872, 13/870–871, 14/939–940, 15/954–955, 16/527, 17/557, 18/654, 19/892, 20/872; Naylor. А. Ш[ик]. Посмертная выставка Николая Сталя // Русская мысль (Париж). 1956. 28 февр. (№ 866). Маркадэ В. Бездонная глубина живописи Н. де Сталя // Русский альманах. Париж, 1981. С. 165–172. Нечаев В. От Кандинского до Рабина: Выставка русских художников и скульпторов в Бри-сюр-Марн // Русская мысль (Париж). 1983. 14 июля (№ 3473). С. 13. Носик Б. «Привет эмигранта, свободный Париж!» М., 1992. С. 102–104. Крючкова В. Никола де Сталь. Чужой среди своих // Собраніе, 2004, № 1. Дюпен Ж. Кратчайший путь // Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб, 2005. С. .240–242. Duthuit G. Nicolas de Staёl. Paris: Transition Press, 1950. Gindertaël R. Nicolas de Staёl. Peintres et sculptures d’aujourd’hui № 3. Paris: Collection signe,1950. Lecuire P. Voir Nicolas de Staёl. Paris: Editions Pierre Lecuire,1953. Nicolas de Staёl / Préface de J. Cassou: [Catalogue]. Musée National d’Art Moderne. Paris, 1956. Tudal A. Nicolas de Staёl. Paris: G. Fall, 1958. Cooper D. Nicolas de Staёl. London: Weidenfeld and Nicholson. New York: W. W. Norton, 1961. De Staël / A Retrospective Exhibition Held During 1965–1966 in Rotterdam, Zurich; Boston; Chicago; New York; Boston: Museum of Fine Arts, 1965. Nicolas de Staёl. Présenté par André Chastel: [Catalogue raisonné des peintures établi par J. Dubourg et Françoise de Staël]. Paris: Le Temps, 1968. Dumur G. Staël. New York: Crown Publishers, 1976. Nicolas de Staël: l’œuvre gravé / Catalogue par Françoise Woimant et Françoise de Staël. Bibliothèque nationale. Paris, 1979. Revoir Nicolas de Staël / Textes de Anne de Staël, Jean-Luc Daval. Galerie Jeanne Bucher. Paris, 1981. Nicolas de Staël / Catalogue par Isabelle Monod-Fontaine, Nathalie Brunet. Galeries nationales du Grand Palais. Paris: Musée National d'Art Moderne, Centre Georges Pompidou, 1981. Nicolas de Staël / An Exhibition Arranged by the Musée National d’Art Moderne, Centre Georges Pompidou, Paris. Galeries Nationales du Grand Palais, Paris. The Tate Gallery, London. London: Tate Gallery, 1981. Jouffroy J.P. La mesure de Nicolas de Staël. Neuchâtel: Editions Ides et Calendes, 1981. Granville P. De Staël: peintures. Paris: L’Autre Musée, 1984. Rathbone E. Nicolas de Staël in America / Essays by Nicholas Fox Weber, John Richardson. Washington: D. C.: Phillips Collection, 1990. Mansar A. Nicolas de Staël. Paris: La Manufacture, 1990. Nicolas de Staël: [Catalogue]. Antibes: Association des Amis du Musée Picasso, 1990. Messer Th. M. Nicolas de Staël: Retrospektive. Ostfildern: Verlag G. Hatje, 1994. Dobbels D. Staël. Paris: Hazan, 1994. Catalogue raisonné de l’œuvre peint établi par Françoise de Staël. Neuchâtel: Editions Ides et Calendes, 1997. Greilsamer L. Le prince foudroye. La vie de Nicolas de Stael . Paris, 1998. de Staël Françoise et Anne. L’oeuvre peint. Neuchâtel, 2000. de Staël A. Staël, du trait à la couleur. Nouvelle Imprimerie nationale, 2001. Madeleine-Perdrillat A. Staël, les mots de la peinture. Paris : Hazan, 2003. Nicolas de Staël. Catalogue de l’exposition. Centre Pompidou. Du 12 mars au 18 juin 2003 (auteurs: J-P. Ameline, A. Pacquement, B. Ajac). Paris : Centre Pompidou, 2003. du Bouchet M. Nicolas de Staël, une illumination sans précédent, coll. Découvertes Gallimard Arts. Gallimard, 2003 Nicolas de Staël. Peintures des musées et collections privées d’Europe occidentale, USA et Russie. Catalogue de l’exposition tenue à Saint-Pétersbourg à l’Ermitage du 12 mai au 31 août 2003 (commissaires Albert G. Kostenevich et Gustave de Staël). Andral J.-L. Nicolas de Staël, un automne, un hiver. Catalogue de l’exposition du musée Picasso à Antibes. Paris: Hazan, 2005. Marcadé J.-C. Nicolas de Staёl. Peintures et dessins. Paris : Hazan. 2008. Nicolas de Staël. 1945‒1955. Catalogue de l’exposition tenue à Martigny à la Fondation Pierre Gianadda du 18 juin au 21 novembre 2010 (commissaire : Jean-Louis Prat). 2010. Edouard D.. Le concert [Sur l'ultime tableau de Nicolas de Staël]. Paris: Sens&Tonka. 2010. de Staël G., Prentice E. (éds.). Nicolas de Staël – Les Gueux de l’Atlas. Reportage sur le Maroc. Tangier: Edition Khbar Bladna, 2010. de Staël G., Prentice E. (éds.). Cahier du Maroc. 1936‒1937. Nicolas de Staël. Tangier: Edition Khbar Bladna, 2010 La rencontre Nicolas de Staël. Jeannine Guillou ‒ la vie dure . Catalogue de l’exposition tenue au musée Picasso d’Antibes du 9 octobre 2011 au 8 janvier 2012. Silvana Editoriale. Müller K. Les fulgurances de Nicolas de Staël. Guéna Editions, 2011. Nicolas de Staël. Le terreau d’un apatride. Années de formation à Bruxelles (1922–1939). Conception et suivi éditoral: N.Gesché-Kining, Arba/Esa et les auteurs. Bruxelles, 2012. Nicolas de Staël. Lumiere du Nord / Lumiere du Sud. Paris, Gallimard/ MuMa. Musée d’art modrene André Malraux, Le Havre. 2014. Соч.: Michel Servet (pseud. de N.de Stael). Les gueux de L’Atlas // Bloc (Bruxelles). 1937, 14 janvier (№ 11); 21 janvier (№ 12). Lettres de Nicolas de Staël à Pierre Lecuire. Paris: éd. Pierre Lecuire, 1966. Lettres de Nicolas de Staël à Jacques Dubourg. Londres: Taranman, 1981. «Toute ma vie j’ai eu besoin de penser peinture». Ecrit en 1953 pour l’exposition de Knoedler Galleries, New York // Nicolas de Staël. Catalogue raisonné de l’oeuvre peint. Neufchâtel: ides et Calendes, 1997. Lettres du Maroc octobre 1936 – septembre 1937 / Ed. Gustave de Staël. Tangier: Edition Khbar Bladna, 2010. René Char – Nicolas de Staël. Correspondance. 1951–1954. Paris: éd. Des Busclats, 2010. Lettres de Nicolas de Staël. 1926–1955 / Ed. présntée, commentée et annotée par Germain Viatte. Postface de Thomas Augais. Paris: Le bruit du temps, 2014. |
Библиотека сайта: |
|
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
30.03.2012 |