ЩЕРБАТОВ Сергей Александрович, князь

Stcherbatoff S.

6/18* июля 1874 (имение Нара, ныне пос. Литвиново, близ Нарофоминска Московской обл.) – 23 мая 1962 (Рим).

Живописец, коллекционер, общественный деятель.

Потомок Рюрика. Внук героя Отечественной войны 1812 года московского генерал-губернатора Александра Щербатова; сын первого выборного московского городского головы А. А. Щербатова (1829–1902). Мать – Мария Павловна Муханова (1836–1892), потомок сподвижника Петра I графа Ф. М. Апраксина.

Детство провел в фамильном имении Нара. Окончил Поливановскую гимназию в Москве и историко-филологический факультет Московского университета. В 1890-е посещал частную художественную мастерскую Л. О. Пастернака. В 1898–1901 учился в Мюнхене в Школе А. Ашбе, где подружился с И. Э. Грабарем, который ввел его в круг «Мир искусства». Писал пейзажи, натюрморты, портреты, картины на религиозные сюжеты («Девы мудрые и неразумные», «Лестница Иакова»). В 1899 картины «Голова старика» и «Красная гостиная» были показаны на выставке журнала «Мир искусства».

В 1901–1903 жил в Петербурге. В 1902 вместе с бароном В. В. фон Мекком, при участии художников «Мира искусства», открыл в Петербурге (Б. Морская ул., 33) постоянно действующий салон «Современное искусство» с целью: «Создать центр, могущий оказывать влияние на периферию и являющийся показательным примером, центр, где сосредоточивалось бы творчество, то есть выявлялось бы в прикладном искусстве, кровно связанном и с чистым искусством, долженствующим быть представленным рядом коллективных выставок, чередующихся и весьма разнообразного состава». Здесь выставлялись на продажу картины, скульптура, мебель, декоративные предметы комнатной обстановки, ювелирные изделия; состоялись персональные выставки К. А. Сомова и Н. К. Рериха, выставка японской гравюры и старинных изображений Петербурга из частных коллекций. Самостоятельно создал художественное оформление одной из комнат салона. После финансовой неудачи, постигшей это мероприятие, вернулся в Москву.

Получил известность как знаток и собиратель искусства. Обладал обширной коллекцией фамильных портретов, собранием произведений современной западной и русской живописи (в том числе работами В. А. Серова и М. А. Врубеля, с которыми был дружен), русской иконы, японской гравюры, французского стекла (собрание ваз работы Э. Галле, целиком приобретенное у вдовы мастера), китайского и западноевропейского фарфора. В 1913 построил по проекту архитектора А. И. Таманова (Таманяна) особняк на Новинском бульваре, 11, где разместил свои коллекции и часть обстановки салона «Современное искусство». Завещал особняк городу, с тем, чтобы со временем открыть в нем Музей частных коллекций (в первый год революции особняк подвергся разграблению, богатые интерьеры были утрачены; в 1920-е в нем расположилось рабочее общежитие; лишь сравнительно небольшая часть предметов из художественного собрания позже попала в музеи).

В 1911 сменил умершего В. А. Серова в Совете Третьяковской галереи; пытался направить деятельность галереи на собирательство произведений новейшего искусства. В 1915 в результате разногласий с И. Э. Грабарем, исполнявшим должность попечителя галереи, покинул Совет. Был членом Общества друзей Румянцевского музея и финансового совета МУЖВЗ. В 1914–1917 исполнил эскизы пяти настенных панно и потолочного плафона для главного зала Казанского вокзала (не сохранились). В 1917–1918 работал в Совете по делам искусств и Союзе деятелей музеев и частных хранилищ в Москве.

В 1918 с женой Полиной Ивановной (урожд. Розановой, 1880–1966) и приемной дочерью Валентиной уехал в Крым, сдав часть своих коллекций на хранение в Румянцевский музей. В 1919 из Крыма семья эмигрировала во Францию, где сначала поселилась на собственной вилле Тальбо в Каннах, а после ее скорой продажи обосновалась в Париже.

В эмиграции вернулся к живописи и создал большинство своих картин. Писал пейзажи, портреты, натюрморты, картины на религиозные сюжеты в традициях классической школы. Провел в Париже две персональные выставки, участвовал в 1-й выставке Федерации французских художников (галерея Dans, 1927) и Выставке русского искусства в галерее La Renaissance (1932). В 1925 стал членом-основателем общества «Икона»; выступал с докладами на заседаниях общества и участвовал в его выставках. В 1933 вошел в художественную секцию при Союзе деятелей русского искусства во Франции. Публиковал художественную критику в газете «Возрождение», печатался в журналах «Современные записки» и «Иллюстрированная Россия». Задумал журнал «Caveant Consules» и намеревался привлечь к сотрудничеству русских художников. Был членом Союза объединенных монархистов. Поддерживал переписку с Вячеславом Ивановым (часть писем хранится в Русском архиве В. И. Иванова в Риме).

В 1951 участвовал в религиозной выставке, устроенной Ватиканом по случаю Anno Santo. В 1953 переехал в Рим и поселился на ул. Антонио Муза, 5 а, где жил до конца дней. В 1956 провел в Риме персональную выставку. В 1953–1959 писал статьи о русских художниках для журнала «Возрождение», а также рассказы и стихи (не опубликованы). С 1930-х работал над книгой мемуаров «Художник в ушедшей России», посвященной художественной жизни предреволюционной Москвы (впервые опубликована в Нью-Йорке в 1955; рукопись второй части воспоминаний, посвященной жизни в эмиграции, до сих пор не найдена).

Похоронен рядом с женой и дочерью в некатолической части кладбища Тестаччо в Риме. Частный архив художника хранится в Риме у его потомков.

(*) В зарубежных источниках из-за ошибочного пересчета дат с Юлианского на Григорианский календарь дата рождения по новому стилю указывается 19 июля

Библиография:

* Незабытые могилы; Bénézit-1 8/241.

Л-ский Ив. Постоянная выставка современного искусства // Архитектурный музей. 1902. Вып. 6. С. 70.

Философов Д. Погибшее мероприятие //Мир искусства. 1903. № 10. С. 96–98.

Грабарь И. Э. Моя жизнь: Автомонография. М.; Л., 1937. (Указ.).

Зеелер Вл. Выставка кн. С.А. Щербатова // Русская мысль (Париж). 1953. 27 янв. (?).

Паскал П. Художник в ушедшей России // Русская мысль. 1955. Дек. (№ 832).

П. К. По поводу книги кн. С. А. Щербатова // Русская мысль. 1956. 4 февр.

Ширяев Б. Рюриковой крови художник // Наша страна (Буэнос-Айрес). 1956. 23 февр. (№ 318).

Степун Ф. Сергей Щербатов. Художник в ушедшей России // Опыты. 1956. № 6.

А. Т. Князь С. А. Щербатов // Русская мысль. 1962. 12 июля (№ 1863).

Степун Ф. Памяти князя Сергея Александровича Щербатова // Русская мысль. 1963. 19 феврю (№ 1958).

Степун Ф. Художник свободной России // Мосты. 1963. № 10. С. 160–164.

Игорь Грабарь: Письма. 1891–1917 / Ред.-сост. Л. В. Андреева, Т. П. Каждан. М., 1974. (Указ.).

Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве / Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков: В 2 т. М., 1982. (Указ.).

Валентин Серов в переписке, документах и интервью / Сост., авторы вступ. ст. и примеч. И. С. Зильберштейн и В. А. Самков: В 2 т. Л., 1985–1989. (Указ.).

Нестеров М. В. Воспоминания. М., 1985. С. 313, 336–337, 340–341.

Шлихтер М. С. Выставка «Современное искусство» 1903 года в Петербурге // Панорама искусств. Вып. 9. М., 1986. С. 309–320.

Бенуа А. Н. Мои воспоминания: В 5 кн. [в 2 т.]. 2-е изд. М., 1990. (Указ.).

Фролов А. С. А. Щербатов и его «Храм муз» // Наше наследие. 1997. № 43/44. С. 136–143.

Васильчиков Г. Дядя Сережа // Там же. С. 154–157.

Талалай М. Г. Князь Сергей Щербатов: художник в ушедшей Европе // Зарубежная Россия. ХХ век: Слепухинские чтения–2016: труды междунар. научн. конф. СПб., 2018. С. 428–435.

Северюхин Д. Я. Старый художественный Петербург: Художественный рынок и самоорганизация художников. СПб., 2008. С. 207-212.

Ferretti P. The Family Archive of Sergej Aleksandrovich Shcherbatov // Русско-итальянский aрхив II. Salerno, 2002.

Foster L. Bibliography of Russian Emigré Literature. 1918–1968. Boston, 1970.

Сочинения:

Рисунки и живопись [С.] Яковлева // Театр и жизнь. 1934. № 56. С. 9–10.

Кризис искусства // Путь. 1934. № 45.

Московские меценаты // Современные записки. 1938. № 67.

Русские художники // Возрождение. 1951. № 14. С. 103–113 (Суриков, Коровин); № 18. С. 111–123 (Головин, Рерих, Врубель); 1952. № 24. С. 92–98 (Серов); 1953. № 26. С. 110–116 (Малявин, В. Васнецов, Нестеров); № 28 (Сомов, Бакст, Александр Бенуа).

Художник в ушедшей России. Нью-Йорк, 1955; М., 2000.

Направленность искусства Европы // Русская мысль. 1960. № 1581–1597.

Флоренция. Лохов //Новый журнал. 1963. № 74. С. 276–280.

Пребывание в искусстве // Наше наследие. 1997. № 43/44. С. 144–153.

Библиотека
сайта:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Julia&Keld за предоставленную фотографию.

Дата ввода:

17.12.2011