РУССКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНСТИТУТ. Париж. 1925–1930

Дом, где находился Русский художественно-промышленный институт. Париж, ул. Викторьен Сарду, 12-бис. Вид со стороны парка Сент-Перин. Фото Н.Д. Горского. Дом, где находился Русский художественно-промышленный институт. Париж, ул. Викторьен Сарду, 12-бис. Вид со стороны ул. Викторьен Сарду. Фото Н.Д. Горского.

Основан осенью 1925 по инициативе бывшего директора Строгановского художественно-промышленного училища в Москве художника Николая Васильевича Глобы на средства кн. Ф. Ф. Юсупова. Позже спонсором выступали также кн. М. А. Горчаков и бывший министр торговли и финансов М. М. Федоров; материальную поддержку заведению оказывал Земгор. Заведение имело и другие неофициальные названия: Школа прикладных искусств имени Строганова, Школа Глобы, Институт князя Юсупова.

На первом собрании института, состоявшемся 6 мая 1926, присутствовали И. Я. Билибин, Б. К. Билинский, Б. Д. Григорьев, Н. И. Исцеленов, К. А. Коровин, А. А. Лагорио, М. А. Лагорио-Исцеленова, Н. Д. Милиоти, А. Л. Поляков, С. С. Соломко, А. А. Экстер и др. С докладом выступил Н. В. Глоба, заявивший, что новое учреждение мыслился как преемник Строгановского училища, учебный центр, призванный развивать русские национальные художественные традиции.

Институт расположился в двухэтажном здании по адресу ул. Викторьена Сарду, 12-бис (rue Victorien Sardou, XVI) около парка Сент-Перин, и к лету 1926 в нем начали работать художественные мастерские различного профиля. И. Я. Билибин преподавал русский орнамент и лубок, Л. Э. Родзянко – роспись по фарфору (позже эту дисциплину вела А. А. Лагорио), Н. Д. Милиоти и В. И. Шухаев – живопись, М. В. Добужинский – композицию и рисунок, Н. В. Глоба – иконопись и монументальную религиозную живопись. Некоторое время иконопись преподавали также Д. С. Стеллецкий и В. В. Сергеев. Имелись классы художественного шитья, набойки, эмалевой инкрустации, чеканки, пошуара (шелкографии) и др.

Число учеников превышало 50. Предполагалось готовить их для работы на эмигрантских художественных предприятиях, в первую очередь, в Доме моды кн. Ф. Ф. Юсупова «Ирфе», на его же фарфоровой фабрике «Фолья», в Доме вышивки «Китмор» вел. кнг. Марии Павловны. Работы учеников продавались в магазине Юсупова «Моноликс», лучшие – отбирались на выставки и конкурсы. В декабре 1928 состоялось вручение наград сотрудникам и ученикам института за участие в большой выставке, организованной мэрией XVI округа Парижа: директору Н. В. Глобе была присуждена золотая медаль, сотрудникам Т. С. Ижболдиной, В. М. Добролюбовой, А. Ф. Лукези, Б. А. Меллер, В. В. Сергееву и Полю Плино – дипломы с золотыми медалями.

К 1930, в связи с экономическим кризисом, учреждение обанкротилось и прекратило существование.

Библиография:

* ХРЗ 40; Хроника РЗ 1/253, 323, 373, 507.

Астраханцева Т. Л. «Внутренняя» и «внешняя» эмиграция Николая Васильевича Глобы // Художественная культура русского зарубежья 1917–1939: Сб. статей. М., 2008. С. 264-283.

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Николаю Дмитриевичу Горскому за ценные дополнения и фотографии.

Дата ввода:

12.02.2011