СТЕПАНОВ Даниил Клавдиевич
Stepanoff D.
18 августа 1881 (Москва) – 9 апреля 1937 (Венеция). Живописец, реставратор, сценограф и медальер.
Сын академика исторической живописи Клавдия Петровича Степанова (1854–1910). Брат художника-реставратора Петра Степанова.
В 1894–1895 с семьей посетил Францию и Италию, некоторое время провел в Венеции. Позже жил в Париже, учился в Сорбонне, брал уроки у французских медальеров. В 1902 приехал в Рим, где женился на Роме Травальино, из семьи Армони Рафаэлли, державшей известное фотоателье в Орвието.
В 1902 вернулся с семьей в Россию. Сначала жил в Москве, где помогал отцу в работах по реставрации Кремля, а затем в С.-Петербурге, где в 1913 стал главным медальером Императорского Монетного двора (работы метил: Д. С.).
В 1918 в Петрограде исполнил праздничный декор Чернышева моста ко дню 1-й годовщины революции. В 1919 стал автором первой тиражированной медали, посвященной двухлетней годовщине Октября.
В 1919–1924 занимал пост заместителя председателя Отдела по делам музеев в Петрограде. Был арестован ЧК по обвинению в антисоветской деятельности и освободился только благодаря ходатайству А. В. Луначарского. Опасаясь дальнейших арестов, некоторое время жил в Пензе, где преподавал в Художественном училище. В 1920 вошел в Комиссию по сохранению памятников Самарканда, несколько раз побывал в Туркестане, исполнив множество зарисовок и фотографий этнографического характера. Вместе с Алексеем Исуповым, Александром Волковым и Александром Николаевым (Усто Мумин) повлиял на становление самобытной местной художественной школы.
В 1924 был вновь принят на Петроградский Монетный двор медальером. В 1925 выехал в командировку в Париж и Рим на монетные дворы для ознакомления с новым копировально-гравировальным оборудованием. В Россию не вернулся. Некоторое время работал в Париже, где содержал учебную студию (в числе его учеников был Б. Ф. Шаляпин). В конце 1925 переехал в Рим и поселился на via Lazzaro Spallanzani, 4. Женился на итальянке Ромеа Траваньин.
Учился в Римской академии художеств, специализируясь в реставрации произведений Ренессанса. В последующие годы реставрировал картины многих мастеров старой итальянской живописи, среди которых Рафаэль, Тициан, Пьеро делла Франческа и Андреа Мантенья. В Умбрии выполнял на заказ несколько работ, в частности триптих «Святое Семейство» для правого крыла главного алтаря церкви Сант Андреа в Орвието и украшение главного входа Виллы делле Грацие в Нарни на сюжет Благовещенья.
В 1926 участвовал в ХV Международной бьеннале в Венеции показав картины, написанные во время пребывания в Туркестане («Продавец сюзане», «Продавец фруктов», «Голова»), которые получили одобрение критики и публики за экзотический характер.
В июне 1927 провел персональная выставку в одном из залов Палаццо дель Аугустео в Риме (среди представленных полотен – «Молитва» и «Голова юноши», вдохновленные итальянским Возрождением; одновременно в соседнем зале состоялась персональная выставка А. В. Исупова).
В последние годы в основном выполнял театральные декорации, тесно сотрудничал с Николаем Бенуа. Жил на о. Лидо.
Библиография: |
* Незабытые могилы; Bénézit2 9/818. Уфимцев В. Говоря о себе. М., 1973. С. 48–54. Талалай М. Г. Вдохновительница наших успокоений. Российский некрополь в Венеции. М.: Старая Басманная, 2013. С. 35. Личный состав учреждений монетного ведомства дореволюционной России. Биографические материалы // Монеты Императорской России. Русские в Италии. |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
01.06.2012 |