ИСУПОВ Алексей Владимирович

Isupoff Alessio

А. Исупов

10/22 марта 1889 (Вятка, ныне Киров) – 17 июля 1957 (Рим). Живописец и график.

Сын позолотчика и резчика по дереву. Детство провел в Самаре, где окончил приходское сельское училище (1902). В 1903 вернулся с семьей в Вятку. В 1903–1904 обучался в иконописной мастерской А. М. Черногорова, в 1904–1908 — в иконописной мастерской В. И. Кротова. В 1906–1909 участвовал во 2-й, 3-й, 4-й и 5-й художественных выставках в Вятке. В 1908 переехал в Москву, летом учился в школе-студии И. И. Машкова и А. Н. Михайловского. В том же году поступил в МУЖВЗ, где учился до 1913 у А. Е. Архипова, А. М. Васнецова, К. А. Коровина и С. В. Малютина. Участвовал в ученических выставках МУЖВЗ (1909–1913), выставках в галерее Лемерсье (1910, 1913/1914, 1915), выставках МОЛХ (1910), СРХ (М., СПб., с 1910), ТПХВ (М., СПб., с 1912; член ТПХВ с 1916), Вятского художественного кружка (1910, 1912, 1913/1914; член кружка с 1909), Весенних выставках в залах ИАХ (1911, 1913) и др. Работы репродуцировались в журналах «Вершины», «Солнце России», «Лукоморье», «Нива», «Огонек». В 1912 картина «Сад» была приобретена с выставки СРХ в Музей ИАХ.

В 1910 создал первую экспозицию Вятского художественно-исторического музея и исполнил его вывеску. Занимался реставрацией картин музея. В 1911 написал пять икон для иконостаса церкви села Бельское Глазовского уезда Вятской губернии. В 1912 написал икону св. мученицы Параскевы и св. Николая Чудотворца; подарил ее Пятницкой церкви в Вятке, где был крещен. В 1912 стал одним из организаторов Второй художественной выставки Вятского художественного кружка, на которой было представлено более 100 работ московских художников. В 1913 женился на Тамаре Николаевне Ивановой, вместе с женой совершил поездку по Волге и в Крым.

В 1915 был мобилизован, служил солдатом во 2-м стрелковом запасном полку, направленного в Среднюю Азию, в Ташкент. В 1916 периодически выезжал в Самарканд в распоряжение Комиссии по охране и реставрации памятников искусства и старины. В 1917 был по болезни (костный туберкулез) освобожден от воинской службы. Входил в литературно-драматическую секцию художественного совета Туркестанского народного университета, оформлял журнал «Юный туркестанец», преподавал в Туркестанской краевой народной художественной школе в натурном и общеобразовательном классах (среди его учеников: Н. Карахан, Е. Макеева, Б. Лавренев, М. Куприянов, С. А. Чуйков и др.). В 1920 был назначен в Самаркандскую комиссию по охране и реставрации памятников искусства и старины (в должности ответственного художника и заведующего художественной секцией). Вместе с художником И. С. Казаковым создал акварельные копии с древних мозаичных панно для альбома «Улугбек». Создал серию восточных пейзажей и жанровых сцен: «Узбеки в чайхане», «В старом Туркестане», «Самарканд», «Базарный ряд. Биш-Агач» и др.

В 1921 вернулся в Москву. В 1922 стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). Писал картины на революционные темы: «Минусинская ссылка», «Ликвидация красными десанта Назарова», «Бой у Аральского моря». Исполнил по заказу правительства портреты государственных деятелей, по заданию АХРР работал над картиной «В. И. Ленин, играющий в шахматы». Создал альбомом «Великая революция и жизнь Красной армии». Участвовал в 47-й и 48-й выставках ТПХВ (Пг., 1922 и 1924), 18-й выставке СРХ (М., 1923), 4-й, 5-й и 6-й выставках АХРР (М., 1923–1924) и др. В 1924–1925 работы экспонировались на Передвижной выставке русского искусства по Америке, в 1925 — на 1-й Государственной передвижной выставке картин (по маршруту Москва–Саратов–Царицын–Казань–Нижний Новгород). В 1926 во Дворце труда профсоюзов была показана картина «Проводы Ленина в колонном зале», посвященная похоронам вождя.

В феврале 1925 в связи с обострением костного туберкулеза выехал для лечения в Италию и обосновался в Риме. Писал пейзажи Италии, жанровые сцены, романтические портреты девушек с цветами. Любил изображать лошадей. Продолжал свою туркестанскую серию, по памяти писал картины русской природы. В 1920-е его мастерскую посещали приезжавшие в Рим С. Т. Конёнков, Ф. С. Богородский, Г. Г. Ряжский. В Италии встречался с М. Горьким, тесно общался с послом СССР в Риме Д. И. Курским. В 1920-е его картины продолжали появляться на советских выставках.

Провел персональные выставки в Риме (галерея Fiamma, 1926; 1928 — вместе с А. В. Ганзеном и Дж. Микале; галерея A. Yandolo, 1933), Милане (галереи Scopinich, 1929, 1930, 1931; Dedalo, 1934), Гааге («Алексей Исупов. Выставка картин из России, Туркестана и Италии», 1931), Ливорно (зал Bottega d’arte, 1934 — совм. с М. Кашелла и Дж. Ромити), Генуе (галерея Vitelli, 1934), Флоренции (Galleria d’arte, 1934), Неаполе (1934; в составе II Международной выставки колониального искусства в замке Maschio Angioino), Триесте (галерея Trieste, 1935, 1937, 1939), Бергамо (галерея Galleria permanente d’arte, 1935), Турине (1937). Участвовал во II Выставке морского искусства (Mostra d'Arte Marinara di Roma, 1927) и Выставке любителей и деятелей Рима (Mostra Amatori e Cultori di Roma,1928) в Риме, в Венецианской биеннале (1930), в выставках во Франции, Голландии и Бельгии.

В 1943–1944 принимал участие в движении Сопротивления. Позже исполнил ряд картин на военную тему.

В конце 1945 в Галерее современного искусства в Риме прошла его большая персональная выставка. На итальянском и английском языках вышла первая монография о его творчестве, написанная М. Бианкале. В 1948 в Международной художественной галерее в Милане состоялась последняя прижизненная персональная выставка, а в следующем году была опубликована вторая книга о нем — монография Дж. Никодеми.

В последние годы жизни писал в основном натюрморты; из-за прогрессирующей болезни, затрудняющей движение рук, работал мало. Похоронен на кладбище Тестаччо в Риме.

В 1958 вдова художника подарила несколько его картин Третьяковской галерее. В 1966 она вернулась в СССР и по завещанию мужа передала Министерству культуры всю римскую коллекцию работ. Бóльшая часть (около 300 картин) поступила в фонды Вятского художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых. Представлен также в галерее Уффици во Флоренции, в галереях современного искусства Рима, Милана, Неаполя и Генуи. Мемориальные выставки состоялись в Кирове (1971), Москве (1973) и Ташкенте (1977).

Библиография:

† ОР ГТГ. Ф. 128.

* ХН СССР 4/1/567; AI 1/751, 2/656.

Туркестан: Серия открытых писем А. Исупова. М., 1929. 25 л.

Щербатов С. Памяти русского художника // Русская мысль (Париж). 1957. Сент. (№ 1108).

Живова О. В дар галерее // Художник. 1962. № 1. С. 45–49.

Кузнецов А. Тайна Адреатинских пещер. М., 1963. С. 40–49, 121.

Курская А.С. Пережитое. М., 1965. С. 243–244.

Двинянинова Л. А.В. Исупов. Киров, 1971.

Алексеева В. Художник А.В. Исупов // Искусство. 1972. № 3. С. 41–46.

Апухтин О. Материалы к творческой биографии А.В. Исупова // Искусство. 1972. № 3. С. 47–50.

Иванов М. Художник Исупов // Огонек. 1981. № 35. С. 24–25.

Конёнков С.Т. Воспоминания. Статьи. Письма / сост. Ю.А. Бычков: В 2 т. Т. 1. М., 1984. С. 216–217.

Двинянинова Л. Алексей Исупов // Художник. 1989. № 7. С. 40–47.

Кувалдина И.В. Итальянский период творчества А.В. Исупова // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья / отв. ред. О.Л. Лейкинд. СПб., 2008. С. 129–135.

Кувалдина И.В. Алексей Исупов. Российский период творчества // Антикварное обозрение. 2013. № 4. С. 14–33.

Кувалдина И.В. Алексей Исупов. Итальянский период творчества художника // Антикварное обозрение. 2014. № 1. С. 6–19.

Кувалдина И.В. Алексей Исупов и русская эмиграция в общественной и художественной жизни Италии в годы Второй мировой войны // Российская эмиграция в борьбе с фашизмом: Межд. научн. конф. Москва 14-15 мая 2015 года / Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. М., 2015. С. 576–585.

Mostre di «Fiamma». Mostre personale Degli Artisti: Alessio Hansen, Alessio Issupoff, Giuseppe Micali. Roma, 1928.

Alexis Issupoff: tennoonstellung van schilderijen uit Rusland, Turkestan en Italie 10 tot 31 Januari 1931 / Biancale Michele. Den Haag: Koninklijke Kunstzaal Kleykamp, 1931.

Umbro A. Trieste. Alessio Issupoff. // Emporium, Vol. LXXXI. N. 481. 1935. Marzo. P. 179.

Biancale М. Alessio Issupoff. Roma, 1945.

Alessio Issupoff / Mostra personale: Galleria d’arte, Trieste, Aprile 1939–XVII. Trieste, 1939.

Nicodemi G. A. Issupoff. Milano, 1949.

Вассена Р. А.В. Исупов [Электронный ресурс] // Русские в Италии. URL: http://www.russinitalia.it/dettaglio.php?id=433 (дата обращения: 01.01.2016).

Библиотека
сайта:
Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Julia&Keld за предоставленную фотографию.

Дата ввода:

30.03.2012