ЛЮБАВИНА Надежда Ивановна

Ljubawina Nadezhda

Н.И. Любавина. Автопортрет

5 мая 1876 (Санкт-Петербург) – 1959 (Неаполь). Живописец, литератор, педагог, переводчик.

Из купеческой среды. После среднего образования в Петришуле занималась в Рисовальных классах Общества поощрения художеств, где близко познакомилась с поэтом и художницей Еленой Гуро. Продолжила обучение в художественной студии Я. Ф. Ционглинского (1903–1905). С 1906 обучалась в художественной школе Е. И. Званцевой у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского; участница первой выставки студийцев в редакции журнала «Аполлон» (1910).

В 1910 вошла в инициативную группу, создавшую «Союз молодежи», участвовала во всех его выставках в Санкт-Петербурге, Москве и Риге (1910–1914). В 1915 вместе с поэтом Н. П. Венгровым, балериной А. А. Доринской и композитором А. И. Вешкиным организовала артистически-художественный кружок «Зеленая птица» (с участием художников А. А. Митникова, Н. Новгородцева, Э. А. Лассон-Спировой, В. М. Ходасевич). В своей мастерской проводила литературно-художественные вечера, которые посещали В. Маяковский, М. Горький, С. Есенин, Н. Клюев, Л. Брик, В. Шкловский. В 1916 начала педагогическую деятельность (рисование, лепка) в детских клубах Петрограда.

Вошла в ряд послереволюционных художественных обществ – «Свободная мастерская», «Свобода искусству», «На Революцию», «Искусство, революция», составивших левый блок Союза деятелей искусств. В 1918 последний раз экспонировала на родине свои работы – в Петрограде (художественное бюро Н. Е. Добычиной) и в Ялте (выставка «Искусство в Крыму», организаторы – С. К. Маковский и С. Ю. Судейкин).

В 1922 познакомилась в Москве с индийским коммунистом, бежавшим от преследований колониальных властей, которому помогала в качестве переводчика (знала немецкий, французский, английский, итальянский языки). Вышла за него замуж и в 1924 получила разрешение Государственной Академии художественных наук на творческую командировку в Турцию для изучения ковроткачества и художественной практики. Расставшись с супругом в Стамбуле, жила там вдвоем с матерью, затем переехала в Италию, где в 1926–1927 работала переводчиком в советском торгпредстве в Милане. В 1927 была уволена из торгпредства по сокращению штатов и приняла решение остаться в Италии.

Осенью 1928 была принята в керамические мастерские в Салерно в качестве рабочей, надеясь впоследствии стать дизайнером моделей керамики. Немецкая художница и керамистка Лизель (Анна Амалия Элизабет) Оппель в 1930–1932 работала вместе с этой «симпатичной русской» в мастерских «Industria Ceramica Salernitana» в Вьетри-суль-Маре, принадлежавших немецкому еврею Максу Меламерсону. В 1930–1940-е жила с матерью в Сорренто на Вилле Горчаковой. Последнее письменное упоминание о художнице найдено в гостевой книге немецкой керамистки Маргарет Тевальт-Ханнаш, жившей на Амальфитанском побережье (17 января 1932, по случаю рождения ее дочери Моники).

Погребена на Новом Английском кладбище в Неаполе.

Библиография:

* Золотой век.

Русский литературный авангард. Материалы и исследования / под ред. М. Марцадури и др. Университет Тренто, 1990.

Русская живописная вывеска и художники авангарда. Альбом / авт.-сост. А. В. Повелихина и Е. Ф. Ковтун. Л., 1991.

Музей в музее: русский авангард из коллекции Музея художественной культуры в собрании Государственного Русского музея / авт.-сост. Елена Баснер и др. СПб., 1998.

Шатских А.С. Витебск. Жизнь искусства: 1917–1922. М., 2001.

Заинчковская (Марочкина) А. Неизвестная Ермолаева // Малевич. Классический авангард. Витебск. Альманах. Вып. 8. Минск, 2005.

Вольдемар Матвей и «Союз молодежи» [Сб.] / отв. ред. Г. Ф. Коваленко. М., 2005.

Крусанов А. В. Русский авангард. В 3-х тт. Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 1; 2. М., 2010.

Арская И., Загородникова Т. Любавина Надежда Ивановна / Энциклопедия русского авангарда. М., 2013. Т. 2. С. 48-50.

Соч.:

Как пропала Баба-Яга. / Ёлка. Книжка для маленьких детей. Пг.: Парус, 1917. С. 30–31 (отдельное изд. – Пг.; Артель художников «Сегодня», 1918; илл. Н. Лапшина).

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

24.07.2018