АУЭР Григор (собств. Прокофьев или Прокопиев Григорий Дмитриевич)

Auer (né Prokofieff) G.

Г. Д. Ауэр в Питкяранте. 1923.

16 января 1882 (Питкерандо, Выборгская губ., ныне Питкяранта, Карелия) – 20 декабря 1967 (Хельсинки). Живописец, акварелист.

Из православных карелов. Младший сын земледельца Дмитрия Прокопиевича Прокопиева (1842–1904) и Марии Степановны, урожд. Каннинен (1846–1915).

В 1897, по окончании трех классов народной школы, отправился в С.-Петербург, где ранее обосновался старший брат – художник и торговец картинами Прохор, принявший имя Роберт Ауэр. Помогал брату в его магазине и учился в Рисовальной школе ОПХ (1898–1901). К 1901 именовал себя Григор Ауэр.

По окончании Рисовальной школы ОПХ перебрался в Валаамский монастырь, где стал послушником. Работал в иконописной мастерской, исполнял и обновлял стенные росписи. В начале 1902 бежал из монастыря в Питкяранту, затем переехал в Гельсингфорс. В 1903–1904 посещал занятия в Атенеуме, в старшем классе рисовальной школы Финляндского общества художеств , учился у А. Гебхарта и В. Блумстедта. В феврале 1904 был отчислен из школы за ненадлежащее поведение.

Вернувшись в С.-Петербург, как вольнослушатель посещал занятия в ИАХ (в 1904–1905 и 1906–1907), считал себя учеником И. Е. Репина.

В 1905 женился на Надежде Николаевне Чистяковой (1882–1943), из купеческого рода, работавшей машинисткой в фирме «Сименс и Гальске». Весной-летом того же года вместе с братом совершил первую поездку в Италию. В дальнейшем неоднократно выезжал в Среднюю и Южную Европу (Франция, Бельгия, Италия, Турция, Греция), в 1913 побывал на Капри, где встречался с М. Горьким, путешествовал по Южной России и Крыму. В С.-Петербурге жил на Кадетской линии, 9 (нижний этаж занимал его брат Роберт), затем в Мытнинском пер., 5, на Петербургской стороне.

Писал в основном пейзажи маслом и акварелью, а также цветы. Осенью 1905 дебютировал на Выставке финляндских художников в Хельсинки. В 1906–1916 в С.-Петербурге участвовал в ежегодных «Осенних выставках», устраиваемых братом сначала в Пассаже на Невском пр., 48, затем по другим адресам, а также в выставках Товарищества художников и Императорского общества русских акварелистов. Посещал собрания «Мюссаровских понедельников». Часто выставлялся в Финляндии – на Весенних выставках Финляндского общества художников в Гельсингфорсе, выставках в Аббо (Турку), Таммерфорсе (Тампере) и Выборге. Участвовал в выставках в Москве.

В 1908–1911 работал хранителем в Эрмитаже. В эти годы тесно общался с художниками И. И. Бродским, И. Ю. Крачковским, Н. К. Рерихом, Н. В. Харитоновым и др. B 1912 получил звание художника.

В 1913 начал строительство своей виллы «Тойво» («Надежда») на Овечьем острове (Ламмасаари) в Питкяранте, где в дальнейшем проводил лето с женой и двумя дочерьми – Антониной (1910–2001) и Евгенией (в замуж. Хелюнен, 1915–2007). После провозглашения независимости Финляндии эта территория отошла к новообразованному государству, и семья больше не возвращалась в Петроград. Их дом в Питкяранте стал промежуточным пунктом для некоторых беженцев из Петрограда. В 1918 родились дочери-двойняшки Кира (1918–2007) и Зинаида (в замуж. Линдрус, 1918–2007).

В 1919–1921 работал хранителем в Национальном музее в Хельсинки. Проявил себя как способный реставратор картин. В 1922 вернулся в Питкяранту, писал пейзажи родной местности, много работал на Валааме. В 1919 стал членом Финляндского общества художников и возобновил участие в групповых выставках, в 1923 провел выставку в Выборге вместе с М. А. Федоровой, выставлялся в салоне Стриндберга в Хельсинки (1923, 1927, 1928, 1938), устраивал выставки на своей вилле.

С началом Зимней войны в 1939 вместе с другими жителями Питкяранты эвакуировался вглубь Финляндии. Во время второй Советско-финской войны, начавшейся в июне 1941, вернулся с семьей в свой дом, обнаружив исчезновение многих своих картин и собрания икон. В ноябре 1943 пережил смерть жены. Летом 1944, при наступлении советских войск, вновь эвакуировался из Питкяранты, навсегда оставив свой дом, т.к. все западное побережье Ладоги, вскоре было присоединено к СССР.

После войны жил у дочерей в Северной Карелии – сначала в Вуонисйарви у Евгении, с 1947 – в г. Эспоо у Зинаиды. Продолжал писать пейзажи Карелии, которые продавал в различных салонах. В 1948, 1950 и 1953 показывал свои работы на выставках «13 карелов» в Хельсинки. В 1950–1957 совершил шесть поездок в Италию, подолгу работал на Капри, в Позитано (здесь встречался с художниками-эмигрантами И. П. Загоруйко и В. Н. Нечитайловым) и Равелло, написал множество итальянских пейзажей.

В 1955 женился на учительнице пения Эстер Каатриа (1905–1988). С 1956 супруги жили в Хельсинки. Последняя прижизненная выставка состоялась в 1962. Похоронен на русском кладбище в Хельсинки.

Собрание работ Г. Ауэра находится у его правнука Антти Куусимяки (Хельсинки). Им неоднократно устраивались выставки художника (в том числе в Ново-Валаамском Спасо-Преображенском монастыре в Хейнявеси, Финляндия), выпущены альбомы на русском и финском языках. Большое собрание работ также имеется в Художественном музее г. Йоэнсуу. В октябре 2013 выставка художника прошла в Музее изобразительных искусств Республики Карелия.

Библиография:

Северюхин Д. Я. Галерея П. Д. Ауэра и Осенние выставки // Антикварное обозрение. 2007. № 1. С. 84-87.

Зайцева Н. И. Художник // Сердоболь. Городской альманах. Вып. 11–12. Сортавала: 2011. С. 37-45.

Куусимяки А. Жизнь Григора Ауэра / Пер. с финского И. Нуммемеес. Хельсинки, 2012.

Rönkkö Мarju, Huusko Timo et al., ed. Simanainen Timo et al. Grigor Auer – Laatokan maalari. Тamperе, 2003. (Перевод назв. книги с финск.: Григор Ауэр – художник Ладоги).

Piispa Arseni, Kuusimäki Antti, ed. Mäkelä Asko. Grigor Auer. Helsinki, 2010. (Перевод назв. книги с финск.: От Карелии до Капри – путь художника Григора Ауэра).

Kuusimäki Antti. Karjalasta Caprille – taiteilija Grigor Auerin tie // Joulukannel. 2011. 32–36. (Куусимяки А. От Карелии до Капри – путь художника Григора Ауэра // Йоулуканнель. 2011. C. 32–36.).

Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

07.11.2012