БЕЛОБОРОДОВ Андрей Яковлевич

Beloborodoff A.

З. Е. Серебрякова. Портрет А. Я. Белобородова. 1925.

16/28 декабря 1886 (Тула) – 24 февраля 1965 (Рим). Акварелист, график и архитектор.

Из старинного рода, внесенного в Дворянскую книгу Тульской губернии. Детство провел в Туле, где окончил гимназию. В 1905 поступил на архитектурное отделение ИАХ, учился у Л. Н. Бенуа и посещал академическую граверную мастерскую В. В. Матэ. Состоял членом кружка «Duodecim», в котором объединились 12 учеников Л. Н. Бенуа, чтобы бороться за возрождение классических традиций в архитектуре и развитие «имперского искусства». Глубоко изучал архитектурное наследие итальянского архитектора Дж. Кваренги, широко представленного в Петербурге; произвел обмеры и подробные планы дворца Завадского в Черниговской области работы Дж. Кваренги (летом 1911 и 1912). В апреле 1912, по окончании общего академического курса, получил право на производство построек.

В 1912–1915 исполнил интерьеры парадных залов в здании Кабинета Его Императорского Величества (Невский пр., 39), Аничкова дворца и особняка Г. Г. Черткова (Дворцовая наб., 22). Кн. Ф. Ф. Юсуповов пригласил его заняться переделкой нижнего этажа дворца на набережной Мойки, 94. Вместе с архитектором А. П. Вайтенсом, художниками Н. А. Тырсой, С. В. Чехониным и В. М. Конашевичем исполнил перепланировку и декор комнат нижнего этажа дворца.

В 1913–1915 занимался поиском памятников народного зодчества в Лужском и Гдовском уездах в составе экспедиции, организованной по инициативе петербургского генерал-губернатора. Описал исторические и художественные памятники архитекторов А. Н. Воронихина и Ж. Тома де Томона.

В июне 1915 получил звание художника-архитектора и четырехлетнее заграничное пенсионерство за проект здания университета в столичном городе, однако командировка была отложена из-за войны. В ноябре 1918 был назначен руководителем мастерской в ГСХМ. Исполнил росписи нескольких тарелок с архитектурными мотивами для Государственного фарфорового завода в Петрограде.

В феврале 1920 эмигрировал. Из Петрограда по льду Финского залива перебрался в Финляндию, а откуда выехал в Англию. В Лондоне по приглашению кн. Ф. Ф. Юсупова декорировал «Голубой бал» в пользу беженцев из России, состоявшийся в Альберт-Холле с участием Анны Павловой; и по заказу балерины построил открытый театр на берегу озера в ее резиденции в лондонском предместье Хемпстеде.

С осени 1920 по 1934 жил во Франции. Почти ежегодно по несколько месяцев проводил в Италии, где создавал серии пейзажей Рима, Венеции, Вероны, Флоренции, Сицилии. Провел персональные выставки в парижских галереях V. Girchman (май 1923, выставка «Италия», 90 работ) и J. Charpentier (1924, 1929 и 1934). Участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (Осенний салон, 1921; La Boёtie, 1921; V. Girchman, июль 1929 и апрель 1930; d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932), Амстердаме (1924), Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Берлине (1930), Белграде (1930). Выставлялся в Осеннем салоне (1923, 1924).

Исполнил несколько архитектурных работ, самая значительная из которых – реконструкция и оформление интерьеров разрушенного в Первую мировую войну замка Коленкур (Château de Caulaincourt) в департаменте Эна (1932–1934).

Осенью 1934 переехал в Рим, где жил до конца дней. Принял католичество. В конце 1930-х – 1940-х создал цикл «La Nuova Roma monumentale» – «Новый монументальный Рим», изображающий новое строительство в древнем Риме, серии фантастических архитектурных пейзажей «Grande Isola» – «Великий остров» и «Un viaggio nel Paese del Sogno» – «Путешествие в страну снов», цикл «Luce di Roma» – «Фонари Рима».

В годы войны как сценограф принимал участие в создании двух итальянских фильмов: «Noi Vivi» – «Мы живые» (1942, по роману Айн Рид, реж. Г. Алессандрини) и «S. Elena, Piccola Isola» – «Св. Елена, маленький остров» (1943, реж. Р. Симони) и нескольких театральных постановок («Зимняя сказка» Шекспира и др.). Уже после войны оформил оперу «Мазепа» П. И. Чайковского для Большого музыкального театра Фьорентино – Teatro del Maggio Musicale Fiorentino (1954).

В 1948–1953 построил виллу в ренессансном стиле для швейцарского промышленника и мецената Мориса Сандоза близ Аврелиевой стены на Авентинском холме в Риме (проект создан в 1939). В 1957 сделал наброски проекта виллы для своего друга итальянского художника Джорджио ди Кирико (не осуществлен).

Автор иллюстраций для библиофильских книг: «Рим» с текстом Мориса Палеолога (1930), «Виды Солернского залива» с текстом Поля Валери (1951, гравюры на дереве), альбома «Рим» (24 литографии и гравюры, 1961).

Провел персональные выставки в Риме (палаццо Pecci Blunt, 120 работ, 1934; Музей Рима, цикл «Новый монументальный Рим», 60 работ, 1936; галерея di Roma, цикл «Великий остров», 1939; галерея San Marco, 40 работ, 1943; галерея La Finestra, циклы «Путешествие в страну снов» и «Великий остров», 1945; март 1947; цикл «Фонари Рима», май 1949), Милане (галерея Скопинич, 95 работ, декабрь 1934), Гааге (галерея P. Loujetzky, 1939), Неаполе (галерея Al Blu di Prussia, 1955).

Публиковал автобиографические заметки в эмигрантской прессе. Дружеские отношения связывали его с семейством Бенуа, М. В. Добужинского. В его квартире нашла приют З. Е. Серебрякова в первые месяцы своей эмиграции. В Италии в круг его друзей входили семьи Вяч. И. Иванова, П. П. Муратова, Э. Прена.

Похоронен на римском некатолическом кладбище Тестаччо (Testaccio). Личный архив А. Я. Белобородова с 1965 находится в ГРМ; фонд А. Я. Белобородова имеется также в Римском архиве Вяч. И. Иванова.

Библиография:

* РГИА Ф.789. Оп. 13. Д. 101

* Лобанов-Ростовский, ХРЗ.

Волконский С. М. Рим Белобородова // Последние новости (Париж). 1929 (№ 2986).

Бенуа А. Н. Архитектор-художник: (А. Я. Белобородов) // Последние новости (Париж). 1934. 23 июня (№ 4839).

Бенуа А. Н. Выставка А. Белобородова // Последние новости (Париж). 1939. 14 апр. (№ 6591).

Д. И. Андрей Белобородов // Русская мысль (Париж). 1965. 27 марта (№ 2287). С. 5.

Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки: В 2 т. М., 1974. (Указ.).

Иванова Л. Воспоминания. Книга об отце. Париж: Atheneum, 1990. С. 237–239.

Шишкин А. Русский палладианец в Италии: Андрей Белобородов (по материалам из Архива Вяч. Иванова в Риме) // Вестник истории, литературы и искусства. М. 2005.

Shishkin A. Andrei Beloborodov and Italy // Русско-итальянский архив (Archivio Russo-Italiano). IV. Salerno, 2005.

Стерлигова И. А. Из материалов собрания Вяч. Иванова в Риме: художественные произведения А. Я. Белобородова // Русско-итальянский архив. IV. Salerno, 2005.

Шишкин А. Из итальянских хроник Андрея Белобородова // Россия и Италия. М. 2006.

André Beloborodoff // Beaux-Arts. 1934. Juin 22. P. 6.

Pacini R. Cronache romane: La mostra di André Beloborodoff nel palazzo Pecci Blunt // Emporium. 1934.

Vol. 80, Dec. P. 372–373.

Mostra personale di Andrea Beloborodoff: [Catalogue]. Napoli: Al Blu Prussia, 1955.

Collande, Eugénie von. Le nouveau château de Caulaincourt et son architecte André Beloborodoff // Mémoire de maîtrise. Université de Paris IV Sorbonne. 2003/2004.

Джулиано Дж. "Прогулка по стране воспоминаний": встреча двух художников в эмиграции. Переписка М. В. Добужинского и А. Я. Белобородова. Публ. и комм. Дж. Джулиано // Русско-итальянский архив VII. Салерно, 2011. С. 115-188.

А. Белобородов. 15 иллюстраций из книги «Ventiquattro vedute di Roma» // «… Скитаний пристань, вечный Рим»: Русская община в столице Италии (1900–1940). Каталог выставки. Москва, 2011 / Сост. С. Гардзонио, А. д’Амелия, Б. Сульпассо. Салерно, 2011. С. 288-301.

Альбомы:

Rome: notes d'histoire et d'art. Par Maurice Paléologue de l'Académie Francaise Ambassadeur de France. Ouvrage orné de 52 bois dessibés et gravés par Beloborodoff. Jules Meynial. Paris, [1930].

Le golfe de Salerne. Treize bois originaux de Béloborodoff introduits par un texte inédit de Paul Valéry. Collection de L'Obélisque. Paris-Rome, 1951.

Andrea Beloborodoff. Ventiquattro vedute di Roma, presentati da Henri de Régnier, con una breve guida di Jean Neuvecelle. Roma, 1961. (на итал., англ. и франц. яз.).

Сочинения:

Работа во дворце кн. Феликса Юсупова // Новый журнал (Нью-Йорк). 1962. № 70. С. 184–200.

В Академии художеств // Новый журнал (Нью-Йорк). 1963. № 73. С. 197–215.

Убийство Распутина // Русская мысль (Париж). 1956. 21 августа. № 941.

Архивы:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.03.2012