СЕРЕБРЯКОВА (урожд. Лансере) Зинаида Евгеньевна

Serebriakova (née Lansere) Z.

З. Е. Серебрякова. Фото 1920-х

28 ноября / 10 декабря 1884 (имение Нескучное Белгородского уезда Курской губ., ныне Харьковская обл., Украина) – 19 сентября 1967 (Париж). Живописец и график.

Из семьи с художественными традициями. Дочь скульптора Евгения Александровича Лансере (1848–1886) и Екатерины Николаевны Бенуа, сестра художника Евгения Лансере; племянница художников Альберта и Александра Бенуа.

В 1886, после ранней смерти отца, переехала с матерью и братом в С.-Петербург, в дом деда, академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа. Каждое лето проводила в семейном имении Нескучное в Курской губернии. В 1901, по окончании Коломенской гимназии в С.-Петербурге, недолго училась в Художественной школе кн. М. К. Тенишевой у И. Е. Репина. В 1902–1903 побывала в Италии. В 1903–1905 занималась в частной мастерской О. Э. Браза, копировала произведения старых мастеров в Эрмитаже. В 1905–1906 жила в Париже, посещала академию Гранд Шомьер. Вышла замуж за двоюродного брата – инженера путей сообщения Бориса Анатольевича Серебрякова (1880–1919).

В 1900-е писала темперой пейзажи и портреты крестьян в имении Нескучное. Работы этих лет воспроизводились на открытках Общины св. Евгении. В 1910 участвовала в выставке «Современный русский женский портрет» в редакции журнала «Аполлон» и 7-й выставке СРХ в С.-Петербурге. Автопортрет «За туалетом» (1909) и картину «Молодуха» приобрела Третьяковская галерея. В дальнейшем писала женские и детские портреты и композиции на тему крестьянской жизни: «Девушка со свечой» (1911), «Купальщица» (1911), «Кормилица с ребенком» (1912), «В бане» (1913), «За завтраком» (портрет детей художницы, 1914), «Крестьяне» (1914), «Жатва» (1915), «Беление холста» (1916–1917), «Спящая крестьянка» (1917), «Чешущие лен» (1917). С 1911 участвовала в выставках общества «Мир искусства» в С.-Петербурге и Москве.

В 1912–1913 несколько месяцев жила в Царском Селе. В 1911–1913 путешествовала по Крыму, в 1914 – по Швейцарии и Италии, посетила Милан, Флоренцию, Падую, Венецию. В эти годы исполнила много пейзажей. В 1915–1917 создала эскизы четырех круглых панно с аллегориями Турции, Сиама, Индии и Японии для интерьера Казанского вокзала в Москве.

В феврале 1917 в числе первых женщин (вместе с А. П. Остроумовой-Лебедевой, О. Л. Делла-Вос-Кардовской и А. П. Шнейдер) была выдвинута в академики, но из-за революции баллотировка не состоялась.

В 1918–1919 жила в Нескучном; пережила разгром и пожар имения, смерть мужа. В это время написала одну из лучших картин – «Карточный домик» (портрет своих четверых детей). Перебралась с детьми в Харьков, работала в археологическом музее при университете и участвовала в 1-й выставке Подотдела искусств. В 1920 вернулась в Петроград. Служила в мастерской наглядных пособий при Отделе народного образования. Создала серию графических и живописных портретов балерин Государственного академического театра оперы и балета. Писала пейзажи Петрограда, исполнила несколько автопортретов и портретов детей. Участвовала в выставках Дома искусств (1920) и последних выставках «Мир искусства» (1922 и 1924).

В августе 1924 с помощью А. Н. Бенуа выехала во Францию и осталась в Париже, куда позднее приехали младшие дети Александр (в 1925) и Екатерина (в 1928). В Россию не вернулась. Проживала по Нансеновскому паспорту, и только в 1947 получила французское гражданство. В 1929 ее выставка прошла в Ленинграде.

В 1925–1927 посетила Англию, Германию и Бельгию. В декабре 1928 – январе 1929 и в марте – апреле 1932, благодаря помощи мецената барона Ж.-А. де Броуэра, побывала в Марокко, создала серию работ, посвященных жителям этой страны. Исполнила декоративные панно «Флора», «Правосудие», «Искусство», «Свет» и др. для виллы Ж.-А. де Броуэра «Мануар дю Рёле» в Помрейле под Брюсселем (1934–1935). Написала портреты Г. Л. Гиршман (1925), С. С. Прокофьева (1926), К. А. Сомова (1928). В 1930–1939 неоднократно посещала Италию, Швейцарию, Бельгию и Англию, работала в Южной Франции (Ментона, Коллиур) и Бретани.

Провела персональные выставки в парижских галереях Bernheim-Jeune (1929), V. Girchman (1929), J. Charpentier (1927, 1930, 1932 и 1938), Антверпене и Брюсселе (1931, совместно с Д. Д. Бушеном). Участвовала в выставках русских художников в Париже (S. Lesnick, 1928; V. Girchman, январь 1930 – группа «Мир искусства»; V. Girchman, июль 1929, апрель 1930; d’Alignan, 1931; Salle Yteb, 1932; La Renaissance, 1932), Нью-Йорке (1924), Торонто (1925), Лос-Анджелесе (1925), Брюсселе (1928), Берлине (1930), Белграде (1930), Праге (1935), русском отделе международных выставок в Питтсбурге (1925, 1926) и Нью-Йорке (1926). Была организатором благотворительных художественных лотерей в пользу нуждающихся художников, учащегося юношества, Московского землячества и др.; жертвовала для лотерей свои картины. В 1933 вошла в секцию художников Союза деятелей русского искусства во Франции, была членом Правления секции.

В 1940 устроилась в мастерской на углу бульвара Raspail (14-е) и улицы Campagne Première (241) на Монпарнасе, где работала до конца дней. Продолжала писать портреты деятелей искусства (С. М. Лифарь; 1961), заказные женские и детские портреты, ню, пейзажи и жанровые композиции темперой и акварелью. В 1954 провела выставку в своей мастерской (вместе с сыном). В 1961 участвовала в выставке «Семейство Бенуа» в Лондоне. В 1965–1966 персональные выставки прошли в Москве, Киеве, Ленинграде и Новосибирске.

Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

В 1986 в Москве состоялась мемориальная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения художницы. Осенью 2007 в Русском музее прошла выставка «Зинаида Серебрякова. Обнаженные», включавшая около 40 произведений живописи и графики из собраний ГРМ, ГТГ, ГМЗ «Петергоф», Калужского ОХМ, галереи «Триумф» (Москва). В числе других работ впервые были представлены панно для виллы Ж.-А. Броуэра, считавшиеся утраченными и приобретенные московской галереей «Триумф».

Большая часть работ была передана наследниками в дар российским музеям. Лучшие работы находятся в ГРМ и ГТГ. В РГАЛИ имеется корреспонденция З. Е. Серебряковой различным адресатам, в том числе с А. Н. Бенуа.

Библиография:

* РЗФ; ХРЗ; AI 2/1159, 3/1264.

Эрнст С. З. Е. Серебрякова. Пб., 1922.

Жарновский И. Заметки об искусстве: Выставка З. Е. Серебряковой // Последние новости (Париж). 1927. 30 февр. (№ 2193). С. 3.

Радлов Н. З. Е. Серебрякова. Л., 1929.

Выставка картин З. Е. Серебряковой: Каталог. Л., 1929.

Бенуа А. Н. По выставкам: Зинаида Серебрякова // Последние новости (Париж). 1932. 10 дек. (№ 4280).

Бенуа А. Н. Выставка Зинаиды Серебряковой // Последние новости (Париж). 1938. 23 янв. (№ 6147).

Кравченко К. Верность реализму // Художник. 1965. № 9. С. 49–58.

Лапшин В. Зинаида Серебрякова // Искусство. 1965. № 11. С. 61–67.

Зинаида Серебрякова: Каталог выставки / Вступ. ст. А. Савинова. М., 1965.

Анненков Ю. Искусство З. Е. Серебряковой // Русская мысль (Париж). 1967. 9 ноября. С. 12.

Александр Бенуа размышляет...: Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М.: Советский художник, 1968. (Указ.).

З. Е. Серебрякова: Альбом /Авт.-сост. В. П. Лапшин. М., 1969.

Савинов А. Н. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Л., 1973.

Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки: В 2 т. М., 1974. (Указ.).

Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Ю. Н. Подкопаевой и А. Н. Свешниковой. М.: Искусство, 1979. (Указ.).

Князева В. П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. М., 1979 (библиогр.).

Серебрякова Т. Б. Детство Зинаиды Серебряковой // Юный художник. 1981. № 3. С. 8.

Элизбарашвили Н. Портрет кисти Серебряковой // Художник. 1984. № 1. С. 54.

Элизбарашвили Н. К атрибуции рисунков З. Е. Серебряковой, хранящихся в собрании Государственного музея искусств Грузии // Музей-6. Художественные собрания СССР. М., 1986. С. 61.

Князева В. Вечно прекрасное // Художник. 1987. № 9. С. 30–41.

Серебрякова Т. О моей матери // Там же. С. 41–43.

З. Серебрякова: Сборник материалов и каталог экспозиции к 100-летию со дня рождения художника / Сост. Н. А. Сенковская. М., 1986.

З. Е. Серебрякова. Письма. Современники о художнике / Авт.-сост. В. П. Князева и Ю. Н. Подкопаева. М., 1987.

Рисунки З. Е. Серебряковой: Подготовительные наброски, этюды, картоны к тематическим картинам 1910–1922 гг.: Каталог выставки. М., 1987.

З. Серебрякова: Избранные произведения: Альбом / Авт.-сост. Т. А. Савицкая. М., 1988.

Лобанов-Ростовский Н. Д. Художники русского театра. 1880–1930. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских: Каталог-резонне / Вступит. ст Н. Д. Лобанова-Ростовского; сост. и текст Дж. Боулта. М., 1994.

Богданов А. А. Марокканская серия Зинаиды Серебряковой // К исследованию русского изобразительного искусства. Новые материалы. Ч. 1. СПб., 1998.

Авдюшева-Лекомт Н. А. Ле Мануар. Неизвестные работы З. Серебряковой в Бельгии // Борис Григорьев и художественная культура ХХ века / Сб. ст. Псков, 2001. С. 63–65.

Зинаида Серебрякова / Авт. текста Н. Александрова. М.: Белый город, 2001.

Зинаида Серебрякова: Живопись. Графика: Выставка в «Доме Нащокина». Октябрь-ноябрь 2003 / ГТГ, ГРМ, ГМЗ «Петергоф», Музей личных коллекций, ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 2003.

Авдюшева-Лекомт Н. А. «Мануар не погиб» // Антик Respekt. 2003. Март-апрель. С. 38–40.

Круглов В. Ф. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. СПб., 2004.

Русакова А. А. Зинаида Серебрякова. 1884–1967. М., 2006.

Ефремова Е. В. Зинаида Серебрякова. М., 2006.

Зинаида Серебрякова. Обнаженные: Каталог выставки / ГРМ, Галерея «Триумф». СПб., 2007.

Русакова А. А. Зинаида Серебрякова [ЖЗЛ]. М., 2008.

Beaux-Arts. 1933. Août 18. P. 5; 1934. Avr. 13. P. 6; 1938. Févr. 25. P. 4.

Z. Serebriakova. Paris: Alliance Russe, 1995.

Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Julia&Keld за предоставленную фотографию.

Дата ввода:

30.03.2012