БРАЗ Осип (Иосиф) Эммануилович

Braz O.

С. Иванов. Портрет Осипа Браза. Фрагмент

10 / 22 января 1873 (Одесса) – 16 ноября 1936 (Лис-Шантильи, близ Парижа). Живописец.

Из мещан. Учился в Одесской художественной школе у К. К. Костанди, окончил ее в 1890 с большой бронзовой медалью. В 1891–1894 продолжил образование в Мюнхене, посещал частную школу Ш. Холлоши и классы рисунка в ИАХ. В 1894 переехал в Париж для совершенствования в живописи. Затем жил в Амстердаме и Гааге, изучал старых голландских мастеров. В 1895 поступил в АХ, в мастерскую И. Е. Репина, – в основном ради диплома, необходимого иудею для проживания в столице. В 1896 получил звание классного художника 1-й степени за портреты Д. Н. Кардовского, Ф. Э. Рушица, Е. М. Мартыновой и автопортрет. Портрет Мартыновой был отмечен премией МОЛХ и приобретен П. М. Третьяковым.

В 1890–1900-е создал цикл портретов русских художников: А. П. Соколова (1898), Н. Д. Кузнецова (1898), И. Я. Гинцбурга (1890-е), К. К. Первухина (1901), Л. О. Пастернака (1903), С. И. Иванова (1903). В 1897–1898 по заказу П. М. Третьякова работал над портретом А. П. Чехова, окончательный вариант которого был завершен в Ницце и стал наиболее известным портретом писателя. Исполнил много заказных женских портретов. В 1900–1905 давал частные уроки живописи в своей студии на набережной реки Мойки, 112; занятия посещали П. Я. Павлинов, З. Е. Серебрякова, А. М. Белова, Н. Е. Лансере и др. В 1902–1904 преподавал в Рисовальной школе ОПХ.

В 1907–1911 работал в основном во Франции. Под влиянием новейшего французского искусства значительно изменил живописную манеру в сторону упрощения композиции, активности цвета и декоративности, что особенно проявилось в пейзажах Бретани, позже – в пейзажах Крыма (1913) и Финляндии (1915–1917).

Участвовал в выставках ТЮРХ (1893–1894, 1897–1898, 1908, 1913) и МОЛХ (ежегодно в 1896–1899). В 1900 сблизился с кружком А. Н. Бенуа и стал постоянным участником выставок «Мир искусства» (ежегодно в 1900–1903, 1911–1917, 1922 и 1924); был членом комитета и казначеем объединения. В числе других мирискусников участвовал в выставках 36-ти художников (М., 1901, 1902) и СРХ (ежегодно в 1903–1906; член СРХ в 1903–1910; вышел с группой А. Н. Бенуа). Выставлялся в Париже, Вене и Риме. В 1914 был избран академиком.

После революции продолжал серию портретов художников (П. И. Нерадовский, М. В. Добужинский, И. А. Фомин, К. А. Сомов и др.) и создал цикл натюрмортов: «Натюрморт с медной ступкой» (1920, ГРМ), «Натюрморт с голубым кувшином» (1921, ГРМ), «Натюрморт с белой салфеткой» (1922, ГРМ). В 1922 на выставке «Мир искусства» его натюрмортам был отведен отдельный зал. Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919), 1-й выставке картин Общины художников (Пг., 1921), а также в Выставке художников Императорской Академии художеств Петрограда в Париже (1921, галерея Magellan) и 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922).

В 1918–1924 состоял ученым хранителем и заведующим отделом голландской живописи Эрмитажа. Занимался реставрацией (реставрировал, в частности, «Натюрморт с атрибутами искусства» Ж.-Б. Шардена). Успеху в этой области способствовало его многолетнее коллекционирование картин старых мастеров, в первую очередь голландцев и фламандцев. В 1920–1924 руководил живописной мастерской в преобразованной АХ (ГСХМ, ВХУТЕИН).

4 июня 1924 был арестован по обвинению «в скупке картин и художественных ценностей, неофициальной экспертизе по закупке картин для вывоза их за границу и в передаче секретных сведений об экономическом и политическом положении СССР английскому представителю» и по постановлению Коллегии ОГПУ (от 16 марта 1925) был заключен в Соловецкий лагерь на три года. В январе 1926 досрочно освобожден с лишением права проживания в центральных городах и направлен в ссылку в Новгород, где занимался разработкой фондов и реставрацией памятников в Губернском музее. Написал в Новгороде много акварельных пейзажей и провел там персональную выставку. В конце 1926 по ходатайству ленинградских художественных обществ получил разрешение вернуться в Ленинград и возобновил работу во ВХУТЕИНе и Эрмитаже. При этом вся его художественная коллекция была описана и перемещена в Государственный музейный фонд. Впоследствии часть живописных произведений из нее попала в собрания Эрмитажа, Русского музея и Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве; многое было распродано на западных аукционах в 1930-е.

В мае 1928 выехал в Германию, где жила его семья, в том же году переехал в Париж. Занимался живописью и торговлей антиквариатом. В 1930 провел в парижской галерее W. Hirshman персональную выставку, посвященную Новгороду. Участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (V. Hirshman, 1930; d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932), Берлине (1930) и Праге (1935).

Все члены семьи болели туберкулезом в тяжелой форме. Потеряв жену (Лолла Эдуардовна, урожд. Ланцгоф) и обоих сыновей, последний год жизни провел в одиночестве. Похоронен на кладбище Банье в Париже. Представлен в ГРМ, ГТГ и других музеях России.

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 12. 1895. Д. И-2; Ф. 791. Оп. 1. Д. 2. Л. 131; Архивная справка ФСБ РФ от 15 мая 1998.

* ЕЭ 4/870; ХН СССР 2/58–59; ХРЗ.

Выставка картин (акварели, рисунки) академика О. Э. Браза: Каталог. Новгород, 1926.

Воинов В. Академик О. Э. Браз // Красная панорама. 1927. № 51. С. 8.

Последние новости. 1936. 18 ноября (№ 5717).

Новое русское слово. 1936. 25 ноября (№ 8697).

Бенуа А. Н. Браз // Последние новости. 1936. 28 дек. (№ 5727).

Зингер Л. Прижизненные портреты А. П. Чехова // ГТГ. Материалы и исследования Т. 2. М., 1958. С. 179–208.

Зильберштейн И. С. История одного портрета // Огонек. 1960. № 4. С. 22.

Александр Бенуа размышляет...: Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М.: Советский художник, 1968. (Указ.).

Шумилов Е. В ряду русских портретистов // Художник. 1974. № 12. С. 42.

Зайцев А. Д. Профессор Академии художеств О. Э. Браз // Вопросы художественного образования. Вып. XIV. Л., 1975. С. 43–59.

Сергей Дягилев и русское искусство. Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве. В 2-х тт. / Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. М., 1982 (указ.)

Лихачев Д. С. Беседы прежних лет // Наше наследие. 1993. № 26. С. 52.

Банников А. П. Осип Эмильевич Браз и его собрание старинной живописи // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник 2002. М., 2003. С. 388–391.

Толмацкий В. А., Скурлов В. В., Иванов А. Н. Коллекция Осипа Браза // Антикварно-художественный рынок Петербурга. СПб., 2008. С. 249–286.

Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.03.2012