АНИСФЕЛЬД Борис Израилевич (Бер Срулевич)

Anisfeld (Anisfeldt ) B.

Б. И. Анисфельд

2/14 октября 1878 (Бельцы Бессарабской губ.) – 4 декабря 1973 (Уотерфорд, шт. Коннектикут, США). Живописец, график, сценограф и педагог.

Сын мещанина. В 1895–1900 учился в Одесской рисовальной школе у Г. А. Ладыженского и К. К. Костанди. В 1901 поступил в ИАХ в Петербурге, занимался в мастерской И. Е. Репина, затем – Д. Н. Кардовского. C 1903 участвовал в отчетных академических выставках. В 1905 рисовал для журналов политической сатиры «Жупел» и «Адская почта». Совет ИАХ дважды отвергал его дипломную работу (в декабре 1908 и октябре 1909), несмотря на особое мнение профессоров В. В. Матэ, Я. Ф. Ционглинского, Д. Н. Кардовского и Ф. А. Рубо. Звание было присуждено 23 ноября 1909 за картину «Адам и Ева» благодаря личному вмешательству президента ИАХ вел. кн. Марии Павловны. В декабре 1904 женился на дочери псковского купца Фриде Глезерман, в 1908 родилась дочь Морелла.

Писал пейзажи, натюрморты, портреты, символические картины и библейские сцены. Исполнял стенные росписи для частных домов. В 1905-1906 выполнял иллюстрации для сатирических журналов «Жупел» и «Адская почта». В 1906 показал картины на выставке «Мир искусства» в Петербурге, затем – на Выставке русского искусства, организованной С. П. Дягилевым в парижском Осеннем салоне; был избран действительным членом салона. Участвовал в выставках СРХ (СПб., 1906, 1907, 1909; Киев, 1910), киевского журнала «В мире искусств» (1907–1909), в «Салоне» В. А. Издебского (1909/10), венском Сецессионе (1908), выставках в Мальмё (Швеция), Милане, Лондоне и Амстердаме. В 1910 вошел в общество художников «Мир искусства» и до 1917 участвовал во всех его выставках. В 1911 исполнил иллюстрации к трагедии Леонида Андреева «Океан» (СПб.: «Прометей»).

В 1907 дебютировал как сценограф, оформив спектакль «Свадьба Зобеиды» Г. Гофмансталя для театра В. Ф. Комиссаржевской (реж. Вc. Э. Мейерхольд). В 1909-1912 работал для Русского балета С. П. Дягилева, исполняя декорации по эскизам Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, А. Я. Головина и Н. К. Рериха, по собственным эскизам исполнил декорации и костюмы к балету «Подводное царство» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (1911). Создал также сценографию балетов «Исламей» М. А. Балакирева (1912, балетм. М. М. Фокин, Мариинский театр), «Прелюды» Ф. Листа и «Семь дочерей Горного Короля» А. А. Спендиарова (1912/13, антреприза Анны Павловой в Берлине), «Египетские ночи» А. С. Аренского (1913/14, антреприза М. М. Фокина в Берлине и Стокгольме), «Видение розы» К. М. Вебера и «Сильфиды» Ф. Шопена (1914, антреприза В. Ф. Нижинского в Лондоне) и др. В эти годы подолгу находился в Париже, Берлине, Лондоне, Венеции. С началом войны через Финляндию вернулся в Петроград.

В 1915 стал членом Еврейского общества поощрения художеств, участвовал в благотворительных аукционах в пользу нуждающихся художников.

В сентябре 1917, получив приглашение устроить выставку в Бруклинском музее в Нью-Йорке, с женой и дочерью покинул Петроград. Через Сибирь, Владивосток, Йокагаму (Япония) и Ванкувер (Канада) прибыл в январе 1918 в США и поселился Нью-Йорке. В том же году с помощью критика и коллекционера Кристиана Бринтона устроил персональную выставку в Бруклинском музее (около 130 работ, привезенных из России), которая затем в течение двух лет обошла около 20 городов и принесла художнику известность в США. Провел персональные выставки в галерее Reinhardt (1924) и Художественном центре (1926) в Нью-Йорке, в Художественном институте Чикаго (1925, 1928).

Участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (La Boёtie, Devambez, 1921), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923), Уилмингтоне (1932), Лондоне (1935), в российском отделе международных выставок в Питтсбурге (1924, 1925), Нью-Йорке (1926) и Филадельфии (1926).

Оформил для Метрополитен-Опера спектакли «Королева Фьяметта» К. Леру (1919), «Синяя птица» А. Вольфа (1919), «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (1922), «Король Лахора» Ж. Массне (1924); исполнил декорации к опере «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева для Чикагской оперы (1921), к балетам «Азиада» и «Карнавал» на музыку Ф. Листа для труппы М. Мордкина (1926) и др.

В 1926 получил американское гражданство. В 1928 переехал с семьей в Чикаго. Оставив работу в театре, в дальнейшем занимался в основном станковой живописью и педагогикой. В 1929–1957 был преподавателем Художественного института Чикаго. В 1933 испытал потрясение в связи с самоубийством жены. В 1934 его дочь Мара Чатфилд-Тэйлор купила летний дом в Сентрал-Сити в Колорадо, где он в течение многих лет вплоть до 1965 проводил с учениками Летние школы живописи на пленэре. С сер. 1930-х и почти до самой смерти жил в апартаментах Когана – в доме с квартирами для художников в старой части Чикаго.

В поздний период жизни писал лирические пейзажи и символические картины в экспрессионистской манере: «Прометей» (1952), «Рапсодия» (1955), «Созвездие» (1955), «Судьба» (1957); обращался к гротеску: «Леди в белом» (1951), «Мистики» (1954) и др. Создал цикл картин на евангельские темы: «Галилейское море» (1946–1947), «Всадники Апокалипсиса» (1946), «Снятие с креста» (1954–1956), «Оплакивание» (1957–1958). Эпизодически занимался скульптурой. Провел персональные выставки в Институте Карнеги в Питтсбурге (ежегодно в 1946–1949), галерее К. Dweller в Нью-Йорке (1956), Художественном институте Чикаго (1958), галерее Vincent Astor в Нью-Йорке (1968) и Смитсоновском институте в Вашингтоне (1971).

Представлен в ГРМ, ГТГ, ГЦТМ и музее Большого театра в Москве. Бóльшая часть театральных работ хранится в Публичной библиотеке Нью-Йорка. Личный архив художника, переданный его дочерью, находится в Смитсоновском институте в Вашингтоне.

Посмертные выставки в России проходили в Санкт-Петербурге (1994, Музей театрального и музыкального искусства), Москве (2001, Центр современного искусств на Неглинной).

Библиография:

† РГИА Ф. 789. Оп. 12. 1900. Д. И-22.

* Балет; Бурлюк; КЕЭ 1 (Доп.)/62–63; Лобанов-Ростовский; Неизвестная Россия, 54–55; ХН СССР 1/159; AI 1/34, 2/33, 3/37, 9/25, 19/19, 20/24.

Эфрос А. М. Живопись театра // Аполлон. 1914. № 10. С. 29–33.

Евреинов Н. Pro Scena Sua. Пг., 1915. С. 148.

Левинсон А. Русские художники-декораторы // Столица и усадьба. 1916. № 57. С. 5 (ил.), 14–17.

Грабарь И. Э. Искусство русской эмиграции // Русский современник. 1924. № 3. С. 245.

Фокин М. М. Против течения: Воспоминания балетмейстера. Статьи. Письма / Сост. Ю. И. Слонимский. М.; Л., 1962. С. 621 (указ.).

Александр Бенуа размышляет...: Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М.: Советский художник, 1968. (Указ.).

Завалишин Вяч. «Декоративный идеализм» Бориса Анисфельда // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1968. 17 апр.

Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ века: Очерки истории и теории. М., 1969. (Указ.).

Пожарская М. Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX–начала XX в. М., 1970. (Указ.).

Завалишин В. Памяти Бориса Анисфельда // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1974. 13 янв. С. 4.

Игорь Грабарь: Письма. 1917–1941 / Ред.-сост. Л. В. Андреева, Т. П. Каждан. М., 1977. (Указ.).

Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве / Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков: В 2 т. М., 1982. (Указ.).

А. И. Савинов: Письма. Документы. Воспоминания / Сост. Г. А. Савинов. Л., 1983. С. 315 (указ.).

Григорьев С. Л. Балет Дягилева. 1909–1929. М., 1993. (Указ.).

Н. Лобанов-Ростовский. О театральных художниках из России (Записки коллекционера) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Иерусалим, 1992. Т. 1. С. 390–420.

Лобанов-Ростовский Н. Воспоминания о русских художниках за рубежом // Записки Русской академической группы в США. 1994. Т. 26. С. 68–69.

Борис Анисфельд. 1879–1973: [Каталог выставки в С.-Петербургском музее театрального и музыкального искусства] / Вступ. ст. М. Игнатьевой и Р. Салтыковой. СПб., 1994.

Символизм в России. ГРМ: Каталог выставки / Вступ. ст. В. Круглова, Е. Петиновой и Е. Карповой. СПб., 1996.

Семенова Н. Алхимия цвета // Наше наследие. 2002. № 61.

Савицкая А. И. Русские художники американского театра // Деятели американской культуры из Российской империи. Сб. статей по итогам выставки и научной конференции в ГРМ. СПб., 2009. С. 91-99; илл.

Лингенаубер Э., Сугробова-Рот О. Борис Анисфельд. 1878–1973. Научный каталог. Дюссельдорф, 2011 (на рус. и англ. яз.).

Boris Anisfeld. Retrospective Exhibition: [Catalogue]. The Art Institute of Chicago. Chicago, 1958.

Boris Anisfeldt: Twenty Years of Designes for the Theatre / Text by Janet A. Flint: [Catalogue]. Smithsonian Institution. Washington, 1971.

Boris Anisfeld: [Catalogue]. William Benton Museum of Art, University of Connecticut. Storrs, 1979.

Paintings by Boris Anisfeld and a Selection of his Designs for Ballet and Opera: [Catalogue]. Adler Fine Arts Gallery. New York, 1979.

Boris Anisfeld. 1879–1973. Retrospective Exhibition: Russian Paintings, Designs for Theatre Sets and Costumes, American Paintings and Sculpture: [Catalogue]. Gilman Gallery. Chicago, 1981.

Boris Anisfeld in St.-Petersburg. 1901–1917 / Text by Elisabeth Kashey: [Catalogue]. Shepherd Gallery. New York, 1984.

Boris Anisfeld: «Fantast-Mystic». Twelve Russian Paintings from the Collection of Joey and Toby Tanenbaum / Text by Roger J. Mesley: [Catalogue]. Art Gallery of Ontario. Toronto, 1989.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Сайты:
Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.10.2011