ЦАДКИН Осип (Иосель-Шмуйла) Аронович
Zadkine O.
14 июля 1890 (Смоленск, по другой версии Витебск) – 25 ноября 1967 (Париж). Скульптор, график, поэт.
По версии самого О. Цадкина, документально не подтверждающейся, он сын крещенного еврея, преподавателя классических языков Смоленской семинарии Арона Цадкина. Мать, Софи Лестер – из рода шотландских кораблестроителей, переселившихся в Россию при Петре Ι. Детство провел в Витебске. В 1900–1904 учился в городском ремесленном училище (в одно время с М. Шагалом). В конце 1905 был отправлен к двоюродному брату матери в Сандерленд (Англия), где осваивал столярное мастерство и посещал художественную школу. Спустя год поступил на работу в столярную мастерскую в Лондоне. Посещал Британский музей, занимался на вечерних курсах в Политехнической школе (1907), изучал резьбу по дереву в Школе искусств и ремесел (1909). Летние месяцы проводил в Витебске и Смоленске; в один из приездов исполнил первую работу из гранита – «Героическая голова». Был знаком с витебским художником-педагогом Ю. М. Пэном и его учениками.
В 1909 переехал из Лондона в Париж. Недолго занимался в Национальной школе изящных искусств у Ж.-А. Энжалбера, но разочаровался в академических методах преподавания и прекратил занятия; осенью 1910 снял студию в «La Ruche». В 1910–1914 был постоянным посетителем салона баронессы Е. Эттинген, Академии Марии Васильевой и кафе «La Rotonde». Познакомился с Г. Аполлинером, Б. Сандраром, П. Пикассо, М. Жакобом, А. Модильяни, К. Бранкузи, Р. и С. Делоне, А. Архипенко, Ж. Липшицем, И. Эренбургом. В 1913 устроился в большой мастерской на улице Rousselet, 35, где проработал до 1928.
В 1911 впервые выставил скульптуры в салонах: Независимых и Осеннем. Первым покупателем стал князь Родоконаки, который поддерживал его и в дальнейшем. Участвовал в 1-й выставке Художественно-артистической ассоциации в Петербурге (1912), Новом Сецессионе в Берлине (1914) и авангардистской выставке «Allied Artists Association» в Лондоне (1914). Увлекался искусством архаики, романской скульптурой и африканской пластикой. Помимо скульптуры показывал на выставках рисунки; оформил книгу стихов Веры Инбер «Печальное вино» (Париж, 1914).
В 1915 вступил добровольцем во французскую армию и был назначен в полевой госпиталь под Эперне. В 1916 пережил газовую атаку немцев и тяжело болел, некоторое время служил переводчиком при Русском экспедиционном корпусе и был демобилизован по инвалидности.
В 1918 вернулся в Париж. Совместно с А. Модильяни и М. Кислингом организовал выставку, на которой показал рисунки на военные темы; выпустил альбом офортов. В 1920 провел в своей мастерской первую персональную выставку (скульптуры, акварели, гуаши). Женился на художнице Валентине Пракс.
В 1920-е выработал свою пластическую манеру, основанную на сочетании принципов кубизма и элементов архаики. Использовал выпукло-вогнутые плоскости, отверстия и разрывы, комбинировал разнородные материалы, применял раскраску, инкрустацию, наносил на скульптурную поверхность графический рисунок или тексты. Самые известные произведения межвоенного периода: «Гитаристы» (1920), «Арлекин» (1929), «Женщина с птицей» (1930), «Homo Sapiens» (1935), «В честь Баха» (1936), «Христос» (1939), проекты памятников А. Рембо, Лотреамону, Г. Аполлинеру и А. Жарри, вариации на античные сюжеты: «Лаокоон», «Менады», «Диана», «Нарцисс», «Прометей», «Дискобол», «Деметра»; много лет работал над образом Орфея.
В 1920–1930-е приобрел известность – сначала в Бельгии и Голландии, где выставки проходили более успешно, затем во Франции и США. Провел персональные выставки в Лондоне (1928, галерея A. Tooth), Венеции (1932, 1938), Чикаго (1930, 1933, 1936), Филадельфии (1931) и Нью-Йорке (1937); ретроспективная выставка, посвященная 25-летию его творческой деятельности, состоялась в Музее изящных искусств в Брюсселе (1933). В 1921 вышла первая монография о нем влиятельного художественного критика Мориса Рейналя, в 1929 – монография критика и коллекционера Андре де Риддера. C 1928 работал в мастерской на улице d’Assas, 100 bis. В 1933 приобрел дом в местечке Арк (Arques, деп. Lot), где стал проводить летние месяцы.
Был связан с эмигрантскими художественными кругами: участвовал в собраниях группы «Через» и вечерах журнала «Наш Союз», в выставках русского искусства в Париже (L’Époque, 1931 и 1932, группа «Числа»; La Renaissance, 1932), Белграде (1930), Праге (1935). В 1928 прислал шесть скульптур в русский отдел Выставки современного французского искусства в Москве. Подарил ГМНЗИ в Москве бронзовую фигуру «Музыка» (1918), скульптуру «Группа» (1927) и несколько графических работ.
В августе 1941 переехал из оккупированной Франции в США, поселился в Нью-Йорке. Создал скульптуры «Заключенный» (1943) и «Воюющий Арлекин» (1944). Провел несколько выставок в Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии и Сан-Франциско. Участвовал в выставке «Художники в изгнании» в галерее P. Matisse в Нью-Йорке (1942).
В 1945 вернулся в Париж. Участник выставки «В честь Победы», организованной Союзом советских патриотов (1946). Стал профессором академии Гранд Шомьер и начал работу над монументом «Разрушенный город», который в 1953 был открыт в Роттердаме в память о налете на город немецкой авиации. Скульптуры послевоенных лет: «В честь Родена» (1945), «Лабиринт» (1947), «Рождение форм» (1949), «Поэт» (1954), «Трио музыкантов» (1954), «Великий вестник» (1955), «Возвращение блудного сына» (1956), последняя версия Орфея (1956), «Атомный взрыв» (1963), проект памятника А. С. Пушкину для Парижа (1967), серия портретов Ван Гога, завершившаяся созданием памятника в Овер-Уаз, близ Парижа (1961), и монумента «Братья Ван Гог» в Зюндерте (1964). Рисовал гуашью, занимался офортом и литографией; в 1960-е издал литографические альбомы: «Подвиги Геракла» «Лица», «Апокалипсис», «Человеческий лес». Писал стихи и мемуары. В 1967 вошел в состав Особого исполнительного комитета по изданию «Золотой книги русской эмиграции».
Был участником более 100 выставок во многих странах. Главные ретроспективные выставки состоялись в Национальном музее современного искусства (1949) и Доме французской мысли (1958) в Париже, в Музее Сен-Пьер в Лионе (1959), в Кнокке-ле-Зут, Бельгия (1963), и Цюрихе (1965). Получил ряд почетных наград, в том числе Гран-при на биеннале в Венеции (1950), Большой национальный приз Франции по искусству (1960), орден Почетного легиона (1967).
Похоронен на Монпарнасском кладбище. В 1972 мемориальная выставка «В честь Цадкина» прошла в Музее Родена и Музее современного искусства города Парижа. Представлен в крупнейших музеях Европы и США. В 1982 парижская мастерская на улице d’Assas была превращена в Музей О. Цадкина, в котором располагается большая коллекция его работ, в 1988 открыт музей в деревне Арк.
Библиография: |
* AI 1/1558, 2/1357, 3/1482–1483, 4/1291, 5/942, 6/1212, 7/1365, 8/1343, 9/936, 10/955, 11/825, 12/990, 13/989, 14/1069, 15/1083, 16/598, 17/630, 18/741, 19/1014–1015, 20/998, 22/828, 25/848, 27/949, 28/1077; Nieszawer & Princ; Naylor. Шебуев Н. Первая выставка Художественно-артистической ассоциации // Обозрение театров. 1912. 17 ноября. Де-Риддер А. Цадкин // Числа. 1932. Кн. 6. С. 195–196. Калитина Н. Встречи с искусством Франции. М.; Л., 1963. С. 107–112. Шик А. Умер Осип Цадкин // Русская мысль (Париж). 1967. 7 дек. (№ 2664). С. 9. Анненков Ю. Осип Цадкин // Русская мысль (Париж). 1967. 14 дек. (№ 2665). С. 7; 1967. 21 дек. (№ 2666). С. 7. Он же. Осип Цадкин // Возрождение (Париж). 1968. № 193. С. 115–116. Валериус С. Прогрессивная скульптура ХХ века. М., 1973. С. 275. Азизян И. А. Роттердамский памятник и его автор // Советская скульптура-76. М., 1978. С. 214–222. Азизян И. А. Осип Цадкин: Поиски истин // Творчество. 1990. № 7. С. 9–13. Маркин Ю. Из географии шедевра // Там же. С. 13–14. Шатских А. Осип Цадкин (1890–1967) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. Сборник статей, публикаций, мемуаров и эссе / Сост. и изд. М. Пархомовский. Т. 5. Иерусалим, 1996. С. 345–352. Лисов А. Цадкин и Витебск // Шагаловский сборник. Материалы I–IV Шагаловский дней в Витебске (1991–1995). Витебск, 1996. С. 176-187. Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 346–347 (илл.). Американские художники из Российской империи: Альманах. Вып. 208. СПб., 2008. С. 282. Raynal M. Ossip Zadkine. Roma: Valori Plastici, 1921. Humbourg P., George W. Ossip Zadkine. Sélection. Anvers, 1928. De Ridder A. Zadkine: Collection sculpteurs nouveaux. Paris: Chroniques du Jour, 1929. Humbourg P. Zadkine. Paris, 1930. Chevalier D. Zadkine: Sculptures. Paris: Guy Le Prat, 1949. Marchal G.-L. Avec Zadkine. Paris: Caractéres, 1956. Cogniat R. Zadkine. Paris: Hautefeuilles-Caractéres, 1958. Hammacher A. M. Zadkine. Paris; Amsterdam, 1961. Cassou J. Ossip Zadkine. Amriswill: Bodensee Verlag, 1962. Langer J. Ossip Zadkine: Mahnmal für Rotterdam. Stuttgart: Ph. Reclam, 1963. Jianou I. Zadkine et l'esprit d'universalité / préface de Waldemar George. Paris, 1964. Czwikliter C. Ossip Zadkine: Catalogue de l’œuvre gravée. Paris, 1967. Prax V. Avec Zadkine: Souvenirs de notre vie. Lausanne; Paris: La Bibliothèque des Arts, 1973. Jianou I. Zadkine: Catalogue raisonné. Paris: Arted, 1964, 1979. Tralbaut M.-E. Zadkine poète. Anvers: P. Peré, 1965. Buchanan D. Le monde secret de Zadkine. Paris: Arted, 1966. Lichtenstern Chr. Ossip Zadkine (1890–1967): der Bildhauer und seine Ikonographie. Berlin: Gebr. Mann, 1980. Musée Zadkine: Sculptures. Paris, 1989. Marchal G.-L. Ossip Zadkine: la sculpture – toute une vie. Rodez: Rouergue, 1992. Lecombre S. Ossip Zadkine: L’Euvre sculpté. Paris; Musées, 1994. Quatre vigts dessins de Zadkine. Paris; Musées: Musée Rodin, 1994. Сочинения: Я намеренно останусь в рамках традиции // Творчество. 1990. № 7. С. 15–16. Voyage en Grèce –Trois Lumières. Amsterdam: K. Van Boeschoten, 1955. Ma sculpture // Civita delle Machine (Rome). 1963. N 1. Lettres à André De Ridder. Anvers: Librairie des Arts, 1963. Poèmes. London: Adam Books, 1964. Le maillet et le ciseau: Souvenirs de ma vie. Paris: Albin Michel, 1968. |
Библиотека сайта: |
|
Сайты: | |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Благодарности: |
Julia&Keld за предоставленную фотографию. |
Дата ввода: |
30.03.2012 |